Оплата жилого помещения. Стандарты и правила определения платы за жилое помещение как целевые объекты регулирования деятельности управляющих организаций - членов СРО

(Савельева О. И., Минц И. Г.) ("Жилищное право", 2010, N 4) Текст документа

ОПЛАТА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ. СТАНДАРТЫ И ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ КАК ЦЕЛЕВЫЕ ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ - ЧЛЕНОВ СРО

О. И. САВЕЛЬЕВА, И. Г. МИНЦ

Савельева О. И., генеральный директор ОАО "Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства".

Минц И. Г., заслуженный экономист России, эксперт-консультант ОАО "Институт экономики жилищно-коммунального хозяйства".

В настоящее время продолжается реформа правоотношений в жилищной сфере, которая требует объективного контроля и мониторинга целого ряда аспектов (в том числе принципиально новых), связанных с управлением, содержанием и ремонтом многоквартирных домов, а также определением платы за жилое помещение. Это обусловлено тем, что многоквартирные дома перестали находиться в собственности одного лица (государства либо муниципалитета). Изменился и субъективный состав собственников в многоквартирных домах: ими стали граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Происходит децентрализация управления жилищным фондом.

В то же время отсутствие четких "правил игры", понятных механизмов принятия решений, комплекса стандартов профессиональной деятельности, конкурентоспособности, эффективности функционирования, взаимоотношений с потребителем и контрагентами, определения размера платы за жилое помещение в зависимости от объемов выполненных работ и услуг и пр. существенно затрудняет организацию управления многоквартирными домами, начиная с выбора способов управления. Так, на конец 2009 года только в 55% многоквартирных домов собственники помещений выбрали способ управления <1>, <2>. -------------------------------- <1> По результатам выборочного обследования, проведенного Институтом экономики жилищно-коммунального хозяйства. <2> Комментирует: Ева Шипунова, к. ю.н., адвокат. Хотелось бы отметить, что согласно правоприменительной практике г. Москвы при участии граждан в строительстве многоквартирного дома с последующей передачей застройщиком квартир в собственность гражданам, заключая договор (в соответствии с которым осуществляется привлечение денежных средств граждан и который, как правило, является типовым), гражданин соглашается со способом управления в форме создания товарищества собственников жилья. Таким образом, налицо отступление от общего правила о возможности выбора способа управления. Вместе с тем гражданин может отказаться от вступления в члены ТСЖ, что, конечно, не освобождает его от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением жилого дома в целях его содержания и эксплуатации. Таким образом, можно констатировать наличие трех форм управления: - непосредственное, которое (как справедливо показывают авторы в своей статье далее) наименее эффективно, прежде всего из-за отсутствия необходимых юридических и профессиональных знаний у собственников, а также сложностей организационно-технического характера; - управление через представителей; - смешанная форма управления, предполагающая сочетание двух указанных выше форм. Законодатель предписывает, что в случае смешанной формы управления оплата жилого помещения и коммунальных услуг собственником - непосредственным участником управления осуществляется на основе договора, заключаемого между собственником и, например, жилищным кооперативом (ч. 6 ст. 155 ЖК РФ).

