Система международных уведомлений Интерпола

(Зайцева Е. С.) ("Российский следователь", 2007, N 7) Текст документа

СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ УВЕДОМЛЕНИЙ ИНТЕРПОЛА

Е. С. ЗАЙЦЕВА

Зайцева Е. С., адъюнкт кафедры прав человека и международного права МосУ МВД России.

Одной из наиболее важных функций Международной организации уголовной полиции - Интерпола (далее - Интерпол) является помощь полиции в странах-участницах по распространению оперативной информации о преступлениях, используя систему международных уведомлений этой организации. Международные уведомления Интерпола служат для оповещения полиции о разыскиваемых преступниках, подозреваемых в терроризме, опасных преступниках, без вести пропавших лицах, а также об угрозах применения замаскированного оружия, взрывных устройств в посылках и прочих опасных для жизни материалах. На основании пожеланий от Национальных центральных бюро стран-участниц (далее - НЦБ) Генеральный секретариат выпускает уведомления на всех официальных языках организации: английском, арабском, испанском и французском. Кроме того, уведомления используются международными уголовными трибуналами и Международным уголовным судом для розыска лиц, преследуемых за геноцид, военные преступления и преступления против человечности <1>. -------------------------------- <1> http://www. interpol. int/Public/Notices/default. asp.

В настоящее время существует шесть видов уведомлений, правый верхний угол которых маркируется эмблемой организации одного из шести цветов - красный (Red Notice), синий (Blue Notice), зеленый (Green Notice), желтый (Yellow Notice), черный (Black Notice) и оранжевый (Orange Notice), а также новый, седьмой, вид - специальное международное уведомление, издаваемое совместно с Организацией Объединенных Наций (United Nation Notice). В Российской Федерации обмен информацией по линии Интерпола, в том числе и направление запросов на издание международных уведомлений, осуществляется в соответствии с положениями Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной Приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. N 786/310/470/454/333/971 <2>. -------------------------------- <2> Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 ноября 2006 г. N 8437.

Наиболее часто издаваемым международным уведомлением Интерпола является уведомление с красным углом (Red Notice). Данное уведомление требует от правоохранительных органов государств - членов Интерпола ареста разыскиваемого лица с целью последующего решения судебными органами вопроса о его экстрадиции в страну - инициатора розыска. Правовой основой для издания такого уведомления является ордер на арест или постановление суда, выданные судебными органами заинтересованной страны. Многие страны - участницы Интерпола считают данное уведомление юридическим основанием для предварительного ареста лица, в отношении которого оно издано. Генеральный секретариат уполномочен Генеральной Ассамблеей Интерпола отказывать в выпуске уведомления Интерпола с красным углом, в случае если уведомление не содержит всей надлежащей информации, необходимой для того, чтобы составить запрос на предварительный арест. Предоставленная информация также проверяется на предмет недопущения нарушений ст. 3 Устава организации, которая запрещает Интерполу вмешиваться в любую деятельность политического, военного, религиозного или расового характера <3>. -------------------------------- <3> http://www. interpol. int/Public/ICPO/FactSheets/GI02.pdf.

