Концептуальные предложения по информационно-технологическому обеспечению туриндустрии в Российской Федерации

(Гаврилов А. Ю.)

("Туризм: право и экономика", 2006, N 4)

Текст документа

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ

ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТУРИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Ю. ГАВРИЛОВ

1. Введение

Являясь одним из ведущих факторов прогресса цивилизации, информационные технологии и их широкое использование сформировали новую сферу общественных отношений и оказывают мощное воздействие на все стороны социального и экономического аспектов мирового развития. Использование ИТ имеет решающее значение для повышения уровня жизни людей, является основой процессов информатизации, движения к информационному обществу. В Российской Федерации развитие и эффективное использование ИТ является одним из приоритетных направлений государственной политики.

Отрасль информационно-коммуникационных технологий относится к числу наиболее динамично развивающихся отраслей в России. Однако по уровню использования ИТ в экономике, государственном управлении и общественной жизни существует значительное отставание не только от лидеров мирового прогресса, но и от стран Центральной и Восточной Европы. Российский рынок ИТ составляет около 1,5% ВВП (в США - более 5%). Средняя выручка лидирующих индийских и ирландских компаний превосходит средний оборот аналогичных российских предприятий более чем в 10 и 5 раз соответственно. Эффективное и поступательное движение в развитии информационно-технологического обеспечения может стать важным фактором подъема национальной экономики, ускорения роста деловой и интеллектуальной активности общества, повышения конкурентоспособности страны и укрепления ее позиций в международном сообществе.

Активными потребителями ИТ в России являются государство, предприятия нефтегазодобывающей и энергетической сфер, авиаотрасли; меньшими темпами растет спрос в финансовом, торговом секторах. Другие отрасли значительно отстают в использовании ИТ.

Наблюдается активизация использования информационно-коммуникационных технологий в туризме, который также является приоритетной отраслью российской экономики. Сама туристская отрасль заметно выросла. Оборот рынка внутреннего туризма в 2005 г. составил, по некоторым оценкам, около 16 млрд. долл. США, въездного туризма - приблизительно 9 млрд. долл. США. Использование информационных технологий в туристской сфере является одним из ключевых моментов развития и способно значительно увеличить ее экономические и качественные показатели.

Большинство туристских компаний, как туроператорских, так и турагентских, успешно используют различные программно-технологические продукты для автоматизации процесса обработки заявок и оформления документов, бэк-офисные программы; широкое распространение получают также программы поиска и бронирования турпродуктов. Активно используется Интернет - один из наиболее экономически выгодных способов размещения информации и взаимодействия между поставщиком и потребителем туристских услуг. Многие турфирмы уже представлены в сети; уделяют все большее внимание представлению туристских ресурсов своих областей в Интернете и региональные туристские администрации.

Однако, несмотря на рост активности в этом секторе, наблюдается значительный дефицит качественной туристской информации, особенно касающейся внутренних российских турпродуктов, что отрицательно сказывается на удовлетворении растущего спроса, тормозит его развитие. Такая ситуация препятствует формированию конкуренции, что негативно влияет на качество туристских услуг и ведет к необоснованному завышению их стоимости. Кроме того, работы по внедрению и использованию ИТ-технологий ведутся разрозненно, без должного законодательного, методического и методологического обеспечения. Многие используемые программы и технологии уже морально устарели, слабо идут работы по интеграции с международными системами, отсутствуют единые подходы. Все это затрудняет обработку информации, и, как следствие - нарушается основной принцип ее своевременного и полного представления для пользователей; слабо развиваются технологии обслуживания, медленными темпами растет их качество. Неотработанность технологических систем отрицательно сказывается на времени создания туруслуг и поступления их на рынок.

Современная ситуация требует от туристского бизнеса обобщения отечественного и зарубежного опыта использования ИТ, объединения усилий в работе по этому направлению, определения наиболее эффективных путей развития этой части технологического процесса, отраслевого подхода к проблеме, противостояния новым рискам и вызовам.

Необходима комплексная оптимизация функционирования отрасли на основе ИТ-технологий с целью формирования современной общероссийской системы информационного обеспечения туристской отрасли, направленной на эффективное развитие прежде всего внутреннего и въездного туризма, формирование единого информационного туристского пространства России и стран СНГ.

