Документирование хозяйственных операций
(Базарова А. С.)
("Налоги" (газета), 2007, NN 46, 47)
Текст документа
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
/"Налоги" (газета), 2007, N 46/
А. С. БАЗАРОВА
Базарова А. С., консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".
Согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все проводимые организацией хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.
Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.
Унифицированные формы первичной учетной документации
Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 835 "О первичных учетных документах" должны применяться всеми организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Ниже рассмотрим действующие в настоящее время унифицированные формы первичных учетных документов.
Постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 года N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". Следует обратить внимание на то, что утвержденные этим документом унифицированные формы по учету труда и его оплаты, основных средств утратили силу и в настоящее время не действуют:
1. Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 года N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
2. Постановление Госкомстата России от 29 сентября 1997 года N 68 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья".
3. Постановление Госкомстата России от 18 августа 1998 года N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
4. Постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 года N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
5. Постановление Госкомстата России от 25 декабря 1998 года N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций". Данным Постановлением разработаны унифицированные формы первичной учетной документации:
- по учету операций в общественном питании;
- по учету торговых операций при продаже товаров в кредит и по учету торговых операций в комиссионной торговле;
- по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин;
- по учету торговых операций (общие).
6. Постановление Росстата от 9 августа 1999 года N 66 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения".
7. Постановление Госкомстата России от 11 ноября 1999 года N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ".
8. Постановление Госкомстата России от 1 августа 2001 года N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации "АО-1 "Авансовый отчет".
9. Приказ Минтранса России от 30 июня 2000 года N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте".
Унифицированные формы по учету основных средств
Постановлением от 21 января 2003 года N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" Госкомстат России утвердил новые унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств. Постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 года N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" утратило силу в части, касающейся унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств N ОС-1, N ОС-3, N ОС-4, N ОС-4а, N ОС-6, N ОС-14, N ОС-15, N ОС-16.
Новые формы первичной учетной документации распространяются на организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации. Исключение составляют кредитные и бюджетные учреждения.
Итак, Постановлением N 7 введены в действие 14 новых форм:
Номер Наименование формы
формы
ОС-1 Акт о приеме-передаче объекта
основных средств (кроме
зданий, сооружений)
ОС-1а Акт о приеме-передаче здания
(сооружения)
ОС-1б Акт о приеме-передаче групп
объектов основных средств
(кроме зданий, сооружений)
ОС-2 Накладная на внутреннее
перемещение объектов основных
средств
ОС-3 Акт о приеме-сдаче
отремонтированных,
реконструированных,
модернизированных
объектов основных средств
ОС-4 Акт о списании объекта
основных средств (кроме
автотранспортных средств)
ОС-4а Акт о списании
автотранспортных средств
ОС-4б Акт о списании групп объектов
основных средств (кроме
автотранспортных средств)
ОС-6 Инвентарная карточка учета
объекта основных средств
ОС-6а Инвентарная карточка
группового учета объектов
основных средств
ОС-6б Инвентарная книга учета
объектов основных средств
ОС-14 Акт о приеме (поступлении)
оборудования
ОС-15 Акт о приеме-передаче
оборудования в монтаж
ОС-16 Акт о выявленных дефектах
оборудования
Унифицированные формы по учету нематериальных активов
Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" для учета нематериальных активов предусмотрен лишь один документ - карточка учета нематериальных активов (форма N НМА-1).
Данная карточка применяется для аналитического учета всех видов нематериальных активов, поступивших в использование в организацию.
Карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект. Форма заполняется в одном экземпляре на основании документа на принятие к учету, приемки-передачи (перемещения) нематериальных активов и другой документации. В графе 7 карточки указывается сумма амортизации, которая исчисляется ежемесячно по нормам, рассчитанным исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования. В разделе "Краткая характеристика объекта нематериальных активов" записываются только основные показатели объекта, исключая дублирование данных имеющейся в организации технической документации на данный объект.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Для учета движения и выбытия нематериальных активов формы первичной учетной документации не предусмотрены, поэтому организация должна самостоятельно разработать эти формы и закрепить их использование в приказе об учетной политике.
Нематериальные активы имеют определенные особенности. В связи с этим документы по их поступлению и выбытию должны содержать характеристику нематериальных активов, порядок и срок использования, первоначальную стоимость, норму амортизации, даты ввода и вывода из эксплуатации и другие реквизиты. Также следует обращать внимание на правильность перехода права на владение нематериальными активами. Такие права должны подтверждаться соответствующими зарегистрированными лицензионными договорами с юридическими или физическими лицами.
Унифицированные формы по учету труда и его оплаты
В целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 года N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" утверждены унифицированные формы.
Номер формы Наименование формы
По учету кадров (распространяются на
организации независимо от форм
собственности, осуществляющие
деятельность на территории Российской
Федерации)
Т-1 Приказ (распоряжение) о
приеме работника на работу
Т-1а Приказ (распоряжение) о
приеме работников на
работу
Т-2 Личная карточка работника
Т-2ГС (МС) Личная карточка
государственного
(муниципального)
служащего
Т-3 Штатное расписание
Т-4 Учетная карточка
научного, научно -
педагогического
работника
Т-5 Приказ (распоряжение) о
переводе работника на
другую работу
Т-5а Приказ (распоряжение) о
переводе работников на
другую работу
Т-6 Приказ (распоряжение) о
предоставлении отпуска
работнику
Т-6а Приказ (распоряжение) о
предоставлении отпуска
работникам
Т-7 График отпусков
Т-8 Приказ (распоряжение) о
прекращении (расторжении)
трудового договора с
работником (увольнении)
Т-8а Приказ (распоряжение) о
прекращении (расторжении)
трудового договора с
работниками (увольнении)
Т-9 Приказ (распоряжение) о
направлении работника в
командировку
Т-9а Приказ (распоряжение) о
направлении работников
в командировку
Т-10 Командировочное
удостоверение
Т-10а Служебное задание для
направления в
командировку и отчет о
его выполнении
Т-11 Приказ (распоряжение) о
поощрении работника
Т-11а Приказ (распоряжение) о
поощрении работников
По учету рабочего времени и расчетов с
персоналом по оплате труда
(распространяются на организации
независимо от формы собственности,
осуществляющие деятельность на
территории Российской Федерации, кроме
бюджетных учреждений)
Т-12 Табель учета рабочего времени
и расчета оплаты труда
Т-13 Табель учета рабочего времени
Т-49 Расчетно-платежная ведомость
Т-51 Расчетная ведомость
Т-53 Платежная ведомость
Т-53а Журнал регистрации платежных
ведомостей
Т-54 Лицевой счет
Т-54а Лицевой счет (свт)
Т-60 Записка-расчет о
предоставлении отпуска
работнику
Т-61 Записка-расчет при
прекращении (расторжении)
трудового договора с
работником (увольнении)
Т-73 Акт о приеме работ,
выполненных по срочному
трудовому договору,
заключенному на время
выполнения определенной
работы
Унифицированные формы по учету работ в капитальном
строительстве и ремонтно-строительных работ
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, вошедшие в одноименный альбом унифицированных форм, утверждены Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 года N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ". Следует учесть, что в данный альбом также включены типовые межотраслевые формы N КС-6, N КС-11, N КС-14, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года N 71а.
