Договор поставки газа для оптовых покупателей на внутреннем рынке
(Карпова Н. В.) ("Юрист", 2010, N 3) Текст документаДОГОВОР ПОСТАВКИ ГАЗА ДЛЯ ОПТОВЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ <*>
Н. В. КАРПОВА
-------------------------------- <*> Karpova N. V. The contract gas supplies to wholesalers in the domestic market.
Карпова Н. В., кандидат юридических наук, LL. M. (Киль, Германия), руководитель группы нормативной работы правового управления ООО "Газпром комплектация".
В статье рассматриваются актуальные вопросы, возникающие в сфере заключения договора поставки газа для оптовых покупателей на внутреннем рынке России. Автор делает свои выводы, основываясь на проведенном анализе нормативных актов, судебной практики, коммерческой практики, в частности на примере правового закрепления поставки газа, заключенного на биржевой электронной торговой площадке. Выводы автора имеют большое практическое значение и могут быть использованы в правотворческой деятельности.
Ключевые слова: газ, оптовые покупатели, газотранспортные организации, договор поставки.
The article deals with current issues arising in the contract gas supplies to wholesalers in the domestic market of Russia. The author draws his conclusions based on analysis of regulations, jurisprudence, commercial practices, in particular, the example of the legal consolidation of the supply of gas, a prisoner in exchange electronic trading platform. The conclusions of the author are of great practical significance and can be used in law-making.
Key words: gas, wholesale buyers, gas transmission organization, supply contract.
Правоотношения между поставщиком и покупателем газа регулируют договоры поставки газа. Для заключения договора поставки стороны договора должны соблюсти требования ГК РФ, федеральных законов, положений и инструкций, регламентирующих процесс получения разрешений и требований для подключения к газотранспортной системе, а также сам порядок заключения договора поставки газа. Детально процесс регулирования договора поставки газа определен в Правилах поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 г. N 162 "Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации" (далее - Правила поставки газа) <1>. Правила поставки газа определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 1998. N 6. Ст. 770.
1. Порядок получения технических разрешений, необходимых для осуществления поставки газа. Перед заключением договора поставки газа покупателю необходимо: - получить разрешение для использования газа в качестве топлива, которое выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; - подключиться к газотранспортной системе. Для этого необходимо получить технические условия, которые выдаются газотранспортной или газораспределительной организацией при наличии разрешения на использование газа в качестве топлива. Разрешение на использование газа в качестве топлива и технические условия на подключение к газотранспортной системе являются основанием для проектирования газоснабжения вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых и действующих организаций и установок (п. 4 Правил поставки газа). В соответствии с названными документами разрабатывается проект газоснабжения, который должен быть зарегистрирован в органе государственного надзора и газораспределительной организации в течение 24 месяцев с даты выдачи технических условий. Проект газоснабжения подлежит повторному согласованию, если в течение 24 месяцев с даты предыдущей регистрации проекта не было начато строительство или превышены нормативные сроки строительства, зарегистрированного проекта газоснабжения <2>. -------------------------------- <2> См.: Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 317 "Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 20. Ст. 1870.
