Вся правда об "одном окне"
(Василец С.)
("Юрист", 2005, N 12)
Текст документа
ВСЯ ПРАВДА ОБ "ОДНОМ ОКНЕ"
С. ВАСИЛЕЦ
Василец С., юрист.
С 1 января 2004 г. в России мог быть на практике и в полном объеме реализован принцип регистрации юридических лиц в "одном окне". Возможность наступления такого революционного события появилась в связи с принятием изменений и дополнений к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в конце 2003 г. Эти изменения по замыслу законодателей должны были окончательно разрубить "гордиев узел" регистрации юридических лиц и наконец открыть российским гражданам путь к быстрому и беспрепятственному созданию своего бизнеса. Однако чуда не случилось.
До 2004 г. процесс регистрации юридического лица (далее - юрлица) выглядел следующим образом: подготовка комплекта документов, заверение подлинности подписи заявителя на заявлении, уплата пошлины, государственная регистрация с одновременной постановкой на учет в налоговом органе, присвоение кодов Госкомстата, изготовление печати, постановка на учет во внебюджетных фондах, открытие расчетного счета, а в заключение - уведомление налогового органа об открытии расчетного счета. После реализации нового закона ожидалось, что большинство действий из этой процедуры будут выполняться автоматически, без изнуряющей беготни по различным инстанциям с пачками никому не нужных бумаг, дублирующих друг друга. Предполагалось, что в режиме "одного окна" любой гражданин, уплативший государственную пошлину в размере 2000 рублей, сдает небольшой комплект документов в окошко регистрирующего органа, а через пять рабочих дней получает свидетельство о государственной регистрации новой фирмы, свидетельство о присвоении ИНН и зарегистрированные учредительные документы. Далее он открывает расчетный счет и больше не имеет никаких проблем с государственной регистрацией.
В реальности Закон с новыми изменениями и дополнениями только лишь освободил юридические лица от обязанности в строго ограниченные сроки, под угрозой солидного штрафа вставать на учет во все внебюджетные фонды (Пенсионный фонд - ПФ, Фонд социального страхования - ФСС, Фонд обязательного медицинского страхования - ФОМС). Эти фонды теперь самостоятельно должны ставить юрлиц на учет на основании данных, переданных им регистрирующим органом - Федеральной налоговой службой (ФНС) по системам электронной связи или почтой. На бумаге действительно было очень здорово задумано, однако на практике, как обычно, возникли непредвиденные трудности.
Например, ФСС по закону должен рассылать страховые свидетельства по почте по "юридическим адресам" юрлиц. В процессе пересылки некоторые письма теряются, и бизнесменам приходится выклянчивать дубликаты свидетельств непосредственно в отделениях ФСС. Периодически электронные данные о вновь созданных юрлицах, передаваемые во внебюджетные фонды, бесследно теряются, и тогда постановка на учет вообще невозможна. В этом случае новоявленному бизнесмену приходится самостоятельно обращаться в ФНС с просьбой продублировать "выгрузку" данных в соответствующий внебюджетный фонд, эта процедура отнимает дополнительное время и силы.
В целом на эти мелкие нестыковки не стоит обращать внимание, главное сделано - чувствительные штрафы за несвоевременную постановку на учет в фонды отменили, и это безусловный плюс.
За этой ложкой меда осталась в тени большая бочка дегтя, а именно работа регистрирующего органа - ФНС. С момента передачи функций регистратора в налоговое ведомство прошло уже более трех лет. За этот срок можно было создать стабильную и четко работающую систему государственной регистрации, к сожалению, этого не произошло. Относительно недавно на высоком уровне даже прозвучала фраза о том, что бизнесмену, который решился сам зарегистрировать свой бизнес, надо давать медаль. Все эти годы были потрачены на проведение многочисленных экспериментов над потенциальными бизнесменами. Одним из первых был проведен эксперимент с формой заявления на госрегистрацию.
