Проблемы использования Интернета на выборах в Российской Федерации

(Вешняков А. А.) ("Информационное право", 2006, N 3) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА НА ВЫБОРАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. А. ВЕШНЯКОВ

Вешняков А. А., председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Количество пользователей сети Интернет в России увеличилось в три раза и в 2004 г. составило 18,8 млн. человек - практически каждый пятый избиратель страны получил доступ к информационным ресурсам избирательного процесса <*>. -------------------------------- <*> Журнал о выборах. Приложение к журналу "Вестник ЦИК РФ". 2005. С. 51.

Соответственно, данные об участии избирателей, участников референдума в выборах, референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования Интернет. Однако такой доступ допускается исключительно в режиме "только чтение". Это означает, что абонентам неподвластно каким-либо образом изменять предоставляемые им для чтения данные. Они остаются пассивными участниками информационного обмена. Такая ситуация обусловлена отсутствием непосредственной связи ГАС "Выборы" с сетью Интернет. Пользователям этой сети информация предоставляется в порядке и сроки, не противоречащие требованиям законодательства о выборах и референдуме. Правом получения любой информации, содержащейся в ГАС "Выборы", наделены лишь члены группы контроля за работой системы, члены соответствующих комиссий и наблюдатели. В соответствии с Федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" <*> и "О выборах Президента Российской Федерации" <**> введенные в государственную автоматизированную информационную систему данные об участии избирателей в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети Интернет) в порядке, устанавливаемом ЦИК России. Вместе с тем подсистема "Интернет-портал ГАС "Выборы" позволяет широко информировать общественность (через средства массовой информации), всех граждан о ходе голосования и результатах избирательных кампаний. В рамках подсистемы "Интернет-портал ГАС "Выборы" разработан комплекс электронных отчетных форм для публикации в сети Интернет на сайтах ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации данных о проведении избирательных кампаний. В период проведения выборов федерального уровня было организовано также информационное наполнение ресурса интернет-портала сведениями, поступающими от избирательных участков, развернутых за рубежом. Решены задачи по разграничению доступа к внутренним ресурсам интернет-портала. Так, во время выборов Президента Российской Федерации на сайтах ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Федерации пользователями сети Интернет было просмотрено 1,3 млн. страниц с данными о ходе и итогах голосования, что на 17% больше, чем на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Сайт ЦИК России в этот период посетило 107 тысяч пользователей, и он являлся наиболее популярным ресурсом в разделе "Политика" рейтинга Rambler Top 100 <***>. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982. <**> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171. <***> Журнал о выборах. Приложение к журналу "Вестник ЦИК РФ". 2005. С. 53.

Головным сайтом интернет-портала является сайт ЦИК России, который существует с мая 1998 г. Его создание было вызвано необходимостью получения гражданами страны объективной, официальной и своевременной информации о деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, этапах подготовки и проведения выборов всех уровней и референдумов в Российской Федерации. На сегодня интернет-ресурс включает в себя группу сайтов, связанных между собой единым информационным пространством избирательного процесса в Российской Федерации: - сайт ЦИК России, адрес в сети Интернет - http://www. cikrf. ru, имеет англоязычную версию; - сайт ФЦИ при ЦИК России как ресурс информационной поддержки сайта ЦИК России с доменным именем второго уровня, адрес - http://www. fci. ru; - 89 сайтов ИКСРФ, находящихся под единым управлением технических средств "Интернет-портала ГАС "Выборы". Сайты имеют ссылки с сайта ЦИК России, а также собственные имена в сети Интернет (например, адрес сайта Республики Коми - http://www. komi. izbirkom. ru); - сайт РЦОИТ при ЦИК России, организованный страницей на сайте ЦИК России, адрес в сети Интернет - http://www. cikrf. ru/rcoit; - для отображения кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва и Президента Российской Федерации специально создавались страницы на сайте ЦИК России, которые имели и англоязычную версию, адреса - http://www. gd2003.cikrf. ru, http://www. pr2004/cikrf. ru <*>; -------------------------------- <*> Журнал о выборах. Приложение к журналу "Вестник ЦИК РФ". 2005. С. 62.

Начиная с выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва наблюдатели имеют возможность просматривать получаемые протоколы в режиме on-line и сравнивать с бумажными протоколами каждой из 95 тысяч участковых избирательных комиссий. А рядовым избирателям это позволяет не только ознакомиться с итогами выборов, но и оценить работу всех избирательных комиссий. Работы по развитию интернет-портала проводятся с учетом перспективы единого информационного пространства Российской Федерации, заложенной Правительством России в Федеральной целевой программе "Электронная Россия", что позволит в дальнейшем установить прямой диалог между государственным органом, призванным обеспечить избирательный процесс в стране, и избирателем <*>. -------------------------------- <*> Журнал о выборах. Приложение к журналу "Вестник ЦИК РФ". 2005. С. 63.

