Пособие по выживанию в социальных сетях

(Черешнев Е.)

("Право и кибербезопасность", 2013, N 1)

Текст документа

ПОСОБИЕ ПО ВЫЖИВАНИЮ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Е. ЧЕРЕШНЕВ

Черешнев Е., руководитель управления по социальным медиа ЗАО "Лаборатория Касперского".

Анализируются проблемы опасности/безопасности при нахождении в сетях Twitter и Facebook и даются соответствующие рекомендации пользователям.

Ключевые слова: Facebook, Twitter, виртуальная система, блогеры, аккаунты ключевых политических и общественных деятелей, компаний и аналитических агентств, война клонов, Google.

A survival guide to social networks

E. Chereshnev

We analyze problems of threats and security when surfing through Twitter and Facebook and offer respective recommendation and alerts to their users.

Key words: Facebook, Twitter, virtual system, bloggers, accounts of major politicians, public persons, corporations and analytic agencies, clone wars, Google.

Если вы спросите меня, зачем мне Facebook и Twitter, я смогу выдать очень много внятных ответов, но лично вам подойдет не более трех - пяти. А может быть, вообще ничего не подойдет. В этом благодать и проклятье социальных сетей - с одной стороны, это что-то очень простое, понятное и близкое каждому, с другой - сложнейшая виртуальная система многоступенчатых взаимоотношений, напоминающая нейронные связи в человеческом мозгу, разобраться в которой не проще, чем понять, "зачем звезды зажигают".

Мы все связаны. Как единый организм - через социальные сети можно найти кого угодно и вытащить уйму информации из конкретных постов и поведения человека. И сделать вывод не только о нем самом, но и о его семье, друзьях, коллегах и компании, в которой тот работает или работал. Наши конкуренты этим не брезгуют.

Поэтому будет актуальным написать о том, что из себя представляют социальные сети, зачем существуют и как пользоваться ими так, чтобы максимизировать пользу для себя и компании и минимизировать потери.

Часть 1. Twitter, или "140 символов апокалипсиса".

У "Твиттера" забавная история, изначально вывеска этой сети гласила: "Скажи, что ты делаешь прямо сейчас!" Графомания в Сети - огромный бич, поэтому ограничение в 140 символов многим пришлось по душе - ломая себя, люди стали учиться говорить кратко. Однако изначальная идея очень быстро рассыпалась как карточный домик - все начали "фолоуить" (приглашать в друзья) всех подряд - появились первые аккаунты-"миллионеры" - т. е. люди с миллионом и более друзей, а исконная "поделись, что ты делаешь сейчас" мутировала в "говори что хочешь". В итоге сегодняшний "Твиттер" можно охарактеризовать так.

Зачем он нужен?

"Твиттер" позволяет быть в курсе происходящих событий в мире до того, как о них начнут говорить все. Для того чтобы следить за новостями, достаточно подписаться на личные аккаунты важных для вас людей и организаций и ключевые медиаагентства, такие как Reuters или CNN, - и все новости будут приходить к вам на смартфон. Прелесть подхода в том, что вы можете выбирать тематику новостей. Например, во время приземления марсохода "Любопытство" NASA создала этому роботу собственный твит, за которым следили миллионы людей, - традиционные СМИ при этом не считали новость приоритетной. В этом весь "Твиттер".

Twitter - это бесплатный психоаналитик.

Многие пишут в "Твиттер". Но практически никто не читает. Если у тебя есть хотя бы тысяча друзей, лента событий превращается в поток информации, который совершенно невозможно пропускать через себя. Да и смысла в этом большого нет - если потратить на чтение сообщений 10 минут, за это время придет несколько сотен новых. И получается бесконечный круг потока информации.

...для некоторых - он платный.