Номер Наименование формы
формы
КС-2 Акт о приемке выполненных
работ
КС-3 Справка о стоимости
выполненных работ и затрат
КС-6 Общий журнал работ
КС-6а Журнал учета выполненных
работ
КС-8 Акт о сдаче в
эксплуатацию временного
(нетитульного)
сооружения
КС-9 Акт о разборке временных
(нетитульных) сооружений
КС-10 Акт об оценке подлежащих
сносу (переносу) зданий,
строений, сооружений и
насаждений
КС-11 Акт приемки законченного
строительством объекта
КС-14 Акт приемки
законченного
строительством объекта
приемочной комиссией
КС-17 Акт о приостановлении
строительства
КС-18 Акт о приостановлении
проектно-изыскательских работ
по неосуществленному
строительству
Унифицированные формы по учету продукции,
товарно-материальных ценностей в местах хранения
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения утвержден Постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 года N 66.
Номер Наименование формы
формы
МХ-1 Акт о приеме-передаче
товарно-материальных
ценностей на хранение
МХ-2 Журнал учета товарно -
материальных ценностей,
сданных на хранение
МХ-3 Акт о возврате товарно -
материальных ценностей,
сданных на хранение
МХ-4 Журнал учета поступающих
грузов
МХ-5 Журнал учета поступления
продукции, товарно -
материальных ценностей в
места хранения
МХ-6 Журнал учета расхода
продукции, товарно -
материальных ценностей в
местах хранения
МХ-7 Журнал учета поступления
плодоовощной продукции в
места хранения
МХ-8 Журнал учета расхода
плодоовощной продукции в
местах хранения
МХ-9 Весовая ведомость
МХ-10 Партионная карта
МХ-11 Акт о расходе товаров по
партии
МХ-12 Акт о расходе товаров по
партиям
МХ-13 Акт о контрольной проверке
продукции, товарно -
материальных ценностей,
вывозимых из мест хранения
МХ-14 Акт о выборочной проверке
наличия товарно -
материальных ценностей в
местах хранения
МХ-15 Акт об уценке товарно -
материальных ценностей
МХ-16 Карточка учета овощей и
картофеля в буртах
(траншеях,
овощехранилищах)
МХ-17 Акт о зачистке бурта
(траншеи, овощехранилища)
МХ-18 Накладная на передачу
готовой продукции в места
хранения
МХ-19 Ведомость учета остатков
товарно-материальных
ценностей в местах хранения
МХ-20 Отчет о движении товарно -
материальных ценностей в
местах хранения
МХ-20а Отчет о движении товарно -
материальных ценностей в
местах хранения
МХ-21 Отчет экспедитора
Унифицированные формы по учету
операций в общественном питании
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании утвержден Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года N 132.
Номер Наименование формы
формы
ОП-1 Калькуляционная карточка
ОП-2 План-меню
ОП-3 Требование в кладовую
ОП-4 Накладная на отпуск товара
ОП-5 Закупочный акт
ОП-6 Дневной заборный лист
ОП-7 Опись дневных заборных листов
(накладных)
ОП-8 Акт о бое, ломе и утрате
посуды и приборов
ОП-9 Ведомость учета движения
посуды и приборов
ОП-10 Акт о реализации и отпуске
изделий из кухни
ОП-11 Акт о продаже и отпуске
изделий их кухни
ОП-12 Акт о реализации готовых
изделий кухни за
наличный расчет
ОП-13 Контрольный расчет расхода
специй и соли
ОП-14 Ведомость учета движения
продуктов и тары на кухне
ОП-15 Акт о снятии остатков
продуктов,
полуфабрикатов и готовых
изделий кухни
ОП-16 Ведомость учета
остатков продуктов и товаров
на складе (кладовой)
ОП-17 Контрольный расчет расхода
продуктов
по нормам рецептур на
выпущенные изделия
ОП-18 Акт о передаче товаров и
тары при смене
материально
ответственного лица
ОП-19 Журнал учета столовой посуды
и приборов, выдаваемых под
отчет работникам организации
ОП-20 Заказ-счет
ОП-21 Акт на отпуск питания
сотрудникам организации
ОП-22 Акт на отпуск питания по
безналичному расчету
ОП-23 Акт о разделке мяса-сырья на
полуфабрикаты
ОП-24 Ведомость учета движения
готовых изделий в
кондитерском и других
цехах
ОП-25 Наряд-заказ на
изготовление кондитерских
и других изделий
Унифицированные формы по учету торговых операций
при продаже товаров в кредит и по учету
торговых операций в комиссионной торговле
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций при продаже товаров в кредит и по учету торговых операций в комиссионной торговле, о которых пойдет речь в данном разделе, утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года N 132.
Первичная учетная документация по учету торговых
операций при продаже товаров в кредит
Номер Наименование формы
формы
КР-1 Справка для покупки товаров в
кредит
КР-2 Поручение-обязательство
(обязательство)
КР-3 Ведомость-опись поручений -
обязательств
(обязательств),
оформленных покупателями
за товары, проданные в
кредит
КР-4 Распоряжение
КР-5 Ведомость учета поступления
денег в расчетную кассу от
покупателей в погашение
задолженности за товары,
проданные в кредит
КР-6 Реестр возвращенных
поручений-обязательств
(обязательств)
КР-7 Справка о состоянии
расчетов с работниками за
товары, проданные в кредит
Первичная учетная документация по учету
торговых операций в комиссионной торговле
Номер Наименование формы
формы
КОМИС-1 Перечень товаров, принятых на
комиссию
КОМИС-1а Перечень принятых на
комиссию транспортных
средств (автомобилей,
мотоциклов) и номерных узлов
(агрегатов)
КОМИС-2 Товарный ярлык
КОМИС-3 Акт об уценке
КОМИС-4 Справка о продаже
товаров, принятых на
комиссию
КОМИС-5 Акт о снятии товара с
продажи
КОМИС-6 Карточка учета товаров и
расчетов по договорам
комиссии
КОМИС-7 Ведомость учета
платежей, полученных за
хранение непроданных
товаров
КОМИС-8 Журнал учета приема на
комиссию и продажи
транспортных средств
(автомобилей, мотоциклов) и
номерных узлов (агрегатов)
Унифицированные формы по учету денежных расчетов
с населением при осуществлении торговых операций
с применением контрольно-кассовой техники
Все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случае продажи на территории Российской Федерации товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику. Данный порядок установлен пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовой техники утверждены Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года N 132.
