Роль электронных СМИ в информационном обеспечении деятельности органов государственной власти России

(Коновченко С. В.) ("Информационное право", 2007, N 4) Текст документа

РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ

С. В. КОНОВЧЕНКО

Коновченко С. В., доктор политических наук, профессор кафедры прикладной политологии Государственного университета - Высшая школа экономики.

В современных условиях политическую реальность в значительной степени моделируют средства массовой информации, отчего в течение последних десяти лет утвердились такие термины, как "медиа-политика" и "медиа-политическая система". При этом доминирующие позиции в системе СМИ России занимает телевещание, так как телепрограммы принимает около 98% всего населения страны. В связи с этим все чаще отмечается, что, если событие политической жизни не было показано по ТВ, оно пройдет незамеченным широкими слоями населения, особенно в нашей стране, где уровень чтения периодики значительно отстает от уровня просмотра телевидения. С начала нового тысячелетия в силу ряда объективных причин произошло усиление влияния государства на деятельность СМИ, и при этом у органов власти увеличились возможности в информационном обеспечении своей деятельности. Примечательно, что Швеция еще в докладе комиссии ЮНЕСКО 1978 г. определила для себя пять основных функций средств массовой коммуникации: - стимулировать широкое участие граждан в общественных делах; - укреплять сознание национальной идентичности; - давать гражданам необходимую информацию и одновременно предоставлять им возможность донести свои взгляды и мнения до правящих кругов; - служить форумом для обмена мнениями и информацией; - подвергать критическому анализу группировки, стоящие у власти в стране <1>. -------------------------------- <1> См.: Hadenius S., Ringdahl J. On communication policy in Sweden. Stockholm, 1978.

Таким образом, в виде средств массовой коммуникации граждане Швеции получали инструмент влияния на процессы общественного управления и по достоинству оценили его. В Российской Федерации электронные СМИ могут быть использованы в информационном обеспечении деятельности органов государственной власти по следующим направлениям. 1. Активизация выступлений электронных СМИ по проблемам стратегического и тактического развития России: - информирование о принимаемых законодательных актах: представителям законодательной ветви власти целесообразнее не постфактум говорить о принятых решениях, но постоянно разъяснять, какие социально значимые проекты законов находятся в стадии подготовки, каково их основное содержание, приглашать общественность к обсуждению наиболее значимых законодательных актов (как в США); электронные СМИ - наиболее удобное средство обсуждения законодательных норм, их популяризации (особенно Интернет, позволяющий осуществлять активную обратную связь); - информирование о стратегических и тактических планах исполнительной власти с отчетами представителей министерств и ведомств; - информирование о деятельности судебных органов, где помимо рассмотрения дел межличностного характера в ТВ-программах (таких, как "Суд идет"), рассказывать о делах, связанных с отстаиванием гражданами своих гражданских прав, показывающих, что законодательная система работает на условиях равенства закона для всех представителей общества, для государства и бизнеса; это будет стимулом для граждан в отстаивании своих прав; - упреждающее информирование о деятельности трех ветвей власти. 2. Борьба с бедностью, где надо больше использовать зарубежный опыт. В решении этого вопроса Россия значительно запаздывает: в Англии формы работы по борьбе с бедностью ведут свое начало от Закона о бедных 1601 г. В течение XX в. в Европе развивается принцип субсидиарности (от лат. "subsidium ferre" - оказывать помощь), когда государство предлагает своим гражданам различного рода помощь, чтобы они могли самостоятельно решать свои проблемы на основе самоорганизации и самоконтроля. Такой способ помощи способствует формированию самодостаточности даже в критических ситуациях, значительно щадит чувство собственного достоинства каждого гражданина страны. Борьба с бедностью в том числе должна способствовать решению такой острой проблемы, как высокая дифференциация населения по уровню доходов (до 30 раз и более по децильному коэффициенту без учета объемов теневой экономики), диспропорция в уровнях заработной платы между отраслями экономики (в шесть-семь раз), между регионами страны (в пять-десять раз и более), внутри предприятий (от 20 до 100 раз и более). При этом формы субсидиарной информационной помощи предполагают: - теле-, радио - и интернет-школы малого бизнеса, рассказывающие о том, как делать бизнес поэтапно и какие могут появиться проблемы; - сайты и программы обмена позитивным опытом в сфере бизнеса и помогающие осуществлению поиска партнеров в стране и за рубежом; - программы, стимулирующие изобретателей и авторов инновационных идей (конкурсы, интернет-фестивали и т. д.); - неназидательное просвещение, когда СМИ, "развлекая, просвещают". Прежде всего необходимо обратить внимание на молодежь, на проблемы ее образования и на формирование шкалы ценностей молодых людей, поэтому целесообразно чаще посвящать программы тому, что в условиях развитой демократии ценится человек, который "сам себя создал", чтобы героями СМИ стали люди, "сделавшие себя сами". 3. Влияние на динамику шкалы ценностей россиян. Анализ динамики ценностей и устремлений россиян показывает, что с начала 1990-х годов граждане освобождаются от патерналистских устремлений, становятся более самостоятельными в своих решениях. Средний класс подрастает в год примерно на 1% (выделяемый по совокупности трех критериев: образование, доход, самоидентификация) и составляет около 15 - 19%. Примечательно и увеличение числа сограждан, мыслящих в рамках действия рыночных механизмов, демократических отношений. Ведущие ценности половины населения страны - одновременно демократия и безопасность; к числу наиболее важных и наиболее нарушаемых ценностей попали равенство перед законом, право на безопасность и защиту личности, право на личную собственность, право на труд и право на образование. Именно этим вопросам должно уделяться наибольшее внимание электронными СМИ с акцентом на том, что делает государство для решения данных проблем, чтобы способствовать утверждению либеральной и высокоморальной шкалы ценностей россиян. 4. Взаимодействие власти с обществом и бизнесом. Государство сегодня не способно решить все социальные и экономические проблемы, но шансы его увеличатся, если активизируется его взаимодействие с бизнесом и гражданским сообществом. Роль СМИ здесь может быть следующая: - активизация информационной платформы для осуществления консолидирующей функции трех ведущих сил социума: власти, бизнеса и гражданского общества; при этом СМИ принимают на себя постановку социально значимой проблемы и роль информационного спонсора процесса осуществления разумного поиска компромиссов при решении данной проблемы властью, бизнесом и гражданским обществом. Примечательно, что именно поиск социальных компромиссов породил шведский социализм <2>; -------------------------------- <2> См.: Хадениус С. Шведская политика в XX веке - конфликт и согласие. Стокгольм, 1997.

