Международно-правовой и зарубежный опыт применения электронных средств голосования при проведении выборов

(Вешняков А. А.) ("Международное публичное и частное право", 2006, N 5) Текст документа

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ГОЛОСОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ

А. А. ВЕШНЯКОВ

Вешняков А. А., председатель ЦИК России, кандидат юридических наук.

Подписание более четверти века назад Хельсинкского заключительного акта определило для Европейского континента основополагающие принципы нового типа взаимоотношений, базирующихся на общепризнанных нормах международного права, нацеленных на поддержание стратегической стабильности в регионе, соблюдение баланса интересов всех участников Заключительного акта и углубление взаимодействия между ними по всем направлениям. Пройдя за годы своего существования большой путь и по праву став авторитетной общеевропейской организацией, ОБСЕ продолжает играть ведущую роль в переговорном процессе по проблемам безопасности, по выработке согласованных подходов к решению актуальных проблем современности <1>. -------------------------------- <1> Выступление автора статьи, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А. А. Вешнякова на первом пленарном заседании семинара по человеческому измерению БДИПЧ ОБСЕ "Избирательные процессы" (г. Варшава, 29 мая 2001 г.).

Россия с уважением относится к зарубежному опыту организации избирательного процесса, многое позаимствовала из опыта ОБСЕ при создании нашей собственной нормативной базы, и что особенно хочется подчеркнуть - намеренно сделала ее объектом экспертного анализа специалистов из других стран. Именно опыт ОБСЕ позволяет нам осуществлять демократические преобразования с наименьшими потерями и в кратчайшие сроки. В основу наших новых законов о выборах положены принципы, закрепленные в документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ, - периодичность и обязательность проведения свободных, открытых выборов, всеобщее и равное избирательное право, тайное голосование и честный подсчет голосов, опубликование всех результатов, независимость избирательных органов. Понимая, какое фундаментальное значение для судеб демократии в России имеет легитимность выборов, доверие к их результатам со стороны наших избирателей и мирового сообщества, мы сознательно пошли на такую новацию в законодательстве, как возможность осуществлять международное наблюдение на всех уровнях выборов в Российской Федерации, при этом наделив широчайшими полномочиями национальных наблюдателей. Так, для наблюдения за выборами в декабре 1999 г. депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Центральной избирательной комиссией было аккредитовано почти 1200 иностранных наблюдателей, представлявших 58 государств и 105 международных и национальных организаций <2>. Если посмотреть динамику наблюдения, то отметим, что на выборах депутатов Государственной Думы 1993 г. было 110 международных наблюдателей, 1995 г. - 993, 1999 г. - 1185. Значительный контингент наблюдателей был и на выборах 7 декабря 2003 г. Наблюдение осуществляли 1168 иностранных (международных) наблюдателей, представляющих 49 государств, 36 зарубежных (национальных) и международных организаций <3>. -------------------------------- <2> Выступление Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А. А. Вешнякова на первом пленарном заседании семинара по человеческому измерению БДИПЧ ОБСЕ "Избирательные процессы" (г. Варшава, 29 мая 2001 г.). <3> См.: Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 2004. С. 307.

Не меньшим было представительство международных наблюдателей и на президентских выборах: в 1996 г. - 1307, 2000 - 1002 <4>, а в 2004 г. наблюдение осуществляли более 770 иностранных (международных) наблюдателей, представляющих 50 государств, 29 зарубежных (национальных) и международных организаций. Среди них были члены иностранных парламентов, деятели международных правительственных, парламентских и общественных организаций, правозащитники, руководители центральных избирательных органов зарубежных государств, эксперты по выборам <5>. -------------------------------- <4> Там же. <5> Выборы Президента Российской Федерации. 2004. Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 2004. С. 185.

Естественно, в поле зрения международных наблюдателей находились и вопросы работы Государственной автоматизированной системы "Выборы". По итогам выборов среди критических замечаний, которые, надо отметить, в определенной части имели налет дискриминационного отношения к нашей стране и являлись результатом реализации политики двойных стандартов <6>, тем не менее замечаний со стороны наблюдателей ММНВ и БДИПЧ ОБСЕ в отношении ГАС "Выборы" не последовало. -------------------------------- <6> См. об этом: Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2003. Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 2004. С. 310; Выборы Президента Российской Федерации. 2004. Электоральная статистика. М.: Весь Мир, 2004. С. 189.

Вместе с тем с начала реформирования избирательной системы (1993 - 1995 гг.) мы внимательно изучали международный опыт применения информационных систем, отмечая, что в то время некоторые страны уже использовали механические или электронные системы голосования или готовились к их внедрению. Преимущество этих методов становится очевидным в случае одновременного проведения нескольких выборов, хотя при этом приходится принимать определенные меры предосторожности с тем, чтобы минимизировать опасность нарушений, например посредством предоставления избирателю возможности сразу же после голосования проверить, как был зарегистрирован его голос. Очевидно, что при этой форме голосования очень важно обеспечить составление бюллетеней таким образом, чтобы избежать путаницы. Для облегчения проверки и пересчета голосов в случае обжалования можно также предусмотреть, чтобы машина могла впечатывать выбор, сделанный избирателем, в избирательный бюллетень; эти бюллетени затем помещаются в опечатываемый контейнер, исключающий доступ к ним. Какие бы средства ни использовались, должна обеспечиваться конфиденциальность голосования. Электронные методы голосования должны быть безопасны и надежны. Они считаются безопасными, если система может противостоять попытке сознательного взлома; они считаются надежными, если могут функционировать самостоятельно, независимо от любых сбоев в аппаратных средствах и программном обеспечении. Кроме того, избиратель должен иметь возможность получить подтверждение того, что он проголосовал, и быть в состоянии при необходимости исправить допущенную при голосовании ошибку без ущерба для тайны голосования <7>. -------------------------------- <7> См.: Проведение выборов: европейские стандарты и процедуры оценки // Аналитический вестник / По материалам, представленным Европейской комиссией за демократию через право Совета Европы (Венецианская комиссия). N 26 (219). М., 2003. С. 44.