Еще 10 лет назад невозможно было регулирование общественных отношений в сфере информатизации избирательной системы ввиду отсутствия необходимых технологий и нормативных актов по использованию компьютеров в ходе выборов и референдумов. Однако уже сейчас прогресс шагнул так далеко, что вопрос проведения в России государственного голосования через Интернет - дело ближайшего будущего, кроме того, Россия входит в состав комиссии Совета Европы по электронному голосованию, где совместно отрабатываются перспективные и проблемные вопросы, в том числе правового регулирования электронного голосования (с применением Интернета, голосования по радиотелефонам и т. д.) <*>. -------------------------------- <*> Материалы интернет-конференции в режиме on-line, посвященной открытию сайта Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 25 марта 2002 г. // www. cikrf. ru.

Несмотря на то что до настоящего времени технологии интернет-голосования широко не применялись при проведении государственных выборов, системы голосований с использованием Интернета разрабатываются в ряде стран, а в некоторых уже имеются их законченные реализации. Приведем некоторые исторические факты по продвижению интернет-технологий в выборные системы различных государств и некоторые факты из истории государственных интернет-голосований. Так, Правительство Германии рассматривает возможность в будущем проводить всеобщее голосование через Интернет. Если все пойдет по плану, то первое, пока еще пробное, интернет-голосование пройдет в 2006 г., полностью система будет готова к 2010 г. Услуги, которые предоставляет сеть для облегчения участия граждан в политической жизни страны, дадут возможность участия в выборах людям с ограниченными физическими возможностями, а также тем, кому приходится много путешествовать. Для этого необходимо гарантировать принципы демократических выборов - прямое, свободное и тайное голосование (например, иметь возможность доказать личность избирателя и в то же время гарантировать тайну голосования). В целях поиска решения этих проблем в МВД Германии создана и активно функционирует рабочая группа экспертов в области информатики, юриспруденции и выборов. Одним из первых шагов в этой области станет решение проблемы избирательных участков: необходимо, чтобы избиратель имел возможность проголосовать на любом участке, независимо от места жительства. Тем не менее специалисты отмечают, что существует ряд технических проблем, одна из которых - создание электронной подписи, которая позволит конфиденциально передавать данные через всемирную компьютерную сеть <*>. -------------------------------- <*> Панарин И. Н. К вопросу о возможности голосования через Интернет // www. panarin. com.

В январе 2001 г. Министерством юстиции Эстонии была специально сформирована группа экспертов по информационным технологиям и юристов для подготовки поправок к эстонскому закону, которые должны позволить проводить голосование по выборам через Интернет. В январе 2005 г. стало известно, что Таллин намерен нанять известных хакеров для проверки системы интернет-выборов, с внедрением которой Эстония рассчитывает войти в историю. Согласно данным газеты Eesti Paevaleht, Таллин и другие самоуправления в Эстонии хотят применить новую систему уже на муниципальных выборах 2006 г. <*>. -------------------------------- <*> Выборы через Интернет: время еще не пришло // www. membrana. ru.

В парламент Франции внесен законопроект о голосовании через Интернет. Единственная статья будущего закона гласит, что "разрешается голосование на дому посредством компьютера, подключенного к Интернету", и что правительство в дальнейшем издаст декрет, в котором будут гарантироваться "анонимность, тайна и безопасность голосования". Основной причиной внесения законопроекта стало повышение пассивности избирателей: на парламентские выборы не пришло 30% избирателей, а в референдуме по введению пятилетнего президентского правления не участвовало 70% избирателей. Электронное голосование должно быть опробовано на ближайших выборах местных органов самоуправления, ожидается, что оно привлечет молодых избирателей. Однако, как указывают французские парламентарии, у этой процедуры есть свои недостатки: кроме слабости инфраструктуры Интернета и нерешенности проблем информационной защиты особую опасность приобретает аспект коррупции <*>. -------------------------------- <*> Панарин И. Н. К вопросу о возможности голосования через Интернет // www. panarin. com.