При этом практика отдельных регионов и муниципальных образований России показывает, что доля непосредственного (наименее эффективного) способа управления составляет почти 20% от общего числа многоквартирных домов, в которых выбран один из способов управления. Между тем непосредственное управление собственниками помещений может быть рекомендовано лишь для многоквартирных домов, имеющих 4 - 8, максимум 12 - 16 квартир, поскольку нарушает эффективную технологию оперативного управления, затрудняет координацию решений по выбору регламента работ и услуг, по содержанию и ремонту жилья и определению размера их оплаты, а также создание единого информационного обеспечения, нарушает принцип "одного окна". Но такие решения, то есть выбор непосредственного управления для большой части многоквартирных домов, часто навязываются собственникам помещений, поскольку якобы позволяют предотвратить банкротство управляющих организаций в условиях неполной оплаты (собираемости платежей) при требовании ресурсоснабжающими организациями 100-процентной оплаты своих услуг. Управление товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом (их доля среди выбранных собственниками помещений способов управления не превышает 8%) является перспективной формой, способствующей развитию демократии управления, учету интересов собственников помещений, но требующей достаточно развитого гражданского сознания жителей, их правовой культуры, она принципиально не должна противопоставляться профессиональному управлению. Наибольший удельный вес (более 72%) среди выбранных способов управления многоквартирными домами падает на управляющие организации, являющиеся наиболее реальной и эффективной формой, осуществляемой на профессиональной основе. Однако ее подготовка в муниципальных образованиях большинства субъектов Российской Федерации ведется крайне недостаточно: механизмы, исключающие нарушения интересов потребителей, злоупотребления (вплоть до коррумпированности), особенно из-за отсутствия четких процедур формирования платы за жилое помещение, не отработаны, конкурентность выбора часто не соблюдается, существуют неравные условия отбора управляющих организаций различных форм собственности, лоббирование МУПов <1>. -------------------------------- <1> Комментирует: Ева Шипунова, к. ю.н., адвокат. В качестве меры, направленной на борьбу с "несоблюдением конкурентности выбора и неравных условий отбора", Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводит проверки процедур выбора организаций для управления многоквартирными домами. В первую очередь Антимонопольная служба проверяет выполнение органами власти требования о проведении открытых конкурсов при выборе управляющих компаний, а также соблюдение порядка их проведения, который установлен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом". В случае выявления нарушений ФАС России опротестовывает результаты конкурсов и заключенные договоры управления многоквартирными домами.