Номер Наименование формы
формы
КМ-1 Акт о переводе показаний
суммирующих денежных
счетчиков на нули и
регистрации контрольных
счетчиков контрольно -
кассовой машины
КМ-2 Акт о снятии показаний
контрольных и суммирующих
денежных счетчиков при сдаче
(отправке) контрольно -
кассовой машины в ремонт и
при возвращении ее в
организацию
КМ-3 Акт о возврате
денежных сумм покупателям
(клиентам) по
неиспользованным кассовым
чекам
КМ-4 Журнал кассира-операциониста
КМ-5 Журнал регистрации показаний
суммирующих денежных и
контрольных счетчиков
контрольно-кассовых машин,
работающих без кассира -
операциониста
КМ-6 Справка-отчет кассира -
операциониста
КМ-7 Сведения о показаниях
счетчиков контрольно -
кассовых машин и выручке
организации
КМ-8 Журнал учета вызовов
технических специалистов и
регистрации выполненных
работ
КМ-9 Акт о проверке наличных
денежных средств
Унифицированные формы по учету торговых операций (общие)
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций утвержден Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года N 132 и включает в себя следующие документы:
Номер Наименование формы
формы
ТОРГ-1 Акт о приеме товаров
ТОРГ-2 Акт об установленном
расхождении по
количеству и качеству
при приемке товарно -
материальных ценностей
ТОРГ-3 Акт об установленном
расхождении по
количеству и качеству
при приемке импортных
товаров
ТОРГ-4 Акт о приемке товара,
поступившего без счета
поставщика
ТОРГ-5 Акт об оприходовании тары, не
указанной в счете поставщика
ТОРГ-6 Акт о завесе тары
ТОРГ-7 Журнал регистрации
товарно-материальных
ценностей, требующих
завеса тары
ТОРГ-8 Заказ - отборочный лист
ТОРГ-9 Упаковочный ярлык
ТОРГ-10 Спецификация
ТОРГ-11 Товарный ярлык
ТОРГ-12 Товарная накладная
ТОРГ-13 Накладная на внутреннее
перемещение, передачу
товаров, тары
ТОРГ-14 Расходно-приходная
накладная (для
мелкорозничной
торговли)
ТОРГ-15 Акт о порче, бое, ломе
товарно-материальных
ценностей
ТОРГ-16 Акт о списании товаров
ТОРГ-17 Приходный групповой отвес
ТОРГ-18 Журнал учета товаров на
складе
ТОРГ-19 Расходный отвес
(спецификация)
ТОРГ-20 Акт о подработке,
подсортировке, перетаривании
товаров
ТОРГ-21 Акт о переработке
(пересортировке)
плодоовощной
продукции
ТОРГ-22 Акт о контрольной
(выборочной) проверке яиц
ТОРГ-23 Товарный журнал работника
мелкорозничной торговли
ТОРГ-24 Акт о перемеривании тканей
ТОРГ-25 Акт об уценке лоскута
ТОРГ-26 Заказ
ТОРГ-27 Журнал учета выполнения
заказов покупателей
ТОРГ-28 Карточка количественно -
стоимостного учета
ТОРГ-29 Товарный отчет
ТОРГ-30 Отчет по таре
ТОРГ-31 Сопроводительный реестр сдачи
документов
Унифицированные формы по учету
сельскохозяйственной продукции и сырья
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья утверждены Постановлением Госкомстата России от 29 сентября 1997 года N 68 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья" (далее - Постановление N 68).
Ведение первичного учета по данным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и сырья, за исключением малых предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Постановление N 68 обращает внимание на то, что авторские права на унифицированные формы принадлежат НИПИстатинформ Госкомстата России, предложения о внесении изменений в данные формы рассматриваются Госкомстатом России.
Первичная учетная документация по учету движения зерна
Номер Наименование формы
формы
СП-1 Реестр отправки зерна и
другой продукции с поля
СП-2 Реестр приема зерна и другой
продукции
СП-5 Талон водителя
СП-6 Талон комбайнера
СП-7 Талон бункериста
СП-8 Реестр приема зерна от
водителя
СП-9 Реестр приема зерна
весовщиком
СП-10 Выписка из реестра о намолоте
зерна и убранной площади
СП-11 Ведомость движения зерна и
другой продукции
СП-31 Товарно-транспортная
накладная (зерно)
Первичная учетная документация по учету движения
другой продукции растениеводства
Номер Наименование формы
формы
СП-4 Путевка на вывоз продукции с
поля
СП-12 Акт на сортировку и
сушку продукции
растениеводства
СП-13 Акт расхода семян и
посадочного материала
СП-15 Дневник поступления
продукции закрытого грунта
СП-16 Дневник поступления
продукции
растениеводства
СП-17 Акт приема грубых и сочных
кормов
СП-18 Акт на оприходование
пастбищных кормов
СП-19 Акт на оприходование
пастбищных кормов,
учтенных по укосному
методу
СП-20 Ведомость учета расхода
кормов
Первичная учетная документация по учету движения животных
Номер Наименование формы
формы
СП-39 Акт на оприходование приплода
животных
СП-40 Приемо-расчетная ведомость
на животных, принятых от
населения
СП-41 Акт на вывод и сортировку
суточного молодняка птицы
СП-42 Акт на оприходование приплода
зверей
СП-43 Ведомость взвешивания
животных
СП-44 Расчет определения прироста
живой массы
СП-45 Акт снятия скота (с
откорма, нагула,
доращивания)
СП-47 Акт на перевод животных
СП-48 Учетный лист движения
животных и расхода кормов
СП-49 Путевой журнал
следования скота,
отправленного по
железной дороге
СП-50 Книжка чабана, гуртоправа,
табунщика и др.
СП-51 Отчет о движении скота и
птицы на ферме
СП-52 Карточка учета движения
молодняка птицы
СП-53 Карточка учета движения
взрослой птицы
СП-54 Акт на выбытие
животных и птицы
(забой, прирезка,
падеж)
СП-55 Учетный лист убоя и падежа
животных
СП-56 Производственный отчет о
переработке птицы и выходе
продукции
Первичная учетная документация по
учету движения продукции животноводства
Номер Наименование формы
формы
СП-14 Дневник поступления
сельскохозяйственной
продукции
СП-21 Журнал учета надоя молока
СП-22 Журнал учета приемки
(закупки) молока от
граждан
СП-23 Ведомость учета движения
молока
СП-24 Акт настрига и приема
шерсти
СП-25 Дневник поступления и
отправки шерсти
СП-26 Акт сортировки яиц в цехе
СП-27 Ведомость переработки
молока и молочных
продуктов
СП-28 Отчет о переработке продукции
СП-29 Отчет о процессах инкубации
Первичная учетная документация
по учету реализации продукции
Номер Наименование формы
формы
СП-3 Реестр документов на выбытие
продукции
СП-30 Отчет по складу-холодильнику
СП-32 Товарно-транспортная
накладная
СП-33 Товарно-транспортная
накладная (молсырье)
СП-34 Товарно-транспортная
накладная (овощи, плоды,
ягоды, лубяные культуры)
СП-35 Товарно-транспортная
накладная (на шерсть)
СП-36 Акт о приемке продукции
для реализации (продажи)
СП-37 Отчет о реализации продукции
СП-38 Отчет о продаже
сельскохозяйственной
продукции
СП-46 Акт на передачу (продажу),
закупку скота и птицы по
договорам
Унифицированные формы по учету материалов
Унифицированные формы первичных учетных документов по учету материалов утверждены Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". Следует обратить внимание на то, что утвержденные этим документом унифицированные формы по учету труда и его оплаты, основных средств утратили силу и в настоящее время не действуют.