Тема новых избирательных технологий постоянно затрагивается на международных совещаниях, семинарах, форумах. В этом направлении происходят серьезные продвижения, правда, приходится, к сожалению, отмечать, что не по линии ОБСЕ. Имеются в виду принятые Комитетом Министров Совета Европы 30 сентября 2004 г. Рекомендации государствам - членам Совета Европы по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в этой сфере накопила определенный опыт, в том числе в части функционирования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". Выступая по линии ОБСЕ и других форумов, автору данной статьи не раз приходилось подчеркивать для международной общественности, что это не имеющая аналогов по масштабам территориального развертывания, оперативности и надежности обобщения данных о выборах система. Ее основные достоинства - прозрачность, защищенность и оперативность процесса подведения итогов голосования. Чтобы оценить эффективность подобной системы, достаточно привести один пример. Благодаря этой системе ЦИК России и общественность уже к 9 часам утра следующих суток получила данные о предварительных итогах голосования по выборам Президента Российской Федерации 14 марта 2004 г. от 99 процентов участковых избирательных комиссий (из 95424 образованных) <8>. -------------------------------- <8> Выступление автора статьи на Дополнительном совещании ОБСЕ в области человеческого измерения "Проблемы избирательных технологий и процедур" 21 апреля 2005 г. Хофбург, Вена.

Кстати, на успешно прошедшей в Японии Всемирной выставке "ЭКСПО-2005" (с 25 марта по 25 сентября 2005 г.) Россия представляла эту систему, и, надо сказать, отзывы о ней были весьма положительные <9>. -------------------------------- <9> См.: Гафич В. М., Орлов В. П. ГАС "Выборы" на Всемирной выставке "ЭКСПО-2005" в Японии // Журнал о выборах. Приложение к журналу "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Специальный выпуск. 2005. С. 70 - 72.

Полезно озаботиться выработкой рекомендаций в отношении возможных стандартов расширяющегося применения современных избирательных технологий, прежде всего с точки зрения воздействия этих технологий на ход и итоги выборов, недопущения фальсификаций результатов голосования. Стоит также отметить, что Российская Федерация постоянно осуществляет взаимодействие по вопросам избирательных технологий со многими странами, в частности в рабочей группе Совета Европы по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования. Важно подчеркнуть, что предложения российской стороны нашли отражение в первом международном правовом документе по электронному голосованию - рекомендациях, принятых Советом Европы <10>. -------------------------------- <10> См.: Отчет о выполнении Плана основных мероприятий Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по эксплуатации и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" и обеспечивающих систем на 2004 г. // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. N 2. С. 106.

Начавшийся во второй половине 80-х гг. процесс радикальных перемен со всей остротой поставил и в странах Центральной и Восточной Европы на повестку дня вопрос о путях и формах перехода на траекторию демократического развития. Особая сложность момента определялась тем, что указанные события происходили довольно быстро - за относительно малый для истории отрезок времени эти государства должны были осуществить преобразования в политической, социальной и экономической областях, научиться жить в условиях демократии, эффективно использовать такие ее инструменты, как политический плюрализм, свобода слова и информации, право гражданина избирать и быть избранным в органы власти. Содействовать организации выборов в этих странах была призвана Ассоциация организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы, которая существует с 1991 г. Одно из главных направлений ее работы - внедрение новых избирательных технологий и обмен информацией по новым решениям в борьбе с различного рода правонарушениями на выборах. В ее состав входит Международный фонд избирательных систем (МФИС), а два года назад Ассоциация получила консультативный статус в Совете Европы. В сентябре 2002 г. на Конференции Ассоциации в Москве руководители избирательных органов 20 стран единогласно одобрили проект европейской Конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод <11>. -------------------------------- <11> http://www. party. kz/pub 03090412.php

Являясь единственным профессиональным объединением организаторов выборов в Европе, АОВЦВЕ имеет хорошие перспективы стать общеевропейской. Например, в Лондонской конференции (2003 г.), помимо 13 стран - членов этой организации, принимали участие также представители Великобритании, Бельгии, Италии, Нидерландов, Испании и Швеции. Кроме того, тот факт, что конференция впервые проходила в стране, территориально не относящейся к Восточной и Центральной Европе, свидетельствует о возросшей роли и авторитете Ассоциации в масштабах всей Европы. В связи с этим автору данной статьи на состоявшейся 23 - 25 октября 2003 г. ежегодной конференции Ассоциации организаторов выборов Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ) в своем докладе "Автоматизированные системы в избирательном процессе" пришлось в деталях информировать коллег об уникальной отечественной системе "Выборы", которая за 4 - 5 часов способна собрать и обобщить данные бюллетеней со всех самых отдаленных районов страны. За прошедшие годы ГАС "Выборы" успешно применялась при проведении пяти федеральных, около 500 региональных и около 6500 муниципальных избирательных кампаний. Значимость системы признана на законодательном уровне - в январе 2003 г., как известно, был принят федеральный закон <12>, который закрепил ее правовой статус. -------------------------------- <12> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172.

