Неопределенный сайт
(Серго А.) ("ЭЖ-Юрист", N 1, 2004) Текст документаНЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ САЙТ
А. СЕРГО
Антон Серго, юрист.
Особенности правового регулирования отношений, связанных с использованием сети Интернет, обусловливают необходимость обобщения в специальных нормативных актах как собственно юридических норм, так и норм технического характера. Наибольшие сложности возникают в тех случаях, когда техническая терминология не получает должного разъяснения на правовом уровне.
Определение отсутствует
Что такое сайт? Это вроде бы понятно каждому, но сложно объяснимо. В рамках настоящей работы под сайтом понимается совокупность гипертекстовых документов (в виде html-страниц или хранящихся в базе данных), электронных произведений и программного обеспечения, необходимого для функционирования всех компонентов сайта. Как нетрудно убедиться, все составляющие сайта охраняются законодательством об интеллектуальной собственности, которое позволяет эффективно их защищать <*>. Сам сайт в целом можно рассматривать по-разному: если брать его техническую составляющую, то как совокупность программ для ЭВМ, или базу данных, а если делать акцент на информационной составляющей сайта - как СМИ, хотя, конечно, не каждый сайт попадает в эту категорию. -------------------------------- <*> Серго А. Г. Авторское право в Интернете // Черные дыры в Российском законодательстве. 2002. N 4.
Является ли сайт совокупностью программ для ЭВМ? Пожалуй да, поскольку каждый его компонент является программой для ЭВМ <*>, иначе его существование в цифровой форме было бы невозможно. Является ли сайт в целом базой данных? Тоже да. Согласно Закону "Об авторском праве и смежных правах" база данных - объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). -------------------------------- <*> Программа для ЭВМ - объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения // Закон РФ от 09.07.93 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах".
Именно такую систематизированную совокупность данных и представляет собой сайт. Более того, комплексное рассмотрение сайта как базы данных представляется наиболее верным с точки зрения действующего законодательства. В то же время к сайту применимо и законодательство о СМИ, поскольку если законодательство о программах для ЭВМ и БД регламентирует вопросы сайта как формы, то законодательство о СМИ регулирует его содержание, но об этом чуть позже. Редкий сайт создается сегодня усилиями одного лица, обычно этим занимается целая команда. К примеру, сотрудники организации-заказчика, профессиональная дизайн-студия или группа энтузиастов. Во избежание возможных недоразумений все взаимоотношения как с командой, так и внутри ее предпочтительно строить на договорной основе, а каким образом, нужно определять по ситуации. Поскольку сайт (как в целом, так и его компоненты) является объектом авторского права (электронным, цифровым произведением), то и взаимоотношения между разработчиками, а также вся их деятельность не должны противоречить законодательству об авторском праве и смежных правах (вопросы соавторства, служебного произведения <*>, использование в составе сайта чужих разработок - текстовых, программных, музыкальных, графических, элементов дизайна и других). -------------------------------- <*> Серго А. Г. Авторское право в Интернете // Черные дыры в Российском законодательстве. 2002. N 4.
Применительно к договору заказчика с разработчиком (или разработчиками) можно дать лишь общие рекомендации. Прежде всего все имущественные права на созданный сайт и его компоненты должны переходить к заказчику по окончании работ. Кроме того, в договоре необходимо оговорить вопросы использования ранее созданных разработчиком (или третьими лицами) элементов, чтобы создание сайта носило оригинальный и творческий характер. Обязательность использования компонентов, свободных от прав третьих лиц, сведет к минимуму в дальнейшем претензии к владельцу сайта. Необходимо также в договоре определить допустимость дальнейшего применения разработчиком созданных элементов для разрабатываемых впоследствии сайтов и их компонентов во избежание "легального клонирования" различных фрагментов сайта, его дизайна. Информационное наполнение сайта должно строиться на основе действующего законодательства об авторском праве и смежных правах, а также о СМИ и рекламе. Размещение на сайте рекламной информации (о владельце сайта <*>) или о других лицах должно соответствовать действующему законодательству о рекламе с учетом его особенностей, предусмотренных для определенных субъектов предпринимательской деятельности и видов рекламируемых товаров, услуг. -------------------------------- <*> По сути, это тот же рекламный буклет, но в другом исполнении.
Владелец несет ответственность за все, что появляется на его сайте, в том числе и за то, что сам он на сайте не размещал. Во избежание недоразумений и с целью более тщательного продумывания посетителями (особенно - анонимными) своих высказываний желательно выработать правила пользования указанными сервисами.