Уведомление Интерпола с синим углом (Blue Notice) издается с целью установления контроля за передвижением и местонахождением лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Государство - инициатор уведомления может запросить в Генеральном секретариате и государствах - членах Интерпола имеющиеся сведения криминального характера о лице и иную информацию, которая может быть полезна в ходе расследования уголовного дела. Уведомление Интерпола с зеленым углом (Green Notice) может быть издано в отношении лица, проходящего по делу оперативного учета, когда отсутствует процессуальное решение о признании его подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу. В соответствии с данным уведомлением устанавливается негласное полицейское наблюдение за такими лицами и контроль за их перемещениями. Уведомление издается лишь в том случае, если имеются подтвержденные сведения о намерениях лица выехать за рубеж. Данное уведомление требует от правоохранительных органов государств - членов Интерпола сообщать все имеющиеся сведения, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Уведомление Интерпола с желтым углом (Yellow Notice) издается с целью розыска без вести пропавших, несовершеннолетних, а также для идентификации лиц, которые не могут сами себя идентифицировать. При объявлении обвиняемого, осужденного или лица, пропавшего без вести, в международный розыск НЦБ Интерпола может использовать следующие возможности: - направление запроса о розыске во все иностранные государства - члены Интерпола; - подготовка и передача в Генеральный секретариат ходатайств об издании международных уведомлений: с желтым углом - о розыске лица, пропавшего без вести, с синим углом - о розыске обвиняемого, осужденного с целью установления его местонахождения, с красным углом - о розыске обвиняемого, осужденного с целью его ареста и выдачи. Ходатайство об издании международного уведомления о розыске с желтым, синим или красным углом направляется в Генеральный секретариат через два года после направления во все государства - члены Интерпола запроса о розыске обвиняемого, осужденного или лица, пропавшего без вести, в том случае, если принятыми мерами установить местонахождение разыскиваемого не удалось. Однако ходатайство об издании международного уведомления Интерпола с красным углом может быть направлено в Генеральный секретариат до истечения двух лет после направления во все государства - члены Интерпола запроса о розыске, если разыскиваемым совершено особо тяжкое преступление, если преступлением нанесен ущерб в крупном или особо крупном размере либо имел место рецидив преступлений. Для подготовки в адрес Генерального секретариата ходатайства об издании уведомлений с желтым, красным или синим углом органу, вынесшему постановление об объявлении лица в международный розыск, необходимо направить в адрес НЦБ Интерпола соответствующий запрос с информацией о продолжении розыска. Вместе с запросом направляется сообщение о возможности либо о нецелесообразности размещения сведений о разыскиваемом лице на сайте Генерального секретариата в сети Интернет и в средствах массовой информации. Согласие на размещение таких сведений испрашивается НЦБ Интерпола также в Генеральной прокуратуре Российской Федерации. При подготовке запроса в НЦБ Интерпола об издании уведомления с желтым углом в отношении без вести пропавшего лица, являющегося несовершеннолетним либо страдающего психическим расстройством, а также в отношении недееспособного либо ограниченно дееспособного лица письменное согласие для размещения сведений об их розыске на сайте Генерального секретариата и в СМИ необходимо испросить у их родителей или иных близких родственников либо опекунов или попечителей. Розыск без вести пропавших чаще всего производится в "интересах семьи" и начинается проверкой по имеющейся в Секретариате картотеке неопознанных трупов. В картотеку заносятся сведения о неопознанных трупах, предположительно иностранцах, обнаруженных на территории стран - членов Интерпола. Если в течение года личность неизвестного лица либо личность гражданина по неопознанному трупу установить не удалось, НЦБ Интерпола на основании запроса компетентного органа направляет запрос об установлении личности во все иностранные государства - члены Интерпола. Однако по инициативе НЦБ такой запрос может быть направлен и до истечения одного года. Если в течение последующих двух лет личность гражданина по неопознанному трупу либо личность неизвестного лица установить не удается, НЦБ Интерпола на основании запроса взаимодействующего органа направляет в Генеральный секретариат ходатайство об издании международного уведомления об обнаружении неопознанного трупа - Black Notice или международного уведомления об обнаружении неизвестного лица - Yellow Notice. Подробно рассмотренные выше международные уведомления с красным, синим, зеленым, желтым и черным углами являются частью повседневной работы Интерпола уже на протяжении довольно долгого времени. Последние же два типа уведомлений, уведомление Интерпола с оранжевым углом и специальное международное уведомление, издаваемое совместно с ООН, были запущены относительно недавно. Их появление и внедрение в работу организации стало реакцией Интерпола на новые угрозы современности, попыткой максимально использовать возможности организации. В связи с активизацией международных террористов и совершаемыми ими преступными акциями по всему миру особое внимание в деятельности Интерпола уделяется антитеррористической составляющей. Информация о потенциальной угрозе совершения террористического акта с использованием нетрадиционных видов оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, иных опасных материалов и веществ, а также способах их камуфляжа, о новых формах и методах проведения террористических актов используется Генеральным секретариатом для издания специального уведомления Интерпола с оранжевым углом (Orange Notice). Решение о начале выпуска данного вида уведомлений было принято на 33-й Европейской региональной конференции Интерпола, проходившей в Киеве в мае 2004 г. В уведомлении передаются изображения указанных предметов. Данное уведомление требует от правоохранительных органов государств - членов Интерпола сообщать все имеющиеся сведения, которые могут быть полезны в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. Последним пополнением в системе международных уведомлений Интерпола стало специальное уведомление, издаваемое совместно с Организацией Объединенных Наций (United Nation Notice). С декабря 2005 г. Генеральный секретариат Интерпола во взаимодействии с "Комитетом 1267" <4> Совета Безопасности ООН издает специальные уведомления в отношении лиц и организаций, входящих в Сводный перечень ООН <5> как связанных с "Аль-Каедой" и движением "Талибан". Это осуществляется в рамках исполнения положений Резолюции Интерпола AG-2005-RES-05, принятой на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, прошедшей в Берлине в сентябре 2005 г. В дополнение к борьбе с терроризмом такое сотрудничество позволяет пополнять базы данных Интерпола информацией ООН и помогать ООН в уточнении информации, содержащейся в Сводном перечне. -------------------------------- <4> Комитет, созданный для реализации положений Резолюции ГА ООН N 1267 от 15 октября 1999 г., направленной на противодействие терроризму в лице движения "Талибан" и его членов. <5> Новый сводный перечень физических и юридических лиц, входящих в движение "Талибан" и в организацию "Аль-Каеда" или связанных с ними, составленный и обновляемый Комитетом, учрежденным Резолюцией 1267 (1999) // http://www. un. org/russian/documen/scdocs/committees/list. htm.

