Тайна из рук фискального ведомства

(Астахов И.)

("Бизнес-адвокат", N 20, 2003)

Текст документа

ТАЙНА ИЗ РУК ФИСКАЛЬНОГО ВЕДОМСТВА

И. АСТАХОВ

Иван Астахов, юрист.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ (с изм. от 10 января 2003 г., далее - Закон N 24-ФЗ) в ст. 12 предоставляет гражданам и другим пользователям право на доступ к информации из информационных ресурсов.

Пользователями информации по Закону N 24-ФЗ признаются субъекты, обращающиеся к информационной системе за получением необходимой им информации и пользующиеся ею. Статья 12 Закона N 24-ФЗ раскрывает понятие пользователей информационных ресурсов. Ими являются граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, которые обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Но, как известно, в любом правиле есть исключения. В данном случае - это информация с ограниченным доступом. К этой категории информации закон относит: документированную информацию (документ), зафиксированную на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. По условиям правового режима она подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (с изм. от 30 июня 2003 г.)).

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Ее перечень утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188. Согласно ст. 21 Закона N 24-ФЗ защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

С введением в действие части первой НК РФ сведения о налогоплательщике, полученные налоговыми органами в процессе реализации своих полномочий, признаны конфиденциальной информацией и составляют налоговую тайну. Как определяет НК РФ в ст. 102, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Они имеют специальный режим хранения и доступа. Однако данная статья содержит и исключения. Так, не являются тайной сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, идентификационный номер налогоплательщика, информация о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения, сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Закон N 24-ФЗ (п. 5 ст. 12) предусматривает, что порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются органами государственной власти, ответственными за определенные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо непосредственно ее собственником. Налоговый орган является собственником информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - то есть субъектом, в полном объеме реализующим полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами. МНС РФ Приказом от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 утвердило Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов (Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 26 марта 2003 г., регистрационный N 4335). Запрос оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, в обязательном порядке подтверждается печатью канцелярии пользователя. При направлении запросов по телекоммуникационным каналам связи подпись подтверждается электронной цифровой подписью. Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающее право пользователя на получение конфиденциальной информации. Поэтому обоснованием (мотивом) запроса должна быть конкретная цель, связанная с исполнением пользователем определенных законом обязанностей, для достижения которой ему необходимо использовать запрашиваемую конфиденциальную информацию (например, находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации). Выемка предметов и документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, отнесенную к конфиденциальной информации, производится в порядке, установленном УПК РФ. Правила определяют, что конфиденциальная информация предоставляется налоговыми органами с учетом требований законодательства РФ по защите информации. А вот форма представления конфиденциальной информации согласуется пользователями с руководителями налоговых органов с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.

Запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям настоящего Порядка, исполнению не подлежат. Не допускается предоставление налоговыми органами баз, банков данных, архивов, списков налогоплательщиков и работников налоговых органов, содержащих конфиденциальную информацию, за исключением случаев, предусмотренных законом или соглашением об информационном обмене между пользователем и МНС РФ, заключенным в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 24-ФЗ.

МНС РФ особо выделило работу со службой судебных приставов-исполнителей. Такой порядок предусмотрен Приказом МНС РФ "Об утверждении порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю" от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23, который разработан на основании п. 3 ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ (с изм. от 10 января 2003 г.). Правила предусматривают ряд обязательных требований. Так, у судебного пристава-исполнителя должен иметься в наличии исполнительный лист с неистекшим сроком давности. Приказ дает возможность приставу направить по почте заказным письмом запрос в налоговый орган по месту учета должника-организации о предоставлении информации со ссылкой на положения ФЗ "Об исполнительном производстве". К заявлению в обязательном порядке прилагается копия исполнительного листа, заверенная в установленном порядке. Налоговый орган обязан в 3-дневный срок со дня получения заявления направить взыскателю по почте заказным письмом имеющуюся информацию о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях. При наличии счетов и вкладов взыскателю предоставляется информация о факте наличия у должника-организации открытых счетов. А вот работа МНС РФ с информацией о юридическом лице более доступна физическому лицу. В соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ) в РФ ведется Государственный реестр, содержащий сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы. Порядок его ведения определен Постановлением Правительства РФ "О Едином государственном реестре юридических лиц" от 19 июня 2002 г. N 438 (с изм. от 8 августа 2003 г.). Постановление утвердило Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и предоставления содержащихся в нем сведений. Такие сведения являются открытыми и общедоступными. Исключение составляют паспортные данные физических лиц и их идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН). Однако в данном вопросе возникает противоречие: НК РФ в ст. 102 информацию об ИНН относит к открытой информации, а Закон N 129-ФЗ в ст. 6 - к конфиденциальной информации. Причем определено, что ИНН могут быть предоставлены исключительно по запросам органов государственной власти в соответствии с их компетенцией. Позиция МНС РФ в данном вопросе полностью отражает требования ст. 6 Закона N 129-ФЗ, и это прямо указано в письме МНС РФ от 26 марта 2003 г. N ФС-6-09/345@ "К вопросу о предоставлении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц".

Вместе с тем ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ, вступающий в действие с 1 января 2004 г. (которым предусмотрено внесение в Государственный реестр и индивидуальных предпринимателей), в ст. 6 наряду со сведениями о паспортных данных вводит понятие "другие персональные данные физических лиц", которые могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Содержание же ст. 2 ("Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения") Закона N 24-ФЗ раскрывает понятие "информация о гражданах (персональные данные)" - это сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. МНС РФ обязано обеспечить публикацию и издание сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, по следующим показателям: полное наименование юридического лица, государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в ЕГРЮЛ, наименование и адрес регистрирующего органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица. Причем сведения подлежат размещению на сайтах управлений МНС России по субъектам РФ в сети Интернет.

Государственный реестр ведется на бумажных и электронных носителях. А вот при несоответствии между записями на бумажных и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях. Сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме с указанием перечня получения необходимых сведений: выписки из Государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица; справки об отсутствии запрашиваемой информации (справка выдается при отсутствии в Государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо). Срок предоставления содержащихся в Государственном реестре сведений не может составлять более чем 5 дней со дня получения соответствующего запроса. Закон не допускает отказа в предоставлении содержащихся в Государственном реестре сведений. Получателю необходимо учитывать, что предоставление информации по запросу может быть как бесплатно, так и платно. Информация предоставляется бесплатно: а) органам государственной власти, в том числе правоохранительным органам и судам по находящимся в производстве делам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, а также иным лицам, определенным федеральными законами, - в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; б) юридическому лицу о нем - один раз в год в одном экземпляре в виде выписки из Государственного реестра. За плату по запросу предоставляется информация:

а) юридическому лицу о нем - при повторном обращении в течение одного календарного года в виде выписки из Государственного реестра либо при обращении в регистрирующий орган за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в Государственный реестр; б) гражданам и организациям - сведения о конкретном юридическом лице при обращении за информацией о нем, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Вместе с запросом предоставляется копия платежного документа. Размер платы составляет 2 МРОТ за каждый документ. A вот за срочное получение сведений (не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса) - 4 МРОТ за каждый указанный документ. Пользователям гарантирована защита права на доступ к информации (ст. 24 Закона N 24-ФЗ), отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Лица, которым отказано в доступе к информации, и те, кто получил недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях. И последнее. Необходимо помнить и то, что риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.

------------------------------------------------------------------

Название документа