Раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг: новые правила

(Вавулин Д. А.) ("Право и экономика", N 1, 2004) Текст документа

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ЭМИТЕНТАМИ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

НОВЫЕ ПРАВИЛА

Д. А. ВАВУЛИН

Вавулин Денис Александрович, начальник отдела по работе с регионами Орловского регионального отделения ФКЦБ. Кандидат экономических наук, доцент кафедры "Государственное управление и финансы" Института бизнеса и права ОрелГТУ. Специалист по корпоративному управлению. Родился 5 декабря 1972 г. в г. Орле. В 1995 г. окончил экономический факультет ОрелГТУ.

Один из фундаментальных принципов функционирования современного рынка ценных бумаг - его информационная прозрачность. Это достигается прежде всего путем установления регулирующими органами обязательных для соблюдения участниками фондового рынка требований по раскрытию общедоступной информации. Раскрытие подобной информации необходимо для того, чтобы участники рынка ценных бумаг были информированы о действиях друг друга, чтобы они принимали решения, основываясь на оценках реальных фактов, а не опираясь на догадки, слухи и домыслы. Раскрывать информацию обязаны различные участники рынка. Бесспорно то, что наибольший объем информации обязаны раскрывать эмитенты эмиссионных ценных бумаг. Это объясняется тем, что именно эмитенты выпускают на рынок тот самый специфический товар (ценную бумагу), вокруг которого как раз и складываются все отношения на фондовом рынке. Полное раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг жизненно важно как для оживления внутреннего инвестиционного климата, так и для повышения привлекательности российской экономики для иностранных инвестиций, поскольку такое раскрытие выступает одним из методов защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги. Вместе с тем действовавший вплоть до середины 2003 г. порядок раскрытия информации создавал определенные трудности как для инвесторов, так и для самих эмитентов ценных бумаг. Инвесторам он не давал гарантии в том, что необходимая им информация будет оперативно раскрыта и они смогут ее легко найти при первой необходимости. Нередко информация попадала инвесторам через значительный промежуток времени. Не соответствовал их требованиям и объем раскрываемой информации. Эмитентов же порядок раскрытия информации не устраивал прежде всего в силу того, что различные аспекты этой процедуры регламентировало более десятка нормативно-правовых актов ФКЦБ РФ. Их положения иногда пересекались, а нередко и дублировали друг друга. Однако после существенного обновления нормативно-правовой базы, регламентирующей раскрытие информации на рынке ценных бумаг, ситуация изменилась коренным образом.

Нормативно-правовая база, регламентирующая раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг

В настоящее время основу нормативно-правовой базы, регламентирующей раскрытие информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, составляет Федеральный закон от 22 апреля 2003 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон "О рынке ценных бумаг"). Данный Закон действует в редакции Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях". Большая часть изменений и дополнений, внесенных Закон "О рынке ценных бумаг", вступила в силу с 4 января 2003 г., требования к обязательному подписанию проспекта ценных бумаг финансовыми консультантами вступили в силу с 5 апреля 2003 г., а требования к перечню сведений, подлежащих включению в проспект ценных бумаг, и к сведениям, подлежащим включению в ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг, вступили в силу с 5 июля 2003 г. При этом следует отметить, что некоторые требования к фондовым биржам вступают в силу только с 1 января 2004 г. Конкретный порядок раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг определен в Постановлении ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс, которым утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение). Необходимо отметить, что, несмотря на то что Положение было утверждено ФКЦБ России еще в начале июля 2003 г., вступило оно в силу значительно позже, поскольку, будучи уже утвержденным, этот нормативно-правовой акт подвергся значительной доработке. В соответствии с информацией, доходившей из ФКЦБ России до участников рынка ценных бумаг, главным регулятором российского фондового рынка рассматривались различные варианты этого нормативно-правового акта (только по информации вэб-сайта www. lin. ru таких проектов было не менее трех). В результате Постановление ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. было зарегистрировано в Минюсте России 18 сентября 2003 г., официально документ был опубликован в "Российской газете" от 2 октября 2003 г. N 197 (3311), а вступил в силу только с 13 октября 2003 г. Требования к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, установлены в распоряжении ФКЦБ России от 15 августа 2003 г. N 03-1729/р "Об утверждении Временных требований к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг". Необходимо обратить внимание на их временный характер, поскольку, по имеющейся информации, в начале 2004 г. требования ФКЦБ России к магнитным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в том числе в рамках процедуры раскрытия информации, вновь будут изменены. Немаловажен тот факт, что после вступления в силу новой редакции Закона "О рынке ценных бумаг", названных выше нормативно-правовых актов ФКЦБ России, а также Постановления ФКЦБ России от 13 августа 2003 г. N 03-35/пс "О признании утратившими силу отдельных нормативно-правовых актов ФКЦБ России, регулирующих процедуру эмиссии ценных бумаг и порядок раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" <*> отменены и утратили силу целый ряд нормативно-правовых актов ФКЦБ России, которыми ранее регламентировалась процедура раскрытия информации эмитентами. К их числу относятся: -------------------------------- <*> Вступило в силу с даты вступления в силу Постановления ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", т. е. также с 13 октября 2003 г.

