Особенности и проблемы учета иммиграции в России

(Мичников А. А.)

("Миграционное право", 2007, N 3)

Текст документа

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА ИММИГРАЦИИ В РОССИИ

А. А. МИЧНИКОВ

Мичников А. А., аспирант Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Международная миграция в условиях глобализации является значимым явлением с точки зрения масштабов (по данным ООН, в 2005 г. в мире в общей сложности насчитывалось около 191 млн. мигрантов), а также социально-экономических, демографических и геополитических последствий для некоторых регионов и стран. Традиционно считалось, что миграционные потоки в мире ориентированы из стран "бедного Юга" в страны "богатого Севера". Однако последние исследования показывают, что примерно 1/3 мигрантов переехала из одной развивающейся страны в другую. Таким образом, численность мигрантов, переместившихся "с Юга на Юг", и численность мигрантов, переместившихся "с Юга на Север", стала примерно одинакова.

В настоящее время трудно выделить страны эмиграции и иммиграции в чистом виде. Российская Федерация является одновременно отдающей и принимающей международных мигрантов страной. С одной стороны, граждане России активно вовлечены в миграцию на постоянное место жительства, трудовую и учебную миграцию, выезжают в самые разные государства. С другой стороны, Россия притягательна для иностранных мигрантов, желающих жить, работать и учиться здесь. Кроме того, через территорию России проходят потоки транзитных мигрантов из ряда стран Азии, которые желают попасть в европейские страны с более высоким уровнем жизни. Таким образом, Россия оказалась вовлеченной в процесс международной миграции в "трех лицах" - как страна иммиграции, эмиграции и транзита. Подобное разнообразие миграционных потоков делает крайне актуальными вопросы формирования адекватной времени миграционной политики, которая бы отвечала экономическим и геополитическим интересам страны.

В фокусе данного исследования лежит только часть международной миграции, а именно миграция в Россию, ее тенденции и роль для социально-экономического и демографического развития государства.

С точки зрения статистического учета международная миграция в Россию представляет собой "айсберг". "Надводная", или видимая, для статистики часть международной миграции представлена двумя разрозненными видами информации. Первый вид информации - данные о миграции на постоянное место жительства, которые отражаются в большинстве официальных статистических изданий, прежде всего в сборниках Росстата. Методика сбора этой статистики в последнее время была нарушена, по новым правилам листки статистического учета, которые заполнялись паспортными столами на постоянных мигрантов еще с советских времен, с 2002 г. заполняться на иностранцев (неграждан России) не должны. Правда, по инерции их продолжают заполнять в некоторых регионах страны, что нарушает главный принцип государственной статистики - единство методики сбора первичной информации в масштабах страны.

Также это приводит к тому, что мы просто не видим в статистике целый массив международных мигрантов - не учитываются иностранные трудовые и учебные мигранты. Приведем несколько ярких примеров. За 1994 - 2004 гг. количество иностранцев, которые были легально привлечены на работу в Россию, увеличилось почти в 4 раза, по данным ФМС, в то время как по данным Росстата оно неуклонно снижается! В 2004 г., по данным ФМС, в России легально работали более 460 тыс. иностранцев, при этом, по данным Росстата, в страну приехали на работу только 5,4 тыс. международных мигрантов. Разница - колоссальна! Второй пример: по данным Министерства образования и науки, численность иностранных студентов в 2002 г. в России составила 99 тыс. человек, в то время как данные Росстата о въезде в страну на учебу показывали всего 5,5 тыс. человек. Получается, что в настоящее время две основные категории мигрантов (трудовые и учебные) выпадают из поля зрения "традиционной" миграционной статистики. При этом альтернативного источника информации взамен потерянного пока не создано, и продолжаем считать, что масштабы миграции на постоянное место жительства снижаются.

Подобное положение дел подтвердили результаты переписи населения 2002 г. Они показали, что в России проживает на 1,8 млн. человек больше, чем по сведениям текущего учета. Поскольку случаи рождений и смертей в России регистрируются более или менее точно, то "прибавка" была отнесена на миграционный прирост (что достаточно логично). При этом отметим, что переписью удалось охватить не всех мигрантов, проживающих в стране. Как показывают исследования, незарегистрированных мигрантов в стране не менее 5 млн. человек. И если "неожиданно" обнаруженные переписью 1,8 млн. "лишних" людей в стране - это часть из них, то недоучет, по нашей оценке, составил не менее 3 млн. человек.

