Экономический шпионаж. Понятие и квалификация

(Вдовенков В. М., Широков В. А.) ("Безопасность бизнеса", 2006, N 1) Текст документа

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ШПИОНАЖ. ПОНЯТИЕ И КВАЛИФИКАЦИЯ

В. М. ВДОВЕНКОВ, В. А. ШИРОКОВ

Вдовенков В. М., председатель Хабаровского краевого суда, заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук.

Широков В. А., профессор кафедры уголовного права и криминологии Хабаровской государственной академии экономики и права, заслуженный юрист РФ.

В условиях свободного предпринимательства экономическая деятельность хозяйствующих субъектов должна осуществляться с соблюдением принципов коммерческой, налоговой и банковской тайны. Общественная опасность преступления выражается в том, что недобросовестные предприниматели, получая доступ к информации, составляющей коммерческую, налоговую или банковскую тайну (особенно коммерческую), могут лишить своего соперника тех преимуществ (по отношению к своим конкурентам), которые дает ему обладание конфиденциальной информацией. В уголовном законодательстве ряда зарубежных государств неправомерное завладение чужой конфиденциальной информацией с целью получения материальной выгоды в конкурентной борьбе с другими соперниками называется экономическим шпионажем. В Уголовном кодексе РФ за подобные действия предусмотрена ответственность в ст. 183 УК, которая называется "Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну". Предмет преступления - коммерческая, налоговая или банковская тайна. Понятие коммерческой тайны дается в Федеральном законе от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 32. Ст. 3283.

Под коммерческой тайной понимается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе секреты местного производства), которая позволяет ее обладателю увеличить свои доходы либо избежать неправомерных расходов, сохранить свое положение на рынке товаров, работ и услуг или получить иную коммерческую выгоду. Эта информация имеет действительную или потенциальную ценность в связи с тем, что она неизвестна третьим лицам, к ней нет (на законном основании) свободного доступа и ее обладатель установил к такой информации режим коммерческой тайны. Право на отнесение информации к коммерческой тайне и определение перечня сведений, относящихся к этой информации, принадлежит ее обладателю. Обязательным требованием, предъявляемым к названной информации, является получение ее на законном основании: при проведении исследований, в результате систематических наблюдений и их обобщения либо иной деятельности (совершенствование технологических процессов, внедрение в производство изобретений, рационализаторских предложений и т. д.), а также информация, полученная от другого обладателя коммерческой тайны на основании договора, соглашения и т. п. Следует заметить, что перечень сведений, относимых ее обладателем к коммерческой тайне, не безграничен. В практике встречались случаи, когда при проверке коммерческих организаций по вопросам оплаты труда, состава имущества государственного или муниципального унитарного предприятия в уставном капитале частной организации, наличия свободных рабочих мест, задолженности по выплате заработной платы, а также другим социальным выплатам и т. д., руководители коммерческих организаций отказывались представлять эти сведения, мотивируя тем, что эта информация является коммерческой тайной. Возникали конфликты. Они разрешались, поскольку в Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 <*> (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 731) <**> содержался перечень сведений, которые не могли составлять коммерческую тайну. Причиной конфликтов были намерения некоторых предпринимателей скрыть грубые нарушения законности. Способом такого сокрытия было отнесение этих сведений к категории коммерческой тайны. -------------------------------- <*> Собрание постановлений Правительства Российской Федерации. 1992. N 1-2. Ст. 7. <**> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 41. Ст. 3983.