В США основанием для серьезного анализа новых тенденций в политической жизни послужили президентские выборы 2000 г. Они стали первой избирательной кампанией эпохи Интернета. Более 40% от всех участников голосовали через Интернет. В ноябре того же года в рамках программы Federal Voting Assistance Program (была основана для того, чтобы обеспечить возможностью голосования военных за пределами США) с использованием Интернета проголосовали 84 избирателя, находившихся за границей. Сейчас сложилась качественно новая ситуация. В 2000 г. около 140 млн. американцев имели доступ к Интернету. В результате Интернет стал таким же средством воздействия на избирателей, как газеты, журналы, радио и телевидение, хотя пока и уступает им по влиянию. Каждый из кандидатов имел по крайней мере один сайт, содержавший информацию о претенденте и его политической платформе. Свои сайты имели и партийные комитеты, и различные общественно-политические организации, которые вели предвыборную агитацию. Таким образом, избиратели были напрямую вовлечены в избирательную борьбу задолго до момента голосования. Так, почти 600 тыс. человек посетили сайты двух кандидатов во время съездов Республиканской и Демократической партий. Кроме того, в марте в штате Аризона на праймериз демократы разрешили своим избирателям голосование по Интернету, и 40 тыс. избирателей впервые использовали эту возможность. Последовав этому примеру, на президентских выборах экспериментальное голосование по электронной сети разрешили в городах Феникс (Аризона) и Сан-Диего и Сакраменто (Калифорния). Кроме того, 200 военнослужащих, находящихся за рубежом, могли голосовать по Интернету в местах своего постоянного жительства в Южной Каролине, Техасе, Флориде и Юте. В настоящий момент технология голосования по Интернету сертифицирована в 40 штатах. Такая форма выборов рассматривается ее сторонниками как дальнейшее развитие демократии. Однако противники голосования по Интернету возражают, видя в этом "дискриминацию" тех, кто лишен доступа к электронным коммуникациям. Кроме того, отмечается опасность взлома секретных кодов хакерами и даже угроза прямого подкупа избирателей <*>. -------------------------------- <*> Киви Берд. Ложь, наглая ложь и электронные выборы // www. computerra. ru.

В 2002 г. на парламентских выборах в Великобритании в ряде графств допускалось голосование через Интернет. В 2003 г. в Соединенном Королевстве прошли выборы в органы местного самоуправления. Голосовать за своего кандидата можно было через Интернет. Как показали итоги, модное нововведение не сильно повлияло на окончательные результаты. В общей сложности проголосовало 32% от всего количества избирателей. Вводя возможность голосования через Сеть, британское Правительство рассчитывало прежде всего на молодежь. По предварительным данным, общее количество людей, которые воспользовались такой возможностью, составило около 2 млн., что не так уж плохо, учитывая, что размер ядра интернет-аудитории Великобритании составляет около 9 млн. человек <*>. -------------------------------- <*> О выборах в Интернете и новинках избирательной практики Великобритании // www. piar. kiev. ua.

Схема интернет-варианта голосования практически аналогична схеме организации голосования с помощью обычной почты. Но между обычной почтой и передачей данных в Интернете также есть различия. Различны свойства, присущие передаваемой информации. Если при работе с обычной бумагой мы привыкли к понятиям подлинника и копии, то к электронным данным такое неприменимо. Таким образом, если для обычной почты можно было пытаться решить вопрос сохранения анонимности путем выпуска государственных защищенных от подделки бюллетеней (которые, впрочем, каким-то образом еще должны попасть только к голосующим, и больше ни к кому), а потом путем проверки защиты на заполненных бюллетенях, то для Интернета такой вариант неприменим. На каких механизмах может основываться реализация схемы государственного голосования с использованием Интернета? Исследователи данной проблемы формулируют ряд требований для государственного интернет-голосования: - голосующий должен быть гарантированно уверен, что в процессе проведенной им процедуры голосования электронные данные принимались от избирательного участка, и наоборот; - процедура интернет-голосования должна предполагать операции по обеспечению и проверке целостности данных, поступающих от голосующих по общедоступным каналам Интернета, в виде заполненных электронных бюллетеней; - данные, которые формируются в процессе проведения успешного голосования у проголосовавшего и на электронном избирательном участке, должны гарантировать и позволять в любой момент подтвердить, что процедура была выполнена и прошла успешно на основании данных как одной, так и другой стороны; - организаторы голосования не должны иметь возможность выполнять операции создания, изменения, удаления с данными голосования (заполненными электронными бюллетенями и не только); - данные голосования через Интернет должны храниться после завершения голосования и позволять убедиться в их полноте и неизменности, а также повторить подсчет результатов голосования; - данные голосования должны быть защищены от возможности изменения как в процессе, так и после окончания голосования, как со стороны организаторов голосования, так и со стороны интернет-электората <*>. -------------------------------- <*> Белобородов С. Г. Инструмент интернет-голосований как катализатор сетевой политической коммуникации // www. ims2002.nw. ru.

