Совершенствование регулирования оборота информационной продукции: защищая детей
(Щур-Труханович Л. В.) ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документаСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ: ЗАЩИЩАЯ ДЕТЕЙ
Л. В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ
Щур-Труханович Л. В., главный эксперт журнала "Торговое право", кандидат экономических наук.
В первый день сентября вступает в силу Федеральный закон N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", принятый в конце 2010 года, нормы которого применительно к торговле подробно анализировались на страницах журнала в начале 2012 года. Посчитав необходимым уточнить отдельные положения резонансного нормативного правового акта, законодатель внес изменения, содержание которых рассматривается в настоящей статье.
Ключевые слова: дети, оборот, защита, эксперты, Интернет, информация, общественный контроль, информационная продукция, знак информационной продукции.
За 3 дня до вступления в силу Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" <1> Президент РФ подписал Федеральный закон от 28.07.2012 N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <2>, которым изменено первоначальное регулирование порядка распространения информации, в том числе посредством печатных источников. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 03.01.2011. N 1. Ст. 48. <2> СЗ РФ. 30.07.2012. N 31. Ст. 4328.
В основном новеллы и уточнения направлены на регулирование отношений в связи с размещением информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи. В частности, расширен перечень видов информационной продукции, оборот которой разрешается без знака информационной продукции. Теперь, помимо 1) учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, 2) телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи, 3) информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, 4) информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий, 5) периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера, в указанный перечень вошли: а) информация, распространяемая посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, кроме сетевых изданий; б) комментарии и (или) сообщения, размещаемые по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого средства массовой информации. Поскольку техническими регламентами вопросы обозначения информационной продукции специальными знаками не регулируются, законодатель отказался от ссылок на акты технического регулирования и подзаконное регулирование в принципе, определив содержание указанного знака непосредственно в Федеральном законе.
Знак информационной продукции
Согласно новой редакции части первой статьи 12 Федерального закона обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется с соблюдением требований данного Федерального закона ее производителем и (или) распространителем следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей, не
достигших возраста 6 лет, - в виде цифры "0" и знака "плюс" (то есть 0+ );
2) применительно к категории информационной продукции для детей,
достигших возраста 6 лет, - в виде цифры "6" и знака "плюс" (то есть 6+ )
и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей старше 6 лет"; 3) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста 12 лет, - в виде цифры "12" и знака "плюс" (то есть
12+ )и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей
старше 12 лет"; 4) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста 16 лет, - в виде цифры "16" и знака "плюс" (то есть
16+ )и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей
старше 16 лет"; 5) применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста 18 лет, - в виде цифры "18" и знака "плюс" (то есть
18+ )и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания "для детей
старше 18 лет".
В соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона текстовое предупреждение об ограничении распространения информационной продукции среди детей выполняется на русском языке, а в случаях, установленных Федеральным законом от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" <1>, на государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации или иностранных языках. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 06.06.2005. N 23. Ст. 2199.
Интернет-магазины и сайты торговых организаций
Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, принципиальное значение имеет статья 14 Федерального закона. Согласно частям 1 и 2 названной статьи доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети Интернет в таких местах (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированный как средство массовой информации, может содержать знак информационной продукции (в том числе в машиночитаемом виде) и (или) текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей, соответствующие одной из категорий информационной продукции. При этом классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно в соответствии с требованиями данного Федерального закона. Если в первоначальной редакции Федерального закона экспертиза информационной продукции проводилась по одним правилам, то в редакции, применяемой с сентября 2012 года, эти правила изменились. Согласно статье 17 Федерального закона экспертиза информационной продукции проводится экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, граждан на договорной основе. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.10.2011 N 859 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию" <1> на выполнение указанной функции уполномочена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Рособрнадзор). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 31.10.2011. N 44. Ст. 627.