Номер Наименование формы
формы
М-2 Доверенность
М-2а Доверенность
М-4 Приходный ордер
М-7 Акт о приемке материалов
М-8 Лимитно-заборная карта
М-11 Требование-накладная
М-15 Накладная на отпуск
материалов на сторону
М-17 Карточка учета материалов
М-35 Акт об оприходовании
материальных ценностей,
полученных при разборке и
демонтаже зданий и сооружений
/"Налоги" (газета), 2007, N 47/
Согласно статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все проводимые организацией хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.
Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.
Унифицированные формы по учету кассовых операций,
по учету результатов инвентаризации
Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены унифицированные формы, которые распространяются:
- по учету кассовых операций - на юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
- по учету результатов инвентаризации - на юридических лиц всех форм собственности.
Первичная учетная документация
по учету кассовых операций
Номер Наименование формы
формы
КО-1 Приходный кассовый ордер
КО-2 Расходный кассовый ордер
КО-3 Журнал регистрации
приходных и расходных
кассовых документов
КО-4 Кассовая книга
КО-5 Книга учета принятых и
выданных кассиром денежных
средств
Унифицированные формы по учету работы строительных
машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте утверждены Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года N 78.
Данные формы первичных документов должны применяться юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Первичная учетная документация по учету работы
строительных машин и механизмов
Номер Наименование формы
формы
ЭСМ-1 Рапорт о работе башенного
крана
ЭСМ-2 Путевой лист строительной
машины
ЭСМ-3 Рапорт о работе строитель -
ной машины (механизма)
ЭСМ-4 Рапорт-наряд о работе
строительной машины
(механизма)
ЭСМ-5 Карта учета работы
строительной машины
(механизма)
ЭСМ-6 Журнал учета работы
строительных машин
(механизмов)
ЭСМ-7 Справка для расчетов за
выполненные работы (услуги)
Первичная учетная документация по учету работ
в автомобильном транспорте
Номер Наименование формы
формы
3 Путевой лист легкового
автомобиля
3 Путевой лист специального
спец. автомобиля
4 Путевой лист легкового такси
4-С Путевой лист грузового
автомобиля
4-П Путевой лист грузового
автомобиля
6 Путевой лист автобуса
6 Путевой лист автобуса
спец. необщего пользования
8 Журнал учета движения путевых
листов
1-Т Товарно-транспортная
накладная
Первичные документы для индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих перевозочную деятельность
на автомобильном транспорте
Для индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды (или других законных основаниях), при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей Приказом Минтранса России от 30 июня 2000 года N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" утверждены следующие формы учетных документов:
- путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма N ПГ-1);
- путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя (форма N ПА-1);
- путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя (форма N ПЛ-1);
- журнал регистрации путевых листов автотранспортных средств индивидуального предпринимателя.
Этим же Приказом Минтранса России утвержден Порядок ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями.
Унифицированная форма N АО-1 "Авансовый отчет"
Унифицированная форма первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет" утверждена Постановлением Госкомстата России от 1 августа 2001 года N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет". Данная форма должна применяться юридическими лицами всех форм собственности, кроме бюджетных учреждений, для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы.
Авансовый отчет составляется на бумажном или машинном носителе информации в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии.
На оборотной стороне формы подотчетное лицо записывает документы, подтверждающие произведенные расходы (командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККМ, товарные чеки и другие оправдательные документы), и суммы произведенных затрат по каждому документу, при этом все приложенные к отчету документы нумеруются в порядке их записи в авансовый отчет.
Работники бухгалтерии проверяют авансовый отчет и также на оборотной стороне указывают суммы расходов, принятые к учету, и счета, которые дебетуются на эти суммы.
Проверенный авансовый отчет утверждается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом и принимается к учету. На основании данных авансового отчета производится списание подотчетных денежных сумм. Остаток неиспользованного аванса возвращается в кассу организации по приходному кассовому ордеру, а сумма перерасхода выдается подотчетному лицу по расходному кассовому ордеру.
Применение бланков строгой отчетности
Мы уже отмечали, что все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов при продаже на территории Российской Федерации товаров, выполнения работ, оказания услуг должны в соответствии с Федеральным законом N 54-ФЗ применять контрольно-кассовую технику.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организациям и индивидуальным предпринимателям при выполнении определенного условия разрешено контрольно-кассовую технику не использовать. Таким условием является осуществление наличных расчетов в случае оказания услуг населению с выдачей соответствующих бланков строгой отчетности.
Обратите внимание!
Федеральный закон N 54-ФЗ допускает применение бланков строгой отчетности при оказании услуг именно населению. При оказании услуг юридическим лицам вышеуказанный Закон расчеты с применением бланков строгой отчетности не разрешил, следовательно, если организация или индивидуальный предприниматель заключает договор на оказание услуг с юридическим лицом и расчет производится наличными денежными средствами, применение контрольно-кассовой техники обязательно.
Федеральным законом N 54-ФЗ также определено, что порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. В течение достаточно продолжительного периода времени такой порядок не был утвержден, однако 31 марта 2005 года принято Постановление Правительства Российской Федерации N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов и использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение N 171).
Утвержденное Положение N 171 устанавливает порядок осуществления наличных денежных расчетов в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности.
К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся:
- квитанции;
- билеты;
- проездные документы;
- талоны;
- путевки;
- абонементы;
- другие документы.
Формы бланков строгой отчетности утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Для того чтобы утвердить бланк, в Минфин должны обратиться заинтересованные органы государственной власти, Центрального банка Российской Федерации, а также организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Пунктом 11 Положения N 171 установлено, что утвержденные формы бланков могут использоваться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, для которых формы бланков утверждены.
Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых формы бланков строгой отчетности не утверждены, при осуществлении наличных денежных расчетов должны использовать контрольно-кассовую технику.
Срок, в течение которого будут действовать бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России, устанавливается этим же ведомством. По обращению заинтересованного органа установленный срок может быть продлен при условии, что указанная форма бланка будет соответствовать требованиям, действующим на момент обращения.
До момента утверждения Минфином России новых форм бланков строгой отчетности могут применяться формы бланков, утвержденные ранее, но не позднее 1 января 2007 года. Следовательно, независимо от того, будут ли к этому сроку утверждены новые формы бланков строгой отчетности, ранее утвержденные формы с 1 января 2007 года применяться не будут.
Общие требования к ныне действующим бланкам строгой отчетности и порядку их оформления приведены в письме Минфина России от 23 августа 2001 года N 16-00-24/70 "О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением".
В данном письме также сказано, что утвержденные Минфином России формы документов строгой отчетности распространяются на все организации, занимающиеся видами деятельности, для которых эти формы были утверждены.
