Специфика правового регулирования отношений в информационном пространстве современного общества

(Хапай А. А.)

("Правовые вопросы связи", 2007, N 1)

Текст документа

СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ

В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

А. А. ХАПАЙ

Хапай А. А., старший преподаватель кафедры конституционного права юридического факультета АГУ, кандидат юридических наук.

Понимание права как регулятора общественных отношений в правовой науке является традиционным. По сей день принято считать, что "основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований" [1]. В этом качестве право как крупный элемент, блок (подсистема) общества представляет собой нормативно-ценностный регулятор [2]:

- нормативный, ибо право, состоящее из нормативно-унифицированных средств и механизмов регулирования общественных отношений, нацелено на то, чтобы ввести в жизнь людей начала всеобщей "нормальности", единой упорядоченности, общепризнанности;

- ценностный, ибо право, вводя в жизнь нормативные начала, определяет оценку жизненным явлениям и процессам и потому является основой для того, чтобы действовать по праву и признавать те или иные поступки в качестве таких, которые совершены не по праву.

Регулятивное назначение права решающим образом выражено в том, чтобы в соответствии с указанной объективной потребностью внести в общественную жизнь определенную упорядоченность, оптимальную нормативность в том ее высоком значении, которое сообразуется с нормальным существованием и развитием сообщества людей, что, помимо всего прочего, объясняет многозначность слова "норма", обозначающего и общее правило, и естественное, "здоровое", вполне удовлетворительное положение дел в людском сообществе.

Государственно-правовое регулирование осуществляется в самых разных сферах жизнедеятельности общества - экономической, политической, идеологической и т. д. Не является исключением в этой связи и информационная сфера, которая в ст. 2 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" определяется как "сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации" [3].

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [4] указывается, что информационная сфера представляет собой "совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации".

В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, разработанной во исполнение Указа Президента РФ от 1 июля 1994 г. N 1390 "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации", информационное пространство определяется как "совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей" [5].

Неотъемлемой составляющей государственно-правового регулирования в условиях современного общества является правовое управление информационной средой, т. е. сферой деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации [4]. Правовое регулирование в указанной сфере в условиях формирующегося информационного общества является необходимым фактором эффективного воздействия на поведение субъектов правоотношений (на отдельных граждан, общественные объединения и государственные органы, социальные общности и т. д.) [6], а также позволяет строить продуктивные межгосударственные отношения.

В ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" такого рода деятельность государства определяется как информатизация, т. е. организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [7].

Процесс информатизации общества, который нередко рассматривается лишь как чисто технологический, по своей сути является глубоко социальным, политико-правовым процессом, последствия которого еще только прогнозируются и по-настоящему не осознаны.

Государство уже сегодня должно обеспечить наличие нормативно-правовой базы, способствующей повышению эффективности производства и экономии труда, быстрому распространению научных знаний и передовых технологий в обществе, повышению общего уровня его интеллектуализации, т. е. способности людей не только воспринимать новые методы и орудия труда, но и генерировать новые знания. В социальном аспекте информатизация представляет собой процесс перехода общества от одной формы своего существования к другой, характерной для более высокого уровня развития. Она же определит в основном и черты будущего общества.

Информатизация ведет к созданию единого информационного пространства, в рамках которого производится накопление, обработка, хранение и обмен информацией между субъектами этого пространства - людьми, организациями, государствами. Формируется единая информационно-коммуникационная система, в которую включены сегодня все наиболее развитые страны мира. Информация из национального ресурса с развитием коммуникационных и информационных технологий превращается в мировой ресурс. Происходит резкое возвышение информационных потребностей людей и общества, на их удовлетворение ориентируется все больше и больше отраслей и сфер экономики.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о наступающих глобальных преобразованиях в экономической и политико-правовой сферах, где феномен информации поступательно занимает решающее место.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации выделяются четыре основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, определяющие фактически соответствующие направления государственной деятельности [4]:

1) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

2) информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

3) развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности;

4) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Все вышеуказанные направления государственной деятельности характеризуются прежде всего их обусловленностью особенностями информационной сферы. Информация при этом рассматривается как разнообразные сведения о фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления [7]. Являясь объективно существующим явлением, феномен информации несет определенную функциональную нагрузку в социальной системе. Так, в обществе информация выполняет следующие основные функции:

1) инструментальную: участие в организации производства и управлении;

2) познавательную: как средство отражения объективной реальности и передачи данных;

3) интегративную: сплочение членов общества и социальных групп в единое целое;

4) коммуникативную: общение и взаимопонимание.

