Актуальные вопросы использования информационных технологий при отправлении правосудия

(Кокотова Е. И.) ("Российский судья", 2006, N 10) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

Е. И. КОКОТОВА

Кокотова Е. И., помощник судьи Ленинского районного суда г. Ставрополя.

Сегодня реформирование судебной системы предполагает как одно из направлений создание и использование в судах общей юрисдикции современных информационных технологий, а именно внедрение их как собственно в процесс судопроизводства (возможность подачи исковых заявлений и иных документов в электронной форме, электронные способы фиксации судебного процесса, электронные архивы суда и т. п.), так и компьютеризацию иных, непроцессуальных, аспектов деятельности суда, таких как ведение регистрационных и иных книг, электронных календарей судебных заседаний, формирование статистической отчетности судов. Необходимо отметить, что основная задача правосудия, понимаемого как принятие судьей решения в результате поиска истины и применения права с учетом обстоятельств дела, не была в какой-то мере затронута новыми технологиями. В связи с этим процессуальное право подвергалось лишь незначительным изменениям. Развитие фактических отношений заставляет законодателя создавать правовые рамки, которые бы учитывали особенности использования информационно-компьютерных технологий, связанных с внедрением систем электронного документооборота. Это требует коренной смены взглядов правоведов, привыкших к традиционным формам документов, а также затрагивает основы процессуальной науки, которые казались до недавнего времени незыблемыми. При этом так называемую автоматизацию судебного процесса и ее правовое регулирование мы понимаем в широком смысле и рассматриваем в рамках существующего сегодня "информационного права". При постоянном ежегодном росте количества рассмотренных и разрешенных гражданских и уголовных дел и значительно меньшем темпе увеличения общего количества судей ежегодно возрастает нагрузка на каждого судью. В настоящее время в федеральном законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие порядок определения нормативной численности федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей, работников аппаратов судов, а также государственных служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов в субъектах Российской Федерации. Отсутствие указанных норм затрудняет организацию работы судов, планирование судебного процесса, а также осуществление организационного обеспечения деятельности судов. Это не позволяет судам использовать современные схемы ведения делопроизводства и информационные технологии, что вызывает нарушение сроков рассмотрения дел, процессуальных сроков вынесения судебных решений, волокиту и медлительность в осуществлении судопроизводства. В сложившихся обстоятельствах невозможно продолжать повышать производительность работы судебной системы только путем ее экстенсивного развития за счет механического увеличения количества судей, следует разрабатывать пути совершенствования эффективности работы каждого судьи, в целом всех сотрудников суда посредством внедрения средств информационных технологий. Данные по облегчению доступа к правосудию, о функциональной особенности судебной системы, о числе рассматриваемых дел согласно их видам, о сроках проведения отдельных процессов, о применении электронной обработки данных в судах, полученные в рамках исследования "пилотная схема развития судебных систем", проводимого Европейской комиссией по развитию правосудия, свидетельствуют о возможных положительных последствиях внедрения системы управления движением дел, существующей в США, а также ряде европейских стран (например, Великобритании), в российские суды общей юрисдикции. Эта система включает полный набор действий со стороны суда при непосредственном использовании современных информационно-компьютерных технологий по контролю и управлению продвижением дел, начиная от его возбуждения до судебного рассмотрения или другого завершения производства по делу. Ключевыми компонентами программы управления движением дела являются: - выявление дополнительной информации о поступившем заявлении во время его регистрации и непосредственный ввод случая в информационную систему для определения режима его прохождения; - оценка конкретного случая работником аппарата суда, отвечающим за управление движением дела, и назначение дела на соответствующий режим; - определение графика управления случая, включая предельные сроки, для рассмотрения дела; - определение необходимых действий по конкретному делу; - обеспечение эффективной связи с представителями сторон; - назначение судьи; - контроль за продвижением дела со стороны сотрудника аппарата суда, отвечающим за управление движением дела; - судебное разбирательство, основанное на знании материалов дела и готовности представителей сторон; - введение данных и записей случая в компьютерную систему; - непрерывная оценка работы системы <1>. -------------------------------- <1> Прокудина Л. А. Перспективы использования в российских судах системы управления движением дела // Заметки о современном гражданском и арбитражном процессуальном праве / Под ред. М. К. Треушникова. М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2004. С. 119.

