Рекламный "оброк"

(Андреева И.)

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 33)

Текст документа

РЕКЛАМНЫЙ "ОБРОК"

И. АНДРЕЕВА

Инна Андреева, юрисконсульт "ФБК-Право".

Практически каждая компания с целью развития бизнеса и продвижения на рынке продукции или оказываемых услуг использует рекламную сувенирную продукцию со своей символикой или товарным знаком, каталоги, буклеты и иные материалы. В связи с этим возникает вопрос о налогообложении операций по раздаче таких товаров.

В соответствии с подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ не признается объектом налогообложения НДС передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей.

В силу подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.

Следовательно, как в целях налогообложения НДС, так и для определения состава расходов по налогу на прибыль в каждом конкретном случае необходимо установить, является ли раздача сувенирной продукции и материалов рекламой.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к некому объекту рекламирования (товару, средству его индивидуализации, изготовителю или продавцу товара, результату интеллектуальной деятельности либо мероприятию), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, реклама - это распространенная для неопределенного круга лиц информация, наделенная определенными признаками. Если цели и условия раздачи продукции и материалов не соответствуют названным критериям, передача данной продукции и материалов не является рекламой.

Соответственно, в таком случае не подлежит применению льгота по НДС, предусмотренная подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ. Расходы на изготовление и распространение такой продукции и материалов не учитываются в составе рекламных расходов.

Существенным признаком рекламы является распространение информации для неопределенного круга лиц. Однако в Законе о рекламе не закреплено легальное определение указанного понятия.

Соответствующие разъяснения содержатся в ряде писем Федеральной антимонопольной службы России, направленных письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@. Согласно письму ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624, в ст. 3 Закона о рекламе под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых направлена.

Распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, до которых такая информация будет доведена.

В целях отнесения продукции и материалов к рекламным значение имеет сам факт отсутствия в информации, размещенной на данной продукции или в материалах, упоминания о каком-либо конкретном лице, для которого такая продукция либо материалы предназначены.

Указанное определение понятия "неопределенный круг лиц" встречается и в судебной практике. Например, в Постановлении от 28.04.2005 N КА-А40/3274-05 ФАС МО пришел к выводу об отсутствии элемента неопределенности получателей, характерного для распространения рекламной информации, поскольку такие получатели информации о налогоплательщике были конкретно поименованы на материальных носителях (шоколадных наборах, иных товарах).

Однако финансовыми и налоговыми органами в соответствующих разъяснениях приводилось другое определение понятия "неограниченный круг лиц": не признавалась рекламной информация, направленная конкретным лицам.

В частности, в письме от 24.04.2006 N 03-03-04/1/390 Минфин России признал не относящимися к рекламным расходам затраты на изготовление и (или) приобретение и распространение каталогов с информацией о номенклатуре и цене предлагаемых к продаже товаров, условиях поставок, содержащих бланки заказов и конверты с номером абонентского ящика организации-продавца и распространяемых на безвозмездной основе для конечных потребителей, в случае адресной почтовой рассылки по базе данных потенциальных клиентов, поскольку эта информация предназначена для конкретных лиц.

Одновременно расходы организации по отправке подобной информации путем безадресной почтовой доставки (раскладки сотрудниками почты по почтовым ящикам юридических и физических лиц - потенциальных клиентов, а также непосредственно в почтовом отделении) на основании договоров возмездного оказания услуг с Управлениями федеральной почтовой связи (филиалами ФГУП "Почта России"), по мнению Минфина России, являются рекламными расходами.

Аналогичные выводы содержатся в письмах УФНС России по г. Москве от 16.03.2005 N 20-08/16391 и от 24.11.2003 N 26-12/65176. Кроме того, данное определение понятия "неопределенный круг лиц" (отсутствие адресности распространяемых продукции и материалов) содержится и в судебной практике (например, Постановления ФАС МО от 18.02.2002 N Ка-А40/418-02, ФАС ПО от 02.12.2004 N А55-3696/04-8 и др.).

Как видим, приводимые в письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 разъяснения ФАС России об установлении "неограниченного круга лиц" отличаются от мнения финансовых и налоговых органов по данному вопросу. В соответствии с позицией ФАС России для определения рекламных целей передачи продукции либо материалов значение имеет отсутствие упоминания на самой продукции или в материалах конкретного лица, а не направленность такой продукции либо материалов в адрес конкретного лица (т. е. упоминание адресата на конверте, посылке либо иной упаковке продукции).

Также указанным письмом ФНС России направлены разъяснения ФАС России в отношении определения рекламного характера сувенирной продукции организации, переданной собственным сотрудникам.

Из письма ФАС России от 23.01.2006 N АК/582 следует, что нанесение юридическим или физическим лицом логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее) осуществляется в рекламных целях независимо от дальнейшего распространения данной продукции среди сотрудников, партнеров данной организации или третьих лиц, в том числе на безвозмездной основе.

В то же время, как указано в письме ФАС России от 30.10.2006 N АК/18658, при предоставлении сотруднику юридического лица изготовленной сувенирной продукции (например, ручек) или спецодежды для использования в качестве канцелярских товаров или униформы юридическое лицо не осуществляет функции по распространению рекламы, равно как и не передает такую продукцию сотрудникам в рекламных целях, однако обеспечивает организацию работы юридического лица.

На основании анализа вышеприведенных разъяснений ФАС России можно прийти к следующему выводу: если сувенирная продукция (календари, ручки, пакеты и др.) и форменная одежда с нанесенными на них логотипом организации либо иными сведениями рекламного характера используется сотрудниками организации с целью привлечения потенциальных клиентов (в ходе переговоров, акций и т. п.), то при предоставлении такой продукции и униформы организация осуществляет функции по распространению рекламы.

Данный вывод соответствует и позиции судебной практики. К примеру, в Постановлении от 13.01.2005 N А43-1729/2004-32-152 ФАС ВВО признал расходы на производство форменной одежды с логотипом компании рекламными, поскольку участвующие в рекламных акциях сотрудники налогоплательщика одеваются в форменную одежду с рекламным логотипом, тем самым привлекая интерес потребителей к продукции компании.

В случае же если рассматриваемые сувенирная продукция и форменная одежда используются сотрудниками исключительно по их функциональному назначению, их передача не признается проведенной в рекламных целях.

Указанные письма ФАС России письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@ направлены для сведения и использования в работе нижестоящих налоговых органов в целях администрирования налога на добавленную стоимость в соответствии с подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ. В то же время приведенные разъяснения ФАС России могут применяться и при определении состава расходов в целях налогообложения прибыли.

------------------------------------------------------------------

Название документа