Вопрос практического применения бланков строгой отчетности организациями малого и среднего бизнеса рассмотрен в письме Минфина России от 29 декабря 2003 года N 16-00-24/56. В письме, в частности, сказано, что организации, не входящие в систему отраслевых министерств и ведомств, комитетов, но осуществляющие соответствующий вид деятельности, имеют право использовать в своей деятельности бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином России.
В необходимых случаях утвержденные формы могут быть дополнены реквизитами, соответствующими роду деятельности организации, но удаление существующих реквизитов не допускается. Если у организации отсутствуют данные для заполнения каких-либо строк формы бланка, эти строки прочеркиваются. Форматы утвержденных бланков являются рекомендуемыми и могут изменяться в части расширения или сужения граф, в зависимости от значности указываемых в них показателей.
До настоящего времени были утверждены в установленном порядке более 200 форм бланков строгой отчетности. Такие данные содержатся в письме Минфина России от 13 марта 2002 года N 16-00-24/13. В письме также сказано, что бланки строгой отчетности, утвержденные письмами Минфина России и не представленные на переутверждение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", тем не менее являются действующими и должны использоваться организациями для приема денежных средств от физических лиц при оказании услуг.
В случае отсутствия утвержденных бланков строгой отчетности для оказания какого-либо вида услуг Минфин России в письме от 11 февраля 2002 года N 16-00-24/10 разрешает организациям самостоятельно определить, какую именно форму бланка строгой отчетности из существующих форм применять при расчетах с населением. При этом решение о правомерности применения той или иной формы бланка должен принимать руководитель организации, который в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" несет ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций.
Перечислим основные формы бланков строгой отчетности, продолжающие действовать до 1 января 2007 года.
Бытовые услуги
Формы документов, которые могут использоваться как бланки строгой отчетности организациями, оказывающими бытовые услуги населению, утверждены письмом Минфина России от 20 апреля 1995 года N 16-00-30-33 "Об утверждении форм документов строгой отчетности". Данным письмом утверждены одиннадцать форм:
- форма БО-1 "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";
- форма БО-2 "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";
- форма БО-3 "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";
- форма БО-4 "Наряд-заказ", "Квитанция";
- форма БО-5 "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";
- форма БО-6 "Обязательство-квитанция", "Копия обязательства-квитанции";
- форма БО-7 "Залоговый билет", "Копия залогового билета", "Опись вещей";
- форма БО-8 "Сохранная квитанция", "Копия сохранной квитанции", "Опись вещей";
- форма БО-9 "Кассовая ведомость приема выручки", "Копия кассовой ведомости приема выручки";
- форма БО-10 ДМ "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";
- форма БО-11 "Листок учета выработки", "Талон".
Помимо этих форм для организаций бытового обслуживания населения несколько форм, используемых в качестве бланков строгой отчетности, утверждены письмом Минфина России от 11 апреля 1997 года N 16-00-27-15 "Об утверждении форм документов строгой отчетности":
- форма БО-12 "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";
- форма БО-13 (01) "Наряд-заказ", "Квитанция", "Копия квитанции";
- форма БО-13 (02) "Наряд-заказ", "Копия наряд-заказа", "Квитанция", "Копия квитанции".
Гостиничные услуги
Для того чтобы правильно организовать бухгалтерский и налоговый учет в любой гостинице, необходимо в первую очередь представлять себе весь операционный процесс обслуживания гостей и какие первичные документы при этом должны быть оформлены на каждом из этапов этого процесса. Поэтому бухгалтеру следует особое внимание уделить формам первичного учета, которые вместе с краткими указаниями по их применению и заполнению утверждены Приказом Минфина России от 13 декабря 1993 года N 121 "Об утверждении форм документов строгой отчетности". Указанный документ содержит формы документов строгой отчетности, которые применяются всеми гостиницами, независимо от их организационно-правовой формы:
- форма 1-Г "Анкета";
- форма 2-Г "Журнал регистрации иностранных граждан";
- форма 3-Г "Счет";
- форма 3-Гм "Счет";
- форма 4-Г "Карта гостя";
- форма 5-Г "Кассовый отчет";
- форма 7-Г "Расчеты оплаты за бронирование и проживание по безналичному расчету";
- форма 8-Г "Квитанция на возврат денег";
- форма 9-Г "Акт о порче имущества гостиницы";
- форма 10-Г "Заявка на бронирование мест";
- форма 11-Г "Автостоянка";
- форма 12-Г "Квитанция на предоставление дополнительных платных услуг";
- форма 13-Г "Квитанция на прием вещей в камеру хранения".
Услуги по страхованию
Письмом Минфина России от 16 июня 1994 года N 16-30-63 утверждена еще одна форма квитанции на получение страхового взноса. Помимо квитанции на получение страхового взноса данным письмом утверждены следующие квитанции:
- копия квитанции о приеме платежей по государственному обязательному страхованию (форма N 2) - код формы по ОКУД 0796202;
- квитанция о приеме платежа по имущественным видам страхования (форма N 203-а) - код формы по ОКУД 0796204;
- квитанция о приеме взносов (платежей) по долгосрочным видам страхования (форма N 212) - код формы по ОКУД 0796203.
Для квитанций на получение страховых платежей письмом Минфина России от 28 мая 1999 года N 24-07/04 "О кодах ОКУД в квитанциях на получение страхового взноса" утверждены следующие коды:
- квитанция на получение страхового взноса (форма N А-7) - код формы 0796205;
- квитанция на получение страхового взноса - код формы 0796201.
Туристические и санаторно-курортные услуги
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 1994 года N 16-30-65 "Об утверждении бланков строгой отчетности" утверждены следующие представленные Российской ассоциацией социального туризма формы документов строгой отчетности, используемые при расчетах с населением для учета наличных денежных средств:
- туристические путевки (три вида) (коды форм по ОКУД 0791601, 0791602, 0791603);
- накладная-счет для получения наличных денежных средств за путевки (код формы по ОКУД 0791604);
- талоны на питание (код формы по ОКУД 0791605).
Также Министерством финансов Российской Федерации письмом от 10 апреля 1996 года N 16-00-30-19 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" утверждена форма ТУР-1 "Туристическая путевка" (код формы по ОКУД 0791611), используемая при расчетах с населением как бланк строгой отчетности.
Туристическая путевка - это документ, который подтверждает факт передачи права на получение полностью сформированного пакета (комплекса) туристических услуг.
Формы путевок и курсовок, утвержденные в качестве документов строгой отчетности, Приказом Минфина России от 10 декабря 1999 года N 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности" приравниваются к формам бланков строгой отчетности. Данным Приказом утверждены формы:
- "Санаторно-курортная путевка" (код формы по ОКУД 0791612);
- "Путевка" (в детское оздоровительное учреждение) (форма N 1) (код формы по ОКУД 0791615);
- "Путевка" (форма N 2) (код формы по ОКУД 0791616);
- "Курсовка" (форма N 3) (код формы по ОКУД 0791617).