Договорные объемы поставки газа покупателю не должны превышать объемы, указанные в разрешении на использование газа в качестве топлива. Разрешение на использование газа теряет силу, если покупатель не подготовился к приему газа в течение пяти лет после указанного в нем срока (п. 4 Правил поставки газа). Непосредственно поставка газа осуществляется на основании договора поставки газа. Договоры поставки газа являются, как правило, долгосрочными. Долгосрочный договор поставки газа относится к публичным договорам (п. 1 ст. 426, ст. 539, 548 ГК РФ). Договор поставки газа должен соответствовать правилам о договоре энергоснабжения (п. 2 ст. 548 ГК РФ), а также правилам о договоре поставки (п. 5 Правил поставки газа). Согласно системе Гражданского кодекса договор поставки и договор энергоснабжения являются видами договора купли-продажи. Поэтому к договору поставки газа применяются также общие положения о купле-продаже. Статистика ООО "Межрегионгаз" - дочернего общества ОАО "Газпром", занимающегося реализацией газа, подтверждает, что договоры поставки газа являются долгосрочными. ООО "Межрегионгаз" и его дочерними обществами в 2008 г. было заключено 66 тыс. долгосрочных договоров поставки газа с промышленными потребителями с периодом поставки на 2008 - 2012 гг. на объем 185 млрд. куб. м газа. Указанный объем составляет более 80% общих объемов газа, потребляемых промышленностью в России. В договорах предусмотрено условие о возможности их продления после истечения срока договора. Договоры поставки газа, заключаемые дочерними обществами ООО "Межрегионгаз", являются типовыми, в них предусмотрены стандартные условия для покупателей газа. 2. Порядок заключения договора поставки газа. Алгоритм заключения договора поставки газа урегулирован в Правилах поставки газа. Покупатель газа, получивший разрешения на использование газа в качестве топлива и технические условия на подключение к газотранспортной системе, направляет поставщику газа заявку на приобретение газа. Поставщик газа, получив заявку, направляет покупателю предложение о заключении договора поставки (оферта), которое оформляется в виде проекта договора поставки газа. Учитывая, что договор поставки газа является публичным договором, условия договора должны устанавливаться едиными для всех покупателей газа с учетом требований разрешения на использование газа и технических условий. Поставщик направляет покупателю два экземпляра проекта договора поставки газа, подписанные со своей стороны. Покупатель, получивший проект договора поставки газа, должен направить поставщику подписанный проект договора поставки газа не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте. При несогласии с условиями договора покупатель обязан выслать поставщику протокол разногласий. Покупатель в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления от поставщика подписанного протокола разногласий обязан обратиться в арбитражный или третейский суд об урегулировании разногласий по спорным условиям договора и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа. Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки) газа на условиях поставщика (газотранспортной или газораспределительной организации). В случае если покупатель обратился в арбитражный суд, действие договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, продлевается до вступления в силу решения суда (п. 11 Правил поставки газа). Необходимо отметить, что продолжение отбора газа из газотранспортной системы, при одновременном направлении в суд разногласий к договору поставки газа, не считается конклюдентным согласием на заключение договора на условиях, предложенных поставщиком. В указанной ситуации условия заключения договора будут определены в рамках судебного заседания. Правилами поставки газа предполагается судебный порядок рассмотрения разногласий по договору поставки газа, а не договорный. Принимая во внимание, что договор поставки газа является публичным, поставщик газа обязан заключить договор поставки газа с любым потребителем, который имеет разрешение на использование газа в качестве топлива и технические условия на подключение к газотранспортной системе. Поставщик может отклониться от заключения договора только при отсутствии у него возможности предоставить покупателю газ (п. 3 ст. 426 ГК РФ). При этом на поставщике лежит обязанность по доказыванию отсутствия у него возможности поставлять газ покупателю. Если поставщик не сможет доказать наличие таких обстоятельств, суд удовлетворяет требования покупателя о признании действий поставщика газа незаконными и о понуждении его к исполнению обязательств по поставке газа в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ <3>. -------------------------------- <3> См.: Постановление ФАС Центрального округа от 4 августа 2009 г. N Ф10-3735/09 по делу N А09-2044/2009. В указанном деле арбитражный суд, учитывая, что ответчиком (ООО "Брянскрегионгаз" - газоснабжающей организацией) не представлено доказательств наличия обстоятельств, позволяющих газоснабжающей организации прекратить (ограничить) подачу газа, равно как не представлено доказательств прекращения подачи газа в порядке, предусмотренном действующим законодательством, правомерно удовлетворил требования истца (ООО "Регион-Авто" - покупатель газа) о признании действий ответчика по отказу от исполнения условий договора незаконными и понуждении его к исполнению обязательств по поставке газа.
Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют покупатели газа для государственных нужд, для коммунально-бытовых нужд и населения, а также покупатели, заключившие договоры на поставку газа ранее, - на пролонгацию этих договоров (п. 6 Правил поставки газа). 3. Договор транспортировки газа. Покупателю газа для получения газа необходимо одновременно с установлением правоотношений с поставщиком газа также установить правоотношения с газотранспортной организацией по транспортировке газа. Правоотношения по транспортировке газа регламентируются Правилами поставки газа и Положением об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" <4>. -------------------------------- <4> Собрание законодательства РФ. 1998. N 48. Ст. 5937.
