Осуществление оперативно-розыскной деятельности при выявлении фактов легализации доходов, полученных преступным путем

(Зуев С. В.) ("Российский следователь", 2006, N 5) Текст документа

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ФАКТОВ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

С. В. ЗУЕВ

Зуев С. В., начальник кафедры уголовного процесса Челябинского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Выявление фактов легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенного в результате осуществления преступной деятельности (далее - легализации), представляется достаточно сложным и трудоемким процессом. В 2003 г. всеми правоохранительными органами Уральского федерального округа выявлено 38 преступлений, квалифицированных как легализация; в 2004 г. - 212 преступлений. При этом эффективность данной деятельности остается крайне низкой. Так, по Курганской области из 23 уголовных дел, направленных в суд, все лица, которым было предъявлено обвинение по ст. 174.1 УК РФ по фактам распоряжения преступниками похищенным имуществом, оправданы. К сожалению, зачастую большинство вступивших в силу приговоров суда в других регионах свидетельствует о выявлении фактов легализации похищенного имущества небольшой стоимости. Например, по ст. 174.1 УК РФ по факту продажи банки меда на сумму 150 руб. (Уголовное дело N 200402014/10 по обвинению С. А. Новикова, Тюменская обл.) либо по факту продажи нескольких незаконно порубленных сосен (Уголовное дело N 100747 по обвинению А. В. Люханова, Свердловская обл.). Работа правоохранительных органов свидетельствует о том, что доследственная проверка информации о фактах легализации только лишь путем осуществления гласных проверочных мероприятий является неэффективной, поскольку преступники, будучи осведомленными о предпринимаемых правовых мерах, прерывают свою деятельность и успевают скрыться, приняв меры к сокрытию следов преступления. Возбуждению уголовного дела по фактам легализации во всех случаях должна предшествовать тщательная и всесторонняя проверка с использованием возможностей оперативно-розыскных служб и подразделений, использующих специфические негласные формы и методы работы в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и ведомственными нормативными актами. Однако оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД) по выявлению фактов легализации пока не дает существенных результатов. Об отсутствии налаженной эффективной технологии по выявлению фактов легализации указано и в решении <*> межведомственного совещания представителей правоохранительных и государственных контролирующих органов по обсуждению вопроса противодействия легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 <**>. -------------------------------- <*> 25 февраля 2005 г. состоялось совещание, на котором председательствовал помощник Президента Российской Федерации В. П. Иванов; принимал участие Министр внутренних дел генерал-полковник Р. Г. Нургалиев; присутствовали: заместитель председателя Верховного Суда РФ В. П. Верин, заместитель Генерального прокурора РФ В. И. Колесников, заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ В. А. Соболев, руководитель Росфинмониторинга В. А. Зубков и др. <**> См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. N 1. С. 2 - 6.

Оперативная проверка проводится для установления: предмета посягательства; способа легализации (определяется схема преступления); личности преступника, в том числе его связей. Проверка невозможна без проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), которые в той или иной степени ограничивают права и свободы человека и гражданина. На проведение некоторых мероприятий требуется получить судебное разрешение (например, для осмотра, связанного с обследованием жилища; прослушивания телефонных переговоров и т. д.). Для других ОРМ достаточно вынесения постановления руководителем органа, осуществляющего ОРД. К таким мероприятиям относятся: проверочная закупка тех предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен; оперативное внедрение; оперативный эксперимент. Проведение ряда ОРМ не требует разрешения суда или руководителя органа, осуществляющего ОРД. Это такие мероприятия, как: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т. д. Как свидетельствует практика расследования данного вида преступлений, для выявления фактов легализации наиболее эффективными ОРМ следует считать исследование финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов о сделках и финансовых операциях, наблюдение за проверяемыми лицами и их деятельностью, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение сотрудников в организации и группы, занимающиеся легализацией. На первом этапе проверки необходимо отождествить личности проверяемых лиц с гражданами, непосредственно осуществляющими финансовые операции, имеющие признаки легализации, собрать подтверждающие документальные материалы, достоверно устанавливающие факты совершения преступления. Для достижения данной цели сотрудникам органов внутренних дел целесообразно: - выявить лиц из окружения проверяемых лиц и установить с ними доверительные (конфиденциальные) отношения; - установить доверительные отношения с сотрудниками финансово-кредитных и иных учреждений, задействованных в схемах по легализации, в том числе из числа служб безопасности; - широко использовать оперативно-технические возможности отдельных подразделений органов внутренних дел. Для установления данных о личности проверяемых лиц и их связей (возможно, криминальных) необходимо использовать криминалистические и оперативно-справочные учеты органов внутренних дел (база данных ИЦ, ГИЦ, ОАБ, МОБ, БОП, ОПУ, УСТМ и др.). При проведении проверки следует изучать их образ жизни, лиц их окружения, род занятий, источники средств к существованию, уровень жизни (наличие недвижимости, автотранспорта как у проверяемого лица, так и у его близких родственников, предметы роскоши), социальный статус. При этом необходимо иметь в виду, что некоторые предметы и виды услуг сами по себе не указывают на принадлежность тому или иному лицу. К ним относятся предметы роскоши (например, ювелирные изделия), одежда, продукты питания, электронная форма расчета и т. д. Факт пользования и распоряжения ими может быть установлен только при непосредственном контакте с ними. Стремление в анонимной форме обращения с имуществом отмечается внутри сетей наркоторговли. Обычно клиенты платят наличными, чтобы не оказаться связанными с поставщиками, которые в свою очередь вынуждены вносить деньги. Кроме того, договоренность между проверяемыми лицами о совместных действиях по легализации может проходить в устной форме без документального отражения. В данном случае результативно использовать наблюдение с применением специализированных технических средств фиксации информации. Выявление фактов легализации можно проводить параллельно с установлением достоверности предикатного преступления. В данном случае возможно использование наработанных связей взаимодействия оперативных служб и подразделений <*>. -------------------------------- <*> См., например: Исаева Л. М., Медведев А. С., Бабаян А. С. Выявление, пресечение и раскрытие фактов незаконного распространения порнографических материалов, в том числе с участием детей, в сети Интернет: Методические рекомендации. М., 2004.