В вышеприведенных формах обязательно указывается наименование санаторно-курортной организации или оздоровительного учреждения, оказывающих соответственно санаторно-курортные или оздоровительные услуги.
Услуги связи
Квитанции, используемые организациями Министерства связи Российской Федерации, утверждены письмом Госналогслужбы России от 30 августа 1994 года N НИ-6-14/320 "О формах документов строгой отчетности" (вместе с "Формами документов", утвержденных письмами Минфина России от 29 ноября 1993 года N 16-16-84, от 22 февраля 1994 года N 16-36, от 20 декабря 1993 года N 16-31, от 24 февраля 1994 года N 16-38, от 21 марта 1994 года N 16-49, от 16 июня 1994 года N 16-30-63, от 16 июня 1994 года N 16-30-64, от 16 июня 1994 года N 16-30-65). Итак, в соответствии с данным письмом организации Министерства связи Российской Федерации должны при расчетах с населением применять следующие бланки строгой отчетности:
- форма N ТР-2 "Квитанция в приеме телеграммы";
- квитанция в приеме платы за подписку, переадресовку на газеты и журналы;
- форма N 47 "Квитанция" (применяется при приеме разного рода сборов);
- форма N 1 "Квитанция" (применяется при приеме посылок, ценных писем и бандеролей);
- тетрадь для записи принимаемых переводов;
- форма N 5 "Квитанция в приеме почтового перевода";
- Форма МТФ-4 "Заказ N 2" (применяется при оформлении заказов на междугородные телефонные разговоры);
- форма МТФ-2 "Талон N 2" на междугородный телефонный разговор;
- форма ТФ-2/22 "Акт-квитанция на выполнение гарантийных и платных работ по ремонту телефонных аппаратов".
В 2000 году Минфин России Приказом от 29 декабря 2000 года N 124н "Об утверждении бланков строгой отчетности" утвердил в качестве документов строгой отчетности формы следующих бланков для применения организациями связи:
- форма N 1 "Квитанция в приеме почтовых отправлений" (код формы по ОКУД 0752003);
- форма N 5 "Квитанция в приеме почтового перевода денежных средств" (код формы по ОКУД 0752005);
- форма N 47 "Квитанция в приеме разного рода платы" (код формы по ОКУД 0752007);
- форма СП-2 "Квитанция в приеме платы за подписку на газеты, журналы и книги" (код формы по ОКУД 0752010);
- форма МТФ-2 "Талон на междугородное телефонное соединение и дополнительные услуги" (код формы по ОКУД 0752001);
- форма МТФ-4 "Бланк исходящего заказа за наличный расчет" (код формы по ОКУД 0752008);
- форма ТФ-2/22 "Акт-квитанция на выполнение гарантийных и платных работ по ремонту абонентских установок" (код формы по ОКУД 0752001).
Ветеринарные услуги
Письмом Минфина России от 26 мая 1995 года N 16-00-30-46 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" утверждены формы квитанций на ветеринарные услуги и экспертизу, используемые при расчетах с населением для учета наличных денежных средств, как бланки строгой отчетности:
- форма N 1 вет-фин "Корешок квитанции" (используется при оказании ветеринарных услуг), код формы по ОКУД 0723001;
- форма N 2 вет-фин "Корешок квитанции" (используется при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы), код формы по ОКУД 0723002.
При заполнении в каждой из этих форм должны быть указаны данные о наименовании и полном адресе организации, выдавшей квитанцию, фамилия, имя и отчество владельца животного, обратившегося за оказанием ветеринарной помощи или проведением экспертизы, цифрами и прописью сумма денежных средств, принятая от клиента.
Бланки для театров и клубов
Формы документов строгой отчетности для театров, ночных и спортивных клубов утверждены Приказом Минфина России от 25 февраля 2000 года N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности". Данным документом утверждены три формы бланков:
- экскурсионная путевка - код формы по ОКУД 0793007;
- абонемент - код формы по ОКУД 0793005;
- билет - код формы по ОКУД 0793001.
Услуги общественных объединений, организаций, обществ
В качестве бланка строгой отчетности письмом Минфина России от 14 апреля 1995 года N 16-00-30-30 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" утверждена форма путевки на право охоты и рыбной ловли (код формы по ОКУД 0798002).
Услуги общественного питания
Для организаций общественного питания Минфин России письмом от 20 декабря 1993 года N 16-31 утвердил следующие формы бланков в качестве документов строгой отчетности:
- абонементная книжка для расчетов за питание учащихся, код формы по ОКУД 0771303;
- счет (применяется в ресторанах, кафе и других аналогичных предприятиях общественного питания), код формы по ОКУД 0771301.
Следует обратить внимание на то, что, хотя счет и является документом строгой отчетности, он должен применяться одновременно с контрольно-кассовой техникой, и общая сумма по счету должна соответствовать чекам, пробитым официантом через контрольно-кассовую технику;
- абонемент на получение питания в столовой при производственном предприятии или учреждении, код формы по ОКУД 0771304.
Услуги населению, оказываемые
сбытовыми организациями
Письмом Госналогслужбы России от 30 августа 1994 года N НИ-6-14/320 "О формах документов строгой отчетности" утверждена квитанция формы N 5-ТС на оплату и отпуск топлива, товаров, услуг населению сбытовыми организациями Минтопэнерго России (письмо Минфина России от 21 марта 1994 года N 16-49). Код формы по ОКУД 0780201.
Прием цветных металлов, вторичного сырья
Форма N БСО-11 "Квитанция", используемая в качестве бланка строгой отчетности для приема вторичного сырья и продажи товаров, утверждена письмом Минфина России от 11 апреля 1997 года N 16-00-27-14 "Об утверждении форм документов строгой отчетности". Код данной формы по ОКУД 0712611.
Бланки строгой отчетности,
используемые в учреждениях Сбербанка
Формы бланков, используемые в качестве документов строгой отчетности в учреждениях Сбербанка России при приеме денежной наличности от населения, утверждены Приказом Минфина России от 28 июня 2000 года N 59н "Об утверждении бланков строгой отчетности". Данным Приказом утверждены следующие формы:
- квитанция (форма N 31);
- бланк платежного документа (форма N ПД-4р).
Транспортные услуги
Для услуг, оказываемых в сфере транспорта, утверждено достаточно много бланков строгой отчетности.
Минфином России письмом от 24 февраля 1994 года N 16-38 утверждена в качестве документа строгой отчетности квитанция за парковку автомобилей (код формы по ОКУД 0751601). Данный документ состоит из двух частей: непосредственно квитанции и корешка квитанции.
Письмом Минфина России от 16 июня 1994 года N 16-30-64 утверждены две формы бланков строгой отчетности:
- квитанция разных сборов (код формы по ОКУД 0751002);
- заказ-квитанция, применяемая при оказании транспортно-экспедиционных услуг (код формы по ОКУД 0751001).