- Постановление ФКЦБ РФ при Правительстве РФ от 7 мая 1996 г. N 8 (с изм. от 20 апреля 1998 г.) "О порядке и объеме информации, которую акционерное общество обязано публиковать в случае публичного размещения им облигаций и иных ценных бумаг"; - Постановление ФКЦБ РФ от 17 сентября 1996 г. N 19 (ред. от 11 ноября 1998 г., с изм. от 4 июля 2000 г.) "Об утверждении Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии"; - Постановление ФКЦБ РФ от 9 января 1997 г. N 1 (ред. от 31 декабря 1997 г.) "Об опционном свидетельстве, его применении и утверждении стандартов эмиссии опционных свидетельств и их проспектов эмиссии"; - Постановление ФКЦБ РФ от 12 февраля 1997 г. N 8 (ред. от 11 ноября 1998 г.) "Об утверждении Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций и внесении изменений в стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 г. N 19"; - Постановление ФКЦБ РФ от 4 марта 1997 г. N 11 (ред. от 31 декабря 1997 г.) "Об утверждении Положения о регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг"; - Постановление ФКЦБ РФ от 6 октября 1997 г. N 29 "О внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 г. N 19"; - Постановление ФКЦБ РФ от 31 декабря 1997 г. N 45 "Об утверждении Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг"; - Постановление ФКЦБ РФ от 20 апреля 1998 г. N 9 "Об утверждении Положения о порядке и объеме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки и о внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 17 сентября 1996 г. N 19"; - Постановление ФКЦБ РФ от 11 августа 1998 г. N 31 "Об утверждении Положения о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг"; - Постановление ФКЦБ РФ от 12 августа 1998 г. N 32 "Об утверждении Положения о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг"; - распоряжение ФКЦБ РФ от 7 октября 1998 г. N 1105-р "Об утверждении требований к магнитным носителям и формату текстов ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансовую деятельность эмитента, на магнитных носителях"; - Постановление ФКЦБ РФ от 11 ноября 1998 г. N 48 (с изм. от 10 декабря 1999 г.) "О внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденные Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 февраля 1997 г. N 8"; - Постановление ФКЦБ РФ от 11 ноября 1998 г. N 47 (с изм. от 29 мая 2000 г.) "О внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 г. N 19"; - Постановление ФКЦБ РФ от 7 февраля 2002 г. N 2/пс "О сроках составления и представления ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг"; - распоряжение ФКЦБ РФ от 18 января 2001 г. N 18-р "Об утверждении требований к магнитным носителям и формату текста списка аффилированных лиц акционерного общества на магнитных носителях". Следует отметить, что требования к раскрытию акционерными обществами информации о своих аффилированных лицах установлены в Постановлении ФКЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 03-19/пс "О раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ".