В условиях большого разнообразия видов управляющих организаций, обслуживающих жилищный фонд, их возможностей, неурегулированности законодательством целого ряда вопросов взаимодействия управляющих организаций с потребителями и контрагентами расширение перечня и требований стандартов и правил не только обеспечивает достижение основной цели их деятельности (повышение комфортности проживания граждан, обеспечение безопасности эксплуатации и сохранности дома, а также его архитектурного облика, санитарно-гигиенического и экологически безопасного состояния), но и позволяет потенциальным потребителям достаточно полно оценивать как сами управляющие организации, так и предлагаемые ими работы и услуги, включая их стоимость, а как следствие - обеспечивает недопущение применения необоснованных преимуществ при проведении конкурсного отбора. В настоящее время в России происходит активное формирование саморегулируемых организаций (СРО) в сфере управления недвижимостью. При этом под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил, обязательных для выполнения всеми членами СРО. Правовой основой саморегулирования в соответствии с действующим законодательством является объединение субъектов предпринимательской деятельности в СРО на условиях соблюдения требовании Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Членство в СРО в соответствии с российским законодательством не является обязательным условием допуска на рынок управляющих жилищным фондом (в отличие, например, от строительной деятельности). Тем не менее управляющие организации вправе объединяться в СРО для совместной защиты своих интересов, разработки и соблюдения стандартов профессиональной деятельности, что должно являться их конкурентным преимуществом перед остальными компаниями, занимающимися аналогичной деятельностью. Конкурентным преимуществом конкретной СРО и входящих в нее управляющих организаций на рынке услуг может являться более подробный набор стандартов, характеризующих различные стороны их деятельности. В частности, на наш взгляд, представляется целесообразным расширить существующий перечень стандартов, характеризующих менеджмент качества (аналог ISO-9000), включив в него целый ряд функциональных стандартов: финансовой устойчивости управляющих организаций, ресурсной эффективности и др., тесно связанных с механизмом расчета платы за жилое помещение в многоквартирном доме. Применение стандартных и прозрачных процедур формирования платы за жилое помещение ввиду высокой социальной значимости этого процесса на этапе создания СРО в жилищной сфере является одним из важных целевых объектов регулирования деятельности управляющих организаций. Это обусловлено тем, что отсутствие четких методических основ определения стоимости содержания и ремонта общего имущества многоквартирных и других типов домов при децентрализации управления жилищным фондом существенно снижает эффективность его обслуживания, повышает риск как увеличения аварийности и недоремонта, так и необоснованного завышения удельных затрат. Кроме того, недостаточная проработанность нормативного правового и методического обоснования организационного и финансового планирования работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома и его придомовой территории является существенной проблемой, сдерживающей собственников помещений в осуществлении их полномочий, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, в том числе по определению соответствия между размером платы и составом работ и услуг, которые должны оказываться за эту плату. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев управляющие организации (как частные, так и муниципальные) строят свои отношения с собственниками помещений на основе цен по содержанию и ремонту жилья, установленных органом местного самоуправления для нанимателей жилых помещений. Регламент выполняемых работ и услуг в договорах, как правило, отсутствует либо присутствует норма, из которой следует, что содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома должны соответствовать Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, без учета конструктивных особенностей дома, степени его физического износа, технического состояния общего имущества, а также без оценки потребительских запросов и доступности предлагаемых упомянутыми Правилами работ и услуг для оплаты потребителями. Аналогичная практика имеет место и в деятельности большинства ТСЖ. Отсутствие связи между размером платежей и регламентом выполняемых работ и услуг подтверждается использованием традиционной технологии формирования цен на основе экстраполяции затрат "от достигнутого уровня", которая (несмотря на свою простоту) не обеспечивает учета реальных условий: фактического и требуемого уровня качества, платежеспособности потребителей, а также возможностей бюджета по выплате льгот и субсидий. Подобная практика формирования платы за жилое помещение ведет к возникновению целого ряда негативных последствий, в том числе: - незащищенности потребителей, не имеющих информации о том, какие работы и услуги должны выполняться за счет ежемесячно вносимых ими платежей, а за какие требуется внесение дополнительной платы; - нарушению прав собственников помещений, заключающемуся в кредитовании управляющими организациями одних собственников за счет других. Например, при выполнении ими дорогостоящих ремонтных работ в одних многоквартирных домах за счет поступления платы от жителей других домов, находящихся в их управлении. При этом гарантии возврата собственникам помещений уплаченных средств практически отсутствуют; - невозможности планирования ремонтных работ; - отсутствию, как правило, объективной дифференциации размеров платежей за содержание и ремонт общего имущества в зависимости от типа и технического состояния дома, а не только уровня его благоустройства. Имеющие место нарушения прав граждан при определении размера платежей за жилое помещение были предметом рассмотрения Пленума Верховного Суда Российской Федерации (Постановление от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"). Хотелось бы обратить внимание на то, что данным Пленумом подтверждены обязательства членов семей нанимателей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что и вытекает из положений статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации бывшие члены семьи нанимателя вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ними отдельного соглашения, определяющего порядок и размер их участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги. Порядок установления размера платы вызывает на практике много сложностей. Именно поэтому изменения существующих подходов к установлению размера платы за жилое помещение, формирование рыночных условий в сфере взаимодействия управляющих организаций и собственников помещений должны рассматриваться как критерии принятия решений о членстве того или иного субъекта предпринимательства в жилищной сфере в саморегулируемой организации. Основные принципы установления платы за жилое помещение должны обеспечить: - баланс экономических интересов собственников помещений и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, их содержание и ремонт; - доступность планируемого регламента и качества работ и услуг для оплаты потребителями, защиту их прав и законных интересов; - компенсацию экономически обоснованных расходов организаций, соответствующих согласованному в договоре регламенту и качеству работ и услуг; - открытость информации о ценах на работы и услуги по содержанию и ремонту жилья, в том числе путем возложения на управляющих многоквартирными домами, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК и других специализированных кооперативов обязательств по публикации предложений по ценам, а также перечню, объему, периодичности работ и услуг. Для обеспечения соответствия размера платы за жилое помещение регламенту и качеству выполняемых работ и оказываемых услуг ее формирование должно осуществляться по следующему алгоритму (рис. 1).

Выявление обязательных Проведение осмотров и требований стандартов к обследований общего имущества дома техническому и и придомовой территории, санитарно-эпидемиологическому оформление акта осмотра состоянию здания и придомовой (обследования) территории с учетом их конструктивных особенностей, степени физического износа, уровня благоустройства и т. д.