В Положении установлено, что любая организация на территории Российской Федерации имеет право на недискриминационный доступ к местным газораспределительным сетям для транспортировки газа покупателям. Основанием для транспортировки газа по местным газораспределительным сетям является договор между газораспределительной организацией и поставщиком или покупателем газа. Соответственно договор транспортировки газа вправе заключить как поставщик газа, так и покупатель. В договорах поставки газа, заключаемых дочерними обществами ООО "Межрегионгаз" с покупателями, содержится условие, что покупатель газа поручает поставщику заключить договор транспортировки газа с газораспределительными компаниями. На основании этого дочерние компании ООО "Межрегионгаз" заключают договоры транспортировки газа с газораспределительными организациями. Реже заключаются трехсторонние договоры между поставщиком, покупателем и газораспределительными организациями. В соответствии с таким договором поставщик обязуется поставлять, газораспределительная организация транспортировать, а покупатель - принимать и оплачивать газ. Доступ организаций к местным газораспределительным системам предоставляется при наличии: - свободной мощности местной газораспределительной сети; - подводящих газопроводов и газопроводов-отводов к покупателям газа с пунктами учета и контроля качества газа, подготовленных к началу поставки газа; - соответствия качества и параметров поставляемого газа требованиям действующей нормативно-технической документации; - разрешений у потребителей на использование газа в качестве топлива (п. 4 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Решение о присоединении нового потребителя к системе транспортировки газа принимает газораспределительная и газотранспортная организация исходя из технической мощности газораспределительной сети, а также анализа уже заключенных договоров с указанием объемов транспортируемого газа, рассчитывает оставшиеся свободные мощности местной газотранспортной сети. В приоритетном порядке газораспределительная организация удовлетворяет заявки организаций, обеспечивающих коммунально-бытовые нужды населения, проживающего в месте расположения газораспределительной сети. Затем приоритетом пользуются заявки организаций, претендующих на заключение договора с наиболее длительным сроком транспортировки газа. При равных условиях доступ организаций к местной газораспределительной сети осуществляется пропорционально заявленным объемам транспортировки газа (п. 7 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Для заключения договора транспортировки газа поставщик или покупатель направляет в газораспределительную организацию копию договора поставки газа и заявку на подключение, которая содержит в том числе объем транспортировки газа по месяцам на первый год транспортировки, а на последующий срок с разбивкой по годам, а также подтверждение покупателя и газораспределительных организаций о готовности к приему газа в указанном объеме на период транспортировки. Газораспределительная организация рассматривает заявки и принимает одно из следующих решений: - о согласии на заключение договора в соответствии с заявкой; - о согласии на заключение договора с частичным удовлетворением заявки; - о мотивированном отказе от заключения договора. О принятом решении газораспределительная организация сообщает заявителю. При удовлетворении заявки газораспределительная организация направляет заявителю проект договора на транспортировку газа, как правило, в двух экземплярах, которые подписаны со стороны газораспределительной организации. В течение одного месяца со дня получения проекта договора газораспределительная организация и поставщик (реже покупатель) заключают договор транспортировки газа. Существенными условиями этого договора являются объемы и условия транспортировки газа (включая режим и периодичность), тарифы и порядок расчетов (п. 9 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Контроль за деятельностью газораспределительной организации осуществляет Федеральная энергетическая комиссия РФ. После заключения договора поставки и договора транспортировки газа начинается непосредственно поставка газа. 4. Существенные условия договора поставки газа. Договор газа является возмездным договором. Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором (п. 30 Правил поставки газа). Цена на газ в договоре определяется как цена на выходе из системы магистральных газопроводов. Цены на газ, по которым ОАО "Газпром" и его аффилированные лица реализуют газ на внутреннем рынке, устанавливаются государством в лице Федеральной службы по тарифам (см. Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на его транспортировку <5>). Цены на газ, реализуемый независимыми производителями газа, не подлежат государственному регулированию и устанавливаются сторонами в договорах поставки газа. -------------------------------- <5> См.: Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на его транспортировку, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 175.
Различают оптовые цены на газ, по которым ОАО "Газпром" и его аффилированные лица реализуют газ на внутреннем рынке, и оптовые регулируемые цены на газ. Оптовая цена на газ - это цена, определяемая на выходе из системы магистральных газопроводов по соглашению сторон при заключении договоров поставки газа (в том числе долгосрочных) конечным потребителям соответствующих групп (п. 2 Основных положений). Стороны устанавливают оптовую цену газа в договоре в диапазоне между предельными минимальными и максимальными уровнями цен. Понятие оптовой цены на газ является новым для российского законодательства. Оно включено в п. 2 Основных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 г. N 333 "О совершенствовании государственного регулирования цен на газ" <6>. -------------------------------- <6> Собрание законодательства. 2007. N 23. Ст. 2798.