Впрочем, есть некоторые структуры и категории людей, которые все же читают "Твиттер" постоянно и, более того, получают за это деньги. В первую очередь это журналисты и блогеры - они следят за аккаунтами ключевых политических и общественных деятелей, компаний и аналитических агентств. Хороший пример - вторничные выборы в США: окончательной "отмашкой" для публикаций СМИ стал твит Барака Обамы: "Спасибо, я не смог бы это сделать без вас". Поэтому, когда речь идет, скажем, о представленной в "Твиттере" информации по "Лаборатории Касперского", особенно относящейся к Евгению Касперскому и также к другим руководителям, напрямую связанным с управленческими решениями в компании, журналисты профильных информационных средств (по крайней мере те, кого можно считать профессионалами) пристально следят за каждым выступлением и словом - ибо они могут стать инсайтом и основой для сенсационной статьи.

Вторая категория "тех, кто читает" - аналитические агентства, собирающие политическую и экономическую информацию: события, цифры, факты, деньги. Все эти данные могут влиять на принятие политических решений, рыночную динамику, стоимость акций и так далее.

Третья - конкуренты, и тут все понятно.

Четвертая - спецслужбы мира. Не надо иметь иллюзий на этот счет.

Нет вчера и нет завтра - есть только сегодня и сейчас.

Когда вы читаете чей-то блог и он вам нравится, всегда есть шанс посмотреть на предыдущие посты - месяц, год назад. А вот в "Твиттере" нет истории. Вернее, она есть, и в теории ее даже можно отмотать до дня регистрации пользователя в сети. Однако по факту никого не интересует архив сообщений этой сети. Может быть, дело в том, что человек от природы ленив, а может быть, это напоминает нам копание в бездонной луже. Одним словом так или иначе люди читают (успевают читать) только то, что происходит прямо сейчас и 2 - 5 часов назад. Поэтому львиная доля сообщений "Твиттера" привязана ко времени - обсуждение новости, мероприятия, события, статьи, выступления, фотографии. Если вы зарегистрируетесь в "Твиттере", то моментально познакомитесь с таким понятием, как "тренд" (это группа хэштегов, которые являются самыми популярными в мире в настоящий момент). Например, "Если фея исполнит мое желание, это будет..." - дальше следует несколько миллионов постов на эту тему, 80% которых, согласно правилу Парето, совершенно бессмысленны. Мода приходит и уходит даже в "Твиттере", поэтому тренды меняются постоянно, если зайти в "Твиттер" два раза в час, вы поймете, что интересы аудитории уже изменились. Вывод из всего этого один - любой твит, даже самый гениальный, забывается и уходит в безвестность примерно через два часа.

Зачем его используем мы.

Для нас "Твиттер" - в первую очередь поддерживающий канал. С его помощью мы анонсируем ключевые новости, делимся цифрами (которыми можно делиться), фактами, достижениями. Например, такими, как обнаружение новых видов киберугроз. Это идеальный информационный инструмент продвижения постов на ФБ и блогах цифрами и фактами. Полагаю, что мало кто ликает (пишет) на твиты "ла-ла-ла, небо синее" и т. д. Вместе с тем в его формате - объем спама в октябре вырос на 13%, особенно за счет Индии, Пакистана и Филиппин.

Традиционно известно, что мы делимся через "Твиттер" фотографиями с ивентов и других сетей, в частности ФБ и Инстаграм, собираем вопросы для интервью с Е. Касперским и ключевыми менеджерами компании, наконец - собираем фидбэк пользователей и их запросы в службу технической поддержки. Но это инструменты, которые лежат на поверхности.

Сегодня же мы идем дальше и пробуем новые форматы - такие, как "завтраки с блогерами": когда мы "забиваемся" с ключевыми блогерами на определенное время и под избранным хэштегом обсуждаем что-то наболевшее или актуальное. Пионером здесь станет Франция. Если мы получим хороший отклик - пойдем дальше.