Представляется, что коммуникативная функция информации является важнейшей для существования и нормального функционирования социального организма в целом. Значение указанной функции заключается в том, что информация (или информационный ресурс) предполагает обязательное существование коммуникативного процесса между людьми (интеллектуальной коммуникации).

Информационно-коммуникативные процессы, происходящие в социальной сфере, могут рассматриваться как правоотношения и классифицироваться следующим образом.

1. Информационные отношения между федеральными органами государственной власти. Государственная Дума, Совет Федерации, Аппарат Президента РФ, Правительство РФ обязаны обмениваться друг с другом производимой ими информацией.

2. Информационные отношения, возникающие между гражданами и их объединениями. Так, например, в соответствии со ст. 81 Федерального закона "Об акционерных обществах" лица, заинтересованные в совершении акционерным обществом сделки, обязаны довести до сведения совета директоров данного общества информацию о предполагаемых сделках, в которых они могут быть заинтересованы [8]. Информационные отношения могут возникнуть между гражданином и государством в лице его органов. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, затрагивающими его права и свободы.

3. Информационные отношения с участием иных субъектов права. Это, например, отношения, возникающие при производстве и потреблении массовой информации, между государством и СМИ, между различными видами СМИ, между СМИ, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой [9].

4. В качестве особой разновидности информационно-коммуникативного процесса следует выделить одностороннее информационное воздействие на общество, осуществляемое государством при помощи различных средств (СМИ, средства связи, система образования, социальная и политическая реклама, культурно-массовые мероприятия и т. д.).

Таким образом, значение правового регулирования в информационной сфере проявляется прежде всего в воздействии на сознание людей, придании этому сознанию желательных свойств, качеств, приближающих его к идеалу с точки зрения правящих органов.

Типы проблем, которые могут решаться с помощью управления информационно-коммуникативными процессами, весьма разнообразны. Это, например, смена строя, побуждение общественности к более активной реакции на некоторые стратегические события, выборы, отношение к другим государствам, позициям, народам, партиям, внешним и внутренним событиям, борьба с конкурентами и т. д. Однако эти, как правило, стратегические задачи, требуют для своего решения длительного времени и больших ресурсов.

Правовое регулирование в информационной сфере предполагает наличие целого комплекса направлений воздействия - функций.

1. Функция информирования, в рамках которой осуществляется обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенных, например, в Российской Федерации ее Конституцией, создание и поддержание необходимого для устойчивого развития общества информационного потенциала и т. д. Реализация функции информирования связана с изменением объема и (или) состава и структуры знаний у представителей аудитории, которой предлагается информация и которая является объектом управления. Роль этой функции достаточно прозрачна, поскольку степень информированности членов общества является важнейшим фактором, определяющим их поведение.

2. Функция организации поведения, формирующая у членов общества те или иные правила (алгоритмы) поведения. Алгоритмы корректировки поведения, закладываемые в сообщения, реализуются представителями аудитории с большей или меньшей вероятностью как в плане полноты выполнения заложенных алгоритмов, так и в отношении числа участников по отношению к полному составу аудитории. Производными от указанной функции являются функции воспитания и создания требуемого эмоционально-психологического настроя.

2.1. Функция воспитания формирует или изменяет интенсивность или направленность определенного типа установок (ценностных ориентаций) у представителей аудитории. Подобно знаниям установки и ориентации играют роль важных факторов, определяющих поведение людей в обществе. Идеологические, моральные, художественные (эстетические) ценности сами могут выступать в виде ускорителя или тормоза процесса наращивания знаний, тем самым в немалой степени определить успех (неуспех) информирующей деятельности органов управления.