В соответствии с планом действий, разработанным Интерполом и ООН, который формально является частью соглашения, подписанного двумя организациями, Генеральный секретариат Интерпола публикует два вида совместных уведомлений: - версия с ограниченным доступом - публикуется на сайте Интерпола с ограниченным доступом. Это уведомление включает всю информацию из Сводного перечня, а также содержит дополнительную информацию из баз данных Интерпола, включая полицейскую информацию. Эти уведомления предназначены только для использования правоохранительными органами; - версия со всеобщим доступом - публикуется на сайте Интерпола, открытом для всеобщего доступа. Эти уведомления включают всю информацию из Сводного перечня и некоторую дополнительную неконфиденциальную информацию, такую как фотографии и идентификационные материалы, которую Интерпол публикует с согласия заинтересованных стран-членов для неправоохранительных организаций, ответственных за применение санкций Совета безопасности ООН. НЦБ стран-участниц играют важную роль в этом сотрудничестве, так как они являются основными контактными пунктами для правоохранительных органов заинтересованных стран-участниц. Через них осуществляются связи с неправоохранительными организациями, ответственными за применение санкций ООН. Генеральный секретариат Интерпола постоянно запрашивает НЦБ провести необходимые проверки в отношении фигурантов совместных уведомлений ООН и Интерпола по учетам национальных правоохранительных органов. Также запрашиваются неправоохранительные организации, ответственные за применение санкций ООН, на предмет посещения страны интересующими фигурантами. Целью Генерального секретариата является опубликование как можно большего количества информации в отношении лиц, состоящих в Сводном перечне, чтобы оказать содействие правоохранительным и неправоохранительным органам по осуществлению запрета Совета Безопасности ООН на передвижение этих лиц, заморозку активов и санкции эмбарго на оружие. При направлении информации в Генеральный секретариат страны-члены должны четко указывать, какая информация может быть опубликована на веб-сайте общего доступа и какая информация предназначена только для использования правоохранительными органами. В 2005 г. Интерполом было издано более трех тысяч уведомлений: 2206 уведомлений с красным, 237 уведомлений с синим, 304 уведомления с зеленым, 272 уведомления с желтым, 74 уведомления с черным, 7 уведомлений с оранжевым углом и 4 совместных уведомления ООН и Интерпола <6>. -------------------------------- <6> Статистика взята из Interpol at work. Annual report 2005. Interpol General Secretariat, Lyon, France. 2006. P. 12.

В дополнение к Углам в 2005 г. были опубликованы 12831 запрос о розыске, что на 31% больше, чем в 2004 г.; 3545 преступников, являющихся объектом уведомлений Интерпола или запросов о розыске, были арестованы во всем мире, что на 24% больше, чем в 2004 г. В отличие от более формальных международных уведомлений Интерпола запросы о розыске распространяются по каналам Интерпола НЦБ стран-участниц через телекоммуникационную систему I-24/7 <7>. В конце 2005 г. в работе находились 15323 уведомления Интерпола и 31964 запроса о розыске <8>. -------------------------------- <7> Глобальная полицейская система связи "Интерпол - 24 часа / 7 дней в неделю". <8> http://www. interpol. int/Public/ICPO/FactSheets/GI02.pdf.