Анализ всего процесса движения дела, его организации позволяет выделить из всего аппарата суда общей юрисдикции следующих сотрудников, имеющих непосредственное отношение к процессу управления движением дела: помощники судей, специалисты канцелярии, секретари судебных заседаний. В связи с проникновением информационных технологий в судебный процесс, включая как процессуальные действия его участников, так и форму отдельных процедур, принципиально важным стало создание правовых условий для юридически значимого электронного документооборота, а следовательно, в центре внимания оказался правовой статус электронного документа. На страницах юридической литературы активно обсуждается вопрос об электронных документах как доказательствах в судебном процессе. Процессуальное право отдельных государств различным образом включает электронные документы в систему доказывания: одни порой даже не признают их документами (Германия), другие - рассматривают в качестве одного из видов документов (Венгрия) <2>. -------------------------------- <2> Харсаги В. Новеллы венгерского законодательства об электронных документах // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2005. N 4. С. 314.

В действующем процессуальном законодательстве России в отличие от других зарубежных стран не существуют конкретно перечисленные критерии достоверности данных, полученных с помощью компьютера. Именно отсутствие данных правил осложняет применение электронных документов в качестве доказательств по делу, а ссылка на факт отсутствия в процессуальном законодательстве прямых указаний только создает юридический риск непризнания юридической силы данного электронного документа. Предметом большинства дискуссий стали проблемы достоверности и аутентичности содержания электронных документов. Большинство из них связано с имеющимися в действующем законодательстве Российской Федерации пробелами, тормозящими развитие судебной системы в части автоматизации судебных процессов и расширения функциональных возможностей программных и технических средств автоматизации, позволяющих более эффективно реализовать задачи правосудия. Ситуация, когда законодателем не установлена взаимосвязь и соотношение таких важных понятий, как "данные", "информация", "сведения", посредством которых раскрываются дефиниции "база данных", "информационные ресурсы", "персональные данные", безусловно, порождает отсутствие системности в терминологии, используемой в правовом регулировании информационных технологий. Термин "электронная цифровая подпись", например, определяется как "реквизит электронного документа", в то время как термин "электронный документ" вообще не определен. В связи с этим заслуживающими внимания являются предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" в части нормативного закрепления понятий "электронный документ" и "база данных", мнения о необходимости разработки и принятия закона "Об электронном документе", основным предметом которого стали бы отношения, возникающие по поводу и связанные с процессами документирования информации в электронно-цифровой форме, перевода традиционных документов в электронную форму и обратно, оборота электронных документов в РФ <3>. -------------------------------- <3> Семилетов С. И. Анализ действующего законодательства РФ, регулирующего отношения, связанные с использованием Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы", при реализации гражданами РФ конституционного права на участие в выборах и референдумах: основные противоречия, пробелы и проблемы.

Кроме того, подлежат разрешению и вопросы, связанные с представлением и хранением электронных документов. Имеющиеся в отдельных судах общей юрисдикции разрозненные автоматизированные информационные системы предназначены для создания и хранения судебных документов, порождаемых только в том суде, в котором эксплуатируется информационная система. Используемые при этом инструментальные средства предполагают хранение документов лишь в текстовом формате, что не дает никаких гарантий от внесения в текст судебного документа несанкционированных или непроизвольных изменений. При таких условиях электронную версию документа нельзя считать легитимной копией его оригинала. Огромное значение приобретает сегодня также использование современных информационно-компьютерных технологий в судах применительно к сфере реализации прав граждан на информацию о деятельности судов, доступа к правосудию. Доступ к судье, работникам аппарата суда в общем виде регламентирован ведомственными правовыми актами: применительно к деятельности судов общей юрисдикции - инструкцией по делопроизводству в районном суде. Вместе с тем порядок доступа к судьям, другим должностным лицам суда нуждается в дополнительном регулировании. Ключевым моментом является также доступ к судебным решениям - главному "продукту" судебной власти, который сегодня фактически закрыт, несмотря на то что в соответствии с действующими нормами закрытыми могут быть решения только по очень узкому кругу гражданских и уголовных дел. Правил законодательного характера, устанавливающих процедуры или создающих механизмы доступа к текстам судебных решений иным лицам, а тем более их публикациям, в Российской Федерации не существует. В связи с этим интересна позиция Верховного Суда РФ, предложившего проект федерального закона о праве граждан на информацию о деятельности судов. Законопроектом предусмотрена обязанность судей публиковать судебные решения в Интернете, при этом судья вправе наложить запрет на публикацию решения, если сочтет, что дело носит исключительно частный характер <4>. -------------------------------- <4> Куликов В. Получи приговор по Интернету // Российская газета. 2006. 15 авг.