Сайт и СМИ
Чем вдаваться в дискуссию, является ли сайт средством массовой информации и применимо ли к нему законодательство о СМИ, целесообразнее рассмотреть текст Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" на предмет, насколько он отражает реалии жизни сетевых информационных ресурсов. В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О СМИ" "под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы" <*>. Определение "массовая информация" вполне подходит к информации на сайтах, так как содержащиеся на них сообщения и материалы (в том числе "печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы") безусловно предназначены "для неограниченного круга лиц", за исключением сайтов с ограниченным доступом. -------------------------------- <*> Иное определение информации содержится в ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" и ряде других нормативных актов. В нем, в частности, информация определяется как "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления". По мнению разработчиков Закона о СМИ, сведения составляют содержание сообщений.
Является ли сам сайт средством массовой информации? Следуя букве закона, да, поскольку "периодическое распространение массовой информации" (в той или иной форме) - одна из основных целей многих сайтов. При этом сайт явно не относится ни к печатным, ни к телерадиовещательным СМИ. Для него есть особая категория - специализированное средство массовой информации. Под последним понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого статьей 24 Закона "О средствах массовой информации" установлены специальные правила. Из указанной нормы вытекает, что часть первая (правила, установленные Законом для периодических печатных изданий) применяется к изданиям, созданным и распространяемым (тиражируемым) на материальных носителях <*>. А часть вторая (правила, установленные Законом для радио - и телепрограмм) как раз и относится к сайтам, поскольку их информация распространяется непосредственно через телекоммуникационные сети <**>. В то же время следует заметить, что в большинстве случаев интернет-сайт тождествен печатному изданию. -------------------------------- <*> Именно в таком статусе была зарегистрирована одна из региональных версий СПС "КонсультантПлюс", которая актуализируется путем предоставления пользователям компакт-диска с обновленной базой. Кроме того, еще в 1998 году несколько компьютерных журналов, распространявшихся на компакт-дисках, были зарегистрированы в таком статусе. <**> Министерство РФ по налогам и сборам в письме от 11.05.2000 N ВГ-6-02/361 "О порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет" к сайтам относит ч. 1 ст. 24 Закона "О СМИ".
Дискуссия о том, как же рассматривать сайт, возможно, скоро будет завершена законодательно. Дело в том, что уже достаточно давно существует инициативный авторский проект профессора М. А. Федотова. В проекте выделяется самостоятельная категория - "сетевое СМИ" и определяется ее правовой режим. Возвращаясь к тексту действующего Закона "О СМИ", можно сделать ряд интересных, но противоречивых выводов. Например, обслуживающий персонал сайта (информационного ресурса) независимо от его регистрации можно рассматривать как редакцию СМИ (в Законе "под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации"), а лицо, ответственное за содержание сервера, - как главного редактора со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Итак, если сайт (информационный ресурс) не зарегистрирован как "иное СМИ", то получается источник массовой информации, у которого есть "редакция" и "главный редактор", но нет журналиста(-ов). В принципе это поправимо, поскольку ст. 52 Закона предусматривает наличие профессионального статуса журналиста у штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других СМИ, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения. А также у авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами при выполнении ими поручений редакции.
Зло или благо?
Более того, в распространении законодательства о СМИ на сайты есть как положительные, так и отрицательные составляющие. Чтобы понять, чего больше, - нужно проанализировать Закон. Прежде всего ст. 1 Закона "О СМИ" закрепляет свободу массовой информации. Таким образом, сайт (как разновидность СМИ) защищен от нормотворческого произвола. Именно этим объясняется множество несостоявшихся проектов регистрации, регулирования и ограничения существования сайтов. Естественно, что статус СМИ накладывает на сайты определенные ограничения по содержанию. Традиционные СМИ определенной направленности отсеиваются на стадии регистрации, а вот с сайтом, получившим статус СМИ, а затем перешедшим к запрещенной законом деятельности, применение санкций выглядит труднее. Лишение статуса СМИ никак не скажется на деятельности сайта, состав его аудитории не изменится (в отличие от аналогичной ситуации для обычного СМИ). Если государственному органу, регистрирующему сетевое СМИ, удастся найти общий язык с Региональным сетевым информационным центром (осуществляющим регистрацию доменов второго и некоторых третьего уровня в российском сегменте сети Интернет) и хостинг-провайдерами, то логичным было бы одновременно с лишением статуса СМИ лишение и соответствующего доменного имени. Безусловно, статус СМИ и доменное имя - совершенно