При этом условия государственного интернет-голосования требуют определения авторства и подлинности электронных документов. Таким образом, при реализации государственного интернет-голосования без использования технологии электронных цифровых подписей не обойтись. Однако обеспечить требования анонимности для голосования в этом случае будет невозможно, но к этому вопросу мы еще вернемся. В последнее время в России и в других странах подведение итогов выборов нередко заканчивалось громкими скандалами, связанными с фальсификацией итогов голосования. В связи с этим резко возрос интерес к новым технологиям тайного голосования. Среди используемых в настоящее время мировым сообществом технологий тайного голосования известны технологии с использованием технических средств для подсчета голосов, в том числе программно-технических комплексов обработки бюллетеней, или систем прямого электронного голосования. В первом случае такого рода комплексы создаются на базе компьютеризированных и автоматизированных систем с применением оптических сканеров, устройств ввода перфокарт или разного рода смарт-карт (магнитных, радиоизлучающих и т. д.) и специального программного обеспечения, используемого для обработки бумажного бюллетеня. Во втором случае реализуется принцип сенсорного программируемого экрана (touchscreen) и используется виртуальная экранная форма бюллетеня. Этап предварительной фиксации выбранного варианта голосования на бумажном носителе (бюллетене) отсутствует. Главный эффект от внедрения электронного голосования состоит в возможности подключения к голосованию людей, которые сейчас в нем участия не принимают: инвалидов, избирателей, находящихся далеко от "своих" участков, за рубежом, и т. п. А их задействовать можно только с помощью Интернета. Электронное голосование, по мнению ряда исследователей <*>, через сеть Интернет позволяет выявить ряд несомненных достоинств. -------------------------------- <*> См.: Макаров Б. А. Альтернативы голосования: Интернет или бюллетень? // www. tarasei. narod. ru; Гертнер Д. А. Электронная совесть - феномен информационных технологий // Защита информации. Конфидент. СПб., 2004. N 6.

В частности, удобство голосования и минимальные затраты времени на голосование. Для голосования нет необходимости идти на избирательный участок. При внедрении этой технологии можно ожидать повышения процента голосующих граждан и повышения доверия граждан к лицам, избранным в результате выборов. Другим преимуществом такого способа голосования являются низкие затраты на проведение выборов. Интернет-провайдеры и владельцы телекоммуникационных сетей с готовностью предоставят свое уже существующее оборудование для проведения голосования. Никаких новых значительных затрат технологии голосования через Интернет практически не потребуют. Однако при более тщательном анализе этой технологии голосования, несмотря на применение самых современных программно-аппаратных средств и высоких технологий, нельзя не заметить следующие сложности и проблемы. Эти технологии фактически не обеспечивают анонимность голосования. Эта проблема остается даже при многоступенчатом доступе на сервер для голосования и использовании динамической адресации. При этом под сервером понимается не столько мощный компьютер, сколько аналог "виртуального избирательного участка". Не решена проблема аутентификации (установление подлинности избирателя при регистрации) и связанная с ней проблема надежности ключей для доступа на сервер для голосования. Здесь, по мнению исследователя технологий тайного голосования Б. А. Макарова, возможны две ситуации. Если избиратель заранее получает ключ (или несколько ключей) для доступа на сервер для голосования. При этом одни выборы от других могут быть отделены значительным временным промежутком. Длительный период хранения резко снижает надежность этих ключей. Они могут быть похищены либо в базе данных избирательной комиссии, либо у самого избирателя. Например, они остаются безнадзорными в результате смерти избирателя. Если избиратель получает эти ключи каждый раз накануне выборов, то тогда пропадает основное преимущество при голосовании через Интернет (удобство и минимальное время, затрачиваемое на процедуру голосования), так как накануне голосования избиратель все равно должен лично посетить избирательный участок, зарегистрироваться и получить ключ для доступа <*>. -------------------------------- <*> Макаров Б. А. Обзор существующих технологий тайного голосования // Политический маркетинг. 2003. N 1. С. 27.

Следует отметить, что пока не разработан надежный механизм защиты от попыток неоднократного доступа на сервер для голосования одного и того же избирателя. Также открытым остается вопрос, как действовать, если избиратель зарегистрировался, но не успел выбрать конкретный вариант голосования из-за аварийного прекращения сеанса связи. Учитывая низкое качество линий связи в России, эта проблема является очень актуальной. Существует также проблема фальшивого (виртуального) сервера для голосования. Технически создание такого сервера вполне возможно. Если есть физическая возможность подключения к сети Интернет, то, используя похищенное программное обеспечение (пароли, ключи и т. д.), можно создать фальшивый сервер для голосования. Он будет аккумулировать варианты голосования реальных избирателей, изменять их в нужную сторону и затем отправлять по сети на сервер вышестоящей избирательной комиссии. При грамотной организации фальшивого сервера ни рядовые избиратели, ни вышестоящие избирательные комиссии ничего не заметят. Для большего правдоподобия может быть использован диалоговый режим с голосующим избирателем. Ему может быть отправлена квитанция (в виде экранной формы), подтверждающая факт голосования и учета выбранного им варианта голосования. Квитанция может содержать электронную подпись и прочие атрибуты подлинности сообщения. Описания такого рода проектов (достаточно тщательно проработанных) уже можно найти в сети Интернет <*>. Причем затраты на такую фальсификацию в конечном итоге будут значительно меньше, чем затраты на попытку фальсификации с использованием классической технологии тайного голосования и бумажных бюллетеней. -------------------------------- <*> Выборы через Интернет: время еще не пришло // www. membrana. ru.