Если у вас есть "Твиттер", то есть резон услышать некоторые советы:

1) убирайте из мысли все лишнее - за пределы 140 символов система выйти не позволит, но помимо самой мысли необходимо уместить служебную информацию и ссылку. Поэтому, чем короче изложена мысль, тем лучше;

2) используйте хуки - цифры, факты, - то, что принято называть мясом. Если твит начинается с факта или подтвержденной статистики - уровень вовлеченности пользователей будет выше в разы;

3) используйте 1 - 3 тега. Лучший способ тиражировать свой твит - добавить его к обсуждаемым релевантным темам. Например, если к твиту прибавить служебные теги #security #cyberwar #antivirus - его увидят все, кто читает эти подборки в настоящий момент. В идеале каждый (!) твит релевантен соответствующей теме. Поэтому не нужно забывать их указывать;

4) фокусируйтесь на одной теме. Не надо писать с одинаковой экспертизой и об IT, и кулинарии: если ваша цель - чтобы вас все же читали, надо нарабатывать репутацию в одной-двух областях, чтобы люди со временем целенаправленно искали вас и ваш аккаунт (твиттер), дабы пообщаться;

5) RT (Retweet) - или "перепост" понравившихся твитов других пользователей - хороший инструмент для поддержания отношений с друзьями и партнерами - они со своей стороны будут охотно ретвитить вас;

6) mention - "упоминание" - гарантированный способ поддержания личного общения. Да, никто не читает всю ленту, но все ретвиты и упоминания выделяются в отдельные папки, поэтому, если вы лично обратились к кому-то через mention (раскрыть), вас заметят и люди, и СМИ, и конкуренты, и спецслужбы.

Если у вас есть "Твиттер" - чего не нужно делать:

1) не пишите о том, что находится за пределами вашей компетенции. Например, если вы не создаете продукт, не пишите о нем. Если вы не ищете кибероружие, не пишите о кибероружии. В то же время в рамках своей темы (специализации) можете писать все, что считаете востребованным. Но только в том случае, если это не противоречит требованиям безопасности и раскрытию служебной тайны, в частности SM Policy 2.0;

2) нравится вам или нет, но вы являетесь представителем (лицом) компании. По вашему поведению будут судить обо всех других ее работниках. Помните об этом! Избегайте конфликтов и остерегайтесь провокаций. Ведь социальная инженерия - это мощное оружие. Будьте бдительны и не выдавайте секретов, даже не желая того. Помните о том, что все, что попадает в "Твиттер", потенциально видят не только ваши друзья, но и СМИ, конкуренты и спецслужбы мира;

3) не публикуйте ссылки на конкурентов. SEO - или, грубо говоря, война за топ-10 позиций в Google/Yandex - очень активна. В ход идет все. И каждая ссылка от релевантного и авторитетного источника может стоить попадания компании в топ-10, а конкуренту - вывода в топ. Такие инциденты уже имели место, поэтому нужно быть максимально предупредительным;

4) не открывайте ссылки для людей, которых не знаете (это уже азбучная истина);

5) старайтесь избегать острых и эмоциональных диалогов с незнакомыми субъектами твиттер-общения;

6) помните, что социальные сети, скорее всего, никуда не исчезнут. В XXI в. люди планеты продолжат общаться напрямую и обмениваться информацией в реальном времени. Поговорка "слово не воробей" становится все более актуальной с учетом того, что сказанное записывается. Например, Google индексирует абсолютно всю имеющуюся у него информацию, ничего и никогда не удаляя. Это официальная политика компании - хранить все вечно, даже после того, как вы компрометирующую информацию удалили. Кстати, полагаю, что очень скоро свидетельство о браке уступит место смене статуса в Facebook.

Продолжим разговор про социальные сети. Про "Твиттер" поговорили. Следующая остановка - Facebook. Пожалуй, самая популярная.

Информационная вакханалия.

Приветствие и прощание - фундамент общения. У Facebook эти ритуалы атрофированы - на своей ленте вы словно ведете круглосуточный диалог с поручиком Ржевским, который ворвался в дом без приглашения, не разуваясь, прошел на кухню, выпотрошил холодильник, сел за стол и, смачно чавкая, излагает все происходящее у себя в голове без ограничений в формате - в ход идут и видео, и музыка, и ссылки, и тексты, и статьи, и фотоальбомы, и опросы. Не всем нравится такое вторжение в частное пространство и манера, с которой неиссякаемый поток информации обрушивается на пользователя, подключившегося к Facebook. Но есть и неопровержимые плюсы, из-за которых этой соцсетью пользуется почти миллиард человек во всем мире - т. е. каждый седьмой житель планеты. По крайней мере так говорит сам Facebook...