\ / \ /

Подготовка управляющей организацией предложений

По регламенту необходимых По размеру платы за работ и услуг по управлению, выполнение предлагаемых работ и > содержанию и ремонту общего услуг (при необходимости с имущества дома и придомовой расшифровкой по отдельным территории видам)

\ / \ /

Рассмотрение предложений Оценка совместно с управляющей организации регулирующим органом или собственниками помещений в другой уполномоченной органом многоквартирном доме (при местного самоуправления необходимости проведение службой доступности услуг для экспертизы обоснованности оплаты потребителями и затрат) возможностей бюджета по оплате субсидий и льгот

\ / \ /

Необходимость корректировки предлагаемого размера платы за Да управление, содержание и ремонт общего имущества дома и Нет придомовой территории с одновременным пересмотром регламента работ и услуг для обеспечения баланса между ценой и качеством работ и услуг (в том числе по предложению собственников помещений)

Принятие решения общим собранием собственников помещений об утверждении регламента работ и услуг < по содержанию и ремонту и размера их финансирования

Рис. 1. Алгоритм формирования платы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома и придомовой территории

Из представленного алгоритма следует, что в основе определения платы за жилое помещение лежит согласованный с собственниками помещений и отвечающий обязательным требованиям стандартов по техническому состоянию конструктивных элементов и инженерной инфраструктуры здания и придомовой территории, санитарно-эпидемиологическому состоянию, а также сохранности имущества планируемый регламент работ и услуг <1>. -------------------------------- <1> Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей); архитектурный облик многоквартирного дома должен соответствовать проектной документации для его строительства или реконструкции. В основе формирования планового регламента лежат результаты обследований общего имущества дома (плановых, специальных или выборочных).