В ст. 5 Закона "О коммерческой тайне" содержится перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. В отличие от прежнего перечня он более полный, хотя и не исчерпывающий. Согласно названной статье режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих сведений: 1) содержащихся в учредительных документах юридического лица и документах, подтверждающих внесение записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; 2) содержащихся в документах, предоставляющих право на занятие предпринимательской деятельностью; 3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия либо государственного учреждения и об использовании ими средств государственных или муниципальных бюджетов в предпринимательской деятельности; 4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасности функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 5) о численности и составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда (в том числе об охране труда), о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест; 6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; 9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размере и составе их имущества, об их расходах, о численности и оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица. Следует заметить, что сведения, которые не могут быть отнесены к коммерческой тайне, не исчерпываются приведенным перечнем. В ч. 11 ст. 5 Закона сказано, что информация, обязанность раскрытия которой или недопустимость ограничения доступа к ней, может устанавливаться другими федеральными законами. На информации, отнесенной к коммерческой тайне и помещенной на материальный носитель, ставится гриф "Коммерческая тайна". В целях охраны конфиденциальности работодатель обязан ознакомить под роспись работника с перечнем названной информации, режимом работы с ней, мерами ответственности за его нарушение и создать необходимые условия, позволяющие работнику соблюдать установленный режим. Между работником и работодателем заключается договор. В том договоре на работника возлагаются обязанности выполнять установленный режим, не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, не только во время работы, но и после прекращения трудовых отношений в течение срока, указанного в договоре (а если срок не указан, то в течение трех лет), не использовать ее в личных целях, а также возместить ущерб, наступивший в результате разглашения работником конфиденциальной информации. Обладатель сведений, составляющих коммерческую тайну, может составить договор со своим контрагентом в части охраны конфиденциальности названной информации, ставшей ему известной вследствие сложившихся между ними деловых отношений, и предусмотреть в нем гражданско-правовую ответственность контрагента за разглашение этой информации. Органы государственной власти, иные государственные органы (например: суд, прокурор, следователь, дознаватель и т. д.), а также органы местного самоуправления вправе истребовать информацию, отнесенную к коммерческой тайне, однако они (согласно закону) не вправе разглашать ее или передавать другим лицам или органам (кроме случаев, предусмотренных законом) либо использовать ее в корыстных или иных личных целях. При нарушении перечисленных требований эти органы могут нести гражданско-правовую, а должностные лица - дисциплинарную или уголовную ответственность (в зависимости от конкретных обстоятельств каждого факта). Понятие налоговой тайны дается в ст. 102 Налогового кодекса РФ, согласно которой налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, как организации, так и физическом лице. Исключения составляют сведения: 1) разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация. Знакомиться со сведениями, образующими налоговую тайну, могут только должностные лица, перечень которых определяется Министерством РФ по налогам и сборам, органами государственных внебюджетных фондов и Федеральной Государственной таможенной службой РФ. Под банковской тайной понимается возлагаемое на кредитное учреждение обязательство не разглашать информацию о клиенте, его банковском счете и о банковском вкладе, а также операциях по счету. Перечисленные сведения, составляющие банковскую тайну, содержатся в ст. 857 Гражданского кодекса РФ и в ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" <*>. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 6. Ст. 492; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3424.

Согласно ст. 26 упомянутого Закона кредитные организации и Центральный банк России гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. В этой же статье на всех служащих кредитной организации возлагается обязанность хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Под иными сведениями понимается конфиденциальная информация кредитных учреждений финансово-экономического характера, позволяющая увеличить свои доходы или избежать непланируемых потерь. Такая информация к банковской тайне не относится и по своему содержанию является коммерческой тайной. Сведения, составляющие банковскую тайну, согласно ст. 26 названного Закона могут быть выданы судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, органам Государственной налоговой службы, таможенным органам в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, органам предварительного следствия по делам, находящимся у них в производстве с согласия прокурора. Информация по финансовым операциям юридических и физических лиц представляется кредитными организациями в уполномоченный орган в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Согласно ч. 1 ст. 183 УК РФ преступлением признается собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Под собиранием понимается незаконное получение или накопление сведений, отнесенных по своему содержанию к одной или нескольким видам тайн. Способы собирания могут быть различными. Одним из способов является похищение - незаконное завладение конфиденциальной информацией. Оно может быть тайным или открытым, сопряженным с обманом либо с применением насилия. Если похищение сопровождается насилием, то насилие в зависимости от его тяжести должно получить самостоятельную уголовно-правовую оценку. Предметом хищения в ч. 1 называются документы. Б. В. Волженкин правильно отмечает, что предмет преступления не исчерпывается только документами. Сведения, образующие коммерческую тайну, могут быть материальны и на разных носителях: чертеж, модель, дискеты, промышленный образец, формула изобретения, технологии, включая "ноу-хау", физические поля, в которых информация находит отображение в виде символов, образов, процессов, и др. <*>. -------------------------------- <*> Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности (экономические преступления). СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.