Необходимо также предусмотреть защиту промежуточных результатов голосования от несанкционированного доступа. Промежуточные результаты голосования помещаются в базы данных на серверы избирательных комиссий всех уровней. Они должны быть надежно защищены от несанкционированного доступа посторонних лиц или преждевременного доступа членов избирательных комиссий. При этом уровень защиты промежуточных результатов должен быть рассчитан на программистов высочайшей квалификации, которых могут нанять лица, заинтересованные в фальсификации итогов голосования. Заинтересованными лицами могут выступать политические партии, террористические организации и разведывательные службы иностранных государств, заинтересованные в дестабилизации обстановки в конкретной стране. Нельзя не затронуть и проблему, связанную с оценкой стоимости реализации проектов технологий интернет-голосования. Информационно-коммуникационная сеть для голосования должна иметь разветвленную радиально-кольцевую топологию, многократное резервирование, высокую надежность и огромную пиковую пропускную способность. Высокая пиковая пропускная способность необходима для того, чтобы до минимума сократить время ожидания для доступа на сервер для голосования. Резервирование трактов сети должно быть осуществлено как с помощью наземных кабельных и радиорелейных линий связи, так и с использованием спутниковых средств связи. Должна быть обеспечена надежная защита от диверсий и атак террористов. Перед каждыми выборами должна быть проведена операция тщательного поиска аппаратных и программных "закладок" с целью не допустить возможности фальсификации итогов голосования. Процедура поиска закладок является весьма сложной и трудоемкой и требует наличия квалифицированного персонала и специфического уникального, очень дорогостоящего оборудования <*>. -------------------------------- <*> Гертнер Д. А. Электронная совесть - феномен информационных технологий // Защита информации. Конфидент. СПб., 2004. N 6. С. 14.

Большинство существующих информационно-коммуникационных сетей связи лишь частично удовлетворяют вышеперечисленным техническим требованиям. Поэтому их использование для проведения голосования потребует значительной модернизации и, следовательно, больших финансовых и материальных затрат. Поэтому позиция о том, что сеть будет базироваться на основе существующих коммерческих сетей общего пользования, весьма и весьма сомнительна. Весьма актуальным представляется вопрос о том, кто будет являться оператором сети для голосования, кто будет отвечать за создание сети, ее модернизацию, ремонт, эксплуатацию и самое главное - за честное установление итогов голосования с помощью этой сети. Необходимо законодательное закрепление персональной ответственности за внедрение новых избирательных систем и выборных технологий и их нормальное функционирование. В России наряду с упомянутыми концепциями тайного голосования существуют интересные разработки, основанные на концепции ретроспективного контроля самим избирателем за правильностью учета его голоса при подведении итогов голосования. Эти технологии по замыслу авторов позволяют реализовать разнообразную по способам, многократную, многоуровневую систему ретроспективного контроля за итогами голосования, не только на уровне участковой избирательной комиссии, но и на уровне территориальной (окружной) избирательной комиссии, избирательной комиссии области, края, республики или на общегосударственном уровне. Реализация таких технологий предоставляет избирателю возможность проведения многоступенчатого контроля за итогами голосования (в минимальном объеме - три ступени контроля, в максимальном - семь ступеней) <*>. -------------------------------- <*> Макаров Б. А. Обзор существующих технологий тайного голосования // Политический маркетинг. 2003. N 1. С. 29.