2. Цели и задачи

Настоящие концептуальные предложения предназначены для формирования основных направлений работы всех участников туристского рынка, предприятий туристской индустрии, органов государственной власти, общественных организаций и профессиональных объединений в сфере развития информационно-технологического обеспечения российского туризма с целью:

1) содействия реализации интересов государства в информационной сфере, заключающейся в создании условий для гармоничного развития российской информационной структуры и соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею;

2) обеспечения права потребителей на своевременное получение необходимой и достоверной информации о предоставляемых туристских услугах в наглядной и доступной форме, обеспечивающей возможность их правильного и компетентного выбора;

3) создания условий по предупреждению действий, вводящих в заблуждение потребителей туристских услуг;

4) содействия в формировании и развитии рынка современных информационных ресурсов, услуг, систем, технологий в сфере туризма и средств их обеспечения;

5) совершенствования инфраструктуры единого информационного пространства в Российской Федерации и его туристской составляющей, расширения участия России в международной кооперации производителей информационных систем;

6) разработки мер по реализации принципа применения единых правил к качеству оказания туристских услуг и единой политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

7) содействия разработке и соблюдению технических регламентов, развитию научно-технического прогресса, повышению конкурентоспособности услуг, оказываемых в сфере туризма, на российском и международном рынках, решения задач технической и информационной совместимости;

8) создания условий для популяризации современных информационных технологий среди граждан и предприятий туриндустрии с целью их широкого внедрения и использования;

9) формирования высококвалифицированного кадрового обеспечения работ по ИТ в туризме, разработки учебных программ и программ повышения квалификации специалистов отрасли.

3. Законодательное обеспечение

Настоящие концептуальные предложения опираются на следующие действующие международные, федеральные законы и нормативные акты:

- Хартия глобального информационного общества (Окинава, 2000 г.);

- Декларация принципов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (Женева, 2003 г.);

- Гражданский кодекс РФ;

- Уголовный кодекс РФ;

- Кодекс РФ об административных правонарушениях;

- Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";

- Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";

- Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе";

- Федеральный закон от 04.07.1996 N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене";

- Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

- Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи";

- Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";

- Указ Президента Российской Федерации от 31.12.1993 N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию";

- Указ Президента Российской Федерации "Об основах государственной политики в сфере информатизации" (1994 г.);

- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000 г.);

- ГОСТ Р 50690-2000 "Туристские услуги. Общие требования";

- Система классификации гостиниц и других средств размещения (2005 г.).

4. Описание и анализ состояния сферы

Информационную сферу туризма образуют следующие составляющие:

1. Информация.

2. Пользователи (потребители) информации.

3. Информационные ресурсы.

4. Поставщики (собственники и владельцы) информации и ресурсов.

5. Информационные системы.

6. Системы бронирования и продаж.

7. Информационные процессы.

8. Средства обеспечения информационных систем и их технологий.

В туристской сфере можно выделить следующие основные виды информации:

- законодательная и нормативно-правовая база;

- методическая и методологическая;

- аналитическая - обработанные и систематизированные данные статистического и прогнозного характера;

- описательная (контентная) - информация о туристских ресурсах - данные об истории, объектах показа, достопримечательностях, климатических условиях, географическом положении, культурных традициях;

- справочная - расписания движения транспорта, контактная информация, данные о режиме и порядке работы предприятий и организаций, условиях предоставления услуг и др.;

- информация об объектах и других средствах размещения - описания гостиниц, пансионатов, санаториев, домов отдыха и т. д., содержащие данные о местоположении, предоставляемых услугах, номерном фонде, инфраструктуре;

- информация о туре - данные о комплексе услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионных услугах, а также услугах гидов-переводчиков и других услугах, предоставляемых в зависимости от целей путешествия;

- информация о гражданах (персональные данные);

- информация бронирования - сформированные, структурированные и представленные в определенном формате данные, достаточные для заключения договора, оформленные в виде заказа в письменном или электронном виде и направленные турагенту, туроператору или лицам, предоставляющим отдельные услуги;

новостная;

рекламная.

В настоящее время в сфере информационного обмена в туризме можно выделить следующих участников:

Пользователи информации:

Основными пользователями информации являются:

- физические лица (туристы);

- юридические лица (туристские фирмы - турагентские и туроператорские компании);

- общественные организации и профессиональные объединения;

- образовательные учреждения в туризме;

- государственные организации.

Поставщики (владельцы и собственники) информации - предприятия и организации туристской индустрии:

- туроператорские компании;

- авиакомпании;

- предприятия транспорта;

- гостиницы и другие средства размещения;

- организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков;

- предприятия туристской инфраструктуры.

Информационными ресурсами в сфере туризма являются:

- нормативно-правовая база;

- договорная база (договоры, заключенные с туристами, и договоры, заключенные между предприятиями туристской индустрии);

- печатные издания (книги, газеты, журналы), справочники, буклеты, бюллетени, видео - и аудиопродукция;

- телевизионные и радиопрограммы туристской тематики;

- интернет-ресурсы предприятий туристской индустрии, общественных организаций и профессиональных объединений, Федерального агентства по туризму РФ, региональных туристских администраций;

- электронные базы данных;

- туристские информационные службы.

