Формирование информационных ресурсов налоговых органов

(Кобзарь-Фролова М. Н.) ("Налоги" (журнал), 2013, N 2) Текст документа

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ <*>

М. Н. КОБЗАРЬ-ФРОЛОВА

Кобзарь-Фролова М. Н., профессор кафедры Административного и таможенного права Российской таможенной академии, доктор юридических наук.

В деятельности налоговых органов огромное значение имеет информация. Она позволяет эффективно осуществлять мероприятия налогового контроля и обеспечивает своевременное и полное поступление налогов и сборов в доход государства. В статье автор приводит классификацию информации, привлекаемой налоговыми органами, источники сбора информации, особенности информации и др.

Ключевые слова: информация, налоговые органы, налогоплательщики, контроль, учет, сбор, источники.

Information plays a key role in the activity of tax agencies. It allows to efficiently effectuate the measures of tax control and ensures timely and complete inflow of taxes and charges the state revenue. The author of the article presents the classification of information attracted by tax agencies, sources of information, peculiarities of information and etc.

Key words: information, tax agencies, tax-payers, control, record, charge, sources.

Деятельность налоговых органов по исполнению фискальной и контрольной функций предполагает формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках. Информация, собираемая налоговыми органами, имеет огромное значение и обеспечивает выполнение поставленных перед налоговыми органами задач и функций. В деятельности налоговых органов информация приобретает особое содержание, поскольку не только позволяет получать данные о количестве налогоплательщиков и объеме полученных ими доходов, но и обеспечивает своевременное и полное поступление налогов и сборов в доход государства. Анализ законодательства о налогах и сборах позволил сделать вывод о том, что объектом информационных ресурсов является информация: о налогоплательщике (физическом лице, индивидуальном предпринимателе, организации), о реализованных товарах (работах, услугах), имуществе, прибыли, доходах, расходах или иных обстоятельствах, имеющих стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога <1>. -------------------------------- <1> См., напр.: Формы налогового учета и отчетности. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

О необходимости формирования информационных ресурсов в Российской Федерации впервые было сказано в Указе Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. N 966, утвердившем Концепцию правовой информатизации России <2>. Государственная политика в области информационных отношений направлена на создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России, а также создание общероссийского информационного банка данных о налогоплательщиках. -------------------------------- <2> САПП РФ. 1993. N 27. Ст. 2521.

На значимость вопросов информационного обеспечения деятельности налоговых органов и придания стабильности доходам бюджетной системы обращено внимание в Письме ФНС России от 23 марта 2009 г. N ММ-18-1/54 "О мерах налогового администрирования" <3>. -------------------------------- <3> Документ опубликован не был. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".

Формирование налоговыми органами информационных ресурсов направлено на: - совершенствование контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; - повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых информационных технологий, оснащения современными системами ведения технологических процессов и оперативными средствами управления, оптимизации затрат и развития ресурсного обеспечения; - создание, внедрение и организацию эффективного использования единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов с учетом обеспечения безопасности информации; - внедрение прогрессивных форм налогового администрирования; - повышение профессионального уровня работников налоговых органов, обеспечение соблюдения ими профессиональной этики, справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику. Серьезной проблемой в деятельности налоговых органов по формированию информационных ресурсов является огромное количество нормативных правовых актов (преимущественно ведомственных актов), регламентирующих вопросы сбора, обработки, хранения, обмена информацией и др. Только с января 2007 г. подготовлено и действует более 70 актов таких актов. Разнообразие этих актов позволило их классифицировать: 1. По форме: - акты толкования норм налогового права; - акты применения норм налогового права. 2. По видам актов: - постановления, распоряжения, приказы, инструкции, письма. 3. По органу, принявшему акт: - акты Правительства Российской Федерации, акты Минфина России, акты ФНС России, акты Банка России, совместные акты министерств и ведомств. 4. По кругу лиц: - акты для внутреннего пользования; - акты межведомственного пользования; - акты, имеющие распространение на неограниченный круг лиц. 5. По функциональному назначению: - акты о порядке получения, предоставления, распространения информации; - акты о порядке учета, накопления, хранения информации; - акты о порядке взаимодействия; - акты об обмене информацией и др. 6. По степени доступности информации: - акты об информации, имеющей свободный доступ; - акты о пользовании информацией, составляющей налоговую (коммерческую) тайну. Классификацию можно было бы продолжить по таким признакам, как время, действие в пространстве, объем, конфиденциальность и др. Деятельность налоговых органов по формированию информационных ресурсов начинается с момента обращения субъектов гражданского права для регистрации в качестве налогоплательщика. Данная обязанность на Федеральную налоговую службу Российской Федерации возложена Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах. Обязанность налогоплательщиков встать на учет в налоговых органах закреплена в пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ. В свою очередь налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках <4>. Учет налогоплательщиков имеет важное значение для формирования информационных ресурсов, проведения налогового контроля и предупреждения правонарушений. Учету в налоговых органах (налоговому учету) подлежат как организации, так и физические лица. -------------------------------- <4> Пункт 10 ст. 83 НК РФ в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 31. Ст. 4198.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривая вопросы применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации, указал судам на то обстоятельство, что, "разрешая дела, связанные с применением ответственности, предусмотренной статьями 116 и 117 Кодекса, судам необходимо исходить из того, что в силу пунктов 1 - 9 статьи 83 НК РФ организация и индивидуальный предприниматель обязаны самостоятельно, в установленные данной статьей порядке и сроки, подать заявление о постановке на налоговый учет" <5>. Кроме указанного, налогоплательщики самостоятельно заполняют бланки учета и вносят в них информацию (сведения), необходимую для постановки на учет. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления налогоплательщиками сведений. Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, а также Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации утверждены Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 <6>. Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и содержит сведения: - о государственной регистрации при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц; - о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц; - о документах, представляемых в регистрирующий орган и др. <7>. -------------------------------- <5> Постановление Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7. <6> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 8 декабря 2008 г.) (вместе с "Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков", "Правилами взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации") // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 10. Ст. 864. <7> Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра.

