Мелкий шрифт в рекламе

(Бычков А.)

("ЭЖ-Юрист", 2012, N 32)

Текст документа

МЕЛКИЙ ШРИФТ В РЕКЛАМЕ

А. БЫЧКОВ

Александр Бычков, аспирант кафедры адвокатуры, нотариата, гражданского и арбитражного процесса РГТЭУ, г. Москва.

В деловом обороте хозяйствующие субъекты проводят различные рекламные кампании, направленные на продвижение своих товаров, работ и услуг. При этом зачастую все наиболее выгодные и привлекательные условия они выделяют в рекламе ярко и броско. Менее или вовсе не привлекательные коммерческие условия (размер комиссии или процентной ставки, дополнительные условия или ограничения) они размещают в рекламе мелким, а порой вообще нечитаемым шрифтом. Как защитить свои права потребителям?

Долой недобросовестную и недостоверную рекламу!

Нередко в рекламе используется прием, связанный с размещением основного завлекающего текста в ярком дизайне, а невыгодные или вовсе обременительные условия излагают рядом, но на ином фоне, чтобы создавалось впечатление, будто данный фрагмент к основной рекламе не относится. Таким образом, и законодательные требования формально выполняются (размещение необходимой информации в полном объеме), и вдобавок извлекается выгода от привлечения потока клиентов, которые неинтересные материалы на сером фоне не читают.

Такие недобросовестные действия хозяйствующих субъектов являются нарушением Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", за что они подлежат привлечению к административной ответственности.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается (ч. 1 ст. 5 Закона N 38-ФЗ).

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара (п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона N 38-ФЗ). Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч. 7 ст. 5 Закона N 38-ФЗ).

Административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе применительно к рассматриваемой нами ситуации предусмотрена в ст. 14.3 КоАП РФ "Нарушение законодательства о рекламе". Согласно данной статье нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 - 4 ст. 14.3, 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.; на должностных лиц - от 4000 до 20000 руб.; на юридических лиц - от 100000 до 500000 руб.

Рассмотрим наиболее показательные примеры из практики привлечения за нарушение требований Закона N 38-ФЗ недобросовестных хозяйствующих субъектов к административной ответственности.

Бледно-серый цвет шрифта

В рекламе тарифа оператора сотовой связи часть существенной информации о тарифе "Друзья. Праздник", которая может повлиять на намерение покупателя воспользоваться рекламируемым предложением и выбор тарифного плана, дана мелким нечитаемым шрифтом; бледно-серая цветовая гамма шрифта почти идентична цветовой гамме фона, на котором расположена информация о стоимости предоставления услуги связи по рассматриваемому тарифу.

Суд пришел к выводу, что данный текст невозможно прочесть без дополнительных технических средств; информация является недоступной для потребителя, в связи с чем существенные условия, позволяющие потребителям оценить ценовые условия исходящих местных звонков на номера "Билайн" в совокупности, в тексте спорной рекламы отсутствуют и действительная стоимость рекламируемых услуг искажается. Формальное присутствие в рекламе условий предлагаемой услуги, не позволяющих потребителю воспринимать их ввиду того, что они выполнены мелким нечитаемым шрифтом, не может рассматриваться как наличие этих условий. При таких обстоятельствах суд решил, что спорная реклама не соответствует п. 4 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона N 38-ФЗ, то есть является ненадлежащей, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным привлечения к административной ответственности (Постановление ФАС ВВО от 07.02.2012 по делу N А79-3324/2011).

Искажение стоимости

В другом деле суд установил, что рекламный текст невозможно прочесть без дополнительных технических средств; информация является недоступной для потребителя, в связи с чем существенные условия, позволяющие потребителям оценить ценовые условия оператора связи "МегаФон" в совокупности, в тексте спорной рекламы отсутствуют и действительная стоимость рекламируемых услуг искажается. Суд отклонил ходатайство заявителя о проведении экспертизы в связи с отсутствием такой необходимости, так как специальных познаний в области офтальмологии в данной ситуации не требуется. Оценка восприятия спорной информации, выполненной мелким шрифтом, может быть дана с точки зрения рядового потребителя, для которого она предназначена (Постановление ФАС ВВО от 27.02.2012 по делу N А79-4026/2011).

Недоступная информация

В оконном проеме, принадлежащем обществу магазина "Л'Этуаль" по адресу город Йошкар-Ола, улица Советская, 118, расположен рекламный баннер следующего содержания: "Только в ноябре 2009 50% ПОКУПКИ БЕСПЛАТНО!*", в его нижней части изображено два подарочных сертификата с надписями "Акция: Половина покупки - в подарок 100 рублей" и "Акция: Половина покупки - в подарок 300 рублей", ниже мелким шрифтом размещена информация: "*Сроки проведения акции с 1 ноября по 30 ноября 2009 г. При совершении разовой покупки на сумму от 200 рублей (итоговая сумма в чеке) каждый клиент получает 50% от суммы чека в виде сертификатов номиналом 100, 300 рублей. Сумма, возвращаемая клиенту в виде сертификатов, округляется в меньшую сторону. Сертификаты акции можно отоварить в любом магазине "Л'Этуаль" и SEPHORA в период с 1 по 17 января 2010 года. Накопительно-дисконтные карты "Л'Этуаль" в акции не участвуют. Информацию об организации стимулирующей акции, правилах ее проведения, количестве сертификатов, порядке, месте и сроках их предоставления и использования вы можете узнать на сайте www. letoile. ru, по телефону горячей линии 88002002345 (звонок по России бесплатный) и в магазинах "Л'Этуаль".

