Реклама на транспортных средствах и с их использованием в свете нового Закона "О рекламе"
(Аполлонов А. О., Страунинг Э. Л.) ("Транспортное право", 2006, N 2) Текст документаРЕКЛАМА НА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ И С ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ В СВЕТЕ НОВОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ"
А. О. АПОЛЛОНОВ, Э. Л. СТРАУНИНГ
Аполлонов А. О., генеральный директор ООО "Андреевы и партнеры", кандидат юридических наук.
Страунинг Э. Л., руководитель Юридического департамента ООО КБ "ИНКРЕДБАНК", кандидат юридических наук.
Принят новый Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" <*>. Он представляет собой достаточно прогрессивный акт, позволяющий говорить о серьезном шаге, сделанном отечественным законодателем в направлении защиты прав потребителей рекламы и оздоровлении конкурентной борьбы на рынке товаров, работ и услуг. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 2006. N 12. Ст. 1232. Далее - Закон "О рекламе".
Показательно, что значительное место в новом законе уделено отдельным способам распространения рекламы (гл. 2 Закона "О рекламе"), к числу которых относится реклама на транспортных средствах и с их использованием. Данному виду рекламы в отличие от ранее действовавшего Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" <*> посвящена самостоятельная статья - ст. 20. Повышение роли данного способа рекламирования стало существенным фактором развития законодательной базы, посвященной регулированию рекламы на транспорте, установлению специальных требований к ней, в связи с чем представляется актуальным анализ основных положений указанной нормы. -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1995. N 30. Ст. 2864. Далее - Закон 1995 г.
Прежде всего необходимо подчеркнуть, что в ч. 1 ст. 20 Закона "О рекламе" законодатель существенно изменил подход к основаниям размещения рекламы на транспортном средстве и установил, что оно осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. Данное положение позволяет констатировать, что заключение договора с лицом, владеющим и управляющим транспортным средством на основании доверенности (пусть даже и генеральной), не является правомерным. Такой договор может быть заключен только в случае, если в доверенности, оформленной надлежащим образом, будет прямо указано полномочие поверенного на заключение от имени собственника (или лица, владеющего транспортным средством на ином вещном праве) указанного договора. По Закону же 1995 г. распространение рекламы на транспортных средствах осуществлялось на основании договоров с собственниками транспортных средств или с лицами, обладающими вещными правами на транспортные средства, если законом или договором не предусмотрено иное в отношении лиц, обладающих вещными правами на это имущество (ч. 1 ст. 15). Следовательно, Закон 1995 г. допускал заключение таких договоров с лицами, имеющими обязательственные права на транспортные средства (например, право аренды). Об этом же свидетельствует и арбитражная практика. Так, ЗАО "Ливиз" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Нева Тревел Компани" о взыскании штрафных санкций по договору возмездного оказания услуг от 29 ноября 2002 г. N П29-2202 за несанкционированное размещение рекламы на судне "Руслан" и об обязании ответчика исполнить обязательство в натуре - разместить на вышеуказанном судне рекламные баннеры истца. В удовлетворении исковых требований истцу было отказано, постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. Принимая решение об отказе ЗАО "Ливиз" в иске, суд первой инстанции сослался на то, что собственником судна "Руслан" является ООО "Русская Балтика", которое по договору от 8 апреля 2002 г. N 41 передало в аренду судно "Руслан" ООО "Нева Тревел Компани". Срок действия договора аренды ограничен 31 октября 2002 г. На момент заключения договора возмездного оказания услуг от 29 ноября 2002 г. N П29-2202 ответчик не обладал вещными правами в отношении вышеуказанного судна, в связи с чем истец в соответствии со ст. 15 Закона 1995 г. незаконно заключил с ответчиком договор размещения рекламы на транспортном средстве, а потому этот договор в части передачи прав и обязанностей сторон в отношении судна "Руслан" в силу ст. 168, 180 ГК РФ признается ничтожной сделкой. Эти выводы были поддержаны апелляционной инстанцией. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в своем Постановлении от 21 февраля 2005 г. по делу N А56-28632/03 указал, что суды при разрешении спора и при пересмотре дела в апелляционном порядке не учли положения п. 2 ст. 621 ГК РФ. Согласно данной норме Кодекса, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается продленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ). В материалах дела отсутствовали доказательства, свидетельствующие о том, что после истечения срока действия договора от 8 апреля 2002 г. N 41 ООО "Нева Тревел Компани" возвратило ООО "Русская Балтика" судно "Руслан". Между тем выяснение вопроса о том, пользовался ли ответчик имуществом после истечения срока действия договора аренды судна, имело значение для правильного разрешения спора, в связи с чем обжалуемые судебные акты были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение <*>. -------------------------------- <*> Информационно-правовая система "КонсультантПлюс".
