Область применения Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации"
(Лопатин В. Н.)
("Информационное право", 2006, N 4)
Текст документа
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"
В. Н. ЛОПАТИН
Лопатин В. Н., директор Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС), главный редактор журнала "Информационное право", доктор юридических наук.
Вопрос: В каких случаях следует применять недавно принятый Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации", поскольку область регулируемых им отношений указана достаточно неопределенно, а в ряде случаев противоречиво?
Ответ: Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" он регулирует отношения, возникающие при: 1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; 2) применении информационных технологий; 3) обеспечении защиты информации.
Первая область отношений, регулируемых данным Законом в информационной сфере, определена ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, где закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Вторая область отношений, регулируемых данным Законом, ограничивается применением информационных технологий. Исходя из ст. 2 данного Закона, где под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, и ст. 12 Закона, определяющей границы государственного регулирования в сфере применения информационных технологий, указанная область включает следующие отношения:
- поиск информации;
- сбор информации;
- хранение информации;
- обработка информации;
- получение информации;
- передача информации;
- предоставление информации (получение и передача);
- распространение информации (получение и передача);
- производство информации;
- развитие информационных систем (совокупности информации в базах данных и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств) для обеспечения информацией, в том числе:
- создание информационных систем;
- ввод в эксплуатацию информационных систем;
- эксплуатация информационных систем;
- обеспечение взаимодействия информационных систем;
- создание условий для эффективного использования информационно-телекоммуникационных сетей.
Третья область отношений, регулируемых данным Законом в информационной сфере, связана с обеспечением защиты информации, что согласно ст. 16 этого же Закона включает принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
- обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
- соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
- реализацию права на доступ к информации. Сравнительно-правовой анализ данных положений в контексте других норм указанного Закона позволяет сделать вывод о наличии в нем большого числа правовых коллизий.
Так, например, в одном случае если в ст. ст. 1 и 12 Закона указываются как самостоятельные информационные процессы - получение информации, передача информации и распространение информации, то в ст. 2 этого же Закона распространение информации, так же как и предоставление информации, раскрывается через получение и передачу такой информации.
В другом случае если в ст. 2 Закона доступ к информации раскрывается через получение и использование информации, то в ст. 8 доступ к информации определяется уже как ее поиск и получение. При этом использование информации согласно ст. ст. 6 и 7 данного Закона включает в себя уже и ее распространение.
Кроме того, следует иметь в виду, что данный Федеральный закон в ряде случаев по своему содержанию избыточен по отношению к заявленной в первой статье Закона области регулируемых отношений. Так, в ст. ст. 4, 5, 6, 7 Закона введено использование информации (без определения понятия и содержания этого термина и информационного процесса); в ст. 12 отношения дополняются обеспечением информацией (также без определения понятия); норма же ст. 6 Закона делает перечень регулируемых отношений вообще открытым, поскольку предусматривает осуществление иных действий с информацией и разрешение таких действий.
Разрешение данных коллизий, пока не наработана практика, возможно и необходимо через внесение соответствующих поправок в указанный Закон.
Кроме того, при определении области применения этого Закона следует иметь в виду, что в ч. 2 ст. 1 Закона указывается область отношений, на которую не распространяются нормы данного Федерального закона. Отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, исключены из предмета правового регулирования настоящим Законом.
В указанном случае правовое регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности. В соответствии с законодательством Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов, правам на которые предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнение произведений; фонограммы и видеозаписи; сообщение в эфир или по кабелю радио - или телевизионных передач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
В то же время при применении этого положения ст. 1 следует учитывать, что ее нормы в этой части входят в определенные противоречия как с нормами других статей настоящего Закона, так и с нормами других законов.
Так, нормы, содержащиеся в п. 3 статьи 13 и в п. 7 статьи 14 данного Закона, затрагивают отношения в сфере интеллектуальной собственности. В п. 3 ст. 13 настоящего Закона выделены права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, которые подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных. В соответствии с Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 4) и Законом РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (ст. 1) базы данных относятся к объектам авторского права, и им предоставляется правовая охрана как сборникам. При этом правовая охрана распространяется на базы данных, представляющие собой результат творческого труда по подбору и организации данных. Базы данных охраняются независимо от того, являются ли данные, на которых они основаны или которые они включают, объектами авторского права. При этом авторское право на базы данных не связано с правом собственности на их материальный носитель. Любая передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких-либо прав на базы данных.
Кроме того, при определении области применения этого Закона здесь также следует иметь в виду, что данный Федеральный закон по своему содержанию вновь избыточен по отношению к заявленной во второй части первой статьи Закона области исключаемых из предмета его регулирования отношений.
Так, из предмета регулирования отношений в информационной сфере настоящим Законом в соответствии с другими его статьями исключены:
- отношения, связанные с организацией и деятельностью средств массовой информации (в этом случае согласно п. 2 ст. 4 правовое регулирование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации);
- отношения, связанные с хранением и использованием включенной в состав архивных фондов документированной информации (в этом случае согласно п. 3 ст. 4 правовое регулирование осуществляется в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации);
- отношения, связанные с защитой информации, составляющей государственную тайну (в этом случае согласно п. 3 ст. 9 правовое регулирование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне).
Разрешение данных коллизий, так же как и в первом случае, возможно и необходимо через внесение соответствующих поправок в указанный Закон.
------------------------------------------------------------------
Название документа