Об основных новациях системы раскрытия информации эмитентами на рынке ценных бумаг

После вступления в силу Постановления ФКЦБ РФ от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс российский фондовый рынок, и прежде всего эмитенты, начал жить по новым правилам раскрытия информации. В утвержденном этим нормативно-правовым актом ФКЦБ Положении сведены воедино практически все основные требования, предъявляемые ФКЦБ России к российским и иностранным эмитентам (за исключением эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг) в части раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Оно охватывает различные аспекты этой процедуры и касается как раскрытия информации в ходе эмиссии ценных бумаг (с момента принятия решения о размещении бумаг и до момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска), так и дальнейшего раскрытия информации уже на постоянной основе в формах ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах. Кроме того, Положение распространяется и на профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих эмитенту услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг (финансовых консультантов). Одной из основных новаций, направленных на повышение оперативности раскрытия информации участниками фондового рынка, является то, что Положением помимо "традиционных" способов обеспечения публичности информации, таких, как опубликование информации в СМИ и специализированных печатных изданиях, направление в регистрирующий орган, предоставление всем заинтересованным лицам и т. д., установлены несколько принципиально новых способов раскрытия информации с использованием возможностей сети Интернет. Развитие информационных технологий и увеличение количества пользователей сети Интернет в нашей стране <*>, в том числе находящихся в постоянном поиске информации об объектах для инвестирования, а также необходимость оперативного информирования всех заинтересованных лиц об эмитентах и их ценных бумагах вызвали необходимость признания размещения информации в сети Интернет в качестве одного из наиболее эффективных (с точки зрения оперативности размещения информации, ее доведения до заинтересованных лиц, охвата аудитории, затрат на размещение и получение информации и т. д.) способов обеспечения раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. В соответствии с Постановлением ФКЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 03-19/пс "О раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ" открытым акционерным обществам при определенных условиях вменено в обязанность раскрывать информацию о своих аффилированных лицах в сети Интернет. Наибольшую лепту в дело расширения использования сети Интернет при раскрытии информации на фондовом рынке эмитентами эмиссионных ценных бумаг внесло именно Постановление ФКЦБ РФ от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс. В Положении предусмотрены два "нетрадиционных" способа раскрытия информации с использованием ресурсов сети Интернет. -------------------------------- <*> По оценке экспертов, в течение лета 2003 г. количество тех, кто хоть раз в месяц "заходил" в Интернет, достигло 10 млн. человек, из них 4,5 млн. - активные пользователи, посещающие Сеть несколько раз в неделю.