Следует отметить, что и некоторые положения ст. 20 Закона "О рекламе" могут вызвать серьезные споры в процессе их практического применения. В частности, согласно ч. 2 ст. 20 использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается. Это означает, что, например, переоборудование таких транспортных средств, как "Газели" и прочие грузовые автомобили, с установкой на них рекламных конструкций (что в настоящее время достаточно широко распространено) будет невозможно. Несомненно, возникнут проблемы и с доказыванием того, что данное транспортное средство переоборудуется не в целях передвижения, а как стационарная конструкция, которая будет определенное время находиться в определенном месте. Ранее действовавшее законодательство содержало положение, согласно которому случаи ограничения и запрещения распространения рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения определялись уполномоченными органами, на которые возложен контроль за безопасностью движения (ст. 15 Закона 1995 г.). В действующем Законе такие запреты прямо установлены в ч. 3 ст. 20. Так, например, запрещается размещение рекламы на транспортных средствах: 1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской; 2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; 3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне; 4) предназначенных для перевозки опасных грузов. С одной стороны, можно согласиться с тем, что прямое указание таких запретов подчеркивает серьезность подхода законодателя к ограничениям в данной сфере, и данная проблема является весьма наболевшей. С другой стороны, такое перечисление излишне, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 20 Закона "О рекламе" реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов. Иными словами, технические регламенты становятся составной частью массива, обеспечивающего правовое регулирование рекламной деятельности на транспорте <*>. -------------------------------- <*> Законодатель связывает с требованиями технических регламентов положения и других норм Закона "О рекламе" (например, ст. 5, 7, 14, 15, 19), поэтому проблемы разработки и применения технических регламентов являются актуальными.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <*> под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140. Далее - Закон "О техническом регулировании".
В целях доведения указанных сведений до заинтересованных лиц была создана единая информационная система по техническому регулированию <*>. -------------------------------- <*> См.: Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" // Собрание законодательства РФ. 2003. N 34. Ст. 3367.
Технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Примечательно, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается (п. 2 ст. 6 Закона "О техническом регулировании"). С учетом степени риска причинения вреда технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений. Именно указанные регламенты должны содержать запреты, установленные в ч. 3 ст. 20 Закона "О рекламе". Они имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер. Законом "О техническом регулировании" установлено, что технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования. В ст. 9 Закона "О техническом регулировании" достаточно подробно изложен порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. Так, технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленном для принятия федеральных законов, с учетом положений указанного Закона. Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. Детальнейшим образом в Законе "О техническом регулировании" описана процедура принятия таких регламентов Государственной Думой и доведения информации до всех заинтересованных лиц о каждой стадии обсуждения и принятия регламента. Такой порядок, с одной стороны, свидетельствует о демократичности процедуры принятия общеобязательных регламентов, а с другой - о достаточной продолжительности по времени данной процедуры. Последний же фактор имеет в настоящее время существенное значение. Следует отметить, что Закон "О техническом регулировании" является, по сути, реформаторским и направлен на замену действующих ГОСТов на технические регламенты, которые будут носить обязательный характер. Вместе с тем ситуация, связанная с реализацией этой реформы, не просто далека от идеала, она близка к провалу. Так, предполагалось, что к 2010 г. замена ГОСТов на технические регламенты будет завершена полностью, но по состоянию на 2006 г. (т. е. по истечении трех лет с момента принятия Закона) принят всего один такой норматив, причем принят Правительством, а не Государственной Думой <*>. -------------------------------- <*> См.: Колодина И. Просроченные регламенты // Российская газета. 2006. 4 апр.
При этом Закон "О рекламе" вступает в действие с 1 июля 2006 г., и соответственно порядок, установленный Приказом МВД РФ от 7 июля 1998 г. N 410 "Об утверждении Инструкции о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах" <*>, не должен применяться. Поэтому до настоящего времени неясно, чем будут руководствоваться участники рекламных правоотношений и правоприменительные органы в период отсутствия общеобязательных регламентов. -------------------------------- <*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. N 28.
Статья 20 Закона "О рекламе" содержит еще одно положение, являющееся новеллой в законодательстве о рекламе на транспорте. Так, ч. 6 указанной статьи гласит, что распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускаются. Данное требование представляется обоснованным, если речь идет о распространении рекламы в условиях города, где предъявляются особые шумовые требования. Вместе с тем необходимо отметить, что в иных местах, где такое распространение рекламы не нарушает шумовых требований, она могла бы достаточно успешно применяться. Таким образом, принимая во внимание указанные выше обстоятельства, становится очевидным, что применение на практике положений Закона "О рекламе", касающихся рекламы на транспортных средствах и с их использованием, может столкнуться с серьезными трудностями. Как видим, даже прогрессивные по содержанию нормы закона, защищающие прежде всего интересы потребителя, зачастую носят декларативный характер. Представляется, что баланс интересов потребителей и иных субъектов рекламной деятельности должен быть обеспечен сочетанием комплексного подхода к формированию законодательства и своевременного обобщения существующей арбитражной практики.
------------------------------------------------------------------
Название документа