Под подкупом понимается уплата или обещание уплаты вознаграждения за предоставление конфиденциальной информации, а под угрозой - намерение применить насилие, уничтожить или повредить имущество либо разгласить сведения (позорящие или по другим причинам нежелательные для их оглашения) в случае, если такая информация не будет предоставлена. Перечислить все способы, которыми могут пользоваться виновные при собирании конфиденциальной информации, невозможно, и поэтому законодатель употребляет выражение "иным незаконным способом" (например, установка прослушивающих устройств). Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что оно незаконным способом собирает коммерческую, налоговую или банковскую тайну, и желает этого. Субъектом преступления является любое лицо, достигшее 16 лет. В ч. 2 ст. 183 УК РФ предусмотрена ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. Под разглашением понимается незаконное предание огласке конфиденциальной информации постороннему лицу. Посторонним признается любое лицо, которому названная информация не была доверена или не стала известна в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей. Незаконным использование сведений, являющихся коммерческой, налоговой или банковской тайной, будет в случае, если эта информация применяется в процессе любой экономической деятельности без согласия владельца этой информации. Служащая коммерческого банка Д. была на праздничном ужине (отмечали день рождения) у своей школьной подруги. Там же были П. и Ч., состоящие в криминальной группировке. Они проявляли повышенные знаки внимания к Д. Когда она опьянела, стали спрашивать у нее о клиентах банка, имеющих крупные вклады. Д. назвала им фамилию одного предпринимателя и размер его банковского вклада. Криминальная группа вначале стала вымогать у него крупную сумму, но поскольку предприниматель платить им деньги отказался, они совершили разбойное нападение на его квартиру. Действия П. и Ч. были квалифицированы как собирание, а Д. как разглашение банковской тайны. Мотивы разглашения названной информации могут быть самыми различными. Они могут быть как корыстными, так и обусловленными иными личными отношениями (месть, зависть, желание помочь своим родственникам или друзьям и т. д.). Незаконное использование чужой конфиденциальной информации обычно совершается по корыстным мотивам. Если установлены корыстные мотивы незаконного распространения или использования упомянутых сведений, содеянное квалифицируется по ч. 3 ст. 183 УК РФ. М., инженер-химик, работавший в коммерческой организации, изготовил краситель, придавший эмалированной посуде хороший товарный вид. Цвет посуды и рисунки на ней были яркими и красивыми. Посуда пользовалась большим спросом. Предприниматель В. тоже торговал эмалированной посудой, но его посуда не выдерживала конкуренции. В. встретился с рабочим С., выполнявшим работы по покраске посуды, и предложил ему похитить образцы красителя, компоненты, используемые для приготовления красителя, и записать пропорции, в которых смешивались компоненты. Вся эта информация составляла коммерческую тайну. С. выполнил просьбу В. и получил от него обещанное вознаграждение в сумме 300 долларов США. Содеянное квалифицировалось по ч. 3 ст. 183 УК РФ как разглашение коммерческой тайны по корыстным мотивам. Субъект преступления специальный. Это лицо, которому коммерческая, налоговая или банковская тайна была доведена или стала известна по службе или работе. В ч. 3 ст. 183 УК РФ предусмотрена ответственность за "те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности". Из диспозиции ч. 3 ст. 183 УК РФ непонятно, относится ли эта уголовно-правовая норма к деяниям, предусмотренным в ч. 1 и 2 ст. 183, или только к деяниям, предусмотренным в ч. 2 ст. 183. В литературе, посвященной рассматриваемому составу преступления, отмечалось, что в случаях, когда законодатель считает, что квалифицирующее обстоятельство относится к разным частям статьи, то он об этом прямо указывает в уголовно-правовой норме <*>. Такого упоминания в ч. 3 ст. 183 УК РФ нет. К тому же всякое неустранимое сомнение всегда толкуется в пользу виновного. Изложенное, по нашему мнению, является основанием для вывода о том, что квалифицирующее обстоятельство (корыстная заинтересованность) относится только к ч. 2 ст. 183 УК РФ. -------------------------------- <*> Волженкин Б. В. Указ. раб. С. 346.

Под крупным ущербом (согласно примечанию к ст. 169 УК РФ) понимается ущерб, превышающий 250 тысяч рублей. Примечание крупного ущерба должно находиться в причинной связи с незаконным разглашением или использованием упомянутой тайны. Преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. Виновный сознает, что незаконно разглашает или использует коммерческую, налоговую или банковскую тайну, предвидит, что своими действиями он может причинить крупный ущерб ее владельцу, и желает этого или сознательно допускает либо относится к возможным последствиям безразлично. В ч. 4 ст. 183 УК РФ содержится рассматриваемый состав преступления с особо отягчающими обстоятельствами: это "деяния, предусмотренные частями второй или третей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия". Тяжкие последствия - понятие оценочное. Это может быть банкротство коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, самоубийство либо душевная болезнь владельца конфиденциальной информации и т. д. При вменении тяжких последствий в обвинение виновному нужно установить причинную связь между разглашением или использованием соответствующих сведений и наступившими последствиями.

------------------------------------------------------------------

Название документа