Легализация доходов, приобретенных преступным путем: анализ правовых изменений
(Писаренко А. П.)
("Налоги" (газета), 2007, N 17)
Текст документа
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ:
АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
А. П. ПИСАРЕНКО
Среди изменений законодательства в области противодействия легализации преступных доходов важно отметить следующие: письмо Минфина России от 27 июня 2005 г. на основании положений Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу...", где оговариваются четкие обязанности в отношении осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг лиц, а также адвокатов и нотариусов. В процессе обслуживания эти лица обязаны идентифицировать клиентов, организовывать внутренний контроль, фиксировать и хранить информацию в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом, а также при наличии у обслуживающих лиц любых оснований полагать, что операции осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу. Что касается адвокатов и нотариусов, то они вправе передать информацию о сомнительных сделках как самостоятельно, так и через адвокатскую и нотариальную палаты. Данное письмо определяет четкий единый формат передачи данных о сомнительных сделках, при этом указанные лица не вправе разглашать факт передачи данных в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Защита информации при ее передаче осуществляется владельцем информационных ресурсов.
Также особенно ужесточились требования к кредитным учреждениям в 2006 г. На основе этого можно сделать вывод о том, что по сравнению с предыдущими банковскими регламентами (внутренними инструкциями) требования ужесточились как к клиентам, так и к банкам и банковским работникам. В новом регламенте по выявлению необычных сделок, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, говорится об обязательном информировании работниками банка Росфинмониторинга. Работников, подозревающих необычную, запутанную сделку, обязывают обратится к клиенту за предоставлением необходимых объяснений и документации по сделке. На основании этой проверки сотруднику банка предлагается субъективно оценить экономический смысл сделки и проинформировать Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее рабочего дня, следующего за датой выявления. При этом предлагается обратить повышенное внимание на все операции, при которых за несколько дней (что само по себе довольно странно - данная нечеткая формулировка позволит обращать повышенное внимание на все сделки) после прихода денег на счет клиента клиентом снимается наличными более 600000 рублей со своего счета. Такие операции автоматически заносятся в список "подозрительных" клиентов, эта информация подкрепляется анкетами клиентов и отправляется по единой форме в Службу финансового мониторинга. Также определяются понятия и признаки необычных и запутанных сделок, их экономический смысл и очевидная законная цель сделки. Определяются виды деятельности и виды операций клиента, отнесенные к высокой степени риска осуществления легализации преступных доходов и финансирования терроризма, где охватываются (достаточно размыто) почти все основные виды коммерческой деятельности, что может поставить под сомнение (тем более с субъективного суждения банковского работника) любую крупную сделку любого отдельно взятого клиента. Помимо изложенных выше недостатков в нечетком толковании инструкций, можно сделать вывод, что основной функцией банков теперь является не их основная функция - работа на финансовом рынке, а функция контроля. А о банковской тайне, юридической профессиональной этике адвокатов и нотариусов, соблюдении права коммерческой тайны организаций и индивидуальных предпринимателей исходя из вышеизложенного говорить, наверное, излишне.
------------------------------------------------------------------
Название документа