Система ГАС "Выборы" многофункциональна и не имеет мировых аналогов. В ее задачи входит: пополнение и корректировка базы данных избирателей, ведение учета партий, избирательных блоков <13>, кандидатов и распределение депутатских мандатов. В процессе выборов система осуществляет контроль поступления и расходования средств избирательных фондов кандидатов на выборную должность. -------------------------------- <13> По измененному в 2005 г. избирательному законодательству избирательные блоки ликвидированы.

Отличительной особенностью системы является то, что она способна одновременно обеспечивать выборы разного уровня - как федерального, так и регионального и муниципального. Все собранные данные в оперативном режиме отображаются для публичного использования на сайте ЦИК России в сети Интернет. Итоги голосования с каждого избирательного участка размещаются на сайте избирательной комиссии субъекта РФ не позднее чем через сутки после окончания голосования. Таким образом, ГАС "Выборы" позволяет осуществлять эффективный общественный контроль за подсчетом голосов. В перспективе российский ЦИК планирует осуществить внедрение технологии электронной цифровой подписи, что придаст электронным документам, создаваемым в системе, юридический статус <14>. -------------------------------- <14> См.: Вешняков А. А. Автоматизированные системы в избирательном процессе / Доклад на ежегодной конференции Ассоциации организаторов выборов Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ), Лондон, 23 - 25 октября 2003 г.

Надо отметить, что у участников конференции было две основных темы для обсуждения - роль средств массовой информации в выборах и применение электронных систем голосования. Было обращено внимание, что создание автоматизированных средств голосования, сбора и распространения необходимой информации, а также обработки результатов упростит организацию выборов, в том числе сам процесс подсчета голосов. Касаясь тогда вопроса о предстоящих в декабре 2003 г. парламентских выборах, можно отметить, что в различных городах России планируется использовать около 500 комплексов для автоматической обработки избирательных бюллетеней. Приходилось пояснять, что избиратели будут опускать бюллетени в ящик для голосования через специальное сканирующее устройство, которое считывает результат голосования и хранит в своей памяти, и когда закончилось голосование, нажимается соответствующая клавиша и этот комплекс выдает итог уже в виде протокола. Если результат не вызовет ни у кого сомнений, в том числе у наблюдателей, он подписывается членами комиссии и по модемной связи передается в вышестоящую комиссию. Предлагается создать в рамках АОВЦВЕ рабочую группу, которая смогла бы обобщить опыт стран - членов Ассоциации по автоматизации избирательных процессов для выработки специальных стандартов в этой области. Стоит отметить, что на конференции также обсуждались новые формы участия в голосовании - например, с помощью Интернета и мобильного телефона. Они призваны упростить для граждан избирательную процедуру и тем самым повысить явку на выборах. Однако для России эта перспектива пока не близкая. Во-первых, у нас пока не так много пользователей Интернета, а во-вторых, необходимо развивать новые безопасные технологии, которые гарантируют гражданину возможность голосования только лично и обеспечивают защиту информации. Эти вопросы еще ждут своего решения. В то же время обращается внимание на возможности развития в России электронно-сенсорного голосования. Если же говорить про электронно-сенсорное голосование, когда не нужен будет избирательный бюллетень, когда бюллетень будет на компьютере в кабине для тайного голосования, эта перспектива не такая уж далекая, может быть, ближайших четырех лет. Рассматривая дальше заявленную проблему, стоит отметить, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации тесно взаимодействует с Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Россия первая внесла предложение провести силами Бюро сравнительный анализ избирательного законодательства всех государств - участников ОБСЕ и на этой основе высказать свои рекомендации. В свою очередь Россия направляла на международную экспертизу проекты своих избирательных законов, например проекты важнейших законов о политических партиях, о выборах депутатов в Парламент Союзного государства России и Белоруссии. При разработке отечественного избирательного законодательства мы исходили из международных избирательных стандартов, которые в первую очередь связаны с четырьмя основными правами: правом принимать участие в управлении страной; правом избирать и быть избранными; правом на равный доступ к государственной службе; правом на самоопределение <15>. -------------------------------- <15> См. об этом: Вешняков А. А. Избирательное законодательство Российской Федерации в свете общепринятых стандартов // Моск. журнал международного права. 1995. N 4. С. 38 - 52; Вешняков А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М.: Весь Мир, 1997. 184 с.; Вешняков А. А. Международные избирательные стандарты // Международная жизнь. 2001. N 3. С. 21 - 30.