Любая процедура регистрации юрлица обычно начинается с подготовки заявления, до середины 2002 г. оно состояло из одного листа и подписывалось лицом, сдающим документы в регистрирующий орган. Сразу после передачи функций регистратора МНС объем заявления был резко увеличен, а подпись заявителя в нем потребовала обязательного нотариального удостоверения. За три последних года форма заявлений многократно изменялась, при этом количество листов неизменно увеличивалось (на сегодняшний день объем заявления на регистрацию юрлица вместе с приложениями составляет 13 листов). Правила заполнения неуклонно усложнялись и требовали выпуска разъяснительных инструкций, причем каждая последующая порой противоречила предыдущей, позволяя инспекторам регистрирующего органа трактовать положения инструкций в свою пользу. Зачем было усложнять и запутывать такой простой документ, как заявление? Ответить однозначно на этот вопрос не представляется возможным. Безошибочно заполнить этот документ сегодня нелегко, и порой можно допустить ошибку, которая может обойтись очень недешево: не менее 5000 рублей придется заплатить заявителю в качестве административного штрафа за ошибки и неточности, допущенные в заявлении. Такая жестокая расплата предусмотрена ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях. Сразу после введения режима "одного окна" заверить подлинность подписи заявителя на заявлении у нотариуса стало сложнее, т. к. изменения и дополнения к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" резко ограничили круг лиц, которые могут подписать это заявление: только учредитель юрлица - физическое лицо или директор одного из учредителей - юридических лиц. (Раньше заявителями могли быть в том числе и любые лица, действующие по доверенности, а также руководитель вновь создаваемого юрлица.)
Сам комплект документов, подлежащий по закону сдаче на регистрацию юрлица, совсем невелик: заявление, устав, учредительный договор, протокол и документ об оплате, причем отказ в государственной регистрации возможен только в случае непредставления одного из перечисленных документов в регистрирующий орган.
В г. Москве регистрация абсолютно всех новых юридических лиц возложена на одну специализированную инспекцию - N 46, в последнее время этот регистрирующий орган сумел внести свежую струю в такую на первый взгляд рутинную работу, как выдача свидетельств вновь создаваемым организациям. На бедных бизнесменов посыпался вал официальных отказов в регистрации, причем наиболее распространенная причина отказов одна - непредставление какого-либо из документов. Самое странное, что во всех расписках, выдаваемых при приеме документов, якобы отсутствующий, по мнению МИФНС N 46, документ фигурировал. Чудеса да и только - при сдаче документов на регистрацию документ есть, а через пять дней он бесследно исчезает. Разгадка оказалась проста и примитивна - сотрудники МИФНС N 46 начали усердно искать в подаваемых документах любые ошибки: связанные с несоблюдением действующего законодательства, возникающие из-за двоякого толкования инструкций, а также допущенные из-за невыполнения отдельных инструктивных писем, выпускаемых различными подразделениями регистрирующего органа. Невероятно, но факт, что в деятельности МИФНС N 46 был период, когда неподписание даже одного из листов многостраничного приложения к заявлению тоже расценивалось как ошибка. После нахождения малейшего несоответствия некорректный документ немедленно объявляется отсутствующим. Некоторые требования МИФНС N 46, предъявляемые к заявителям сегодня, просто беспрецедентны: например, платежка за государственную регистрацию может быть оплачена только заявителем, указанным в заявлении, и горе тому, кто попросит оплатить пошлину своего товарища: отказ неминуем; странно, но в федеральном законодательстве о таких строгостях нет ни слова. После отказа заявитель обязан вновь оплатить госпошлину (2000 рублей) и подать новый комплект документов, таким образом, регистрирующий орган на регистрации одной фирмы зарабатывает в два раза больше. Некоторые заявители уже обращались в суд по поводу такого произвола, суд периодически отменяет незаконные решения, но отказная практика не только не уменьшается, но и набирает обороты. Надо добавить, что для сдачи документов на регистрацию в МИФНС N 46 необходимо получить специальный талон и далее постоять в очереди (иногда ожидание может растянуться на много часов).