Первый способ - опубликование информации в ленте новостей уполномоченных информационных агентств. Лента новостей или новостная лента - это информационный ресурс, обновляемый в режиме реального времени, другими словами - это страница на каком-либо сервере в сети Интернет, представляющая собой список ссылок на другие страницы с новостями. Обычно новые ссылки регулярно появляются вверху страницы, а старые ссылки снизу страницы, напротив, исчезают. На некоторых лентах новостей после каждой ссылки идет текст с более подробным описанием новости. Лента новостей может быть также представлена в форме бегущей строки. Поэтому, несмотря на то что Положением лента новостей информационных агентств прямо не отнесена к ресурсам сети Интернет, исходя из сложившейся терминологии раскрытие информации в ленте новостей информационных агентств все же происходит с использованием сети. Публикация информации эмитентами должна быть осуществлена, прежде всего, в ленте новостей уполномоченных ФКЦБ России информационных агентств. В результате проведенного ФКЦБ тендера в настоящее время определены два таких агентства. Это старейшие российские информационные агентства "Интерфакс" и "АК&М". Эмитент обязательно должен раскрывать информацию на лентах новостей обоих уполномоченных агентств. Такое раскрытие должно осуществляться не позднее 10 часов утра дня, следующего за днем наступления соответствующего события. Это требование касается любого дня, в течение которого информация раскрывается. Оно введено с той целью, чтобы в случае обращения ценных бумаг на бирже информация поступила до начала торгов и с нею могли ознакомиться все участники рынка. При этом часовой пояс, по которому определяется время опубликования, устанавливается в следующем порядке: - в случае, если ценные бумаги эмитента обращаются на торгах одного организатора торговли, - по месту его нахождения; - в случае, если ценные бумаги обращаются на торгах нескольких организаторов торговли, находящихся в разных часовых поясах, - по месту нахождения организатора торговли, в котором срок опубликования наступает раньше; - в случае, если ценные бумаги эмитента не обращаются на организованных рынках, но их выпуск, в отношении которого осуществляется раскрытие информации, предполагается размещать на организованном рынке, - по месту нахождения соответствующего организатора торговли; - в иных случаях - по московскому времени (МСК). Важно иметь в виду, что публикация информации в ленте новостей уполномоченных информационных агентств является приоритетной по отношению ко всем другим способам раскрытия эмитентом информации. Иными словами, пока информация не опубликована на ленте новостей уполномоченных агентств, она не может считаться официально раскрытой. Более того, до момента раскрытия информации этим способом ее раскрытие иными способами не допускается. При этом сама информация не является общедоступной, а является инсайдерской, и ее использование влечет ответственность по законодательству Российской Федерации. Соответственно только после опубликования информации в ленте новостей уполномоченных информационных агентств она теряет статус инсайдерской информации и может быть использована в том числе для совершения сделок с ценными бумагами эмитента. Конкретный порядок раскрытия информации в лентах новостей эмитентами установлен в "Регламенте взаимодействия лиц, раскрывающих информацию на рынке ценных бумаг, и уполномоченных информационных агентств" (далее - Регламент). Этот документ согласован с ФКЦБ России и является единым для всех уполномоченных агентств, определяющим схемы их взаимодействия с эмитентами. Рассмотрим его более подробно. Регламент, как и само Положение, вступил в силу с 13 октября 2003 г. Его цель - регулирование взаимодействия лиц, раскрывающих информацию на рынке ценных бумаг, и уполномоченных информационных агентств в связи со вступлением в силу Постановления ФКЦБ РФ от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс и возникновением у ряда лиц обязанности раскрывать информацию на рынке ценных бумаг посредством публикации в информационном ресурсе информационных агентств, уполномоченных ФКЦБ на публичное предоставление информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг. Действие Регламента распространяется как на эмитентов и финансовых консультантов на рынке ценных бумаг, так и на сами уполномоченные информационные агентства. В соответствии с Регламентом публикация информации в лентах новостей уполномоченных агентств осуществляется на безвозмездной основе. Для получения возможности направлять информацию в уполномоченные агентства эмитент должен предварительно зарегистрироваться. Регистрация проходит на странице в Интернете любого из уполномоченных агентств. Для