Аккредитация экспертов и экспертных организаций
Рособрнадзор осуществляет в установленном им порядке аккредитацию экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции, включая выдачу аттестатов аккредитации, приостановление или прекращение действия выданных аттестатов аккредитации, ведение реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций и контроль за деятельностью аккредитованных им экспертов и экспертных организаций. Информация об аккредитованных экспертах и экспертных организациях размещается на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в виде сведений из реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций: - о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, организационно-правовой форме юридического лица, адресе его места нахождения, адресах мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертных организаций); - о фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчестве индивидуального предпринимателя, адресах мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертов, являющихся индивидуальными предпринимателями); - о фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчестве физического лица, наименовании и организационно-правовой форме экспертной организации, адресах мест осуществления экспертной деятельности (в отношении аккредитованных экспертов, являющихся работниками экспертных организаций); - о номере и дате выдачи аттестата аккредитации; - о номере и дате приказа (распоряжения должностного лица) Рособрнадзора об аккредитации эксперта или экспертной организации; - о виде информационной продукции, экспертизу которой вправе осуществлять аккредитованный эксперт или аккредитованная экспертная организация; - о сведениях о приостановлении или прекращении действия выданного аттестата аккредитации.
Эксперты
В качестве экспертов для проведения экспертизы информационной продукции могут выступать лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии, за исключением лиц: 1) имеющих или имевших судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений против личности, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности; 2) являющихся производителями, распространителями информационной продукции, переданной на экспертизу, или их представителями. Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать 30 дней с момента заключения договора о ее проведении. Оплата услуг экспертов, экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением экспертизы информационной продукции расходов осуществляются за счет заказчика экспертизы. В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона экспертное заключение составляется в 3 экземплярах для передачи заказчику экспертизы информационной продукции, для направления в течение 2 рабочих дней со дня подписания экспертного заключения в Рособрнадзор и для хранения у эксперта или в экспертной организации в течение 5 лет. Информация о проведенной экспертизе информационной продукции и ее результатах размещается Рособрнадзором в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на своем официальном сайте в течение 2 рабочих дней со дня получения экспертного заключения.
Общественный контроль
Изменилось и первоначальное содержание общественного контроля за соблюдением Федерального закона. Осознав, что количество обращений граждан с требованиями о проведении экспертизы информационной продукции, расходы в связи с проведением которой ранее предполагалось возмещать преимущественно за счет бюджета, а в новой редакции перенесены на заказчика, законодатель исключил из содержания общественного контроля данный вид взаимодействия. Таким образом, в сентябре запускается довольно ограниченный механизм общественного контроля общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, гражданами посредством мониторинга оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в том числе посредством "горячих линий". В остальном для торговых операторов, осуществляющих торговлю информационной продукцией (печатными изданиями, полиграфией, аудиовизуальными произведениями на любых видах носителей, программами для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базами данных) правовое регулирование правил торговли не изменилось <1>. -------------------------------- <1> Прим. ред. Содержание нового правового регулирования оборота информационной продукции подробно рассматривалось на страницах "Торгового права" (2012. N 1. С. 27).
Однако под предлогом защиты детей от вредной информации существенно обогатилось законодательство об информации, о котором следует знать юридическим службам торговых операторов. В частности, понятийный аппарат Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1> дополнен следующими терминами и их легальными определениями: -------------------------------- <1> СЗ РФ. 31.07.2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448; ...; 11.04.2011. N 15. Ст. 2038.
- сайт в сети Интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет; - страница сайта в сети Интернет (интернет-страница) - часть сайта в сети Интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети Интернет; - доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет; - сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему; - владелец сайта в сети Интернет - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте; - провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет. Указанные термины вводятся в действие с 01.11.2012 одновременно с началом формирования в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Таким образом, комплексно решая вопросы управления информационной средой в целях защиты интересов детей, законодатель фактически создает основу для более тонкого и точного регулирования отношений, возникающих в связи с использованием сетевых технологий. Для осваивающих интернет-ритейл торговых операторов это означает реальную перспективу администрирования дистанционной торговли не только информационной продукцией.
------------------------------------------------------------------
Название документа Вопрос: Будет ли считаться рекламой информация об ассортименте реализуемой алкогольной продукции, размещенная торговой организацией на своем сайте в Интернете или опубликованная в корпоративном печатном журнале, раздаваемом бесплатно покупателям и контрагентам? Распространяется ли запрет на рекламу алкогольной продукции в Интернете на случай, когда сайт в Интернете зарегистрирован за рубежом и владельцем сайта является зарубежная компания? ("Торговое право", 2012, N 7) Текст документа
Вопрос: Будет ли считаться рекламой информация об ассортименте реализуемой алкогольной продукции, размещенная торговой организацией на своем сайте в Интернете или опубликованная в корпоративном печатном журнале, раздаваемом бесплатно покупателям и контрагентам? Распространяется ли запрет на рекламу алкогольной продукции в Интернете на случай, когда сайт в Интернете зарегистрирован за рубежом и владельцем сайта является зарубежная компания?