Этот регламент должен быть рассмотрен и утвержден общим собранием собственников помещений и отражен в договоре управления (либо других договорах по обслуживанию дома), что позволит собственникам помещений обеспечить должный контроль за обоснованностью цен и их соответствием перечню и объему выполняемых работ. Однако сложность процедуры созыва и проведения общего собрания собственников помещений, вызванная как излишне жесткими требованиями законодательства, так и отсутствием мотивации у собственников для участия в общем собрании, требует от управляющих либо других организаций четкого и понятного каждому из них обоснования необходимости выполнения содержащихся в плановом регламенте видов работ и последствий их невыполнения. При этом проведение процедуры согласования с собственниками помещений планового регламента, содержащего виды и объемы работ и услуг по обеспечению надлежащего состояния общего имущества, бесперебойной работы инженерного оборудования, благоустройству придомовой территории, восстановлению изношенных элементов и частей здания и др., может являться основанием для освобождения управляющей организации от ответственности за возникновение аварийных и других нештатных ситуаций из-за корректировки по предложению собственников помещений планового регламента и соответствующей ему платы за жилое помещение. В то же время, не умаляя роли собственников помещений в принятии решений по управлению многоквартирным домом, в том числе по определению размера платы за жилое помещение, нельзя игнорировать необходимость участия органов местного самоуправления в этом процессе, которая обусловлена тем, что: - общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом состоянии многоквартирного дома, обеспечивающем безопасность и комфортность проживания в нем, защиту прав потребителей; - собственники жилых помещений, так же как и наниматели, имеют право на получение льгот и субсидий, а это, в свою очередь, требует оценки возможностей бюджета по их оплате; - если установленный размер платы за жилое помещение окажется недоступным для собственников жилых помещений исходя из их платежеспособности, то это может привести к росту неплатежей, а как следствие - к снижению качества выполнения работ и услуг. Если же собственники помещений (как правило, это относится к собственникам, проживающим в домах бизнес-класса, находящихся в управлении ТСЖ) принимают решение о включении в регламент дополнительных работ и услуг, повышающих комфортность проживания, а соответственно об установлении платы за жилое помещение, превышающей возможности бюджета по выплате субсидий и льгот, то социальная помощь гражданам с низкими доходами должна оказываться из средств, полученных ТСЖ за счет результатов их хозяйственно-финансовой деятельности (например, сдачи в аренду нежилых помещений, мест в подземных гаражах, размещения рекламы на фасадах домов и т. д.). Определение платы за жилое помещение состоит из ряда этапов, первым из которых (что подтверждается ранее сказанным) является формирование планового (минимально необходимого и достаточного) регламента, в котором содержится перечень, периодичность и объем работ и услуг, обеспечивающих сохранение потребительских свойств дома и качество проживания в нем по всему временному горизонту его действия. При этом критерием минимальной достаточности являются объемы содержания и ремонта, выход за пределы которых может привести к изменению допустимого технического состояния дома, нарушению его сохранности либо функциональных свойств (например, качества проживания, возникновения либо угрозы возникновения аварийных ситуаций). Поэтому при корректировке по решению общего собрания платы за жилое помещение, а соответственно и планового регламента по видам работ, обеспечивающего минимальную достаточность, рекомендуется использовать метод экспертных оценок. Особо следует подчеркнуть недопустимость исключения из планового регламента, являющегося основой для установления платы за жилое помещение, работ, выполнение которых предусмотрено требованиями действующего законодательства к инженерному и санитарно-эпидемиологическому состоянию здания и придомовой территории. В целом при формировании планового регламента и представления его на согласование собственникам помещений целесообразно все работы сгруппировать следующим образом: - первоочередные ремонтные работы, требующие безотлагательного исполнения. Невыполнение этих работ либо их выполнение в более поздние сроки может привести к возникновению аварийных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей и их имуществу; - обязательные работы и услуги, выполнение которых необходимо для обеспечения соответствия технического, санитарно-эпидемиологического состояния здания и придомовой территории обязательным требованиям стандартов, а также требованиям, содержащимся в нормативных правовых актах федерального, регионального и муниципального уровней; - профилактические ремонтные работы, выполнение которых в планируемом периоде позволит предупредить либо отложить на более поздний срок необходимость проведения капитального ремонта или замены отдельных элементов общего имущества; - работы, направленные на повышение эстетического вида здания и придомовой территории, комфортности проживания (озеленение придомовой территории, устройство детских площадок, разбивка газонов, дежурство консьержа и т. д.). Приведенная группировка работ, содержащихся в плановом регламенте, позволит управляющей организации при согласовании его с собственниками помещений и необходимости корректировки для изменения платы за жилые помещения более обоснованно подойти к исключению из него отдельных видов работ и услуг, не являющихся на данный период наиболее неотложными (первоочередными) и обязательными, невыполнение которых может вызвать возникновение аварийных ситуаций. Следующим этапом формирования платы за жилое помещение является определение плановых затрат для выполнения согласованного с собственниками помещений минимально необходимого регламента (по видам работ и услуг), их проверка и корректировка по нормативам-индикаторам. При этом для обоснования затрат все работы и услуги, содержащиеся в плановом регламенте, целесообразно сгруппировать по целевому назначению (рис. 2):

Содержание и ремонт общего имущества

V V

Содержание и техническое Текущий ремонт обслуживание

V V V

Содержание Техническое обслуживание Поддержание в общего внутридомового инженерного исправности и имущества оборудования, технических восстановление дома и устройств и технического конструктивных придомовой оборудования элементов здания и территории объектов благоустройства V V на придомовой территории с заменой Технический надзор > или восстановлением частей и элементов V V общего имущества ограниченной Плановые, Плановые, номенклатуры специальные и специальные и выборочные выборочные V обследования обследования крыш, чердаков, внутридомового Поддержание в подъездов, инженерного исправности и подвалов, оборудования, восстановление фасадов, других технических устройств, работоспособности конструктивных технических внутридомового элементов дома помещений и > инженерного и придомовой коммуникаций общего оборудования, территории пользования технических устройств, технических > Подготовка к сезонной эксплуатации < помещений и других коммуникаций V V общего пользования

Крыши, чердаки, Внутридомовое инженерное подъезды, подвалы, оборудование, технические фасады и другие устройства, технические конструктивные помещения и другие элементы дома и коммуникации общего придомовой пользования территории