2.2. Функция создания требуемого эмоционально-психологического настроя предполагает изменение комплекса психологических, физиологических и прочих характеристик (типа усталости, повышенной раздражительности, озабоченности, плохого настроения или, наоборот, легкого настроения), достигается с помощью эффектов отвлечения, рассеяния или переключения внимания, создания ситуации для выхода чувств и переживаний и т. д.

3. Функция информационного обмена. Ее следует рассматривать в более узком смысле, чем собственно информационно-коммуникативную функцию государства, так как она выражается исключительно в поддержании определенных информационных связей. В рамках данной функции можно выделить еще две производные функции (подфункции) государства, обусловленные спецификой сферы государственной деятельности, - функции внутреннего и внешнего информационного обмена.

3.1. Функция внутреннего информационного обмена проявляется в таких аспектах государственной деятельности, как:

- установление и поддержание связей между отдельными государственными органами, ветвями власти и т. д.;

- установление и поддержание связей между отдельными государственными органами, ветвями власти и т. д. с государством как целостной системой;

- установление и поддержание связей между государством и элементами политической системы общества;

- реализация обратной связи при оценке эффективности оказываемого воздействия.

3.2. Функция внешнего информационного обмена. Наиболее полно содержание данной функции отражено в Федеральном законе "Об участии в международном информационном обмене", где определяются обязанности государства в сфере международного информационного обмена.

Так, в ст. 4 указанного Закона закрепляется, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

- создают условия для обеспечения Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации иностранными информационными продуктами и информационными услугами;

- обеспечивают своевременное и достаточное пополнение государственных информационных ресурсов Российской Федерации иностранными информационными продуктами;

- содействуют внедрению современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации в международном информационном обмене; обеспечивают защиту государственных информационных ресурсов Российской Федерации, муниципальных и частных информационных ресурсов, российских средств международного информационного обмена и соблюдение правового режима информации;

- стимулируют расширение взаимовыгодного международного информационного обмена документированной информацией и охраняют законные интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц;

- создают условия для защиты отечественных собственников и владельцев документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена, пользователей от некачественной и недостоверной иностранной информации, недобросовестной конкуренции со стороны физических и юридических лиц иностранных государств в информационной сфере;

- способствуют развитию товарных отношений при международном информационном обмене [3].

Все выделенные функции являются в определенной степени абстрактными построениями. Их нельзя абсолютизировать и рассматривать вне взаимосвязи и взаимообусловленности. При анализе каждой отдельной из перечисленных функций необходимо учитывать, что она является вспомогательной по отношению к основной - информационно-коммуникативной функции государства.

Отличительные же особенности указанных функций определяются постановкой различных конкретных задач, приоритетами тех или иных методов их реализации, которые могут применяться в различных комбинациях.

Таким образом, государственно-правовое регулирование в информационной сфере является одной из основных функций современного государства, реализация которой предполагает прежде всего три вида государственной деятельности:

во-первых, осуществление информационного обмена как внутри государства (между органами и институтами государственной власти), так и на международной арене (интеграция в мировое информационное пространство);

во-вторых, государственное информирование общества о принятых государственных решениях, об изданных нормативно-правовых актах и их содержании (правовое информирование), формирование общественного мнения посредством информационного воздействия и т. д.;

в-третьих, государственное дозирование информации, обеспечение информационной безопасности, ограждение общества от воздействия вредной информации, государственная цензура.

Литература

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. М., 1999.

2. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

3. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 28. Ст. 3347.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента от 9 сентября 2000 г. N 1895 ПР-1895) // Российская газета. 2000. 28 сент.

5. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. (Одобрена решением Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. N Пр-1694.) М.: НТЦ "Информрегистр", 1996.

6. Оль П. А. Понятие субъекта в теории права. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.

7. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 8. Ст. 609. (Ст. 2.); Российская газета. 1995. 22 февр.

8. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. Федеральных законов от 13 июня 1996 г. N 65-ФЗ, от 24 мая 1999 г. N 101-ФЗ, от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, от 31 октября 2002 г. N 134-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ, от 24 февраля 2004 г. N 5-ФЗ, от 6 апреля 2004 г. N 17-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

9. Гаврилов О. А. Курс правовой информатики. М.: Норма, 2000.

Название документа