Второй вид информации - сведения о временной миграции, которая связана с работой, учебой и другими причинами. Пока она находит отражение в служебной статистике. Здесь нам доступны несколько источников информации: данные Федеральной миграционной службы о количестве привлеченных иностранных работников в страну (на основе выданных разрешений); данные Министерства образования и науки о количестве иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в российских учебных заведениях; данные Пограничной службы о количестве фактов пересечения границы России иностранцами с различными целями; данные Министерства внутренних дел по фактам предоставления гражданства и регистрации иностранных граждан по месту пребывания. Все перечисленные выше данные в разной степени доступны для анализа - что-то публикуется ведомствами, что-то не только не публикуется, но и нуждается в серьезной доработке с точки зрения методики сбора информации (например, данные по регистрации по месту пребывания).

Наиболее важными данными можно считать сведения ФМС о численности и составе иностранных трудовых мигрантов в России. Сбор данной статистики осуществляется на основе выданных работодателям разрешений на право привлечения иностранной рабочей силы, которые могли выдаваться повторно одному и тому же работнику и иметь сезонные колебания. При этом в первичных материалах ФМС можно встретить данные о количестве гастарбайтеров, привлеченных в страну, а также об оставшихся в стране на конец года. В изданиях Росстата приводятся не все данные первичных источников. Справедливо отмечают эксперты, что для получения реальных данных по численности трудовых мигрантов из-за рубежа необходимо выделять первичные и повторные разрешения на работу, а также указывать срок действия контракта.

Отдельный источник информации - сведения об использовании иностранной силы в рамках баланса трудовых ресурсов. Их дает (но, к сожалению, не публикует в широко доступных статистических сборниках) Росстат с 1998 г., в котором была введена новая позиция под названием "работающие граждане других государств". Эти сведения частично учитывают среднегодовое количество нелегальных и легальных трудовых мигрантов в стране. Поскольку трудовая миграция носит сезонный характер, специалисты в сфере экономики труда полагают, что даже эти сведения можно увеличить в 2 - 3 раза.

Главный недостаток российской статистики по международной миграции - отсутствие целостной системы учета международных мигрантов. Известно, что достаточно успешной формой фиксации миграции можно считать регистр населения. России до него пока далеко, в настоящее время только предпринимаются попытки объединить информацию о международной миграции в единый массив в виде Централизованной базы данных по учету иностранных граждан (ЦБД УИГ). Эту работу с 2005 г. выполняет ФМС, к системе подключено несколько десятков регионов, пока в базу стали вводить сведения миграционных карт, которые заполняет каждый иностранец, приезжающий в Россию. Хотя в идеале ЦБД УИГ должна фиксировать информацию не только о въезде в страну, но и о регистрации по месту пребывания (проживания), статусы мигранта, разрешение на работу, выезд и пр. Только тогда это может дать представление о реальном числе международных мигрантов в стране.

Пока исследователи и представители органов государственной власти испытывают колоссальные сложности с полноценным анализом международной миграции в России, что не только не дает возможности адекватно понять реальную картину, но и не позволяет принимать обоснованные управленческие решения в сфере миграции.

"Подводная", т. е. абсолютная, невидимая с точки зрения статистического учета, часть международной миграции - ее нелегальная составляющая. Оценки объемов нелегальной миграции колеблются от 5 до 15 млн. человек, которые находятся в России. Однако совершенно очевидно, сколько нелегальных мигрантов в России, точно не знает никто. Точно известно, что в стране вокруг мигрантов сложился огромный криминальный сектор экономики, на котором обращаются колоссальные деньги. Наши исследования показывают, что около 80 - 90% всех временных трудовых мигрантов обращаются к посредникам - фирмам и частным лицам, которые "оказывают помощь" (естественно, за плату) в регистрации мигрантов по месту пребывания, в получении разрешения на работу и т. п. Некоторые из них выступают посредниками между мигрантами и сотрудниками паспортных столов, а многие изготавливают фальшивые документы. Подобными объявлениями оклеены все вагоны в московском метро, объявления открыто даются в прессе и т. д. Некоторые представители правоохранительных органов постоянно проверяют всех, кто похож на мигрантов, вымогая деньги даже у тех, кто имеет официальную регистрацию (проверить, настоящая она или поддельная, практически невозможно - не существует единой базы данных).

ФМС ведет статистику по количеству выдворенных и депортированных из России иностранных граждан, но по понятным причинам в эту статистику попадают не все нелегальные мигранты. Руководство ФМС России утверждает, что ресурсов на проверки у всех работодателей Служба просто не имеет. Поэтому все оценки нелегальной миграции носят приблизительный характер. Нам представляется, что в настоящее время России прежде всего требуется привести в порядок учет международной миграции, для этого необходимо развивать и совершенствовать единую базу данных (например, ЦБД УИГ).

------------------------------------------------------------------

Название документа