Вышеназванный порядок установления оптовых цен на газ применяется для следующих покупателей газа: - впервые заключивших договор поставки газа с ОАО "Газпром" или его аффилированными лицами после 1 июля 2007 г.; - на объемы газа, поставляемые сверх установленных в долгосрочных договорах поставки газа; - а также потребителям, поставка газа которым осуществляется в связи с проведением работ по расширению ЕСГ (пп. 15.1, 15.3 Основных положений). Предельные уровни минимальных и максимальных оптовых цен на газ на 2009 г. определены в приложении 3 к Приказу о ценах Федеральной службы по тарифам <7>. Минимальные и максимальные уровни оптовых цен на газ дифференцированы по 60 ценовым поясам. В 2008 г. ОАО "Газпром" реализовал потребителям указанных групп 15,9 млрд. куб. м газа. -------------------------------- <7> См.: Приказ Федеральной службы по тарифам РФ от 18 декабря 2009 г. N 440-э/2 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации".
Несомненным достоинством правового регулирования образования оптовых цен на газ является то, что законодатель определяет понятие оптовой цены на газ через договорные отношения. При этом к обязанностям Федеральной службы по тарифам относится установление пределов максимального и минимального уровней цены на газ, с одной стороны, а стороны договора поставки газа устанавливают договорную цену на газ в этих пределах, с другой стороны. Потребители газа, с которыми ОАО "Газпром" и его аффилированные лица заключили договоры поставки ранее 2007 г., а закупаемые объемы газа не превышают установленных в договоре объемов, оплачивают газ по регулируемым оптовым ценам на газ. Регулируемая оптовая цена на газ - утвержденная в установленном порядке цена на газ, по которой он должен реализовываться на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям (п. 2 Основных положений). Регулируемые оптовые цены на газ, добываемый ООО "Газпром" и его аффилированными лицами, являются твердыми и утверждены в приложении 1 к Приказу о ценах Федеральной службой по тарифам. Регулируемые оптовые цены на газ также дифференцированы по 60 ценовым поясам. Конечные потребители не всегда согласны платить за поставляемый газ по оптовым ценам, которые до 40% выше регулируемых цен на газ. Достаточно часто арбитражные суды рассматривают споры, в которых покупатели газа оспаривают условия договоров поставки газа, касающиеся объемов газа, поставляемого по регулируемым ценам. Покупатели газа пытаются в судебном порядке установить больший объем газа, который они вправе покупать по регулируемым ценам. Арбитражные суды при разрешении таких споров исходят из положений действующего законодательства. Представляется интересным привести пример из практики Высшего Арбитражного Суда. Поставщик газа ООО "Краснодаррегионгаз" (истец) оспаривал решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (ответчик). В 2007 г. ООО "Краснодаррегионгаз" отказало ЗАО "Сахарный комбинат "Курганинский" в изменении условия договора поставки газа, касающемся увеличения объема поставляемого газа по договору с 10 600 куб. м до 27 500 куб. м. Антимонопольный орган признал в действиях истца нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", которое ставит комбинат в неравное положение с другими сахарными заводами. Предписанием от 26 декабря 2007 г. антимонопольный орган обязал ООО "Краснодаррегионгаз" прекратить нарушение антимонопольного законодательства, внести изменения в пункт 2.1 договора в части, касающейся ежегодного объема поставки газа, увеличить ежегодный объем поставки газа ЗАО "Сахарный комбинат "Курганинский" по договору до уровня, обеспечивающего комбинату равные условия с другими сахарными заводами. ООО "Краснодаррегионгаз", не согласившись с данным решением антимонопольного органа, обратился в суд. Высший Арбитражный Суд удовлетворил требование истца, ссылаясь на то, что вывод антимонопольного органа о неправомерности отказа истца в предоставлении комбинату газа в заявленном им объеме сделан без учета положений п. 15.1, 15.3 Основных положений, устанавливающих, что по регулируемым оптовым (минимальным) ценам конечные потребители могут приобретать газ только в объемах 2007 г. Дополнительные объемы газа сверх объемов базового 2007 г. следует приобретать по договорным ценам. Решение и предписание антимонопольного органа были признаны недействительными <8>. -------------------------------- <8> См.: Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 августа 2009 г. N 9377/09, также см.: Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 2008 N 11706/08; Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 15 февраля 2008 г. N А14-1096/2007/60/14.