Примечательно, что в ряде стран с континентальной системой права вопрос о публикации судебного решения вообще решается автоматически и без участия судьи: судебное решение поступает в канцелярию, а далее в процессе регистрации судебного акта его электронная версия автоматически отправляется в базу данных и тут же появляется на сайте. Несмотря на наличие во многих судах общей юрисдикции пресс-служб, а также собственных сайтов в Интернете, имеет место необходимость создания специальных справочно-информационных служб судов. Так, например, внедрение информационных киосков (справочно-электронных систем) способствовало бы гражданам в получении информации о том, где и когда рассматривается дело, каким судьей, когда можно получить решение. Регламентация рассмотренных вопросов, связанных с использованием информационных технологий, на законодательном уровне станет огромным шагом на пути автоматизации судебного процесса. Определение правового режима электронного документа, уравнивающего его с традиционными документами, позволит наделить его юридической силой, использовать как доказательство при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции. Вместе с тем недостаточно беспорядочно вставлять нормы об информационных технологиях в традиционные и во многом устаревшие нормативные конструкции гражданского, уголовного процессов, как это происходило до последнего времени. Судопроизводство должно подвергнуться коренным структурным изменениям, которые заставят не только системно подойти к принятию очередных новелл, но и пересмотреть основополагающие принципы, касающиеся доступности правосудия, представления доказательств, рассмотрения дел в судебном заседании, устности, непосредственности, гласности и процессуальной экономии. Уже сегодня отдельные моменты, касающиеся так называемой виртуализации судебного процесса, вынуждают заново анализировать процессуальные принципы в условиях, когда информационные технологии становятся фундаментом судебной системы и катализатором радикальных изменений процессуального права. Представляется, что данная тенденция является неизбежной, в особенности если учитывать то взаимное влияние, которое оказывают друг на друга судебный процесс и информационные технологии.

Название документа Вопрос: Обязан ли исполнитель информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлечь за собой невозможность завершения работы в срок? ("Омега-Л", 2007) Текст документа

Вопрос: Обязан ли исполнитель информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлечь за собой невозможность завершения работы в срок?

Ответ: Обязанность исполнителя своевременно информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок, устанавливается ст. 36 Закона РФ "О защите прав потребителей". В том случае, если исполнитель своевременно и обоснованно проинформирует потребителя об указанных выше обстоятельствах, а тот в свою очередь в разумный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, не изменит указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не устранит другие обстоятельства, которые могут снизить качество выполняемой работы (оказываемой услуги), то исполнитель имеет право: 1) отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги); 2) потребовать полного возмещения убытков.

И. Н.Гуляева

Название документа Вопрос: Где должна быть размещена информация о товаре? ("Омега-Л", 2007) Текст документа

Вопрос: Где должна быть размещена информация о товаре?

Ответ: Вся информация о товаре должна быть доведена до сведения потребителей в технической документации, которая прилагается к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Что касается информации об обязательном подтверждении соответствия товаров, то она представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товаросопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

И. Н.Гуляева

Название документа Вопрос: Обязательно ли сообщать потребителю о том, что в товаре устранялся недостаток? ("Омега-Л", 2007) Текст документа

Вопрос: Обязательно ли сообщать потребителю о том, что в товаре устранялся недостаток?

Ответ: В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", если потребителем приобретен товар, который был в употреблении или в котором был устранен недостаток (недостатки), об этом потребителю обязательно должна быть предоставлена информация.

И. Н.Гуляева

Название документа Вопрос: Какой должна быть информация о товарах (работах, услугах)? ("Омега-Л", 2007) Текст документа

Вопрос: Какой должна быть информация о товарах (работах, услугах)?

Ответ: Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать следующие сведения: 1) наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара (работы, услуги) обозначение; 2) сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ; 3) цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг); 4) гарантийный срок, если он установлен; 5) правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); 6) срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; 7) адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера); 8) информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг); 9) информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); 10) указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги); 11) указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

И. Н.Гуляева

Название документа Вопрос: Какой должна быть информация об изготовителе (исполнителе, продавце)? ("Омега-Л", 2007) Текст документа

Вопрос: Какой должна быть информация об изготовителе (исполнителе, продавце)?

Ответ: Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан предоставить потребителю следующие сведения: 1) фирменное наименование своей организации; 2) место ее нахождения (адрес); 3) режим работы; 4) информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, если изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель; 5) номер лицензии, срок ее действия и информацию об органе, выдавшем лицензию, если вид деятельности, которую осуществляет изготовитель, подлежит лицензированию; 6) номер свидетельства о государственной аккредитации, срок его действия и информацию об органе, выдавшем лицензию, если исполнитель имеет государственную аккредитацию. Вышеуказанная информация должна быть доведена до сведения потребителей при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков. Что касается фирменного наименования организации, места ее нахождения (адреса) и режима ее работы, то продавец (исполнитель) обязан эту информацию размещать на вывеске.