Каждой записи в государственном реестре присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр. Государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях <8>. Например, в Едином государственном реестре юридических лиц указываются следующие сведения о юридическом лице: - наименование юридического лица (полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в т. ч. фирменное наименование); - организационно-правовая форма; - адрес (место нахождения); - сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также сведения о держателях реестров акционеров акционерных обществ; - размер уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.); - сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (фамилия, имя, отчество, должность, реквизиты документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, ИНН (при наличии)); - сведения о полученных юридическим лицом лицензиях, сроке их действия, территории, на которой действует лицензия, лицензируемый вид деятельности; - сведения о филиалах и представительствах юридического лица; - идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе; - коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; - сведения о банковских счетах юридического лица и другая налоговозначимая информация. -------------------------------- <8> При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях.

Указанные сведения включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АИС "Налог") и в Единый государственный реестр налогоплательщиков <9>. -------------------------------- <9> См., напр.: Тимошенко В. А., Спирина Л. В. Проверки налоговых органов. Подготовлен для справочной правовой системы "КонсультантПлюс". 2008. С. 5.

Информация, которая поступает в налоговые органы при постановке на учет физических лиц, согласно требованиям п. 1 ст. 84 НК РФ, включает комплекс "сведений об указанных лицах, а также их персональные данные: фамилию, имя, отчество; дату и место рождения; пол; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве" <10>. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям (п. 7 ст. 83), осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица. -------------------------------- <10> Пункт 1 ст. 84 НК РФ.

Информация, которая поступает в налоговые органы при постановке (снятии) с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств (абз. 3 п. 2 ст. 84), накапливается на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ. В случае если организация, физическое лицо приобрели новое место нахождения, место нахождения обособленного подразделения организации, сменили место жительства, информация в налоговые органы для целей постановки на учет таких организаций, физического лица в налоговом органе по новому месту нахождения поступает на основании документов, полученных от иного налогового органа соответственно по прежнему месту нахождения организации, месту нахождения обособленного подразделения организации (месту жительства физического лица) <11>. -------------------------------- <11> Абз. 5 п. 4 ст. 84 НК РФ.

Каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). В связи с особенностями учета организаций в дополнение к ИНН вводится код причины постановки на учет (КПП). В ст. 85 НК РФ приводится перечень регистрирующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц, на которых законодательно возложена обязанность сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц. К ним относятся: органы юстиции; органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания); регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; органы, осуществляющих регистрацию транспортных средств; органы опеки и попечительства; органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, и иные органы. Законодатель в п. 1 ст. 86 НК РФ предусмотрел также обязанности банков представлять в налоговый орган по месту своего нахождения информацию: об открытии или о закрытии счета налогоплательщику; об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) <12>. -------------------------------- <12> Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде устанавливается Банком России по согласованию с ФНС России.

Многообразие источников формирования информационных ресурсов налоговых органов позволяет произвести их группировку. Информация, полученная от: - собственных источников (данные учета налогоплательщиков, мероприятия налогового контроля и др.); - налогоплательщиков, плательщиков налогов, налоговых агентов; - регистрирующих органов; - иных органов исполнительной власти, в т. ч. органов, осуществляющих налоговое администрирование (МВД России, ФТС России), финансовый контроль (Счетная палата), и др.; - органов местного самоуправления; - нотариусов, аудиторов, попечительских советов и т. п.; - органов исполнения наказаний; - банков и иных кредитных организаций; - анонимно. Проведенный анализ формируемых налоговыми органами информационных ресурсов позволил сделать вывод о том, что собираемая информация обладает определенными особенностями, которые заключаются <13>: - в регулировании специальными нормативными правовыми актами процесса формирования информационных ресурсов; - в соблюдении определенных сроков обработки информации в системе налоговых органов; - в логико-правовой обработке входящей и исходящей информации с учетом требований действующих нормативно-правовых актов ФНС России. -------------------------------- <13> Загузов Г. В. Информационное обеспечение деятельности налоговых органов // Административное и муниципальное право. 2008. N 4. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс"; Кобзарь-Фролова М. Н. Концептуальные основы теории налоговой деликтологии. М.: ВГНА, 2011. 395 с.

К недостаткам формирования информационных ресурсов следует отнести то, что сбор информации требует значительных материальных затрат.

Название документа