этого эмитент должен заполнить специальный идентификационный бланк, содержащий различные сведения о нем. Это полное и сокращенное наименование, место нахождения (юридический адрес), почтовый адрес, код эмитента, ИНН и т. д. В идентификационном бланке обязательно должен быть указан адрес электронной почты, с которого будет осуществляться отправка сообщений для опубликования в ленте новостей информационных агентств. Адрес электронной почты не должен быть зарегистрирован на бесплатных почтовых серверах. При получении идентификационного бланка информационное агентство, в котором зарегистрировался эмитент, обязано обеспечить незамедлительную его отправку на почтовые серверы других уполномоченных агентств. Агентства после получения заполненного идентификационного бланка обязаны в течение суток (24 часов по рабочим дням) выслать эмитенту уведомление о регистрации в соответствующем агентстве и присвоенный ему регистрационный код. Каждое агентство присваивает эмитенту свой код. Уведомление о регистрации и регистрационный код направляются на адрес электронной почты эмитента, указанный эмитентом при заполнении идентификационного бланка. В случае каких-либо изменений в составе сведений, указанных в идентификационном бланке, эмитент обязан внести в него соответствующие изменения. На Интернет-странице одного из уполномоченных агентств эмитент изменяет регистрационные данные, указанные в идентификационном бланке. Для доступа к нему эмитент использует присвоенный ему этим информационным агентством регистрационный код. В свою очередь, это информационное агентство должно обеспечить незамедлительную отправку заполненных идентификационных бланков, содержащих такие изменения, на почтовые серверы других информационных агентств. Эмитент получает право направлять информацию для опубликования в ленту новостей информационного агентства только после получения уведомления о регистрации в нем. Для доступа к индивидуальной странице агентства эмитент использует в качестве логина (имени) адрес электронной почты, который был указан в идентификационном бланке. В качестве пароля используется регистрационный код, присвоенный эмитенту агентством, с сайта которого отправляется сообщение. При получении сообщения каждое информационное агентство должно обеспечить незамедлительную отправку его на почтовые серверы других уполномоченных агентств. Сообщение составляется по форме, установленной в Регламенте. Оно должно содержать следующую информацию: название сообщения, выбираемое из списка на индивидуальной странице (если в списке нет названия сообщения, которое эмитент направляет для опубликования в ленте новостей, выбирается пункт списка "иное"); дата появления события, информация о котором раскрывается в ленте новостей, а если эмитент не может четко определить эту дату - указание на невозможность представления таких сведений; заголовок сообщения; текст сообщения. Направление сообщения осуществляется только в том случае, если соблюдены два условия: заполнены все поля формы сообщения; текст сообщения составлен в кодировке UTF-8. Эмитент должен отправлять сообщение с таким расчетом, чтобы оно было получено агентством до 9:00 по МСК или не менее чем за один час до времени, указанного в идентификационном бланке, того дня, в течение которого эмитент обязан осуществить опубликование информации в ленте новостей, а если указанный день является выходным, то первого рабочего дня, следующего за ним. Моментом получения сообщения информационным агентством считается время поступления сообщения на его почтовый сервер. При условии соблюдения эмитентом порядка и сроков отправки сообщения агентство обязано по рабочим дням с 8:00 МСК до 20:00 МСК в течение 30 минут с момента получения сообщения выслать на адрес электронной почты эмитента уведомление, подтверждающее получение информации, пригодной для опубликования в ленте новостей. При условии соблюдения эмитентом порядка и сроков отправки сообщения агентство обязано опубликовать информацию в ленте новостей до 10:00 МСК или не позднее времени, указанного в идентификационном бланке, того дня, в течение которого агентством была получена информация, а в случае, если указанный день является выходным, то первого рабочего дня, следующего за ним. Информацию, содержащуюся в сообщении, полученном агентством после 9:00 МСК или менее чем за час до времени, указанного в идентификационном бланке, того дня, в течение которого она должна быть опубликована в ленте новостей, а в случае, если указанный день является выходным, то первого рабочего дня, следующего за ним, агентство обязано опубликовать после 19:00 МСК этого же дня. В этом случае агентство обязано в течение 30 минут с момента получения сообщения выслать на адрес электронной почты