В среднесрочной перспективе планируется, что любые поставщики газа будут осуществлять продажу газа по ценам, устанавливаемым с учетом рыночных принципов, а также будет осуществляться государственное регулирование единых для всех поставщиков газа тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ. Существенными условиями договора поставки газа являются условия: - о наименовании товара; - об объеме поставляемого газа; - о порядке расчетов и сроков платежей за газ. В договоре поставки необходимо определить объем поставляемого покупателю газа (п. 12 Правил поставки газа). В договорах стороны устанавливают годовой объем, месячный объем потребляемого и среднесуточную норму поставляемого газа. По общему правилу покупатель должен получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами диспетчерскому графику (п. 13 Правил поставки газа). Поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре. Изменение договорного объема поставки газа производится только по соглашению сторон. Основная проблема газоснабжения - это хроническая невыборка газа и, наоборот, его несанкционированный отбор со стороны покупателей, в особенности со стороны предприятий электроэнергетики. Неравномерность потребления газа в основном связана с колебаниями температуры воздуха, а также со значительным снижением объемов потребления в выходные и праздничные дни <9>. -------------------------------- <9> См.: Петров А. Электронная торговая площадка получила суточные // Корпоративный журнал ОАО "Газпром" "ГАЗПРОМ". 2008. N 11. С. 27 - 29.
В связи с этим в Правилах поставки газа установлены повышенные коэффициенты при перерасходе газа покупателем без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией. В этом случае покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента: - с 15 апреля по 15 сентября - 1,1; - с 16 сентября по 14 апреля - 1,5 (п. 17 Правил поставки газа). Указанное правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями. Если суммировать объемы газа, отобранные российскими потребителями сверх установленных договором норм, и объемы невыборки газа и перевести в относительные величины, то получается, что около 9% от общего объема газа, поставленного в январе - апреле, отклоняются от договорных <10>. -------------------------------- <10> См.: Там же.
На практике возникал вопрос о правовой природе коэффициентов, установленных п. 17 Правил поставки газа: являются ли они законной неустойкой, которую стороны не вправе изменить в договоре, или у них иная правовая природа. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 11 ноября 2003 г. N 7089/03, N 7071/03 и N 7115/03 указал, что предусмотренные п. 17 Правил поставки газа повышающие тариф коэффициенты представляют собой элемент ценообразования, а не неустойку <11>. -------------------------------- <11> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2003 г. N 7089/03, N 7071/03.
Соответственно в договоре стороны вправе устанавливать договорную неустойку за нарушение покупателем договорных условий по объемам газа. При установлении в договоре неустойки за выборку покупателем объемов газа без разрешения поставщика, сверх установленных в договоре, поставщик вправе требовать с покупателя оплаты договорной неустойки, а также применения повышающих коэффициентов, установленных п. 17 Правил поставки газа. Суды подтверждают правомерность данных требований <12>. -------------------------------- <12> См.: Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2009 г. по делу N А41-16770/09.
В договоре поставки газа необходимо согласовать порядок расчетов и сроки платежей за поставляемые объемы газа (п. 30 Правил поставки газа). По общему правилу оплата газа производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, однако иное может быть предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ). Детально порядок оплаты за газ регулируется Порядком расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2000 г. N 294 "Об утверждении Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ" (далее - Порядок расчетов за природный газ) <13>. -------------------------------- <13> Собрание законодательства РФ. 2000. N 15. Ст. 1594.
Порядок расчетов предусматривает авансовую систему расчетов за газ. Исключение составляют отношения с участием бюджетных организаций, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов, управляющих организаций. В соответствии с Порядком расчетов за природный газ оплата природного газа осуществляется в следующем порядке: - 35 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца; - 50 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца; - фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления природного газа за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц. Указанный Порядок носит диспозитивный характер. В договорах поставки газа стороны могут предусмотреть иной порядок расчетов за газ. 5. Особенности договора поставки газа, заключенного на биржевой электронной торговой площадке. Для реализации среднесрочной программы, согласно которой любые поставщики газа должны реализовывать газ по рыночным ценам, была организованна электронная торговая площадка по продаже газа. Эксперимент начался в 2006 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2006 г. N 534 "О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке" <14>. Электронная торговая площадка образована на базе ООО "Межрегионгаз". Через площадку вправе продавать газ как ОАО "Газпром" и его аффилированные лица, так и независимые поставщики газа. -------------------------------- <14> Собрание законодательства РФ. 2006. N 37. Ст. 3891.