- механизм сбора идей, подаваемых общественностью, позитивного опыта, накопленного в различных сферах жизнедеятельности россиян; - аккумулятор негативных мнений и средство их оглашения (СМИ должны оглашать независимые и альтернативные мнения представителей разных слоев общества, что, как показывает мировая практика, дает очень хорошие результаты в системе государственного строительства. Например, в 1971 г. риксдаг Швеции одобрил систему государственных субсидий прессе. Эти субсидии должны были выплачиваться в соответствии с общими правилами газетам, имевшим менее выгодное положение на рынке, независимо от их содержания, в том числе политического. Шведский феномен состоит в том, что большая часть СМИ находится в оппозиции к социал-демократам, которые более 60 лет возглавляют власть в стране. Многие считают, что в том числе наличие оппозиции и ее свобода выражения позволяют правительству вовремя отследить недостатки своего руководства, исправить их и тем самым из года в год быть переизбранным народом. Другой пример, в финском городе Эспоо сетевые СМИ позволяют молодежи в возрасте от 13 до 20 лет выносить на обсуждение специалистов самые разные идеи социального прогрессирования. Другие молодые люди при помощи электронных СМИ и Интернета имеют возможность подвергнуть эти идеи критике или развивать их далее. При активной поддержке высказанных идей специалистами и участниками обсуждения они определенным образом оформляются советом молодежи города и передаются на рассмотрение властным структурам. 5. Деятельность омбудсменов <3> отличается от деятельности органов государственного и муниципального управления, поскольку последние, с одной стороны, нередко не способны самостоятельно достаточно критично улавливать настроения общества; с другой стороны, постоянная связь с социумом через омбудсменов сближает систему государственного и муниципального управления и общества, способствует росту доверия и сотрудничества между ними. -------------------------------- <3> Институт омбудсменов зародился в Швеции в результате революции 1809 г. сначала в системе государственного управления, затем стал формироваться во многих других сферах жизнедеятельности общества, в том числе в СМИ (в 1969 г. была утверждена должность пресс-омбудсмена). С XX в. этот институт получил широкое распространение в других странах. Примечательно, что в Португалии омбудсменов называют блюстителями справедливости, в Испании - защитниками народа, в Польше - представителями по гражданским правам (см.: The Swedish Ombudsmen // Fact Sheets on Sweden. Published by the Swedish Institute. January 2000; Caldwelli B. Media Conscience And Accountability // http://usinfo. state. gov/usa/infiusa/media/freepr/essay2/htvm).

6. Стимулирование формирования системы экологии СМИ, поскольку нам еще только предстоит реализовать программу становления толерантности, в то время как в западных странах толерантность стала частью жизни. Гуманизация информации проявляется не только в религиозной, идейно-политической, расовой или иной терпимости, но и в том, что, например, в Германии на общественном телевидении допустима реклама в течение 20 минут в сутки (в то время как согласно Закону РФ "О средствах массовой информации" аудиовизуальные СМИ могут давать рекламу в течение 15 минут на каждый час эфирного времени) и при этом она запрещена после 20 часов. Большинство европейских государств в обязательном порядке маркируют программы с тем, чтобы дети не просто не могли посмотреть передачи для взрослых, но родители знали, в каких программах присутствуют насилие, ужасы, секс и для какого возраста каждая из них предназначена. Также западноевропейские государства стимулируют формирование всякого рода общественных советов, которые борются за экологию средств массовой информации, в первую очередь электронных. Духовное оздоровление общества может произойти в том числе путем формирования стратегии демократической информационной политики, когда СМИ будут продуктивно работать как реальный механизм взаимодействия социума и власти, когда произойдет восстановление эффективности критической и заступнической функций средств массовой информации, когда СМИ станут на защиту интересов личности и общества через создание общественного телевидения, когда увеличится количество изданий самых разных направлений при финансовой поддержке государства.

------------------------------------------------------------------

Название документа