эмитента соответствующее уведомление с указанием времени получения этого сообщения. В случае несоблюдения эмитентом порядка или условий отправки сообщения, за исключением последнего случая, информация, содержащаяся в сообщении, не подлежит опубликованию в ленте новостей. В этом случае агентство по рабочим дням с 8:00 МСК до 20:00 МСК обязано в течение не более чем 30 минут с момента получения сообщения выслать на адрес электронной почты эмитента уведомление о непригодности сообщения для опубликования в ленте новостей. В этом случае субъект раскрытия вправе прислать исправленное сообщение. Если от одного эмитента получено нескольких идентичных по содержанию сообщений в течение одного дня, в ленте новостей агентств публикуется только первое из них. В этом случае агентство незамедлительно после получения второго из таких сообщений обязано выслать на адрес электронной почты эмитента соответствующее уведомление. Информация, содержащаяся в идентичном по содержанию сообщении, публикуется агентством повторно при условии одновременного направления агентству эмитентом организационного письма с просьбой опубликовать информацию повторно. Эмитент вправе запросить у агентства письменное (на бумажном носителе) подтверждение получения информации и/или ее опубликования в ленте новостей путем направления агентству письменного запроса. Агентство обязано в течение двух дней с момента получения такого запроса направить эмитенту письменный ответ на запрос способом, указанным в запросе. Ответ на запрос предоставляется за плату, не превышающую расходов на обработку запроса, подготовку ответа и его пересылку. Организационные письма направляются в агентства на адреса для организационных писем. Организационное письмо должно быть отправлено только с адреса электронной почты эмитента, составлено на русском языке в кодировке UTF-8. Временем получения организационного письма агентством считается время поступления организационного письма на почтовый сервер агентства. Также в Регламенте установлены обязанности и ответственность агентств и их сотрудников за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных Регламентом. Более подробно ознакомиться с Регламентом можно на страницах в сети Интернет каждого информационного агентства по их адресам в сети: АК&М - www. disclosure. ru; Интерфакс - www. interfax. ru. Второй "нетрадиционный" способ раскрытия информации эмитентами - ее публикация на странице (вэб-сайте) в сети Интернет. Это может быть любая страница в сети, главное, чтобы на ней сведения раскрывались в режиме свободного доступа в течение установленного срока, а ее адрес сообщался эмитентом по требованию заинтересованных лиц. Таким образом, эмитент может раскрывать информацию как на собственной Интернет-странице, так и на любом другом вэб-сайте, в том числе и уполномоченных агентств. Кстати, последние, прекрасно осознавая, что поддержание сайта и организация публикаций являются непрофильными видами деятельности для большинства компаний, предлагают использовать для этих целей свои собственные сайты. Так, например, агентство АК&М предлагает размещать информацию на сайте "СИСТЕМА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ" (WWW. DISCLOSURE. RU). При этом в рамках договора на публикацию информации в сети Интернет агентство берет на себя следующие обязательства: организовать и поддерживать специализированный подраздел для публикации информации компаний на своем сайте; оперативно публиковать на сайте информацию, поступающую от компаний; предоставлять документы, подтверждающие своевременное раскрытие информации в сети Интернет. Аналогичные услуги, скорее всего, будет предлагать эмитентам и информационное агентство "Интерфакс", а также другие информационные агентства, в которых эмитент вправе на добровольной основе раскрывать информацию, подлежащую обязательному раскрытию. В соответствии с новыми требованиями ФКЦБ значительно возрос объем информации, раскрываемой в проспекте ценных бумаг и ежеквартальном отчете. Прежде всего это касается финансово-экономических показателей, аналитических данных и других параметров, на основании которых инвестор может делать какие-либо выводы о состоянии компании. Причем многие данные должны быть представлены за последние пять лет, а не за три последних года, как ранее. Также изменились требования к объему раскрываемой информации на этапе размещения ценных бумаг. Так, если ранее раскрывались сведения только о государственной регистрации выпуска и о порядке доступа к информации, которая содержится в проспекте, то теперь раскрывается информация и о всех действиях эмитента, связанных с размещением ценных бумаг. Это информация о приостановлении размещения, о возобновлении размещения, о завершении размещения.