После госрегистрации необходимо изготовить печать фирмы, сразу после этого по закону нужно нотариально заверить свидетельство о регистрации фирмы и присвоении ИНН и спокойно открывать счет в банке. Однако и здесь скрыт неприятный подводный камень: несмотря на требования ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", банки категорически не желают открывать счет без предоставления кодов Госкомстата и нотариально заверенного комплекта учредительных документов. Кроме этого, указанием Центробанка банкам было предоставлено право самостоятельно, без участия нотариуса, заверять подлинность подписи и образца оттиска печати на банковской карточке, однако некоторые банки до сего времени не торопятся воспользоваться таким правом и заставляют своих клиентов заверять банковские карточки у нотариуса. Вот тут-то и начинается самое интересное: при заверении подлинности подписи руководителя юрлица нотариус очень часто требует предоставления выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) - еще один хитрый документ, придуманный ФНС якобы для облегчения жизни бизнесменов. Причем дата выдачи такой выписки не должна превышать 5 - 8 календарных дней на момент обращения к нотариусу. В противном случае некоторые нотариусы отказываются совершать нотариальные действия, и бедному директору приходится вновь обращаться в регистрирующий орган за новой выпиской, а стандартный срок ее выдачи составляет 5 рабочих дней. Получив выписку на руки, необходимо очень внимательно проверить ее содержание, т. к. от 10 до 30% всех выписок выдаются с ошибками, и их приходится заказывать вновь, теряя драгоценное время и нервы. Бремя доказательства того, что ошибки в выписке, а значит, и в ЕГРЮЛ допущены по вине регистрирующего органа, неизменно ложится на бизнесмена. Даже если удается доказать, что ошибка допущена регистрирующим органом, исправить ее крайне сложно, и порой на это нужно потратить недели и месяцы. Статья 14.25 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность для должностных лиц, внесших неверные данные в ЕГРЮЛ. Однако пока не известно ни одного случая, чтобы сотрудник ФНС был оштрафован за такую промашку.
С кодами Госкомстата дела обстоят ненамного лучше: по постановлению, действовавшему до внедрения режима "одного окна", Госкомстат должен был высылать их в адрес зарегистрированного юрлица (естественно, этого не происходило), поэтому директору приходилось лично обращаться в Госкомстат для получения соответствующего информационного письма.
Сегодня органы статистики освобождены от обязанности по рассылке информационных писем, коды видов экономической деятельности (ОКВЭД) заявитель подбирает себе сам и вносит их в заявление о регистрации. После государственной регистрации юрлица директор предоставляет в Госкомстат выписку из ЕГРЮЛ, в которой уже указаны выбранные коды ОКВЭД, именно их сотрудник Госкомстата распечатывает на фирменном бланке, добавив туда дополнительно несколько особых кодов, в т. ч. ОКПО и ОКАТО. Самое странное и неприятное, что при необходимости изменить или добавить дополнительные коды ОКВЭД теперь необходимо сначала обратиться в ФНС, внести в ЕГРЮЛ изменения, получить свидетельство о внесении изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и выписку из ЕГРЮЛ. И только после выполнения таких процедур можно обратиться в органы статистики с просьбой о получении информационного письма с новыми кодами ОКВЭД.
После предоставления всех вышеперечисленных документов банк все-таки откроет счет, а у директора останется еще одна досадная обязанность, предусмотренная Налоговым кодексом, - под угрозой штрафа 5000 рублей в 10-дневный срок уведомить ИФНС по месту своей регистрации об открытии расчетного счета. Самое интересное, что сам банк сообщает в ИФНС эти данные в течение 5 дней, тем не менее аналогичные действия обязано совершить и юридическое лицо.
В результате какое-то странное получилось "одно окно" - для его прохождения надо посетить несколько инстанций и потратить немало сил и времени. Фактически из старой схемы госрегистрации юрлиц изъяли только один этап - самостоятельную постановку на учет во внебюджетных фондах.
Государственная регистрация не ограничивается регистраций только новых юрлиц, очень часто приходится вносить изменения в учредительные документы действующего юридического лица. В этом случае до середины 2005 г. было необходимо обращаться в ту ИФНС, где юрлицо стоит на налоговом учете. С июля 2005 г. начался очередной эксперимент: право государственной регистрации изменений в г. Москве передали в МИФНС N 46. В результате с конца июля там стали образовываться гигантские очереди: для сдачи дела на государственную регистрацию надо было занимать очередь с ночи. Позднее ситуация стабилизировалась, но периодически большие очереди возникают вновь.