В соответствии с письмом Минфина России от 11 апреля 1997 года N 16-00-27-15 "Об утверждении документов строгой отчетности" при оформлении услуг технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств в качестве бланков строгой отчетности может использоваться форма N БО-14 автосервис. В данную форму входят:
- "Наряд-заказ", "Копия наряд - заказа" (код форм по ОКУД 0751602);
- "Квитанция", "Копия квитанции" (код форм по ОКУД 0751603).
Следует обратить внимание, что наряду с формой N БО-14 в обязательном порядке должна применяться контрольно-кассовая техника.
Название документа
Интервью: Профилактика и ремонт "двигателя торговли"
("ЭЖ-Юрист", 2007, N 44)
Текст документа
ПРОФИЛАКТИКА И РЕМОНТ "ДВИГАТЕЛЯ ТОРГОВЛИ"
С. А. ПУЗЫРЕВСКИЙ
Актуальность вопросов, связанных с нарушением законодательства о рекламе, подтверждается реакцией общества на статью "Скандал - хорошая реклама?" (см. "ЭЖ-Юрист", N 43, с. 12). В этой связи позиция государственных органов власти представляется особо интересной и значимой. О некоторых результатах работы Федеральной антимонопольной службы России, а также о проблемах, с которыми сталкиваются сотрудники ФАС, специально для читателей газеты "ЭЖ-Юрист" рассказывает начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС РФ, канд. юрид. наук Сергей Анатольевич Пузыревский.
Расскажите, из каких источников ФАС получает информацию о рекламе, которую впоследствии признает незаконной? В частности, интересует "дело ЦУМа", получившее общественный резонанс.
- Информацию по фактам нарушения законодательства в области рекламы мы получаем из разных источников. Рекламы очень много, поэтому физически обеспечить тотальный мониторинг силами сотрудников ФАС невозможно. Относительно же ЦУМа информацию мы получили из СМИ. Факт правонарушения был достаточно серьезным и получил соответствующую оценку антимонопольного органа. На ЦУМ был наложен штраф в размере 400 тыс. рублей.
В чем выражалось нарушение?
- ФАС России установила, что реклама содержит оскорбления детей и их возрастных ценностей, формирует негативное отношение и содержит явное осуждение тех, кто не воспользовался услугами ЦУМа и не приобрел рекламируемые товары. Реклама побуждает несовершеннолетних обратиться к родителям с просьбой приобрести товары в ЦУМе, а также создает у них впечатление, что обладание такими вещами дает преимущество перед сверстниками. Данная реклама поощряет у несовершеннолетних нездоровый вещизм, формируя комплекс неполноценности у тех, кто не одевается в ЦУМе.
Можете ли Вы предположить то, что подобная реклама и активная позиция (участие) ФАС, включая СМИ, дают возможность напоминать потребителю о деятельности той или иной организации, предприятия и об их продукте?
- Ситуации на грани общественно нравственного и безнравственного поведения производителей вызывают определенную реакцию в обществе, что зачастую выгодно недобросовестному производителю. То есть когда о нем (о производителе) говорят, неважно, плохо или хорошо, лишь бы говорили. Подобные случаи должны получать максимально строгую оценку, потому что такие способы рекламы имеют продолжение в виде общественного обсуждения, в том числе и на страницах печатных изданий. А это лишний повод сказать о той или иной организации. К сожалению, создается реклама, которая изначально находится за гранью закона, когда заранее ясно, что она вызовет в обществе негативную реакцию. Например, реклама "Сосу за копейки"...
Каким образом ФАС оценивала рекламу на ЦУМе, объективна ли сумма штрафа?
- Из существующих санкций это достаточно суровое наказание. Такие штрафы не так часто применяются ФАС по фактам нарушения законодательства о рекламе. Для организации штраф в 400 тыс. рублей - это ощутимо. Нельзя было не учитывать некоторые действия, а точнее, бездействие со стороны ЦУМа - в частности, реклама провисела несколько дней. Имеющиеся смягчающие обстоятельства также были учтены при определении размера штрафа. Если бы реклама провисела еще некоторое время, то санкция была бы еще строже.
Не кажется ли Вам, что необходимо ужесточить санкции за подобные нарушения, увеличив штрафы в несколько раз?
- Напомню, что с мая 2007 года введены оборотные штрафы - от 1 до 15% от оборота. К примеру, за незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности, или использование доминирующего положения на рынке и злоупотребление им, или участие в картельном сговоре. Я не исключаю, что для некоторых нарушений рекламного законодательства может быть аналогия. Потому что в таком случае, когда штрафы исчисляются от оборота, организация будет более осторожна, особенно если у нее большой оборот.
ФАС в своем арсенале имеет правовые рычаги контроля и надзора... Но существуют ли профилактические средства воспитания рекламораспространителей и рекламодателей?
- Да, безусловно. И воспитательные методы заключаются в адвокатировании норм законодательства о рекламе. Когда мы встречаемся с представителями какой-нибудь отрасли, чья реклама вызывает вопрос или пользуется дополнительными ограничениями, то мы проводим разъяснительную работу в отношении применения тех или иных норм с учетом сложившейся практики ФАС. В большинстве случаев предпринимателями наше мнение учитывается. Кстати, на официальном сайте ФАС России (www. fas. gov. ru) периодически размещаются разъяснения отдельных положений закона. Это и есть профилактика отдельных возможных нарушений.
Достаточно ли сегодня урегулирован дистанционный порядок реализации товаров и услуг с точки зрения права?
- Вопрос находится в сфере законодательства о защите прав потребителей, и контроль осуществляет Роспотребнадзор. Но реклама товаров, которые реализуются дистанционным способом, например через телемагазины, находится в ведении ФАС России. Сегодня уже есть нормы в Федеральном законе от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", предусматривающие, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров. Ввиду отсутствия такой информации часто возникают проблемы, связанные с дальнейшим нарушением прав потребителей. К примеру, потребитель заказывает в интернет-магазине товар, курьер товар привозит и оформляет соответствующие документы. Впоследствии найти курьера представляется невозможным и, соответственно, никаких дальнейших прав в рамках законодательства о защите прав потребителей реализовать невозможно. На сегодняшний день есть прецеденты, когда антимонопольный орган наказывал за невыполнение подобных требований. Ведь в рекламе обязательным условием является наличие информации о продавце, для того чтобы знать, кому предъявить претензии. Дальнейшие действия совершаются потребителем в соответствии с Законом РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Контроль за деятельностью фирм-"однодневок" и их розыск не входят в полномочия сотрудников ФАС. Как осуществляется взаимодействие между ФАС и, в частности, МВД?
- Да, фирмы-"однодневки" обычно предоставляют адрес, по которому их не находят. Это нарушение закона, в том числе о регистрации, так как юридический и фактический адреса должны совпадать. Когда сотрудникам ФАС становится известно о совершении правонарушения или преступления, мы передаем материалы иным уполномоченным органам. Часто при дистанционных способах продажи усматриваются признаки мошенничества, и мы направляем материалы в МВД.
Такие проблемы существуют, например, в сфере биологически активных добавок, когда товары продаются по ценам, не соизмеримым с их себестоимостью, на том основании, что они позиционируются как препарат, обладающий чудодейственными свойствами.