Первые три права закреплены во Всеобщей декларации прав человека (ст. 21), Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 25) <16>, Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ (п. 6, 7), где, в частности, отмечено: "Государства-участники заявляют, что воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства. Государства-участники соответственно уважают право своих граждан принимать участие в управлении страной непосредственно или через представителей, избираемых ими свободно в ходе честного избирательного процесса" <17>. -------------------------------- <16> Международный пакт о гражданских и политических правах // ВВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291; Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. С. 56. <17> Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ. М., 1990. С. 200.

Вместе с тем, являясь наблюдателями во многих странах Европы и СНГ, сотрудничая с ОБСЕ, Россия приходит к выводу о том, что международные нормы в области прав человека, касающиеся выборов, и политически, и морально во многом устарели. Эти стандарты к тому же разбросаны по многим международным документам, что затрудняет их применение. Россией в связи с этим была подготовлена Конвенция о стандартах свободных демократических выборов в странах СНГ, которая позволяет, с одной стороны, зафиксировать российскую практику и прогрессивную практику выборов стран СНГ, с другой - вобрать все лучшее, чего достигло мировое сообщество в этой области и что приемлемо для наших стран на данном этапе <18>. -------------------------------- <18> Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.) / Конвенция вступила в силу 11 ноября 2003 г. // Вестник Центральной избирательной комиссии. 2003. N 18.

Рассматривая далее эту проблему, следует обратиться к опыту других стран. Так, например, примерно пятая часть американских штатов решилась провести электронные голосования. Однако по мнению некоторых экспертов, использование компьютеров может лишь добавить организаторам головной боли, поскольку машины, несмотря на прохождение строгих испытаний, могут оказаться отнюдь не такими надежными, как заявляют их изготовители. Как считает Ави Рубин (Avi Rubin), специалист по компьютерной безопасности из АТ8Т Labs, массовый переход на электронные системы голосования, в которых используются сенсорные экраны, может привести к нежелательным последствиям. Главной проблемой, по ее словам, является то, что программное обеспечение, используемое в системах, разработано частными фирмами, а потому не может быть всесторонне изучено государственными органами. Таким образом, всегда существует возможность сговора и фальсификации результатов голосования. Между тем создатели ПО и аппаратного обеспечения для электронного голосования заявляют, что никакой ошибки и фальсификации быть не может, поскольку информация кодируется как минимум дважды. Марк Беркстренд (Mark Beckstrand), вице-президент Sequoia Voting Systems, заявил, что его компании еще ни разу не были предъявлены обвинения в ошибочности вычислений. Между тем переход выборов на "электронные рельсы" продолжает набирать обороты. Если в 2000 году за внедрение новых технологий взялись только 10% штатов, то в нынешнем эта цифра составила уже 18% <19>. -------------------------------- <19> CNews. ru (http:/ www. cnews. ru).

Интересен и опыт Японии. Например, мэр Хиросимы Тадатоси Акиба также поддерживает возможность использования схемы онлайнового голосования уже на ближайших выборах, а министр по экономической и фискальной политике Хэйдзо Такэнака уже предлагал законодательно разрешить проведение онлайновых выборов как на местном, так и на государственном уровне. Однако и в Японии есть силы, которые настроены не так оптимистично в отношении электронного голосования, например большинство представителей действующей Либерально-демократической партии. Но тем не менее правительство страны поддержало проект e-Japan, согласно которому Япония в течение ближайших пяти лет должна стать первой в мире державой по уровню развития информационных технологий <20>. -------------------------------- <20> CNews. ru (http:/ www. cnews. ru).

Что касается позиции Англии, Избирательная комиссия Великобритании (Electoral Commission) выступила с обращением к британскому народу, в котором дала оценку первым шагам в сфере обеспечения возможностей электронного голосования на общегосударственных и местных выборах. Первые выводы оказались неутешительными. Программа по стимулированию избирательной активности, бюджет которой составит 30 млн. фунтов стерлингов - 45 млн. долларов, а после реализации которой проголосовать можно будет через уличные интернет-киоски, короткие сообщения, отправляемые через мобильные телефоны (SMS), а также по обычному телефону, как показало, оказывается малоэффективной. По крайней мере, значительного увеличения избирательной явки добиться не удалось. Таким образом, комиссия призвала правительство не связывать с инициативой электронного голосования слишком больших ожиданий <21>. -------------------------------- <21> http://www. party. kz/pub 03090412.php

На постсоветском пространстве можно отметить внедрение фрагментов систем электронного голосования в России, Республике Беларусь, Республике Казахстан, странах Балтии, Молдове. В России с 1995 г. эксплуатируется ГАС "Выборы" и, как уже отмечалось, внедрено более тысячи комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ). Руководство НИИ "Восход" (г. Москва) заявило о намерении отказаться от подсчета бумажных бюллетеней путем замены последних на электронно-сенсорные устройства. Интересен и опыт Республики Беларусь. На протяжении ряда лет в Объединенном институте проблем информатики ОИПИ НАН Беларуси исследования и разработки в области технологий и систем электронного голосования являются актуальными и нацелены на создание нового наукоемкого, патентозащищенного продукта, имеющего перспективы продвижения на международном рынке и обеспечения отечественных предприятий заказами на производство оригинального электронного оборудования <22>. -------------------------------- <22> Липень В. Ю. Проблемы создания Государственного регистра населения Беларуси // Беларусь на пути к информационному обществу. Докл. II Международного конгресса. Минск, 2002. С. 140 - 147.