Наибольшее число изменений учредительных документов приходится на смену участников (членов) юрлиц. До введения режима "одного окна" для регистрации данного вида изменений необходимо было подать в регистрирующий орган заявление ф. 13001, в котором были предусмотрены листы, в которых и отражались данные новых участников. С начала 2004 г. эти листы по непонятной причине были перенесены в ф. 14001, используемую ранее для уведомления о смене руководителя юрлица и совсем не предназначенную для внесения изменений в учредительные документы. Поэтому сегодня в случае изменения состава участников приходится подавать две нотариально удостоверенные формы заявления вместо одной, как было раньше. Зачем это было сделано? Вопрос остается открытым. Круг лиц, имеющих право подписать заявление на регистрацию изменений, также резко сузили - теперь заявителем может быть только руководитель юрлица.
Еще одно неприятное новшество, введенное МИФНС N 46 совсем недавно, касается акционерных обществ (АО). В случае если сегодня владельцы акционерного общества захотят сменить состав своих акционеров и внести эти сведения в ЕГРЮЛ, то они получат оглушительный отказ. Мотивация очень проста - регистрирующий орган не ведет учет смены акционеров в АО, т. к. в федеральном законе предусмотрено учитывать только сведения об участниках. При этом работники ФНС категорически игнорируют положения Гражданского кодекса РФ, где сказано, что АО состоит из участников (акционеров).
Помимо личной сдачи документов в регистрирующий орган г. Москвы законом предусмотрен еще один способ предоставления документов на регистрацию - почтовым отправлением с объявленной ценностью, однако он совсем не гарантирует необходимого результата: существует процент отправлений, направляемых в ФНС по почте, которые бесследно теряются. В этом случае приходится безрезультатно тратить много времени на поиски своего дела, а в случае неудачи готовить новый комплект документов на регистрацию. Но даже получив заветное свидетельство и комплект зарегистрированных учредительных документов, бизнесмен не может быть уверенным, что все его проблемы с госрегистрацией закончились. Практика государственной регистрации выявила одну неприятную особенность ЕГРЮЛ (хочется верить, что это были единичные случаи) - часть электронных данных, внесенных в него в 2002 г. и подтвержденных свидетельствами, порой бесследно исчезает. Сотрудники инспекции при этом разводили в удивлении руками и валили все на разработчиков программного обеспечения, однако для бизнесмена не имеет значения, кто виноват, главное, чтобы записи, относящиеся к его юрлицу, были абсолютно верными. В случае утраты данных в электронном виде ситуация создается практически тупиковая, восстановить правильные записи невозможно, соответственно получить корректную выписку из ЕГРЮЛ также нельзя.
После перевода регистрации изменений из окружных Инспекций ФНС в одну специализированную МИФНС N 46 возникли совершенно необъяснимые трудности. Например, после регистрации в МИФНС N 46 изменений, связанных со сменой адреса места нахождения юрлица, заявитель получает полный пакет зарегистрированных учредительных документов, новое свидетельство о присвоении ИНН с указанием нового КПП, и даже письмо о снятии его с налогового учета в старой ИФНС. Однако при обращении в ту ИФНС, из которой компания юридически уже снята с учета, порой выясняется, что данная инспекция абсолютно не в курсе такого важного события.
В случае подачи документов на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества, тоже очень велик процент отказов. Есть категория отказов вполне оправданных и справедливых, а есть совсем другие отказы - те, которые невозможно объяснить никакими логическими и законодательными нормами. Самое неприятное, что доказывать свою правоту регистрирующему органу в данном случае абсолютно бесполезно, даже если отказ будет абсолютно незаконен, его не будут отменять, а инспектора заботливо порекомендуют обратиться в суд (перспектива колоссальной потери времени в результате длительного судебного доказательства своей правоты понятна любому).