Не менее важным представляется осветить вопрос о сущности и эволюционном развитии самой сети Интернет, обеспечивающей в настоящее время вышеуказанные возможности избирательному праву. К тому же особого разговора заслуживают проблемы правового регулирования все активнее вторгающегося в нашу жизнь Интернета. Как известно, история Интернета началась в 1969 г., когда несколько американских университетов и компаний, выполняющих военные заказы Министерства обороны США, объединились в компьютерной сети APRAN ET. Она создавалась для использования, например, в случае военных конфликтов. Сеть оказалась вполне надежной и удобной, особенно для оперативного обмена результатами научных исследований, и к ней стали подключаться другие компьютеры, в первую очередь различных университетов США. Постепенно сеть стала использоваться для решения различных гражданских вопросов, что побудило Министерство обороны США разделить сеть на две части: одну для военных целей, другую - для гражданских. Они были связаны набором технических и программных средств, составивших так называемый Internet Protocol (межсетевой протокол). Так появилось само название "Интернет". Со временем частные компании, подключившиеся к сети, стали продавать возможность входа всем желающим. Правительство США перестало субсидировать и контролировать Интернет. Так началась самостоятельная жизнь сети, которая с начала 90-х гг. XX в. стала стихийно распространяться по странам и континентам, включая в себя все новые локальные сети и базы данных. Такие сети подключаются к более крупным сетям, которые для соединения друг с другом имеют так называемые точки встречи. В настоящее время Интернет представляет собой глобальную компьютерную сеть, состоящую из совокупности локальных сетей. Эта Сеть, отмечает российский юрист М. А. Якушев, характеризуется следующими чертами. Во-первых, Интернет организационно не является чем-то единым целым. У него нет владельца или владельцев, продающих содержащуюся в нем информацию. Этим занимаются особые организации - производители информации, имеющие возможность доступа к Интернету практически на тех же условиях, что и потребители информации. Во-вторых, Интернету присущи подлинно глобальные масштабы - он объединяет компьютерные сети абсолютного большинства стран мира. Любой желающий подключиться к Интернету может стать его подписчиком, если у него имеются компьютер, модем, телефонная линия и сравнительно небольшая сумма денег. В-третьих, сложилось так, что среди всех компьютерных сетей именно Интернет постоянно и успешно развивается не только "вширь" (за счет постоянно растущего числа пользователей), но и "вглубь" (путем увеличения количества и качества оказываемых услуг и объемов циркулирующей по сети информации) <*>. -------------------------------- <*> Якушев М. В. "Интернет" и право // Компьютерра. 2004. N 8. С. 22.

Удивительно, но при очень быстрых темпах развития Интернета в нашей стране до сих пор в российском законодательстве не выработана даже единая терминология, связанная с Интернетом. Еще предстоит решать нашим парламентариям и проблему законодательного отнесения сетевого информационного ресурса к средствам массовой информации, как это уже сделано во многих странах. В Японии к Интернету применяется законодательство о печати и электронных СМИ, в США и Германии судебная практика признает сайт в Интернете одним из видов электронных СМИ. Однако для того чтобы понять, в каком направлении должно развиваться правовое регулирование Интернета, в целом необходимо прежде всего разобраться в том, какова правовая природа всемирной паутины. У Интернета невозможно выделить признаки, обычно характеризующие юридическое лицо. Интернет не обладает организационным единством, не инкорпорирован ни в одной из стран мира и не создан как международная организация. Интернет не имеет собственного обособленного имущества, так как используемые в нем материальные и информационные ресурсы принадлежат на праве собственности самым разным субъектам (каналы связи - телекоммуникационным компаниям; компьютеры, производящие подключение к сети, - поставщикам; компьютеры клиентов - самим клиентам; техническое и программное обеспечение работы магистральных сетей - владельцам таких сетей; распространяемая на коммерческих условиях информация - ее производителям и прочим владельцам). Не способен Интернет и иметь какие-либо самостоятельные права и нести обязанности, так как за каждым возникающим при работе в Интернете правоотношением стоит конкретный правоспособный субъект. Правоспособностью в сети Интернет могут обладать непосредственно участники информационных общественных отношений: пользователи (юридические и физические лица), провайдеры, компании - собственники поисковых систем, собственники сетевых информационных ресурсов и т. д. <*>. -------------------------------- <*> Войниканис Е. А., Якушев М. В. Информация. Собственность. Интернет: традиция и новеллы в современном праве. М.: Издательство "Волтерс Клувер", 2004. С. 73.

Таким образом, правовые отношения порождает не Интернет как компьютерная сеть, а сами объекты, циркулирующие в сети (информация), а также объекты реального мира. И исходя из этого, можно предположить, что по своей правовой природе Интернет представляет собой совокупность информационных общественных отношений в виртуальной среде. Информационные отношения реальной информационной среды отличаются от сходных отношений в виртуальной информационной среде появлением новых юридических особенностей и свойств информации как объекта правоотношений. Исследователь Интернета В. А. Копылов выделяет три группы субъектов, которые действуют в Интернете: - создатели программно-технической части информационной структуры Интернета: разработчики сетей, средств связи, телекоммуникаций, программных средств и т. д.; - субъекты, производящие и распространяющие информацию в Интернете, предоставляющие услуги по доступу в сеть. В эту группу субъектов входят так называемые провайдеры; - потребители информации из Интернета, т. е. все то множество субъектов, которые подключаются к Интернету для получения информации и использования ее в собственной деятельности <*>. -------------------------------- <*> Копылов В. А. Информационное право: Учебник. М.: Юристъ, 2005. С. 128

В соответствии с такой моделью виртуальной информационной сферы классифицируются и объекты информационных отношений: - всевозможные программно-технические комплексы, средства связи; информация, информационные ресурсы, продукты, услуги; - доменные имена; информационные права и свободы; интересы личности, государства, общества; - информационная целостность; - информационная безопасность <*>. -------------------------------- <*> Копылов В. А. Информационное право. Учебник. М.: Юристъ, 2005. С. 130.

