К вопросу о жилищном обустройстве участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом
(Яковлев А. Я., Яковлев В. А.)
("Миграционное право", 2010, N 3)
Текст документа
К ВОПРОСУ О ЖИЛИЩНОМ ОБУСТРОЙСТВЕ УЧАСТНИКОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ
ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ
А. Я. ЯКОВЛЕВ, В. А. ЯКОВЛЕВ
Яковлев А. Я., кандидат технических наук, лауреат премии Совета Министров СССР.
Яковлев В. А., начальник Управления по делам соотечественников ФМС России.
Одной из важнейших задач российской миграционной политики является объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов.
Для решения этих задач Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
В целях активизации выполнения Государственной программы необходимо реализовать комплекс мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы.
Эффективное содействие со стороны Российской Федерации возвращению соотечественников - важный элемент взаимодействия России с зарубежной диаспорой и один из инструментов укрепления геополитического и экономического потенциала страны.
Поэтому создание благоприятных условий для тех соотечественников, кто, проживая за рубежом, делает выбор в пользу добровольного переселения в Россию, - один из основных принципов российской государственной политики в области работы с соотечественниками, закрепленных в Концепции внешней политики Российской Федерации.
Анализ реализации Государственной программы в 2007 - 2009 гг., а также поступающие в ФМС России от переселенцев обращения демонстрируют, что значительная часть переселяющихся в Российскую Федерацию соотечественников находится в стесненном материальном положении и, несмотря на оказываемую в рамках действующего законодательства социальную поддержку и государственные гарантии, не обладает необходимыми финансовыми ресурсами, позволяющими достойным образом обустроиться в Российской Федерации.
При этом одной из наиболее ощутимых сложностей, испытываемых возвращающимися в Россию соотечественниками, является проблема жилищного обустройства.
Так, по данным территориальных органов ФМС России, на начало 2010 г. лишь 8,46% переселенцев обеспечены постоянным жильем (имеют его в собственности) и оформили регистрацию по месту проживания. При этом 83,4% таких лиц вынуждены арендовать жилые помещения, оформив регистрацию по месту пребывания.
Очевидно, что такое положение дел снижает интерес соотечественников к Государственной программе и не способствует их закреплению в тех регионах России, которые избраны ими для вселения.
Также сложившаяся ситуация препятствует приобретению ими гражданства Российской Федерации, поскольку в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" заявление по вопросам гражданства подается по месту жительства заявителя.
Полагаем, что указанными обстоятельствами в значительной степени объясняется несоответствие имеющихся на сегодняшний день количественных данных по переселению прогнозным показателям, определенным в период разработки Государственной программы в 2006 г.
Проблема обеспечения переселенцев жильем упоминается во многих публикациях и выступлениях экспертов. Ее пытались решать по-разному. На первом этапе реализации Государственной программы предполагалось предусмотреть для ее участников возможность аренды жилья. Однако ввиду недостаточности денежных средств у переселенцев, низкого уровня зарплат по вакансиям, предлагаемым региональными программами, и высокой арендной платы за жилье этот путь оказался малоэффективным.
В ряде регионов участникам Государственной программы предлагается обустройство на период до шести месяцев в центрах временного размещения. Но такой подход не снимает необходимости принципиально решать жилищную проблему.
По мнению экспертов, одним из наиболее существенных обстоятельств, которое могло бы коренным образом повлиять на повышение миграционной привлекательности Государственной программы, является предоставление переселенцам возможности в обозримой перспективе приобретать сравнительно недорогое жилье с приемлемой инфраструктурой.
Необходимо отметить, что, к сожалению, значительная часть субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, не уделяет достаточного внимания жилищному обустройству соотечественников.
Это наглядно проявляется, прежде всего, при изучении региональных программ переселения, практически ни одна из которых сегодня не предусматривает оказания соотечественникам действенной и эффективной помощи в жилищном обустройстве на территориях вселения.
Полагаем, однако, что реальный путь решения проблемы обеспечения переселенцев жильем есть.
Для того чтобы в этом убедиться, достаточно заглянуть на улицу Новаторов в Москве. Она появилась в конце Ленинского проспекта в начале шестидесятых. На пустыре в течение трех-четырех лет возник жилой микрорайон с развитой инфраструктурой (школы, ясли, детские сады и площадки, поликлиника, роддом, магазины), современным благоустройством, транспортным обслуживанием. Основной элемент застройки - экономичные полносборные крупнопанельные и крупноблочные пятиэтажные жилые дома с отдельными квартирами со всеми удобствами.