В Беларуси начало работ по автоматизации выборных мероприятий было положено в 1998 - 2000 гг., когда сотрудники ОИПИ НАН Беларуси разработали по заданию Центризбиркома РБ технологию печати списков и индивидуальных приглашений избирателей. Печать осуществлялась под управлением компьютера на основании сведений из базы персональных данных. При этом в рамках общего направления работ по логическим методам защиты документов были созданы используемые и до настоящего времени криптографические алгоритмы синтеза индивидуальных номеров избирателей. Номера печатались в автоматическом режиме в виде штрих-кодов (ШК) на бланках приглашений вместе с фамилией и адресом избирателя, номером и адресом избирательного участка. Стоит отметить, что развитие работ в этом направлении сдерживалось в ту пору отсутствием в Беларуси доступных баз персональных данных, таких, например, как эксплуатировавшаяся в России с 1995 г. ГАС "Выборы", содержавшая сведения о 110 млн. избирателей. Имевшаяся в Беларуси база паспортных данных, принадлежащая МВД РБ, не содержала в то время адресов граждан, актуализировалась только по мере обращения владельца паспорта в органы ПВС и была доступна только узкому кругу ведомств. В Минске создавались также ИПС адресно-справочного бюро Мингорисполкома и система "Комплат" Министерства ЖКХ, причем последняя содержала актуальные сведения о жителях Минска, включая и их адреса, что позволило использовать ее фрагмент при создании демонстрационных процедур по базе электронных списков жителей. Тем не менее решением проблемы в масштабах республики могло стать только создание Государственного регистра населения (ГРН), который обеспечивал бы предоставление актуализируемых персональных данных не только для нужд избирательных комиссий, но и для широкого круга ведомственных информационных систем (ВИС) <23>. -------------------------------- <23> Абламейко С. В., Воронецкий М. А., Липень В. Ю. Система электронного голосования. Опыт разработки // Материалы Шестого белорусского интернет-форума. Минск, 2004. С. 8 - 9.

Последующие работы, направленные на создание различных версий технологии, программного обеспечения (ПО) и технических средств (ТС), проводились в ходе подготовки совместно с НИИ "Восход" (г. Москва) Союзной программы по компьютеризации избирательных процессов. Сведения о разработках представлялись на конгрессе ТИБО-2002, на международных конференциях, например на сайте лаборатории <24>. -------------------------------- <24> Мытько О. В Минске открылась "PTS-2004" // 7 дней. 2004. 11 ноября.

В мае 2003 г. между ОИПИ НАН Беларуси и Национальным научно-техническим центром РК был подписан договор на разработку и поставку экспериментального образца, реализующего созданную базовую технологию электронного голосования. В июле 2003 г. Председателем ЦИК РК госпожой 3. Балиевой, посетившей ОИПИ НАН Беларуси, и первым Вице-президентом НАН Беларуси П. А. Витязем был подписан договор о научно-техническом сотрудничестве сроком на пять лет. В сентябре 2003 г. действующий образец системы, описания технологии и программное обеспечение были сданы "Заказчику" в г. Минске, а затем - в г. Астане <25>. -------------------------------- <25> Липень В. Ю., Воронецкий М. А., Вырво В. П., Липень Д. В. Экспериментальный образец системы электронного голосования в составе сети пользователей единого Государственного регистра Республики Беларусь // Доклады IV Международного конгресса "Развитие информатизации и системы научно-технической информации в Республике Беларусь: Парк высоких технологий - путь в интеллектуальное мировое сообщество", Минск, 10 - 11 ноября 2004 г. Минск, 2004. С. 172 - 175.

Здесь необходимо отметить, что и в другом государстве на постсоветском пространстве, а именно в Республике Казахстан (РК), тоже сделаны интересные шаги в этом направлении. Так, допустим, в марте 2003 г., выполняя поручение руководства Республики Казахстан, сотрудники посольств Казахстана собрали сведения о результатах практического внедрения систем электронного голосования в различных странах мира. По результатам анализа собранных материалов, а также после ознакомления с действующим макетом системы электронного голосования, специалисты Центральной избирательной комиссии РК (ЦИК РК) приняли решение о выборе базовой технологии электронного голосования и структуры системы, которая в наибольшей мере удовлетворяла бы их требованиям. Таким образом, с ноября 2003 г. в ОИПИ НАН Беларуси по договору с ЦИК РК проводились работы по созданию новых технологических процедур электронного голосования и оригинальных ТС. Поданы заявки в Евразийское патентное ведомство и в Национальное агентство по интеллектуальной собственности Республики Казахстан на выдачу совместных патентов по заявке "Система электронного голосования" <26>. -------------------------------- <26> http://www. enigma. by

19 сентября 2004 г. в Казахстане прошли выборы в Мажилис, в ходе которых на 961 избирательном участке апробировались компьютерные комплексы АИС "Сайлау", реализующие разработанную белорусскими учеными технологию электронного голосования и структуру ТС. Используя ресурсы этих договоров, специалисты ОИПИ НАН Беларуси получили возможность создать несколько версий программно-технических средств электронного голосования, на базе которых в настоящее время ведутся работы по созданию перспективного варианта системы электронного голосования, представления данных и формирования результатов голосования <27>. -------------------------------- <27> Republic of Kazakhstan: Parliamentary Elections 2004. Nordem Report.