И. Н.Гуляева

Название документа Вопрос: Какую информацию при покупке вправе требовать потребитель и как она должна ему сообщаться? ("Омега-Л", 2007) Текст документа

Вопрос: Какую информацию при покупке вправе требовать потребитель и как она должна ему сообщаться?

Ответ: Потребитель вправе требовать информацию, которая содержит: 1) сведения об изготовителе (исполнителе, продавце); 2) сведения о режиме работы изготовителя (исполнителя, продавца); 3) сведения о реализуемых товарах (работах, услугах). Что касается информации, то она должна быть предоставлена в необходимом объеме и быть достоверной. Кроме того, информация должна быть доведена до потребителя в наглядной и доступной форме при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) на русском языке и по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) на иных языках народов Российской Федерации. Следует также отметить, что несоблюдение правил о предоставлении информации в необходимом объеме на русском языке, даже если она имеется на иностранном языке, следует воспринимать как непредоставление информации, так как у потребителя отсутствуют специальные познания в области иностранных языков и знаний о свойствах и характеристиках товара.

И. Н.Гуляева

Название документа Вопрос: Должен ли продавец доводить до сведения потребителя информацию об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям безопасности? ("Омега-Л", 2007) Текст документа

Вопрос: Должен ли продавец доводить до сведения потребителя информацию об обязательном подтверждении соответствия товара требованиям безопасности?

Ответ: Разъяснения по данному вопросу содержатся в письме Госстандарта РФ от 22 сентября 2000 г. N ИК-110-19/3022 "О предоставлении информации об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности". Согласно этому письму и в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" не допускается продажа товара без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, обеспечивающим его безопасность для жизни, здоровья потребителя. Данная информация представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. В соответствии с п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, продавец имеет право доводить до сведения потребителя информацию о подтверждении соответствия продукции установленным требованиям при помощи следующих документов: - сертификата или декларации соответствия; - копии сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; - товарно-сопроводительных документов, оформленных изготовителем или поставщиком (продавцом), содержащих по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший) и заверенных подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

И. Н.Гуляева

Название документа Вопрос: Какая информация предоставляется при оказании ветеринарных услуг? ("Омега-Л", 2007) Текст документа

Вопрос: Какая информация предоставляется при оказании ветеринарных услуг?

Ответ: Исполнитель обязан предоставлять потребителю информацию в наглядной и доступной форме об оказываемых ветеринарных услугах, а именно: - перечень основных видов платных ветеринарных услуг (работ) и формы их предоставления; - прейскуранты на ветеринарные услуги; - лицензию на осуществление деятельности по оказанию платных ветеринарных услуг; - образцы препаратов, лекарственных средств и др.; - средства ветеринарного назначения, применяемые при оказании платных ветеринарных услуг; - образцы типовых договоров, квитанций, жетонов, расписок, талонов и других документов, удостоверяющих исполнение и оплату услуг (работ); - сведения о льготах, предусмотренных для отдельных категорий потребителей (инвалидов, участников Великой Отечественной войны и др.) в соответствии с законодательством Российской Федерации; - нормативные документы по вопросам ветеринарного обслуживания животных; - сведения об органе по защите прав потребителей; - сведения о местонахождении (юридический адрес) исполнителя и местонахождении организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей; - указание на конкретное лицо, которое будет оказывать ветеринарную услугу, и информацию о нем, если это имеет значение в зависимости от характера ветеринарной услуги.

И. Н.Гуляева

Название документа Вопрос: Какая информация должна быть предоставлена потребителю при оказании платных образовательных услуг? ("Омега-Л", 2007) Текст документа

Вопрос: Какая информация должна быть предоставлена потребителю при оказании платных образовательных услуг?

Ответ: В соответствии с п. 8 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505, исполнитель обязан довести до потребителя, в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте, информацию, содержащую: - наименование (фамилия, имя и отчество - для индивидуального предпринимателя) и место нахождения (юридический адрес) исполнителя, а также сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации (для образовательных учреждений) с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, их выдавшего; - уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения; - перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления; - стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты; - порядок приема и требования к поступающим; - форма документа, выдаваемого по окончании обучения. Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации предоставляют потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации. Кроме того, исполнитель - гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, должен предоставить информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с указанием наименования зарегистрировавшего его органа. Помимо этого, исполнитель обязан также предоставить для ознакомления по требованию потребителя устав государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации; - лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса; - адрес и телефон учредителя (учредителей) государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, научной организации, органа управления образованием; - образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг; - основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору; - дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя; - перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие сведения, относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге.

И. Н.Гуляева

Название документа