Аварийное обслуживание <

Санитарная очистка подъездов, чердаков, > подвалов и других помещений общего пользования, придомовой территории

Рис. 2. Группировка работ и услуг по целевому назначению

- содержание и техническое обслуживание общего имущества здания и придомовой территории; - текущий ремонт общего имущества здания и придомовой территории; - управление многоквартирным домом (группой домов). Это позволит управляющей компании либо другой организации более обоснованно довести до собственников помещений необходимость выполнения тех или иных работ в конкретный временной интервал, а также обосновать необходимость привлечения к выполнению отдельных работ субподрядных организаций. Цена содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома <1> определяется как отношение общей потребности в финансировании для выполнения предусмотренных плановым регламентом работ и услуг, которая складывается из себестоимости и прибыли, к общей площади помещений, то есть: -------------------------------- <1> Для определения платы за жилое помещение должна быть установлена цена управления многоквартирным домом, его содержания и ремонта, то есть стоимость работ и услуг в расчете на 1 кв. общей площади.

SUM Зic. p SUM Зim. p SUM Зy Ц = --------- + --------- + ------, где Scp Scp Scp

Ц - цена содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома; Зic. p - общая сумма затрат <1> на выполнение каждого конкретного вида работ и услуг по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории (общая потребность в финансировании указанных работ); -------------------------------- <1> Включают в свой состав себестоимость и прибыль.

Зim. p - общая сумма затрат <1> на выполнение каждого конкретного вида работ по текущему ремонту многоквартирного дома и придомовой территории (общая потребность в финансировании указанных работ); -------------------------------- <1> Включают в свой состав себестоимость и прибыль.

Зy - общая сумма затрат <1> на управление многоквартирным домом; -------------------------------- <1> Включают в свой состав себестоимость и прибыль.

Scp - общая (среднеэксплуатируемая) площадь жилых (нежилых) помещений. До представления на утверждение собственникам помещений предложений по плановому регламенту и качеству работ и услуг и соответствующему им размеру цены и платы за жилое помещение управляющая организация должна совместно с регулирующим органом или другой уполномоченной органами местного самоуправления службой оценить допустимый с точки зрения платежеспособности уровень платежей. С этой целью определяется доля затрат на услуги ЖКХ в бюджете средней семьи. Эта доля, как показал анализ, проведенный Институтом экономики ЖКХ более чем в 40 регионах России, не должна превышать 10 - 12,5% <1> семейного бюджета. Платежи за услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме должны быть в пределах 2,5 - 3%. На основе объективной оценки доходов населения, средней жилищной обеспеченности в конкретном муниципальном образовании можно определить суммарный предельный платеж за жилищно-коммунальные услуги, а в их составе за услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома. Кроме того, в результате повышения размера платежей будут расти выплаты субсидий и льгот, что ограничивает их рост возможностями бюджета. Исходя из этих ограничений, может быть оценена допустимая динамика цен на работы и услуги по содержанию и ремонту жилья. -------------------------------- <1> Указанная доля затрат на жилищно-коммунальные услуги определена исходя из структуры рационального потребительского бюджета средней российской семьи на основании оценки платежеспособности населения и выбора оптимальной тарифной политики в различных регионах и городах России.

Необходимость оценки платежеспособности потребителей основана на том, что с ростом доходов населения повышается спрос на комфортность проживания в жилищном фонде, его благоустройство. При этом обеспечение этих параметров достигается не только приобретением нового жилья, но и повышением качества его содержания и ремонта. В свою очередь, рост доходов населения, а также бюджетный потенциал, с которым связаны возможности социальной поддержки малообеспеченных граждан (выплаты льгот, субсидий), зависят от динамики экономического потенциала каждого региона и конкретного муниципального образования. Так, в регионах с более высоким уровнем ВРП, чем в среднем по России, выше и возможности по установлению уровня платежей, а следовательно, и по объему и качеству выполняемых работ по содержанию и ремонту жилья, обеспечению безопасности и комфортности проживания.

Название документа