Рецензия на монографию Н. Н. Ковалевой "Информационное обеспечение органов власти на трех уровнях: государственном, региональном и местном"

(Гришина Я. С.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2013, N 1) Текст документа

РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Н. Н. КОВАЛЕВОЙ "ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НА ТРЕХ УРОВНЯХ: ГОСУДАРСТВЕННОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ" <*>, <**>

Я. С. ГРИШИНА

-------------------------------- <*> Grishina Ya. S. Review of monograph of N. N. Kovaleva "Informational ensuring of agencies of power at three levels: state, regional and local". M.: Yurlitinform, 2012. 264 p. <**> Ковалева Н. Н. Информационное обеспечение органов власти на трех уровнях: государственном, региональном и местном. М.: Юрлитинформ, 2012. 264 с.

Гришина Яна Сергеевна, доцент кафедры гражданского процесса ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия", кандидат юридических наук.

Опубликованная в начале 2012 г. монография к. ю.н., доцента кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия" Н. Н. Ковалевой "Информационное обеспечение органов власти на трех уровнях: государственном, региональном и местном" (М.: Юрлитинформ, 2012. 264 с.) представляет собой одну из первых отечественных работ, в которой успешно рассмотрены актуальные научно-методологические проблемы информационного права в процессе его становления и развития как фундаментальной науки. Автор рецензируемой работы известна научной общественности в качестве автора и соавтора около 100 работ, посвященных проблемам административного и информационного права, наиболее яркими и известными являются "Информационное право России. Учебное пособие" (М., 2007); Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (в соавторстве, СПС "КонсультантПлюс", 2007); "Административная реформа в России: федеральный и региональный уровень / Под ред. А. В. Малько" (в соавторстве, Тамбов, 2009); Комментарий к Федеральному закону от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (в соавторстве, СПС "КонсультантПлюс", 2010); "Государственное управление в информационной сфере" (Саратов, 2011) и др. Надо отметить, что проблемой комплексного научного исследования информационного обеспечения системы органов власти Н. Н. Ковалева занимается с 1997 г., к настоящему моменту разработав концепцию механизма информационного обеспечения государственного управления, который представляет собой систему способов и факторов, обеспечивающих необходимые условия для формирования и удовлетворения информационных потребностей пользователей (потребителей) информации, включая обеспечение информационных потребностей высших органов государственной власти, а также информационный контроль, выражающийся в качестве, методах и формах обеспечения информационной политики государства, в свою очередь, развитие системы функционирования информационного обеспечения осуществляется в целях повышения эффективности жизнедеятельности государства и общества. Значимость комплексного научного исследования информационного обеспечения системы органов власти обусловлена необходимостью теоретического анализа понятия, сущности, механизма, правовых режимов информационного обеспечения системы органов власти; потребностью в критическом анализе полноты, адекватности современным общественным отношениям достижений науки информационного права и действующего законодательства по соответствующей проблематике; а также постоянно и интенсивно растущими масштабами самого института информационного обеспечения системы органов власти. Особо хотелось бы подчеркнуть, что информационное обеспечение автором работы справедливо рассматривается в качестве одного из стратегических направлений повышения эффективности деятельности государственного управления, что вполне оправданно. Ведь информация является важнейшим компонентом, обеспечивающим полноценную жизнедеятельность как граждан, так и государства в целом. Актуальность работы также определяется потребностями развития управленческих процессов в обществе на основе достижений научно-технического прогресса в области информатики и информационных технологий, необходимостью укрепления государственности и преодоления кризиса государственного управления в условиях изменения приоритетных социально-экономических и геополитических факторов, развития законодательного обеспечения информационных отношений в обществе и совершенствования информационного обеспечения органов власти, повышения управляемости в реформировании всех сторон жизнедеятельности субъектов Российской Федерации с целью гармонизации социального пространства и обеспечения устойчивого развития общества. В монографии проанализирован процесс формирования, защиты и использования информационных ресурсов в условиях информатизации деятельности органов государственной власти, а также выявлено, что, к сожалению, в России, по существу, нарушена неразрывность информационного пространства; не обеспечиваются в полном объеме сохранность, эффективное использование и развитие информационных ресурсов в единой системе органов государственной власти; не удовлетворяются полноценно информационные потребности различных органов управления на федеральном, субъектном и местном уровнях; не реализуются в полном объеме закрепленные в Конституции Российской Федерации права граждан на информацию, недостаточен уровень взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации по обеспечению прав и свобод граждан в области информационной деятельности, доступа к информации; медленно совершенствуется нормативная правовая база, регулирующая отношения в области этого взаимодействия; сохраняются угрозы безопасности информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем как на федеральном, так и на региональном уровнях, растет количество новых видов правонарушений в информационной сфере; недостаточное внимание уделяется разработке концептуальных документов, а также созданию необходимых организационных структур и нормативно-правовой базы для формирования и проведения эффективной государственной политики в информационной сфере. В результате автору действительно удалось сделать интересные и хорошо аргументированные, основанные на глубоком анализе выводы, состоящие в обосновании развития информационного подхода в государственном управлении на основе создания современной системы формирования, защиты и использования информационных ресурсов; определения правовых и организационно-управленческих механизмов создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей различных субъектов права и управления; раскрытия инновационного потенциала информатизации государственного управления; установления приоритетов государственной политики в информационной сфере. Практическое значение данного исследования определяется его ориентацией на комплексное исследование проблемы информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, возможностью применения ряда выработанных автором предложений и рекомендаций, направленных на упорядочение нормативно-правового обеспечения в сфере информационных отношений, эффективное использование инновационного потенциала (правового, управленческого и социального) информационно-коммуникационных технологий как в сфере государственного управления, так и для создания развитой информационной инфраструктуры в Российской Федерации. Рецензируемая работа получилась обстоятельной, полной, проблемной и, что очень важно, тяготеющей к объективности. Ясность научной мысли автора, а также комплексность проведенного исследования позволяет читателю найти ответы на все возникающие в теории и на практике вопросы, касающиеся информационного обеспечения органов власти на трех уровнях: государственном, региональном и местном. Указанное позволяет сделать вывод о том, что книга представляется своевременной и научно оправданной, а ее тематика - актуальной и востребованной как с позиций теоретико-методологического анализа, так и с практической точки зрения. Вместе с тем любой результат творческого труда после прочтения, даже в том случае если производит общее благоприятное впечатление, вызывает некоторые замечания или пожелания. Данное исследование не является исключением. Полагаем, что работа, несомненно, выиграла бы, если бы в ней, во-первых, более детально был освещен и проанализирован зарубежный опыт процесса формирования, защиты и использования информационных ресурсов в условиях информатизации деятельности органов государственной власти и возможность применения данного опыта на территории Российской Федерации, а во-вторых, предложения автора по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере были бы обобщены в качестве самостоятельного приложения к работе. Таким образом, издание монографии "Информационное обеспечение органов власти на трех уровнях: государственном, региональном и местном" является заметным событием, достойным внимания юристов в силу теоретической и практической востребованности. Сама работа будет полезной не только представителям научного сообщества, практикующим юристам, но и всем, кто интересуется проблемами административного и информационного права.

------------------------------------------------------------------

Название документа