Война клонов.

...Но не стоит верить подопечным Марка Цукерберга на слово. Ведь Facebook, если отбросить в сторону все тонкости, по сути своей всего лишь сайт с огромной посещаемостью. Любой специалист в области онлайн-маркетинга и рекламы скажет вам, что самая распространенная болезнь популярных ресурсов - боты, т. е. мертвая, пустая аудитория, которая наращивается и самими владельцами, и компаниями, заинтересованными в монетизации этой аудитории. Гоголевский термин "мертвые души" как нельзя точно отражает смысл их существования. Facebook - компания публичная, акционеры требуют результата, выражающегося в непрерывном росте акций, который, в случае Facebook, может достигаться только ростом аудитории или нормоприбыли на одного активного пользователя.

Facebook, на мой взгляд, уже прошел пик своей креативности - сейчас это огромный монстр с дикой инертностью. И внедрение новых сервисов - задача с каждым днем все более непосильная. Поэтому рост абонентской базы (не важно, какими средствами он достигается) Facebook на руку. Конечно, с совсем уж брутальными методами вроде скриптовой регистрации (когда новые аккаунты создаются не человеком, а специальной программой) и скриптовых аккаунтов (т. е. выглядят эти анкеты как живые люди, но по факту управляются роботом, который выдирает из сети выборочные ссылки и постит на ленту с комментариями вроде "ух ты, что нашел") они стараются бороться. Но не особо успешно - я думаю, что процентов 40% всей аудитории ФБ (т. е. порядка 400 млн. человек) - это или боты, или жители Индии, Пакистана, Бангладеш, Филиппин, Индонезии и других развивающихся стран, зарабатывающие на кликах и лайках.

Если вы сотрудник госоргана, бизнес-структуры или простой пользователь Facebook, вот несколько советов, которые могут оказаться полезными:

1) вся информация, даже после того, как вы ее удалили, все равно хранится Facebook. Не верите - внимательно читайте дисклеймер. Поэтому прежде чем выложить что-то туда, трижды подумайте. Facebook делает это не ради того, чтобы копаться в грязном белье, просто они сами не знают, что им взбредет в голову разработать завтра. Но если новый революционный сервис должен предусматривать анализ вашей истории, они могут захотеть нажать кнопку и вывалить все данные на стол, а не горевать о своей недальновидности, что не сохранили какие-то востребованные данные;

2) впрочем, не стоит испытывать иллюзий, признание информации из социальных сетей достоверным источником информации в суде - вопрос времени. Поэтому, работая в соцсетях, ведите себя так, словно вас отслеживают по принципу: "Все, что вы скажете, может быть и будет использовано против вас";

3) очень скоро вы столкнетесь с тем фактом, что вы-то, может, и не хотите никого добавлять в друзья - но уже будут пытаться добавлять вас. Иногда это будут реальные люди - например, старые друзья, о которых вы давно забыли, или будущие партнеры по бизнесу, увидевшие перепост вашей ленты у общих друзей, но чаще всего это будут боты или то, что я называю "буйки" - т. е. аккаунты, которые заведомо созданы или киберпреступниками, или спецслужбами, чтобы получить доступ к вашей анкете и ее обновлениям. Мой совет не реагируйте. А если решаете дать шанс добавить вас - сначала спишитесь с этим человеком, чтобы понять, кто он и откуда ему о вас известно, но главное - чего он хочет от вас. Если внятного ответа нет, жмите "заблокировать" и не сожалейте - это правильный ход;