Такая модель Интернета охватывает не только области создания, обращения и потребления информации в сети Интернет, но и все области, так или иначе связанные с Сетью: от технической разработки Сети до создания технических средств и технологий информационной безопасности. Однако интересы большинства граждан затрагивают складывающиеся в Интернете отношения, которые профессор В. А. Копылов определяет как информационные. "Группа общественных отношений, возникающих при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов в порядке реализации каждым информационных прав и свобод, а также в порядке исполнения обязанностей органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению гарантий информационных прав и свобод" <*>. -------------------------------- <*> Там же. С. 56.

Как известно, основополагающими принципами правового регулирования информационных отношений являются свобода информации и равенство субъектов информационных отношений, достоверность, полнота и своевременность информации, соблюдение требований законности и правопорядка в информационных отношениях, информационная безопасность и защита информации, ограничение доступа к отдельным видам информационных ресурсов. Итак, по своей юридической природе Интернет является объектом правового воздействия норм различных отраслей права. В первую очередь, информационного законодательства, которое включает в себя Конституцию Российской Федерации, провозгласившую свободу поиска, производства и распространения информации любым законным способом, и ряд специальных законов: - Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации", регулирующий отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; - Федеральный закон от 4 июля 1996 г. "Об участии в международном информационном обмене", регулирующий отношения в области передачи и получения информации с участием иностранных физических и юридических лиц, а также на уровне межгосударственных отношений; - Федеральный закон от 7 июля 2003 г. "О связи" - регулирует отношения в области связи; - законодательство об информационной безопасности состоит из конституционных норм, Федеральных законов от 5 марта 1992 г. "О безопасности", от 19 сентября 1997 г. "О государственной тайне" и др.; Доктрины информационной безопасности РФ, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. Однако возникает вопрос о достаточности вышеупомянутого законодательного и нормативного материала. Анализ показывает, что, к сожалению, существующее законодательство недостаточно действенно для эффективного регулирования связанных с Интернетом общественных отношений. В этой связи желательно интенсифицировать правовую законотворческую деятельность, направленную на принятие таких федеральных законов, как: "О правовом регулировании в сфере оказания интернет-услуг", "Основы законодательства Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет", "О праве на достоверную информацию" и др. В то же время необходимо подчеркнуть, что общественные отношения, складывающиеся в Интернете, являются не только информационными отношениями. Значительная часть формирующихся и развивающихся в Интернете общественных отношений относится к предмету гражданско-правового регулирования. При анализе отношений, связанных с Интернетом, можно обнаружить: - имущественные отношения. Например, где товаром выступает информация, которая в соответствии со ст. 128 ГК РФ является объектом гражданских прав; - личные неимущественные отношения. Например, по поводу объектов интеллектуальной собственности или нематериальных духовных благ (достоинство, честь, деловая репутация). <*>. -------------------------------- <*> Войниканис Е. А., Якушев М. В. Информация. Собственность. Интернет: традиция и новеллы в современном праве. М.: Издательство "Волтерс Клувер", 2004. С. 90.

Гражданское правоотношение в Интернете - это существующее в Интернете информационное отношение, относящееся к предмету гражданского права, а следовательно, участники которого юридически равны. Специфика гражданских правоотношений в Интернете состоит в наличии нетрадиционной предпосылки (субъектами могут быть только пользователи Интернета), виртуальности (существуют только в искусственно созданной и поддерживаемой компьютерами среде при использовании специального программного и технического обеспечения), существования в неопределенном физическими границами пространстве <*>. -------------------------------- <*> Там же. С. 92.

Таким образом, Интернет является объектом правового воздействия норм различных отраслей права. В последние годы все чаще возникает вопрос и о международно-правовом регулировании сети Интернет, встающий очень остро в связи с проблемой юрисдикции государств, которая связана с экстерриториальностью сети Интернет, с отсутствием географических и геополитических границ государств в Сети. В результате происходит столкновение и нередко нарушение национальных законодательств. В процессе применения нормативно-правовой базы, регулирующей ответственность за качество информации, также выявились серьезные нерешенные проблемы: - отсутствие правовых оснований для привлечения к ответственности провайдера как единственного лица, участвующего в процессе распространения информации, способного воздействовать на качество размещаемого на собственном сервере информационного ресурса; - отсутствие международных норм, регулирующих разграничение компетенции судов различных государств на рассмотрение спора, вытекающего из интернет-отношений <*>. -------------------------------- <*> Белобородов С. Г. Инструмент интернет-голосований как катализатор сетевой политической коммуникации // www. ims2002.nw. ru

