Благие намерения в рекламе

(Василишина Д.)

("ЭЖ-Юрист", 2012, N 32)

Текст документа

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ В РЕКЛАМЕ

Д. ВАСИЛИШИНА

Диана Василишина, юрист, г. Москва.

Подготовить рекламный материал невозможно без юриста, поскольку требуется соблюдение многочисленных законодательных ограничений, в том числе установленных Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Важно не только разбираться во всех нюансах, но и постоянно мониторить законодательную базу.

Реклама улучшает качество продукции?

В Интернете с 23 июля 2012 года полностью запрещена реклама любой алкогольной продукции (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 20.07.2012 N 119-ФЗ "О внесении изменений...").

Для продукции с содержанием этилового спирта 5% от объема готовой продукции и более реклама разрешается только в стационарных торговых объектах, осуществляющих ее розничную продажу, в том числе в дегустационных залах (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений...").

С 1 января 2013 года вступают в силу положения о запрете рекламы алкогольной продукции в периодических печатных изданиях (ч. 1 ст. 1 Закона N 119-ФЗ). Напомним, что в предыдущей редакции Закон не допускал рекламу алкогольной продукции в печатных изданиях только на первой и последней полосах газет и на первой и последней страницах и обложках журналов.

По-видимому, приняв во внимание безуспешную попытку запрета розничной продажи алкогольной продукции в ночное время, депутаты ЛДПР И. Лебедев и Я. Нилов инициировали изменения в законодательстве о рекламе. В Госдуму 16 апреля 2012 года был внесен законопроект N 56080-6 "О внесении изменений..." о тотальном запрете рекламы алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.

Вероятно, подобная инициатива имеет своей целью очередную попытку обеспечить здоровье и благополучие граждан, однако представляется, что она будет иметь обратный эффект. Ведь реклама в том числе способствует развитию здоровой конкуренции, а значит, и повышению качества продукции. Не имея информации ни о продукции, ни о бренде, потребителю остается надеяться на добросовестность производителя и розничного продавца. Не секрет, что во многом узнаваемость бренда позволяет и на потребительском уровне выявить контрафактную продукцию. Отсутствие информации об упаковке неизбежно приведет к росту контрафактной продукции, а значит, гарантий ее безопасного потребления становится все меньше.

Реклама лекарств не должна...

Самостоятельно облегчить недуг после потребления недоброкачественной продукции в скором времени будет непросто. Еще свежи воспоминания о запрете свободной продажи кодеиносодержащих препаратов, а скоро грядет и новый - запрет рекламы всех лекарственных средств и БАДов.

Реклама лекарственных средств - задача не из легких, решив взяться за нее нужно в первую очередь обратиться к Закону N 38-ФЗ. В нем приводятся общие требования к рекламе всех лекарств. Такая реклама не должна:

- обращаться к несовершеннолетним;

- содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения лекарства;

- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием рекламируемого лекарства;

- создавать представление о преимуществах рекламируемого лекарства;

- содержать утверждения/предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;

- способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения рекламируемого лекарства;

- создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

- гарантировать положительное действие рекламируемого лекарства, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;

- представлять рекламируемое лекарство в качестве БАДа/пищевой добавки/иного товара;

- содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность рекламируемого лекарства гарантированы его естественным происхождением (ч. 1 ст. 24 Закона N 38-ФЗ).

Для рецептурных лекарств реклама запрещена везде, за исключением мест проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях (ч. 8 ст. 24 Закона N 38-ФЗ). Лекарства, содержащие наркотические средства и психотропные вещества, запрещены к раздаче при проведении рекламных акций (ч. 10 ст. 24 Закона N 38-ФЗ).

Несмотря на предпринимаемые попытки, указанные требования не претерпевали изменений с 2006 года.

ЛДПР внесла законопроект

Депутаты от ЛДПР 4 мая 2012 года внесли в Госдуму законопроект N 67516-6 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О рекламе", для которого актуальным является принцип "проще запретить, чем контролировать". Инициатива депутатов не предлагает решения проблемы - получения населением полной, достоверной и доступной информации о лекарствах, а отказывает населению в ней вовсе.

Статья 1 законопроекта гласит: "Реклама лекарственных средств запрещается".

Под запрет о раздаче при проведении рекламных акций подпадут образцы любых лекарственных средств, а не только содержащие наркотические средства и психотропные вещества. Если с раздачей образцов можно согласиться, памятуя о любви к лечению мнительных граждан, находящих у себя несуществующие заболевания, то абсолютный запрет рекламы вызывает минимум непонимание, максимум - негодование.

Законопроект не учитывает ограниченные возможности жителей труднодоступных и малонаселенных районов страны посещать медицинского работника (ввиду его отсутствия и (или) в связи с его удаленностью). Проблему самолечения можно решить исключительно комплексно, обеспечив наличие укомплектованного штата медицинских работников как в крупных городах, так и в труднодоступных районах. При легких недугах, а также по каждому случаю незначительного заболевания (при головной боли, простуде, насморке и прочем) потребителям необходимо будет обращаться к врачу за выпиской рецепта или довериться фармацевту в аптеке.

Прогнозируемое на фоне принятия нового Регламента Федеральной антимонопольной службы по надзору за соблюдением законодательства о рекламе (Приказ ФАС России от 04.06.2012 N 360) увеличение количества проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в итоге приведет к усилению значимости фигуры фармацевта, но саму проблему не решит.

Учиться на ошибках других

Запрет рекламы не приведет к ожидаемому результату. Прежде чем выступать с подобной инициативой, стоит обратить внимание на опыт других стран, к примеру на соседа России - Республику Азербайджан.

В 2006 году с принятием в Республике Азербайджан нового Закона от 22.12.2006 N 208-IIIГ "О лекарственных средствах" было изменено и законодательство о рекламе: внесены поправки в Закон Азербайджанской Республики от 03.10.1997 N 376-IГ. Согласно поправкам реклама лекарственных средств попала под запрет. Инициаторы Закона рассчитывали, что экономия денежных средств производителями лекарств на рекламу позволит снизить их стоимость. Но были получены диаметрально противоположные результаты: на протяжении нескольких лет продажи лекарственных средств падали, на что рынок отреагировал ростом цен. Ситуация стабилизировалась только в июне 2010 года, когда Парламент Республики вновь разрешил рекламу лекарственных средств, сделав обоснованное исключение - сохранив запрет рекламы лекарств, отпускаемых по рецепту врача.

Идя по самобытному пути, не стоит забывать следующую истину: "Учись на ошибках других, дабы не делать собственных". Это и хочется посоветовать инициаторам законопроекта и депутатам, его рассматривающим.

Название документа