Таким образом, как мы видим, правоохранительные органы все чаще и чаще прибегают к использованию возможностей Интерпола для осуществления своих функций, что, в свою очередь, повышает эффективность деятельности самого Интерпола по реализации его функции обмена информацией между полицейскими ведомствами различных стран. Международные уведомления Интерпола имеют немаловажное значение в повседневной деятельности организации по реализации этой функции с более конкретизированной точки зрения, а именно: при розыске преступников и без вести пропавших лиц, обмене оперативной информацией касательно членов преступных группировок, идентификации неопознанных трупов, а также информировании правоохранительных органов государств-членов об угрозах террористических актов. Механизмы деятельности Интерпола не стоят на месте, они развиваются и реагируют на совершенствование методов и способов совершения преступлений, в частности терроризма. С этим связано и введение организацией в течение последних трех лет двух новых международных уведомлений, которые главным образом связаны с противодействием мирового сообщества деятельности террористических организаций. О возросшей роли Интерпола свидетельствует и взаимодействие с ООН, одним из результатов которого стало введение совместного уведомления по организациям и лицам, связанным с "Аль-Каедой" и движением "Талибан". Подводя итоги, следует отметить, что понимание принципов и инструментов осуществления сотрудничества по линии Интерпола позволит правоохранительным органам государств-членов достичь максимальной эффективности такого сотрудничества как для них самих, так и для мирового сообщества в целом.

------------------------------------------------------------------

Название документа Интервью: Вмешательство чиновников губит адвокатуру ("ЭЖ-Юрист", 2007, N 5) Текст документа

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ЧИНОВНИКОВ ГУБИТ АДВОКАТУРУ

Г. Б. МИРЗОЕВ

В последнее время к институту адвокатуры в связи с изменениями его правового регулирования приковано внимание всего юридического сообщества. Специально для газеты "ЭЖ-Юрист" данную ситуацию прокомментировал президент Гильдии российских адвокатов РФ Гасан Борисович Мирзоев.

Уважаемый Гасан Борисович, КС РФ принял Постановление, в соответствии с которым адвокатам не разрешается указывать в договоре с клиентами, что размер вознаграждения за их работу зависит от будущего решения суда. ВАС РФ подготовлен проект ФЗ "О внесении изменений в ст. 110 и 112 АПК РФ", которым предлагается исключить возможность существования "гонорара успеха". Каково Ваше мнение на этот счет?

- На данный момент диспозиция статей АПК РФ такова, что суд фактически определяет, какую сумму надо возместить адвокату. Например, адвокат отработал на сумму 20000 рублей, а суд определяет сумму для возмещения в 1000 рублей. Сейчас в соглашении с доверителем я могу указать, что плата за ведение дела составляет столько-то рублей, а "гонорар успеха" - столько-то рублей. Запрет "гонорара успеха", предполагаемый проектом Федерального закона, незаконен, поскольку он лишает адвоката права получить вознаграждение за собственный труд. Если подобный запрет будет введен, то он нарушит принципы свободы договора. Введение подобного запрета связано с тем, что в последнее время идет волна запретов, направленная на адвокатуру, происходят попытки огосударствления адвокатуры, адвокатов лишили права избирать и быть избранными. Нам необходимо добиваться повышения эффективности защиты прав граждан, а государство этому препятствует. Несомненно, эффективность адвокатской деятельности во многом зависит от степени независимости самого адвоката, в том числе от его материальной самодостаточности. Сегодня следует исходить из требований законодательства, но мы категорически против ситуации, когда государство и его отдельные представители пытаются любой ценой влезть в святая святых - договорные взаимоотношения адвоката и его доверителя и урегулировать эти отношения. Данные отношения могут регламентироваться исключительно ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", с тем чтобы соглашения не противоречили никаким другим законодательным актам - подзаконным и тем более кодифицированным. Адвокат имеет право на свободу волеизъявления, в том числе и в том, что касается получения гонорара, соответствующего его работе. "Гонорар успеха", конечно, не следует распространять на уголовные дела (здесь уже встает вопрос о коррупции). Если речь идет о гражданском деле, то если адвокат договаривается, что, предположим, оплата за ведение дела составляет 20000 рублей (а он будет несколько месяцев заниматься этим делом), то это составляет фактические затраты адвоката: оплата телефонных разговоров, подготовка дела к его ведению, в конце концов чистая оплата труда. Что такое "гонорар успеха"? Мы объясняем своему клиенту, что, если дело будет решено в его пользу, им будет выплачена в качестве вознаграждения некая сумма. Я не вижу в этом ничего крамольного: во всем мире адвокатура работает по такому принципу. Либо с авансом, либо без аванса заключается договор, чтобы потом доверитель расплатился (в случае удачного исхода дела) за счет ответчика. Если возможность существования "гонорара успеха" будет исключена, это нарушит всю сложившуюся практику, права адвокатов и действующее законодательство, потому что в соответствии с ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре" все вопросы, связанные в том числе с гонораром, решаются на основании соглашения, которое заключают адвокат и его доверитель. Согласно Постановлению КС РФ адвокатам разрешено заключать договоры о "гонораре успеха" только при условии, если величина гонорара не ставится в прямую зависимость от исхода судебного процесса. Я считаю, что, когда закон толкуют по-разному, это всегда плохо. В данном случае представляется, что решение КС РФ двойственно. С одной стороны, оно констатирует соответствие требованиям Конституции нормы, регламентирующей данный порядок. С другой - адвокатам не велят заключать соглашения о "гонораре успеха".