Порой в юрлице требуется сменить руководителя, эта процедура однозначно не требует внесения изменений в учредительные документы. В соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами, регулирующими деятельность различных юрлиц, решение данного вопроса отнесено к компетенции высшего органа юридического лица и оформляется соответствующим протоколом. А Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено обязательное уведомление регистрирующего органа об этом факте, причем оно должно состояться не позднее 3 дней с даты смены руководителя (любая просрочка карается традиционным штрафом - 5000 рублей). Казалось бы, простое дело - уведомить ФНС о смене директора, однако порой оно требует не меньше сил и изворотливости, чем внесение самых сложных изменений. Для этой операции необходимо нотариально заверить подлинность подписи заявителя на заявлении (ф. 14001) и сдать его в МИФНС N 46. Естественно, уведомлению о смене руководителя сопутствуют те же трудности и проблемы (подготовка решения о смене руководителя, поход к нотариусу, очереди и т. д.), которые свойственны внесению изменений в учредительные документы, одна радость, что госпошлину платить не надо. При выполнении данной операции регистрирующий орган в 2005 г. начал еще один смелый эксперимент, ставший труднообъяснимым барьером для многих бизнесменов: заявление на госрегистрацию уведомления о смене директора сегодня может подписать только старый директор. Такое, по сути, незаконное требование создает большие трудности при смене единоличного исполнительного органа: очень часто отношения со старым директором после его увольнения портятся, и уговорить его сначала подписать, а затем и заверить нотариально подлинность своей подписи на заявлении весьма проблематично. Аналогичные проблемы возникают, если старый директор уехал, заболел и т. д.
Не позднее чем через 5 дней после поступления комплекта документов в регистрирующий орган он должен внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, выдать заявителю свидетельство установленного образца и выписку из ЕГРЮЛ. Многие нотариусы отказывается удостоверять подлинность подписи нового руководителя без предоставления вышеуказанных документов, в результате не менее 5 дней с момента своего назначения новый руководитель может быть лишен возможности проводить операции по счетам юридического лица.
В случае изменения паспортных данных руководителя, создания филиала, открытия представительства, изменения видов деятельности и появления других изменений сведений о юрлице, не требующих внесения изменений в его учредительные документы, руководитель обязан произвести процедуру уведомления аналогично вышеописанной.
После внесения любых изменений в Единый государственный реестр юрлиц по закону эти данные должны быть переданы регистрирующим органом во все внебюджетные фонды не позднее 5 дней с их регистрации, однако и через две недели некоторые фонды порой не знают о смене директора, участников и иных изменениях.
Итак, что же приобрели и потеряли предприниматели в результате введения режима "одного окна"?
1. Отменены штрафы за несвоевременную постановку юрлица на учет во внебюджетных фондах, а также за неуведомление фондов об изменениях в учредительных документах юрлиц. Постановка на учет и уведомление об изменениях должны производиться автоматически, на основании информации, передаваемой регистрирующим органом в фонды. Нередко передача информации затягивается, а страховые свидетельства порой можно получить только по почте по "юридическому адресу".
2. Содержание заявлений на государственную регистрацию постоянно усложняется и запутывается. За малейшую ошибку, допущенную при заполнении заявления с приложениями, можно наложить штраф на заявителя.
3. МИФНС N 46 г. Москвы не всегда может обеспечить бесперебойный прием дел на государственную регистрацию, что приводит к большим очередям. При почтовой отправке документов на регистрацию существует вероятность потери документов.
4. Резко возросло количество отказов, выносимых регистрирующим органом, в результате теряются время и деньги, затраченные на государственную пошлину.
5. Отказ (даже незаконный), вынесенный регистрирующим органом, можно оспорить только в суде.
6. Выписки из ЕГРЮЛ очень часто выдаются с серьезными ошибками, а без верной выписки совершение многих действий невозможно, это становится серьезным тормозом для развития предпринимательства.
Ошибки, допущенные по вине регистрирующего органа, очень тяжело исправить.
7. Госкомстат фактически не только остался в стороне от системы "одного окна", но и существенно усложнил процедуру выдачи информационных писем.
Итог плачевен - количество минусов намного превышает положительный эффект от нововведения.
------------------------------------------------------------------
Название документа