Для выхода из сложившейся ситуации на государственном уровне необходим единый подход к правовому регулированию Интернета. Для грамотного правового регулирования всех этих проблем можно предложить несколько вариантов поведения законодателя. Постепенное нормативно-правовое закрепление складывающихся определенных правил поведения (обычаи и обыкновения), которые формируются в Интернете. В сложившейся ситуации именно судебные прецеденты могут стать источником развития правового регулирования. Даже в странах континентальной системы права их роль очень велика, так как суды не только разъясняют нормы применительно к интернет-отношениям, но и устанавливают содержание обычаев виртуального сообщества. Специальное правовое регулирование интернет-отношений. Хотя данный способ представляется малопродуктивным, так как связан с необходимостью дублирования значительного числа норм действующего законодательства, а общественные отношения, складывающиеся в Интернете, практически аналогичны общественным отношениям реального мира. Изменение действующего законодательства путем внесения дополнений и поправок и принятие новых нормативных актов с учетом специфики общественных отношений, складывающихся в Интернете. Принятие "рамочного" закона, закрепляющего основы правового регулирования рассматриваемых отношений. В результате должны появиться подсистема нормативных актов, целиком посвященных регулированию интернет-отношений, во главе которой будет стоять "рамочный" закон, а также нормы, позволяющие эффективно применять к указанным отношениям действующее законодательство по аналогии, устраняющие противоречия, возникающие в процессе прямого применения указанных норм. Естественно, что в последующем необходимо нормативно-правовое регулирование и на международном уровне. Думается, что правовое регулирование на международном уровне не должно быть поспешным. Необходимо, чтобы большинство государств пришло к решению о необходимости правового регулирования сети Интернет, так как только согласованные и объединенные усилия на этой почве способны привести к плодотворному результату. Таким образом, проанализировав вопрос об использовании сети Интернет при голосовании на выборах в Российской Федерации, можно прийти к следующим выводам. 1. В настоящее время ни одно из государств не готово полностью перейти на вариант проведения голосования через Интернет. В связи с тем что Интернет - добровольное сообщество и его общедоступные каналы и технологии могут быть использованы как кибертеррористами, так и специальными службами различных государств, голосование через Интернет требует повышенного и гарантированного уровня безопасности. 2. Интернет-голосование в настоящее время не позволяет обеспечить анонимность электората, что является серьезным препятствием и противоречит существующим нормам проведения выборов. Возможность проведения интернет-голосования напрямую связана с уровнем развития всего общества. Вместе с тем электронное голосование через сеть Интернет позволяет выявить ряд несомненных достоинств, среди которых основными можно считать удобство голосования и минимальные затраты времени на голосование, а также низкие затраты на проведение выборов. 3. Представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство путем внесения дополнений и поправок и принятия новых нормативных актов с учетом специфики общественных отношений, складывающихся в Интернете. В этой связи актуальным представляется принятие следующих мер: - закрепить единую терминологию путем выработки и правового закрепления в законодательстве РФ основных понятий, используемых в интернет-отношениях (например, информационный посредник, сетевой информационный ресурс, пользователь сети, сайт, хостинг и др.); - принять нормативный акт, регулирующий регистрацию пользователей сети и процесс распространения информации в сети Интернет; ввести институт ответственности провайдеров за качество информации, размещаемой на принадлежащих им серверах; - внести дополнения и поправки в соответствующее процессуальное законодательство РФ с целью закрепления процедуры сбора, фиксации и предоставления доказательств в суде и определения критериев их достоверности и допустимости; - раскрыть в действующем законодательстве РФ те или иные понятия применительно к интернет-отношениям, скорректировать и приспособить положения действующих законов (например, критерии отнесения сайта к средствам массовой информации). 4. Целесообразным представляется принятие "рамочного" закона Российской Федерации о сети Интернет. Он должен быть комплексным (содержать нормы различных отраслей права) и включать положения, устанавливающие: - структуру законодательства и основы государственной политики в отношении сети Интернет; - принципы применения законодательства Российской Федерации (в первую очередь - гражданского) к интернет-отношениям; - принципы регулирования общественных отношений, складывающихся в Интернете, с учетом их специфики. 5. Эффективность международного правового регулирования сети Интернет будет заключаться в гармоничном унифицированном законодательстве заинтересованных государств, в частности в заимствовании прогрессивного опыта друга у друга в сфере электронного голосования через Интернет. Представляется, что международное законодательство также должно строиться на "рамочном" нормативном акте, который: - определит основные принципы международного правового регулирования интернет-отношений: предмет, методы, пределы правового регулирования, вопросы самостоятельного правового регулирования национальных законодательств; - определит основные понятия, применяемые к интернет-отношениям для устранения возможных на этой почве разночтений в законодательстве различных государств; - решит принципиальные и первой необходимости вопросы, такие как: юрисдикция государств, ответственность провайдеров и др.; - определит основные направления международной борьбы с правонарушениями и преступлениями в сети Интернет, а также безопасности Сети.

------------------------------------------------------------------

Название документа