Однако имеется и отрицательный опыт работы сотрудников правоохранительных органов. Так, при получении информации о том, что некто Ф. и Е., используя лицевой счет А., оформленный ими в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, обналичили векселя неустановленных лиц на общую сумму более 2,7 млрд. рублей, проведение проверки было поручено оперативно-розыскному бюро ГУ МВД в УрФО. Через две недели материалы были направлены в УБОП Челябинской области для проведения соответствующих мероприятий в рамках Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". Начальник УБОП в свою очередь перенаправил материалы в УВД Центрального района г. Челябинска. Оперуполномоченным ОБЭП данного районного управления была проведена проверка, закончившаяся вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. При изучении материалов в прокуратуре выяснилось, что выявлением обстоятельств возможной легализации одновременно параллельно друг другу занимались сразу три структуры - ОРБ ГУ МВД, УБОП области и ОБЭП УВД Центрального района, которые провели одни и те же действия. Например, Ф. и Е. были опрошены трижды в каждом из этих ведомств. Однако никто серьезной оперативной проверки не проводил. В результате обстоятельства получения соучастниками векселей так и остались невыясненными <*>. -------------------------------- <*> Тумаков И. С. Проблемы взаимодействия правоохранительных органов при пресечении проникновения "грязных" денег в экономику России // Правоохранительные органы: теория и практика. 2004. N 4(5). С. 44.

Необходимо особо подчеркнуть, что специфика рассматриваемого преступления такова, что виновные лица изначально не заинтересованы скрывать документальные подтверждения включения денежных средств и имущества в легальный оборот. Поэтому в большинстве случаев необходимые документы или их копии могут быть беспрепятственно изъяты. Однако в ряде случаев после начала официальной проверки виновные лица принимают меры к уничтожению документальных свидетельств своей преступной деятельности. В связи с этим при установлении оперативным путем наличия и местонахождения документов, могущих послужить доказательствами легализации, следует обеспечить получение их копий, одновременно приняв меры к обеспечению сохранности оригиналов для их последующего изъятия. Особенности действующего законодательства, в частности ст. 26 Закона Российской Федерации "О банках и банковской деятельности", не позволяют органам внутренних дел и иным органам дознания до возбуждения уголовного дела истребовать материалы, содержащие банковскую тайну. Эта проблема отчасти решается в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Для более эффективного расследования и выявления фактов легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества добытого преступным путем, необходимо особое внимание обратить на признаки возможного совершения преступления. Данные признаки тесно связаны со способами легализации, которые постоянно совершенствуются. Примерный перечень указанных признаков содержится в Приложении к письму Банка России от 13 июля 2005 г. N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Определенный отпечаток на осуществление ОРД накладывает территориальный аспект. Так, можно выделить легализацию преступных доходов, совершаемую на местном (региональном), межрегиональном и международном уровнях. Силы и средства, применяемые для установления преступных связей, также будут иметь свои особенности. Таким образом, уже сейчас можно констатировать, что результативность ОРД напрямую зависит от эффективности взаимодействия правоохранительных органов, личного профессионализма сотрудников оперативных подразделений и служб и грамотного применения ими действующего законодательства.

------------------------------------------------------------------

Название документа