Ответ: На аналогичные вопросы по рекламе алкогольной продукции в сети Интернет и с помощью печатных средств массовой информации в связи со вступлением в силу 23.07.2012 Федерального закона от 20.07.2012 N 119-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" <1> ответила Федеральная антимонопольная служба (письмо от 03.08.2012 N АК/24981 <2>). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 23.07.2012. N 30. Ст. 4170. <2> СПС "КонсультантПлюс".
В соответствии с нормами названного Федерального закона с 23.07.2012 запрещается реклама алкогольной продукции (к которой в условиях нового правового регулирования относится и пиво) в периодических печатных изданиях и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Если запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в периодических печатных изданиях (как для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 5 процентов объема готовой продукции, так и для алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов объема готовой продукции) вступает в силу с 01.01.2013, то запрет на размещение рекламы алкогольной продукции в сети Интернет вступил в силу 23.07.2012. Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" <1> данный Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 20.03.2006. N 12. Ст. 1232; ...; 30.07.2012. N 31. Ст. 4322.
В связи с отсутствием в законодательстве Российской Федерации понятия "Интернет" ФАС России, основываясь на литературе, определяет его как всемирную систему объединенных компьютерных сетей, построенную на базе протокола 1P и маршрутизации 1Р-пакетов, посредством которой распространяется информация различных форматов и на различных языках. Русскоязычной частью всемирной сети Интернет является Рунет. Новый легальный понятийный аппарат определен в новой редакции статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1>, вступающей в силу 01.11.2012. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 31.07.2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448; ...; 25.07.2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4600.
Согласно нормам названной статьи: - сайт в сети Интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащихся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет; - страница сайта в сети Интернет - часть сайта в сети Интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети Интернет; - доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет; - сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему; - владелец сайта в сети Интернет - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте; - провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет. Как поясняется ФАС России, поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира. Учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве "виртуальной территории Российской Федерации", ФАС России полагает, что для целей применения статьи 21 Федерального закона "О рекламе" под рекламой, распространенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, понимается реклама, размещенная на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах. SU,.RU и. РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России. Установить лицо, являющееся владельцем (администратором) сайта, можно, обратившись к регистратору доменных имен, который осуществил регистрацию данного сайта на определенное лицо. В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено новой статьей 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", вступающей в силу с 01.11.2012, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" статьей 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Согласно пояснениям ФАС России установить регистратора сайта в зоне Рунета можно через справочный сервис www. cctld. ru или www. кц. рф. В зонах. NET,.ORG,.COM - через справочный сервис www. whois. net. Обратившись к регистратору, можно получить наименование и контактные данные лица - владельца (администратора) сайта в сети Интернет. Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" несет рекламораспространитель, которым в соответствии со статьей 3 данного Федерального закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Поскольку владелец (администратор) сайта осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации, то именно он должен признаваться рекламораспространителем в случае выявления рекламы, размещенной на данном сайте, соответственно, он должен нести ответственность в случае выявления нарушения части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" на данном сайте. Одновременно ФАС России обращает внимание территориальных органов ФАС России на то, что согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Вместе с тем согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" его положения не распространяются на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т. п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона "О рекламе" не распространяются. Соответственно, не будет подпадать под понятие рекламы сайт производителя или продавца алкогольной продукции, на котором в том числе будет приведен ассортимент производимых или реализуемых товаров. Кроме того, ФАС России указала, что согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. Таким образом, к алкогольной продукции относится пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. В случае если в пиве содержится этилового спирта не более 0,5 процента объема готовой продукции (так называемое безалкогольное пиво), то такое пиво не подпадает под понятие алкогольной продукции. Соответственно, на рекламу такого пива не распространяются требования статьи 21 Федерального закона "О рекламе". Вместе с тем согласно части 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные данным Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
С. А.Нарышкин Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, эксперт Центра исследований в сфере экономики и права
------------------------------------------------------------------
Название документа