Спорная реклама содержит наиболее привлекательные для потребителя условия, а именно: "50% ПОКУПКИ БЕСПЛАТНО!" и "половина покупки в подарок" (на сертификатах номиналом 100 и 300 рублей), которые исполнены крупным шрифтом. Иные существенные условия проведения акции, размещенные в рекламе под знаком "*", выполнены мелким нечитаемым шрифтом, расположены внизу баннера на красном фоне, что не позволяло потребителю воспринимать данные сведения, в том числе источник информации об организаторе мероприятия, правила его проведения, количество подарочных сертификатов, сроки, место и порядок их получения, и не может расцениваться как их наличие.

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (ст. 9 Закона N 38-ФЗ). Поскольку в спорной рекламе эта информация была недоступна для восприятия, суд сделал вывод о том, что размещенная обществом реклама является ненадлежащей, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования (Постановление ФАС ВВО от 12.07.2011 по делу N А38-3621/2010).

Неоднозначное восприятие информации

Размещение существенных условий кредитования на оборотной стороне постеров, набранных к тому же мелким (трудновоспринимаемым без специальных оптических средств) шрифтом, в отрыве от контекста основной рекламы, напечатанной крупным шрифтом на лицевой стороне постеров совместно с изобразительными элементами вероятных состоявшихся потребителей банковских услуг, не позволяет рядовому потребителю однозначно воспринимать информацию, размещенную на оборотной стороне постера, как составную часть рекламы соответствующих банковских продуктов. Несмотря на очевидные технические и дизайнерские возможности, на лицевой части спорных постеров отсутствует указание на продолжение рекламной информации на их оборотной стороне; знак "*" (звездочка), имеющийся на лицевой стороне постера "КРЕДИТЫ МАЛОМУ БИЗНЕСУ", однозначно не воспринимается как ссылка на продолжение рекламной информации на оборотной стороне данного постера. Суд отметил, что постер "ВЫГОДНАЯ ИПОТЕКА" на лицевой стороне вообще не содержит каких-либо знаков и указаний на необходимость изучения его оборотной стороны, что свидетельствует о нарушении банком п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона N 38-ФЗ (Постановление ФАС ВВО от 21.04.2011 по делу N А43-17729/2010).

Введение потребителей в заблуждение

На стене дома 68а по проспекту Строителей города Иваново (местонахождение операционного офиса ОАО "НБД-Банк") размещено панно (размером 2,5 x 3 метра) с рекламой финансовой услуги, оказываемой банком, следующего содержания: "НБД-Банк. 54-20-82. До 17% годовых. Вклад "ПОБЕДА" (выделено крупным шрифтом). В то же время часть информации об иных условиях оказания услуги, которая необходима для принятия осознанного решения по размещению вклада и влияет на окончательную сумму доходов по вкладу, в рекламе отсутствует или указана мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяющим потребителям воспринять данные сведения.

В частности, мелким шрифтом указано, что для того, чтобы получить максимальный процент по вкладу, необходимо внести от 300000 руб. на срок от 540 дней; указанная ставка действует лишь для ветеранов и офицеров Вооруженных Сил, для всех остальных физических лиц максимальная процентная ставка составляет 16,5% годовых.

Данная реклама предназначена для импульсивного восприятия информации потребителями (быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, ее понимания, уяснения без длительного сосредоточения внимания). Рекламная информация, которая содержит наиболее привлекательное для потребителя условие, а именно о максимальной процентной ставке по вкладу - до 17% годовых, указана крупным шрифтом ярко-красного цвета. Иные условия вклада, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся данной услугой лица (сумма вклада, срок вклада), напечатаны мелким, нечитаемым шрифтом, не позволяющим потребителю воспринимать данные сведения, что не может расцениваться как их наличие. Такая реклама может ввести потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, в заблуждение относительно того, что при открытии вклада "Победа" вкладчик может получить доход в размере 17% годовых независимо от вида валюты, суммы и срока вклада, что не отвечает требованиям Закона N 38-ФЗ. С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях банка состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в ст. 14.3 КоАП РФ (Постановление ФАС ВВО от 29.04.2010 по делу N А17-9743/2009).

Неудобочитаемая реклама

При проведении проверки Роспотребнадзором ОАО "Вымпел-Коммуникации" было установлено, что шрифтовое оформление текста договора об оказании услуг связи "Билайн" не обеспечивает его удобочитаемость для потребителей. В частности, размер высоты прописных букв бланка договора составляет 1 мм и приводит к зрительной нагрузке при чтении и общему утомлению, что не позволяет потребителю ознакомиться доступным способом с условиями договора для получения полной информации для компетентного выбора. Суд согласился с доводами Роспотребнадзора о том, что мелкий шрифт текста договора об оказании услуг связи "Билайн" крайне затрудняет визуальное восприятие текста договора, что не позволяет потребителю получить полную информацию и сделать правильный выбор, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии у Роспотребнадзора правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания (Постановление ФАС УО от 11.01.2010 N Ф09-10649/09-С1).

Защита прав

При возникновении ситуаций, когда потребитель приобрел товар, работу или услугу, непривлекательные условия приобретения которых были размещены в рекламе мелким нечитаемым шрифтом, что ввело его в заблуждение, ему следует обращаться в территориальное управление Роспотребнадзора с заявлением о привлечении к административной ответственности своего недобросовестного контрагента. Возмещение своих убытков он может получить, обратившись в суд.

Несоблюдение законодательства о рекламе приводит к существенному нарушению прав потребителей при заключении договоров с хозяйствующими субъектами, поскольку потребители в значительной степени лишаются того, на что были вправе рассчитывать при их заключении, что дает им право на отказ от договора и право требовать возмещения причиненных убытков (ст. 450 ГК РФ).

При доказанности того факта, что сделка совершена под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, она может быть признана судом недействительной по иску потребителя, действовавшего под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ). Следует учитывать, что существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.

------------------------------------------------------------------

Название документа