разные составляющие сетевого издания, но подобное сочетание санкции не только наиболее логично и близко к приостановлению/прекращению деятельности обычного СМИ, но и достигает поставленной законодателем цели. Регистрация домена и/или физическое размещение сайта в другой стране поднимает новый пласт юридических вопросов и проблем, решение которых неочевидно. Кроме того, необходимо учитывать, в каких пределах законодательство России может быть применимо к сетевым СМИ, существующим вышеописанным способом. Формально не вполне понятен и "Порядок опровержения" (ст. 44 Закона о СМИ) для сетевого СМИ. Владельцам сайта (редакции) законодательство предоставляет возможность осуществлять "запрос информации" в соответствии со ст. 39 Закона о СМИ: "Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции". Только будет ли адекватной реакция на запрос со стороны пресс-служб и руководителей соответствующих организаций? Хотелось бы надеяться на понимание... Необходимо заметить, что на любое СМИ распространяются требования соблюдения конфиденциальности информации. Закон не устанавливает необходимости сохранения копий материалов для иных (сетевых) СМИ, однако это целесообразно осуществлять во избежание необоснованных претензий и на случай запроса суда. В свою очередь, если нормы законодательства о СМИ для большинства сайтов применимы, то отдельные информационные ресурсы оказываются вообще неурегулированными или в почти невыполнимых условиях. Надо признать, что последние годы сетевые СМИ живут в напряжении. Несколько лет ведутся (с переменным успехом) разработки нормативно-правовых актов, посвященных телекоммуникационным сетям (Интернету), контенту и его владельцам. Формирование нормативной базы, регламентирующей сетевые СМИ, продолжается и сегодня. В частности, в начале 2002 года Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) было решено ввести в действие для применения в Российской Федерации ГОСТ 7.83-2001 "СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения" в качестве государственного стандарта Российской Федерации с датой введения в действие 1 июля 2002 года. Как указывается, "стандарт предназначен для производителей электронных изданий". По определению ГОСТа "электронное издание - электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения". В законодательстве содержится другое определение: "Электронные издания - программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также электронные документы, прошедшие редакционно-издательскую обработку, имеющие выходные сведения, тиражируемые и распространяемые на машиночитаемых носителях" <*> или "в сетевом режиме" (добавление из преамбулы Закона). -------------------------------- <*> Федеральный закон от 29.12.94 N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов".
Следует отметить, что определения в законодательстве нечеткие. Например, электронные издания - это программы для ЭВМ (по ГОСТу), электронные СМИ - это телевизионные и радиопрограммы (по законодательству о выборах). Помимо этого, в ГОСТе присутствует и понятие "электронное сетевое издание". Указанный документ уникален во многих отношениях и, видимо, еще не раз будет предметом бурной юридической дискуссии. В настоящей статье имеет смысл только затронуть те его положения, которые имеют прямое отношение к сетевым СМИ (электронным изданиям). Стандарт различает электронные издания: по наличию/отсутствию печатного эквивалента, по природе основной информации (текстовое (символьное), изобразительное <*>, звуковое, мультимедийное и программный продукт <**>), по целевому назначению, по технологии распространения (локальное, сетевое <***>, комбинированное). -------------------------------- <*> К изобразительным изданиям ГОСТ относит факсимиле, а также тексты в форматах, не допускающих посимвольной обработки. <**> Программный продукт - не самая "удачная" разновидность электронного издания. <***> Сетевое электронное издание - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети // ГОСТ 7.83-2001.
Опуская подробности, можно сказать, что основное практическое назначение ГОСТа (носящего рекомендательный характер) - определить размещение и объем выходных сведений электронных изданий. "Основным местом размещения выходных сведений является титульный экран, выполняющий в электронном издании роль титульного листа". Однако, поскольку ГОСТ пока носит рекомендательный характер и противоречит Закону "О СМИ", следует руководствоваться последним. Объем выходных данных установлен в ст. 27 Закона, но не все они физически присутствуют у сетевого издания. Поэтому представляется, что необходимым и достаточным будет указание: - полного названия сетевого СМИ; - информации об учредителе (учредителях) и главном редакторе; - информации о регистрации издания (если осуществлена); - адресов и телефонов редакции; - иных сведений, предусмотренных законодательством об авторском праве и смежных правах. В выходных данных редакция может указывать и иные сведения, размещение которых не противоречит действующему законодательству. Сейчас сетевые СМИ все чаще попадают в поле зрения законодателя, и, возможно, скоро будут разработаны правовые акты, которые, учитывая интернет-специфику, позволят решать возникающие вопросы в этой сфере.
------------------------------------------------------------------
Название документа