Использование ресурса ГРН и электронных карт республики позволяет реализовать процедуру компьютерной "нарезки" округов и участков с отображением на экране и распечаткой топопланов входящих в них городов, улиц, домов и с автоматическим формированием электронных списков проживающих в них избирателей. В день проведения выборов (референдума) окружные избиркомы осуществляют управление работой пунктов голосования, сбор сведений о количестве проголосовавших в течение дня и верификацию представленных пунктами голосования предварительных результатов для их последующей передачи в организацию, проводящую выборное мероприятие. Таким образом, подобные АРМ окружных избиркомов, основанные на использовании ресурса ГРН, имеют достаточно близкий спектр функций при обслуживании традиционных избирательных участков, использующих "бумажные" технологии, и пунктов, использующих технологии электронного голосования. Это обеспечивает возможность поэтапного внедрения технологий электронного голосования и их сосуществования с традиционными технологиями <28>. -------------------------------- <28> Липень В. Ю. Проблемы создания Государственного регистра населения Беларуси // Беларусь на пути к информационному обществу. Докл. II Международного конгресса. Минск, 2002. С. 140 - 147.

Технология электронного голосования ориентирована на возможность внедрения в странах со средним уровнем "сетевой готовности" и средним уровнем компьютерной грамотности населения. Простота использования избирателями и умеренная стоимость внедрения были основными требованиями, которые ставились разработчиками перед собой. Технология включает в себя следующие автоматизированные процедуры: актуализация электронных списков избирателей по участкам, печать индивидуальных приглашений со штрих-кодовой маркировкой и информационных листков для комплектования планшетов (буклетов); контроль и регистрация по разовым приглашениям или постоянным ID-картам явившихся на участок избирателей; фиксация в энергонезависимой памяти кодов кандидатов, партий, ответов на вопросы, которые выделяются (указываются) избирателем с помощью портативного терминала ("электронного бюллетеня") на информационном планшете (буклете); выдача проголосовавшим избирателям чеков с проверочными кодами, с помощью которых по окончании дня голосования избиратели могут проверить правильность зачета их голоса; автоматический подсчет распределения голосов по окончании дня голосования и объявление результатов с использованием дисплея и синтезатора речи; автоматическая печать "контрольной ленты", содержащей все индивидуальные результаты голосования; автоматическая принтерная печать зашифрованных протоколов голосования "электронных протоколов" на сервер проводящей и/или контролирующей организации; подведение итогов организацией, проводящей мероприятие. Пункт электронного голосования может быть оснащен комплектом специализированных автономных устройств либо может базироваться на обычном компьютере, дополняемом специальными устройствами и распространенным офисным оборудованием, таким как лазерный принтер, считыватель ШК, модем. Голосование осуществляется с помощью многоразовых "электронных бюллетеней", количество 15 шт., и информационных планшетов, которых на участке варьируется в пределах 5 шт., и/или буклетов. Последние содержат полные формулировки вопросов референдума, сведения о голосуемых кандидатах и партиях, включая их фото, эмблемы, номера и др. Перенесение из памяти бюллетеня в компьютер кодов объектов голосования, которым избиратель отдал предпочтение, осуществляется с помощью "электронной урны". Портативные терминалы в паре с информационными буклетами могут использоваться также для голосования на дому <29>. -------------------------------- <29> Липень В. Ю. Экспериментальная система электронных выборов // Комплексная защита информации. Материалы V Международной конференции 1 - 3 марта 2001 г., Раубичи (Беларусь). Минск, 2001.

Стоимость подобного прибора "электронный бюллетень" составит при серийном изготовлении 25 долл. США. В состав "электронной урны" может входить термопринтер для автоматической печати чеков с кодами проверки, а также для распечатки "контрольной ленты", сохранение которой равноценно хранению подсчитанных бюллетеней. Регистрация избирателей по приглашениям со штрих-кодовой маркировкой и непрерывное отображение на двух табло числа зарегистрированных и проголосовавших на участке избирателей исключает возможность "вброса" голосов за неявившихся. Автоматическое формирование протоколов гарантирует достоверность результатов по участку. По желанию каждый избиратель может скрытно проверить, каким образом был засчитан его голос. Зашифровка криптопрограммой результатов голосования и печать их в подписываемом членами избирательной комиссии протоколе исключают возможность злоумышленного изменения протоколов. Стоит отметить, что результаты сохраняются также в нескольких модулях защищенной от модифицирования энергонезависимой памяти. Созданный системой электронного голосования в автоматическом режиме "электронный протокол" и дополнительные данные о выборах (коды проголосовавших избирателей, индивидуальные результаты голосования и др.) отправляются в окружные избиркомы и в организацию, проводящую выборное мероприятие <30>. -------------------------------- <30> Мытько О. В Минске открылась "PTS-2004" // 7 дней. 2004. 11 ноября.