4) "We saw your boobs" - мощный номер Сета МакФарена на церемонии вручения "Оскаров-2013" в целом говорит о многом - это подтверждает тот факт, что люди могут по-разному реагировать на искусство и иметь разные политические взгляды, но всем нравятся пикантные темы. Причем это правило действует и для мальчиков, и для девочек - вас часто будут приглашать в друзья чрезвычайно красивые люди. Просто так. Без всякой причины. Супермодели, киноактеры, спортсмены, одинокие и разведенные топ-менеджеры с часами Omega. Так вот, Синдереллы и Пиноккио, проснитесь и встряхнитесь - думаете, вы внезапно встали таким(ой) выдающимся(ейся) человеком, что все хотят с вами поговорить? Поверьте, говорю это максимально позитивно и никого не хочу обидеть, но вероятность того, что мы миру малоинтересны, весьма высока. Если вас добавляет в друзья женщина с фигурой и глазами Моники Белуччи или мужчина - вылитый брат Джорджа Клуни, с вероятностью 95% это бот, который будет следить за вами. А его внешность - это уловка из мира социального инжиниринга, пробивающая ваш первичный барьер психологической защиты;

5) User Generated Content - это absolute bullshit! Нет такого термина. Умер, испарился, покончил с собой. Любой, кто скажет вам, что за этим будущее, или врет, или испытывает иллюзии, или не опытен. Люди в массе своей - серые и посредственные существа, неспособные создавать новое и уникальное, т. е. творить. Любое творчество, коим является создание контента, есть адское и мучительное занятие; ни один хороший (интересный) текст или графика не даются просто так; креатив - это сочетание каторжного труда, железной воли и Божьей искры, смешанной пополам с водкой или, в случае Хемингуэя, скотчем. При этом 99% всей информации, что вы найдете в сети Facebook, есть тупая перепечатка 1%, созданного творческими и выдающимися людьми: журналистами, программистами, разработчиками, художниками, фотографами, евангелистами, актерами, режиссерами, звездами и простыми гражданами, чье образование, опыт и воспитание позволяют им создавать то, что интересно читать. Наконец, важно понимать, что у большинства из нас есть работа - ежедневная, ответственная и, как правило, сложная, - и не все готовы совмещать свое призвание с литературой, дизайном, психологией, маркетингом и журналистикой (чем, по сути, являются соцмедиа). Я это к тому, чтобы вы поняли, что мы хотим получить в соцсетях как компания, человек. Мы пытаемся стать этим 1% - т. е. силой, создающей что-то уникальное, светлое, способное потянуть людей за собой?

Если сказать в этой связи о "Лаборатории Касперского", то на наших корпоративных каналах начиная с этого года вы не найдете ни одной перепечатки чужих СМИ или ссылок вроде "зацените, что бывает". Мы пытаемся создавать контент сами. И вас я к этому призываю! А если вы сотрудник "Лаборатории Касперского" - значит, уже прошли первичный отбор, значит, вы - часть семьи - одной из самых выдающихся команд на рынке, и сильны мы не тем, что у нас много денег, как Symantec, или мы агрессивны, как Microsoft, - наша сила в мобильности, креативности и умении поразить простотой и изящностью решения. Будьте достойны этого знамени - не перепечатывайте, а создавайте, творите! И даже перепечатывая - вкладывайте частичку себя: свое мнение, свое отношение, эмоции, это будет говорить о том, что вы - индивид, Человек;

6) я не знаю ни одного журнала, СМИ или блога, которым удалось объять необъятное. Сосредоточьтесь на том, что вам действительно нравится, и пишите об этом. Развивая собственную экспертизу, вы постепенно намагнитите в свой контакт-лист близких по духу людей. Скажем, если вы сноубордист, скоро вам будет с кем обсудить новые модели Burton и склоны Зелдена. Если вам по душе скалодром - уверяю, вы устанете разгребать бесподобные по красоте своей фотки болдеринговых треков на побережье Мальты. Словом, будьте в своей теме. Не надо писать обо всем и комментировать все на корпоративных и личных страницах;

7) мы призываем вас следить за тем, что мы делаем на сайте "Лаборатории Касперского". И если вы видите что-то, что совпадает с вашими внутренними убеждениями, если вы видите контент, который вам по душе, и вы считаете, что он понравится вашим друзьям, мы будем очень рады вашим перепечаткам. Спасать мир куда удобнее в компании с живыми братьями и сестрами "по оружию". Список наших официальных каналов в ФБ можно найти по адресу: https://www. facebook. com/Kaspersky/app_180985478650511.

Название документа