Как Вы считаете, насколько нормы о внутрикорпоративных выборах в адвокатуре демократичны?

- Когда эти нормы были приняты Госдумой РФ, мы считали, что это относительно демократичный закон. Избираются 15 членов совета адвокатской палаты субъекта РФ. Раньше их избирало общее собрание, конференция. Сейчас из состава этих 15 человек треть выводит сам президент совета при поддержке оставшихся 10 голосующих. Вместо выбывших президентом предлагаются 5 новых кандидатур, которые, можно сказать, автоматически одобряются составом совета. Таким образом, президент подбирает в совет палаты "своих" людей, которые в свою очередь выбирают президентом "своего" радетеля. Даже при самом лучшем президенте палаты подобное положение дел лишает адвокатов права выбора: отсутствуют непосредственные выборы, значит, отсутствует демократия.

С 1 января 2007 г. вступил в силу п. 6 ст. 7 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", вводящий обязанность адвокатов страховать риск своей профессиональной ответственности. Каково Ваше отношение к введению данного института? Какая существует на этот счет практика в других странах?

- До настоящего времени федеральный закон, регламентирующий порядок и условия обязательного страхования, не принят. Механизмы обеспечения реализации этого закона не включены. Я считаю, что в России введение страхования ответственности адвокатов преждевременно, наша страна еще до этого не доросла, потому что российская адвокатура не является видом бизнеса, к тому же в уголовных делах это исключено. Согласно своему правовому статусу российский адвокат оказывает квалифицированную юридическую помощь и несет по закону общегражданскую ответственность в рамках конкретного соглашения и обозначенного гонорара.

В соответствии с новыми рекомендациями FATF российское законодательство обязывает юристов, нотариусов и адвокатов доносить на своих клиентов, если у них появится подозрение, что клиент отмывает деньги или финансирует террористов. Считаете ли Вы данное требование законным и не является ли оно посягательством на адвокатскую тайну?

- Во-первых, это не закон, а постановление правительства. Во-вторых, мы, адвокаты, не приняли к исполнению указанное решение. Как адвокат должен определить, каким путем добыты эти деньги? Какой смысл тогда в сохранении адвокатской тайны, в ее декларировании? Разрушительной может оказаться попытка заставить защитников нарушать адвокатскую тайну и информировать службу финмониторинга о сделках своих доверителей. Адвокат не может определить, какие деньги его доверитель добыл законным путем, а какие нет - это дело правоохранителей, но не защитника. Зато налицо очень серьезное основание для подрыва доверия к адвокатуре вообще. Какой клиент доверит свою судьбу адвокату, зная, что тот по обязанности "настучит" на него? Без принципа адвокатской тайны нет адвоката и нет института адвокатуры. В стремлении "порулить" адвокатурой чиновники требуют от адвокатских палат материалы и сведения по делам и конкретным доверителям, а тех, кто возмущается, стараются лишить статуса и привлечь к ответственности. То же можно сказать и об эффективной помощи гражданам и юридическим лицам, в том числе о бесплатной юридической помощи малоимущим. Попытки сделать это с помощью неких госструктур вызывают лишь недоумение. Они несостоятельны с точки зрения рационального использования денег налогоплательщиков и сомнительны в правовом отношении. Закон об адвокатуре четко определяет понятие и статус адвоката как "независимого профессионального советника по правовым вопросам, не имеющего права вступать в трудовые отношения в качестве работника, занимать должности государственной службы и муниципальные должности". Иными словами, закон не предусматривает института государственного адвоката. Стало быть, новоиспеченная идея противоречит Конституции и действующему законодательству. На мой взгляд, оказывать юридическую помощь малоимущим гораздо лучше через действующие адвокатские структуры, если направить туда выделяемые бюджетом средства. Качество будет выше, а организационных и материальных затрат меньше. Создание с нуля системы государственных юридических бюро означает, что львиная доля средств уйдет именно на это, и в результате окажется, что фактически финансируется еще одна бюрократическая конструкция, а не сама юридическая помощь беднякам.

Интервью провела Наталья Шиняева, эксперт "ЭЖ-Юрист"

------------------------------------------------------------------

Название документа