При этом обеспечение подлинности, целостности и конфиденциальности таких электронных документов обеспечивается с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП). В разработках ОИПИ НАН Беларуси и во внедренных в Республике Казахстан в составе АИС "Сайлау" комплексах электронного голосования использовались созданные в ООО "Энигма" портативные аппаратные модули "Крипто-Кей-2001" и "Пи-Кард", подключаемые к порту USB. Эти криптографические средства обеспечивают весь спектр функций по защите электронных сообщений, передаваемых в организацию, проводящую выборное мероприятие. Эта организация также включает в себя Центр удостоверения ЭЦП, выделяемых для каждого из председателей избирательных комиссий. Кроме процедуры заверения сообщений с помощью ЭЦП, в заявке на выдачу патента "Система электронного голосования" предусматривается ряд иных оригинальных процедур, предотвращающих возможность фальсификации результатов мероприятия <31>. -------------------------------- <31> Абламейко С. В., Воронецкий М. А., Липень В. Ю. Система электронного голосования. Опыт разработки // Материалы Шестого белорусского интернет-форума. Минск, 2004. С. 8 - 9.

В период между выборами оборудование пунктов голосования может использоваться для тестирования знаний учащихся. Возможно проведение единого государственного экзамена с централизованным выставлением индивидуальных оценок, которые сохраняются в общей базе данных. Печать сертификатов, выдаваемых на руки учащимся, прошедшим тестирование, производится в автоматическом режиме с использованием криптографических средств защиты. В настоящее время ведутся работы по усовершенствованию системы электронного голосования путем введения технологического этапа, условно называемого "Электронный финиш". Назначение этой группы процедур заключается в реализации процесса формирования итогового результата мероприятия в режиме реального времени под дистанционным контролем членов избиркомов и удаленных сетевых наблюдателей <32>. Одновременное отображение уже обнародованных исходных результатов голосования по участкам и формируемых под дистанционным внешним наблюдением итоговых результатов сводит к минимуму число поводов для предъявления впоследствии претензий проигравшими кандидатами и партиями к персоналу организации, проводящей выборное мероприятие. -------------------------------- <32> Липень В. Ю., Воронецкий М. А., Вырво В. П., Липень Д. В. Экспериментальный образец системы электронного голосования в составе сети пользователей единого Государственного регистра Республики Беларусь // Доклады IV Международного конгресса "Развитие информатизации и системы научно-технической информации в Республике Беларусь: Парк высоких технологий - путь в интеллектуальное мировое сообщество", Минск, 10 - 11 ноября 2004 г. Минск, 2004. С. 172 - 175.

На базе использования предлагаемой технологии электронного голосования возможно радикальное упрощение и удешевление процедур сбора подписей за выдвижение кандидатов, а также продвижение к системам индивидуального голосования "из квартиры" с помощью сетевого компьютера либо мобильного телефона. По мере развития и внедрения средств автоматической идентификации граждан можно вести речь о внедрении полностью автоматических пунктов электронного голосования, в которых персонал выполняет лишь функции наблюдения за порядком <33>. -------------------------------- <33> Мытько О. В Минске открылась "PTS-2004" // 7 дней. 2004. 11 ноября.

За время работы по тематике было создано и испытано множество вариантов технологий, структур и конструкций специальных ТС. Первые комплексы электронного голосования представляли собой совокупность стационарных пультов голосования, подключенных к единому аппаратному контроллеру или к компьютеру. Недостатком комплексов на базе стационарных пультов голосования является громоздкость и необходимость монтажа ТС с помощью кабельных соединителей. Тем не менее ряд эксплуатируемых зарубежных систем электронного голосования имеют именно такую конструкцию. При создании, например, экспериментального образца системы электронного голосования для Республики Казахстан в соответствии с техническим заданием разрабатывалась и испытывалась версия на базе стационарных пультов, подключаемых к компьютеру <34>. -------------------------------- <34> Тэд Сэлкер. Электронное голосование // В мире науки. 2005. N 1. С. 60 - 67.

Однако в ходе разработки была предложена идея носимых автономных терминалов голосования (АТГ), при использовании которых в кабинах для голосования устанавливаются лишь дешевые пассивные информационные планшеты, компонуемые из напечатанных принтером информационных листов. Процедура голосования заключалась в клавиатурном наборе кодов предпочитаемых объектов голосования (ответов, кандидатов, партий). Контроль набора осуществлялся с помощью встроенного графического ЖКИ-дисплея. Было изготовлено несколько вариантов АТГ с клавиатурным набором, которые испытывались на стенде ОИПИ НАН Беларуси и были переданы в Республику Казахстан. Созданный в Республике Казахстан силами НТЦ "Дельта-Плюс" вариант подобного АТГ был представлен в начале 2004 г. для апробирования депутатам Мажилиса, но получил неоднозначную оценку из-за сложности правил клавиатурного набора и контроля кодов объектов голосования. В это же время автором технологии электронного голосования был предложен способ позиционного выделения (указания) объектов голосования на планшете (буклете) с помощью "электронной указки-бюллетеня". Способ был описан в материалах, передаваемых в ЦИК РК, и продемонстрирован по просьбе ЦИК РК представителям НТЦ "Дельта-Плюс" <35>. -------------------------------- <35> Republic of Kazakhstan: Parliamentary Elections 2004. Nordem Report.