Оценка последних изменений в системе раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг

После вступления с 13 октября 2003 г. в силу Постановления ФКЦБ РФ от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс, а также других нормативно-правовых актов ФКЦБ российский рынок ценных бумаг в целом и эмитенты в частности начали жить по новым правилам раскрытия информации. Новый нормативно-правовой акт ФКЦБ России и утвержденное им Положение кардинально меняют систему раскрытия информации на рынке ценных бумаг, прежде всего эмитентами эмиссионных ценных бумаг, и, наряду с новыми Стандартами эмиссии ценных бумаг <*>, являются знаковым событием для всего российского фондового рынка. Новое Положение разработано с учетом международной практики раскрытия информации, действующих стандартов Международной организации регуляторов рынков ценных бумаг (ИОСКО), а также существующих в этой сфере директив Евросоюза. Оно представляет собой единый документ, касающийся как раскрытия информации на этапах эмиссии ценных бумаг, так и дальнейшего раскрытия информации на постоянной основе уже после завершения процедуры эмиссии. Все изменения в нем связаны с ужесточением правил предоставления информации эмитентами. -------------------------------- <*> Утверждены Постановлением ФКЦБ России от 18 июня 2003 г. N 03-30/пс и вступили в силу с 22 сентября 2003 г.

Новые правила раскрытия информации ставят участников рынка в равные условия при получении информации, что значительно снижает возможности использования инсайдерской информации при заключении сделок с ценными бумагами. Вместе с тем следует отметить, что по оценкам участников рынка ценных бумаг новые требования ФКЦБ к раскрытию информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг страдают всеми недостатками российского законодательства одновременно: они предписывают совершать множество действий, которые проконтролировать, а подчас и реализовать невозможно, а часть требований вообще можно оспорить как незаконные. По мнению специалистов, они не только требуют раскрывать значительно больше информации, чем раньше, и в кратчайшие сроки, что во многих случаях просто невозможно, но и отчасти противоречат федеральному законодательству. Во-первых, обязанность по раскрытию информации налагается на всех эмитентов, когда-либо регистрировавших проспект ценных бумаг, что резко увеличивает объем информации, который будет направляться в ФКЦБ. Так, если раньше эмитент имел право раскрывать информацию о себе в виде ежеквартального отчета в сокращенной форме, то теперь такой возможности не существует. В результате складывается ситуация, когда, например, закрытому акционерному обществу с несколькими акционерами для того, чтобы собрать информацию и подготовить отчет, надо проявить серьезные творческие способности, при условии, что все они заядлые графоманы. Кроме того, возникает вполне справедливый вопрос: зачем небольшим компаниям-эмитентам, особенно в форме ЗАО, когда-то зарегистрировавшим проспект эмиссии, раскрывать весь объем информации о себе, если ценные бумаги компании не обращаются на организованных рынках, а количество акционеров меньше 500? Во-вторых, требования, предъявляемые ФКЦБ к срокам и форме раскрытия информации эмитентами, значительно шире, чем предусмотрено Законом о рынке ценных бумаг. Согласно ст. 30 данного Закона эмитент ценных бумаг обязан сообщать в ФКЦБ или уполномоченный ею орган об информации, подлежащей раскрытию, в течение пяти дней, а также опубликовать ее в печатном издании в тот же срок. Положение, разработанное ФКЦБ, значительно расширяет и изменяет эту норму, требуя от эмитентов раскрывать информацию до 10 часов утра дня, следующего за событием. В связи с этим, по мнению некоторых специалистов, "продукт нормотворчества" ФКЦБ в принципе может быть оспорен в судебном порядке, поскольку он не может изменять нормы, установленные федеральным законом. Однако эти требования установлены и вступили в силу. А это требует их неукоснительного соблюдения. В противном случае у ФКЦБ России имеются меры воздействия на нарушителей. Так, если нераскрытие информации или же ее раскрытие с нарушением происходит на этапе эмиссии ценных бумаг, ФКЦБ и ее региональные отделения вправе приостановить процедуру эмиссии и назначить проверку. При обнаружении серьезных нарушений, которые повлекли за собой убытки, ущерб со стороны инвесторов, а также нарушение их прав, Комиссия может признать выпуск несостоявшимся и аннулировать эмиссию. Во всех других случаях предусмотрена административная ответственность. Так, в ст. 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Во-первых, непредставление эмитентом инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ. Во-вторых, нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ. Если нераскрытие либо раскрытие недостоверной информации повлекло серьезный ущерб со стороны инвесторов, виновные лица могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии со ст. 185 и 185.1 УК РФ.

------------------------------------------------------------------

Название документа