Скорость сооружения одного дома - три месяца: по одному месяцу на нулевой цикл (свайное основание), на монтаж конструкций и инженерных систем дома и на отделочные работы.
Производственные "секреты" данной технологии хорошо известны в проектных институтах, в том числе и в знаменитом ЦНИИЭП жилища. Технологию скоростного монтажа домов освоили и реализовали новаторы-монтажники Масленников, Капустин и другие, в честь которых и была названа улица Новаторов.
Аналогичные микрорайоны строились по всей стране. Достаточно вспомнить города науки Пущино, Троицк, Черноголовка, Обнинск, Дубна, Академгородок под Новосибирском.
Зачастую пятиэтажные дома передавались муниципальными властями жилищно-строительным кооперативам. При этом их строительство оплачивалось из средств членов ЖСК с рассрочкой платежей на 15 лет. Цены 1 кв. м такого жилья вполне умеренные - 600 - 700 долл. за 1 кв. м в сегодняшних ценах. Эти дома в свое время позволили решить жилищный вопрос не только в Москве, но и во всей стране, и благополучно служат шестой десяток лет.
В настоящее время в ряде микрорайонов осуществляются инвестиционные программы реконструкции территорий, застроенных пятиэтажными домами: часть пятиэтажек уже снесена и на их месте сооружаются современные жилые дома повышенной этажности (до 24 - 30 этажей и выше), стоимость строительства которых достаточно высока.
Полагаю, было бы неправильным напрямую сравнивать градостроительные решения периода массового крупнопанельного домостроения (шестидесятые - семидесятые годы XX в.) и современные решения в этой сфере (осуществляемые на инвестиционной основе) и делать на основе этих сравнений однозначные выводы в пользу тех или иных решений, так как в разные периоды решались и решаются разные социальные и экономические задачи.
Не претендуя на право давать оценки современной градостроительной практике, выскажу точку зрения, что сегодня задача - в сжатые сроки в определенном объеме в определенных регионах страны обеспечить строительство относительно недорогого и достаточно качественного жилья с современной инфраструктурой и благоустройством. Оно могло бы быть использовано не только для решения жилищных проблем очередников регионов, но и с целью привлечения соотечественников, проживающих в настоящее время за рубежом, к добровольному возвращению на Родину.
Полагаю, что решение этой задачи может быть обеспечено путем применения в регионах опыта экономичного скоростного полносборного домостроения.
Каждому субъекту Российской Федерации при подготовке региональной программы переселения и проработке вопроса об обеспечении переселенцев жильем следует изучить возможность использования имеющихся в регионе предприятий по производству комплекса строительных изделий и инженерного оборудования, необходимых для строительства экономичных полносборных жилых домов средней этажности.
Планируемые объемы строительства должны учитывать потребности региона в соотечественниках определенных профессий и квалификации по годам (с учетом развития в регионе инновационных проектов) и попутно - потребности региона для удовлетворения очередников на улучшение жилплощади.
Производственная база региона может кооперироваться с предприятиями соседних регионов. Для приведения производственной базы в рабочее состояние, организации работ и финансирования проекта должно быть привлечено бизнес-сообщество.
В результате принятия комплекса предлагаемых мер регион через определенное время, зависящее от экономической ситуации, будет готов осуществить проект застройки жилой зоны по методу "полносборного строительства с экономичным финансированием".
Предварительная проработка данного предложения в ЦНИИЭП жилища показало, что осуществление проекта осложняется, прежде всего, следующими рисками:
- инертность и незаинтересованность администрации региона в реализации проекта. Путь решения - подготовка соответствующих поручений на федеральном уровне;
- плачевное состояние имеющейся производственной базы. Путь решения - изыскание резервов, восстановление производственной базы в необходимом объеме, привлечение бизнес-сообщества, кооперация с соседними регионами;
- вмешательство недобросовестных конкурентов. Путь решения - компетентная организация работ, всестороннее юридическое сопровождение.
Ожидаемый результат реализации проекта - повышение миграционной привлекательности региона по параметру "обеспечение жильем" и, как следствие, повышение эффективности реализации Государственной программы в целом.
------------------------------------------------------------------
Название документа