Таким образом, опыт использования автоматизированных систем в республиках Беларусь и Казахстан показывал и значительный творческий потенциал разработчиков систем в плане их совершенствования. Так, например, по предложению белорусской стороны разработчики АИС "Сайлау" перешли от применения АТГ с клавиатурным набором к использованию приборов типа "электронный бюллетень", реализующих позиционный способ ввода кодов объектов голосования. Данный способ имеет множество вариантов реализации с использованием различных физических принципов считывания кодов объектов. Во время выборов в Мажилис 9 сентября 2004 г. прошли варианты на базе считывателей линейных штрих-кодов. В заключении комиссии наблюдателей ОБСЕ, присутствовавшей на выборах 9 сентября 2004 г., непосредственно к данной процедуре голосования замечаний не было <36>. -------------------------------- <36> Абламейко С. В., Воронецкий М. А., Липень В. Ю. Система электронного голосования. Опыт разработки // Материалы Шестого белорусского интернет-форума. Минск, 2004. С. 8 - 9.

Вызывают интерес и понимание процедура "Регистрация", основанная на считывании ШК с приглашений, процедуры "Контрольный экран" и "Электронная урна", процедура "Завершение голосования" с автоматическим визуальным отображением и речевым оглашением результатов. На основании последней апробации был сделан вывод о возможности еще большего упрощения операции указания графического кода на информационном листе и о минимизации средств визуальной индикации на приборе "электронный бюллетень". Прибор новой конструкции находится в стадии наладки. Совместно с НПО "Белмикросистемы" ведется отработка варианта конструкции прибора, ориентированного на мелкосерийное производство. Значительные успехи мы можем наблюдать и в разработке новой конструкции "электронной урны". Экспериментальная система электронного голосования демонстрируется в действии на стенде ОИПИ НАН Беларуси. Представлены все этапы технологии, включая подготовку к выборам, голосование на нескольких участках, сбор данных и подведение результатов выборов. По сравнению с внедряемыми в ряде стран системами Nedap или системами на базе сенсорных экранов (touch-screen) стоимость предлагаемого оборудования пункта голосования во много раз ниже. Процедура голосования при этом естественна, и обучение избирателей не требуется. Объем данных, представляемых на информационном планшете, во много раз превышает объем данных на сенсорном экране или в бюллетене <37>. -------------------------------- <37> Мытько О. В Минске открылась "PTS-2004" // 7 дней. 2004. 11 ноября.

В связи с этим уместно заметить, что внедряемые в России двумерные считыватели заполненных бюллетеней КОИБ автоматизируют лишь процедуру подсчета результатов по участку и имеют высокую стоимость (70 тыс. руб.). Поскольку предлагаемый комплект оборудования и ПО пунктов голосования используют международный стандарт EML, они легко адаптируются к различным вариантам систем. Возможно их использование и в информационной среде ГАС "Выборы". Возможно модифицирование системы в соответствии с требованиями заказчика и совместное патентование созданного варианта системы. Вместе с тем в России, в свою очередь, ведется серьезная разработка по автоматизации избирательного процесса. В будущем может появиться персональная электронная карточка избирателя. Но это достаточно отдаленная перспектива. То, что можно применить уже на ближайших федеральных выборах, - это автоматические комплексы обработки избирательных бюллетеней. Опускается бюллетень, сканирующее устройство считывает результаты волеизъявления и держит их в памяти. 20.00 - голосование закончено: нажимается клавиша, и устройство выдает итог голосования. Контрольный пересчет? Нет проблем: все бюллетени в ящике, вскрывай и считай вручную. В этом плане стоит отметить, что многие страны с развитыми технологиями используют громоздкие и отстающие от уровня автоматизации технологии в избирательном процессе. Например США. Допустим, первые выборы американского президента Дж. Буша являлись не лучшей рекламой автоматике. Принципиальное отличие от США, допустим, России заключается в том, что, например, у нас пересчитать результаты просто, в США труднее, поскольку избирательный бюллетень - не перфокарта. Кроме того, к бюллетеню прикасается только избиратель. В Америке, как уже отмечалось, другая процедура: вы получаете перфокарту, прокалываете напротив симпатичных вам фамилий и опускаете в обычный ящик для голосования. Затем избирательная комиссия достает эти перфокарты и начинает сама пропускать через считывающее устройство. Но к чему это приводит? Зафиксированы случаи, когда заинтересованный член комиссии брал перфокарту с голосом, например, за своего любимца-демократа и пропускал ее по многу раз. Конечно, и в России предстоит еще многое сделать, например, закрепить возможность использования этих устройств в законах о выборах и решить финансовую проблему, все-таки один комплекс стоит более тысячи долларов. По оптимистическому прогнозу, к очередным парламентским выборам (кампания 2007/2008 гг.) такими комплексами могут быть оснащены около 20 тысяч избирательных участков. Еще больше - к выборам Президента Российской Федерации. Таким образом, опыт применения средств автоматизации выборных процессов, международные документы по стандартам электронного голосования позволяют говорить о влиянии информатизации через регламентацию процедур электронного голосования на многие обозначенные процедуры, в том числе и на выработку единого правового подхода к понятиям и критериям свободных, демократических выборов, закрепленным в международных избирательных стандартах, а также к кодификации международных правовых норм.

------------------------------------------------------------------

Название документа