Как на практике решается вопрос с несанкционированной рассылкой писем рекламного содержания (спамом)?
- Когда мы пытаемся решить проблему со спамом, то сталкиваемся с очень большими техническими сложностями. У нас нет уверенности в том, что такое письмо в следующий раз не придет с другого почтового адреса на этот же почтовый ящик. Отдельные правовые механизмы сегодня уже существуют, но их явно недостаточно. Практически все организации несут определенные убытки в связи с такими несанкционированными рассылками. Надо еще учитывать тот факт, что спам - это не только реклама, это и программы, несущие вирусы. Поэтому данные вопросы следует решать в комплексе с законодательством об электронной торговле, специальными законами о связи и т. д. К сожалению, на сегодняшний день сделаны только очень маленькие, первые шаги в правовом регулировании этой большой проблемы.
Так называемые зонтичные бренды еще имеют место на практике? Как часто они используются недобросовестными рекламораспространителями?
- На сегодняшний день нельзя сказать, что проблема полностью решена, пока есть схожие проблемы с зонтичными брендами. Например, реклама на спортивных сооружениях. В этой рекламе, действительно, не называются алкогольные напитки, но указываются их производители, торговые марки. Территориальные управления ФАС России по данным фактам принимают решения о нарушении законодательства о рекламе, так как это является одноименной рекламой, запрещенной к рекламированию продукции, осуществляемой через товарный знак или под видом другого товара. Надо сказать, что сегодня появился легальный способ распространения рекламы алкоголя. Так, теперь для распространения рекламы используются печатные средства массовой информации, за исключением первой и последней полосы, что также сыграло важную роль в сокращении подобных нарушений.
Какие другие проблемы ФАС с трудом решаются в рамках правового поля?
- К примеру, реклама азартных игр и пари находится под жестким ограничением, тем не менее ее достаточно много. Возможно, проблема будет решена, когда будут созданы четыре игровых зоны на территории РФ, но пока игровые заведения находятся во всех городах, распространители пытаются себя продвигать. Как известно, наружная реклама азартных игр запрещена, но мы постоянно, особенно в Москве, видим растяжки, на которых под видом культурно-развлекательного центра или клуба продвигается деятельность игорного заведения.
В последнее время реклама все чаще приобретает изощренные формы. Существуют ли конкретные рычаги и налажены ли правовые механизмы противодействию рекламы, в том числе интеллектуальной?
- Да, сегодня очень сложно доказать факт правонарушения ввиду более творческого подхода и предприимчивости создателей рекламы. Например, есть два здания, принадлежащих игорному заведению. Представители последнего говорят, что у них два юридических лица. Одно здание - казино, а другое, например, административное здание. Рекламная же вывеска на двух зданиях одинакова и явно содержит признаки рекламы казино. К сожалению, в некоторых подобных случаях ФАС достаточно сложно определить факт нарушения.
Как часто оспариваются действия УФАС и ФАС в судах? "Объективность решений экспертного совета ФАС подтверждается и судебной практикой. Общее количество дел, которые ФАС проигрывает в судах, составляет около 2%. То есть 98% выигранных дел - это достаточно высокий показатель с точки зрения, наверное, любой статистики..." - так Вы говорили год назад. Что-нибудь изменилось за год?
- В 2006 году принято 1896 решений ФАС. Из них обжаловано 101 решение, отменен 1% от всех принятых решений. За первое полугодие 2007 года принято 1257 решений, обжаловано - 52 и отменено 5 решений. Цифры действительно высокие. Они свидетельствуют о том, что территориальные управления ФАС достаточно внимательно подходят к существу проблем.
Можно ли сегодня говорить о единообразном подходе судов по толкованию тех или иных положений Закона о рекламе?
- Надо признать, что судебная практика складывается по-разному. Это нормальная ситуация. ФАС всегда идет до конца и обжалует решения судов, если считает, что они вынесены неправомерно и необоснованно. Если вопрос является принципиальным, мы пытаемся отстоять свою правоту в судах максимально высоких инстанций, вплоть до ВАС РФ. Потому что многие положения Закона о рекламе при том или ином судебном толковании применимы либо неприменимы. Закон небезупречен. И толковать его некоторые нормы суды могут двояко. Все зависит от того толкования, которые дают антимонопольные органы и суды. И более того, если суды, особенно более высоких инстанций, дают толкование, которое отличается от толкования ФАС, то, безусловно, ФАС с толкованием суда должен согласиться. Единственный способ, который может повлиять на изменение позиции, - это внесение изменений в законодательство.
Какие примеры сложных споров Вы могли бы привести?
- Есть в Законе положение, которое звучит так: запрещается реклама в телепрограммах в дни траура, объявленного на территории РФ. Однако у нас есть дни траура, которые объявлены в целом по стране, и дни траура, которые объявляются в субъекте РФ. В связи с этим возникает ряд случаев, когда траур объявляется в субъекте РФ, но на его территории проходит трансляция телеканалов и, соответственно, рекламы. Мы этот вопрос обсуждали на экспертном совете ФАС и пришли к выводу, что субъект РФ является частью РФ, поэтому в эти дни рекламу запрещено транслировать и в данном субъекте. Но, к сожалению, в судах такое решение не нашло поддержки. На данный момент мы проиграли все суды по этому вопросу, и региональное управление ФАС обратилось в ВАС РФ, который поставит точку. Если есть пробел в законодательном регулировании, то нужно будет обращаться к законодателю.
На минорной ноте не хотелось бы заканчивать беседу. Поэтому поделитесь, пожалуйста, судебными победами, в которых участвовала ФАС.
- Мы выиграли много дел, связанных с рекламой игорного бизнеса. Очень важно, что судебная власть в этом отношении поддерживала нас очень активно, так как в подобной рекламе может быть множество неоднозначных трактовок законодательства. В частности, в отношении квалификации информации с демонстрацией игральных карт. Ее ведь можно трактовать как некий антураж, а можно - как информацию, направленную на привлечение внимания к игорному заведению. Так вот квалификация ФАС этих объектов в качестве рекламы совпала с мнением судов.
Важно и то, что суды достаточно последовательно соглашаются с решениями антимонопольных органов в отношении рекламы финансовых услуг, кредитов и т. п. Речь идет об отсутствии важной детальной информации при заключении финансового договора или сделки. Кредитные организации умышленно скрывают информацию от потребителя, сообщая лишь привлекательные условия и умалчивая обо всех остальных.
Также значимы прецедентные дела по запрету размещения рекламы на транспортных средствах, используемых исключительно или преимущественно в качестве рекламных конструкций. С 1 января введен такой запрет, и сразу начались прецеденты. В частности, это касается автомобилей класса "Газель", переоборудованных для перевозки рекламных щитов. Антимонопольные органы сразу же включились в реализацию данного запрета и начали наказывать за это правонарушение. Суды, в свою очередь, с этим согласились.
Интервью провел Михаил Чеботарев,
обозреватель "ЭЖ-Юрист"
Название документа