Информационные системы:

- системы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, представления, обмена и распространения туристской информации.

Системы бронирования и продаж:

- системы, позволяющие предприятиям туристской индустрии размещать информацию о туруслугах, предлагаемых в конкретный момент времени к реализации, ценах на них, оперативно изменять ее, а потребителям выбирать, осуществлять бронирование таких услуг, включая возможность оплаты и оформления документов, подтверждающих право туриста на их получение.

Таким образом, в отечественном туризме сложилась определенная информационно-технологическая структура и наблюдается тенденция к росту активности использования как самой информации, так и информационных технологий. Однако существует ряд факторов, которые значительно сдерживают дальнейшее развитие этой сферы. Среди них можно отметить причины общего, отраслевого, корпоративного и частного характера:

- низкие показатели отрасли ИТ в России в целом;

- недостаточный уровень распространения ИТ среди населения;

- неразвитость законодательной базы в сфере ИТ;

- отсутствие системы популяризации использования ИТ среди предприятий туриндустрии;

- недостаточность финансирования работ;

- слабая поддержка со стороны туристских администраций;

- несформированность методической и методологической базы;

- отсутствие единых правил, форматов и стандартов;

- недостаток высококвалифицированных кадров.

Ведущую роль в решении указанных проблем призваны сыграть органы исполнительной власти в сфере туризма - Федеральное агентство по туризму и региональные туристские администрации при поддержке общественных туристских объединений и научных учреждений.

Вопросы информационно-технологического обеспечения отрасли должны быть определены как приоритетное направление государственного регулирования туристской деятельности.

Государственная поддержка развития сферы ИТ в туризме включает:

- проведение мероприятий по содействию развитию квалифицированного спроса со стороны предприятий туриндустрии и популяризации ИТ-услуг среди населения;

- принятие новых отраслевых нормативных правовых актов и активное участие в совершенствовании российского законодательства в сфере ИТ (принятие Федерального закона "Об электронной торговле", внесение изменений и дополнений в Законы "Об информации, информатизации и защите информации", "Об электронной цифровой подписи" и др.);

- формирование целевой программы развития ИТ-сферы в туризме;

- организацию и проведение конкурсов на выполнение работ и оказание услуг информационно-технологического характера в интересах отрасли;

- разработку стандартов, правил, рекомендаций, методических материалов по предоставлению и использованию информации, широкое внедрение информационных технологий в работу предприятий туристской индустрии;

- создание единого отраслевого классификатора и номенклатуры услуг в сфере ИТ;

- стимулирование внедрения современных и разработки новых технологических решений, соответствующих международному уровню и стандартам;

- участие в разработке программ подготовки специалистов и повышения квалификации кадров отрасли, включение вопросов ИТ в число квалификационных требований к соответствующим специальностям;

- разработку специальных предложений по информационно-технологическому обеспечению туристско-рекреационных особых экономических зон;

- включение вопросов развития ИТ в региональные программы развития туризма.

Необходимыми являются проведение разработок и реализация следующих программ и проектов:

- создание единой базы данных туристских ресурсов России и организация работ по ее ведению и регулярному обновлению;

- формирование единой базы данных предприятий туристской индустрии;

- содействие реализации Программы развития информационных технологий в российском туризме;

- издание сборников материалов о зарубежном опыте использования ИТ-технологий в туризме и специального издания о формировании обычаев делового оборота в туристской отрасли.

5. Финансовое обеспечение

Финансирование мероприятий и работ по реализации настоящих предложений осуществляется на внебюджетной основе за счет компаний и структур, заинтересованных в развитии данной сферы, а также с привлечением других источников. В случае необходимости проведение некоторых мероприятий может финансироваться из бюджетов разных уровней.

6. Эффект от реализации

В результате реализации концептуальных предложений российский туризм получит мощный толчок в своем развитии.

Туристы будут обеспечены качественной информацией и услугами, а предприятия туриндустрии оснащены современными технологическими инструментами; уровень их работы будет соответствовать международным стандартам.

Повысится уровень компьютерной грамотности и квалификации значительного числа специалистов отрасли.

Создадутся условия для повышения прозрачности работы отрасли.

Повысится производительность труда, более эффективно будут использоваться человеческие и материальные ресурсы.

Российские туруслуги получат возможность широкого выхода на внутренний и международный рынки.

------------------------------------------------------------------

Название документа