Для проведения биржевой торговли газом ООО "Межрегионгаз" разработало Порядок организации продаж газа потребителям на электронной торговой площадке ООО "Межрегионгаз", утвержденный Приказом ООО "Межрегионгаз" от 10 ноября 2006 г. N 122. В соответствии с Порядком продавец и покупатель газа являются участниками торгов на электронной торговой площадке. Они подают заявки по установленной форме на участие в торгах организатору торгов. После завершения торговой сессии организатор продаж - ООО "Межрегионгаз" - направляет участнику продаж выписку с указанием его контрагента. В соответствии с указанной выпиской контрагенты (продавец и покупатель) заключают между собой договор поставки газа. Договор поставки газа на сегменте электронной торговой площадки является типовым договором, разработанным ООО "Межрегионгаз". Участники торгов путем подачи заявки на участие в электронных торгах принимают условия типового договора поставки газа. Договор поставки газа на сегменте электронной торговой площадки не является долгосрочным и публичным. Он заключается по итогам конкретной биржевой сделки на поставку установленного объема газа в определенный временной период. Договор поставки газа на сегменте электронной торговой площадки обязательно является возмездным. Сторонам договора необходимо согласовать в договоре поставки газа следующие условия: - предмет договора (природный и/или сухой отбензиненный газ); - период поставки газа; - среднесуточный объем поставляемого газа; - общий объем поставляемого газа по договору; - цену на газ. На электронной торговой площадке газ реализуется в определенных организатором продаж балансовых пунктах - географических точках на магистральных газопроводах, в которых осуществляется продажа/покупка газа. Цена на газ, поставляемый покупателю, на электронных торгах устанавливается в балансовых пунктах. В договоре общая цена на газ определяется как сумма следующих величин: - цена газа в балансовых пунктах; - цена транспортировки газа от балансового пункта до газораспределительной системы покупателя; - вознаграждение организатора продаж. В договоре поставки газа через электронную торговую площадку относительно порядка оплаты газа заложен принцип "плати и бери" в отличие от долгосрочных договоров поставки газа, которые основаны на принципе "бери и плати". Соответственно договором предусмотрено условие о предварительной оплате 100% объема газа, указанного в договоре. Типовым договором поставки газа на сегменте электронной торговой площадки предусмотрены штрафные санкции за невыборку покупателем объема газа, установленного в договоре. Невыбранный объем признается неустойкой, и покупателю не подлежат возврату денежные средства за невыбранный объем газа. Поставка газа по договору поставки газа производится в общем потоке газа, поставляемого по другим договорам. В соответствии с условиями торгов организатор продаж организует сам процесс электронной торговли газом, а также транспортировку проданных на электронной торговой площадке объемов газа от места подключения продавца газа к газотранспортной системе до места подключения покупателя газа к газотранспортной системе. За организацию транспортировки и за оказание услуг по предоставлению информации организатор продаж получает вознаграждение как с продавца, так и с покупателя газа. Эксперимент по продаже газа при помощи электронной торговой площадки, организованной ООО "Межрегионгаз", получил положительную оценку как со стороны покупателей и продавцов газа, так и со стороны министерств и ведомств <15>. Годовой объем продажи газа на электронной торговой площадке в 2008 г. составил 6,09 млрд. куб. м. В ходе электронных торгов установились относительно стабильные ценовые индикаторы, которые превышали регулируемые оптовые цены продажи газа в среднем на 36,9% в 2007 г. и на 38% в 2008 г. -------------------------------- <15> См.: Селезнев К. Выполнение обязательств // Корпоративный журнал ОАО "Газпром" "ГАЗПРОМ". 2009. N 7-8. С. 23.
К сожалению, дальнейшему развитию новых форм торговли газом по рыночным ценам препятствует задержка с выходом Постановления Правительства РФ "О реализации газа с использованием биржевых технологий".
------------------------------------------------------------------
Название документа