Законодательство Испании в сфере обеспечения безопасного пользования несовершеннолетними сетью Интернет

(Ниорадзе В. В., Трофимец И. А.) ("Вопросы ювенальной юстиции", 2013, N 6) Текст документа

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ИСПАНИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ СЕТЬЮ ИНТЕРНЕТ

В. В. НИОРАДЗЕ, И. А. ТРОФИМЕЦ

Ниорадзе Василий Владимирович, второй секретарь Посольства России в Королевстве Испания.

Трофимец Ирина Александровна, доцент кафедры гражданского права Хабаровской государственной академии экономики и права, кандидат юридических наук, доцент.

В статье представлен обзор законодательства Испании по вопросам обеспечения безопасного пользования несовершеннолетними сетью Интернет. Проведенный анализ позволил отметить как положительный опыт, так и существующие проблемы законодательства и правоприменения в исследуемой области.

Ключевые слова: безопасное пользование, охрана прав несовершеннолетних, сеть Интернет.

Legislation of Spain in the sphere of ensuring secure use by minors of Internet V. V. Nioradze, I. A. Trofimets

Nioradze Vasilij Vladimirovich, the Second Secretary of the Russian Embassy in the Kingdom of Spain.

Trofimets Irina Aleksandrovna, assistant professor of the Chair of Civil Law at the Khabarovsk State Academy of Economics and Law, candidate of juridical sciences, assistant professor.

In this article authors presented the review of the Spanish legislation concerning ensuring safe using of the Internet network by minors. The analysis carried-out by them revealed the positive experience and existing problems in the legislation and its practice in the studied area.

Key words: safe using, protection of the rights of minors, Internet network.

Необходимость решения вопроса о защите несовершеннолетних от воздействия неблагоприятной информационной среды стоит перед законодателями многих государств и всего международного сообщества в целом <1>. -------------------------------- <1> Белицкая А. Защита несовершеннолетних от вредного воздействия информационной среды в законодательстве постсоветских стран // Законодательство и практика масс-медиа. 2006. N 7 - 8.

Основополагающие нормы, обеспечивающие безопасное пользование Интернетом несовершеннолетними, закреплены в Конституции Испании 1978 г. <2>. Так, в п. 4 ст. 39 говорится, что "дети пользуются защитой, предусмотренной в международных соглашениях, заключенных для защиты их прав". В соответствии с п. 4 ст. 20 Конституции Испании предусматривается возможность ограничения прав и свобод граждан "правом на честь, частную жизнь, собственное имя и охраной молодежи и детей". А также по п. 4 ст. 18 Конституции Испании допускаются ограничения в использовании информационных средств, "с тем, чтобы в полной мере охранять честь, семейную и личную жизнь граждан и полное осуществление ими своих прав". -------------------------------- <2> Constitucion Espanola 1978, de 6 de diciembre.

Испания является участником ряда международных соглашений, касающихся защиты прав несовершеннолетних, среди которых наиболее значимыми являются: Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; Факультативный протокол о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии от 6 сентября 2000 г. <3>; Конвенция Совета Европы о компьютерных преступлениях от 21 ноября 2001 г. <4> (все эти документы ратифицированы Испанией) и т. д. Одновременно в национальное законодательство инкорпорированы соответствующие нормы ЕС. -------------------------------- <3> В преамбуле этого документа выражается обеспокоенность "растущей доступностью детской порнографии в Интернете" и содержится призыв к более тесному сотрудничеству между правительствами и индустрией Интернета для решения этой проблемы. <4> В частности, ст. 9 о правонарушениях, связанных с детской порнографией.

Конституционные и международные нормы получили развитие в законах, содержащих конкретные механизмы обеспечения безопасного пользования несовершеннолетними Интернетом. К ним относятся Органический закон 1/1996 от 15 января "О юридической защите несовершеннолетних" <5>, Закон 34/2002 от 11 июля "Об услугах информационного сообщества и электронной торговле" <6>, Закон 7/2010 от 31 марта "Об аудиовизуальной коммуникации" <7> и др. -------------------------------- <5> Ley Organica 1/1996, de 15 de enero, de proteccion juridica del menor, de modificacion del Codigo Civil y de la Ley de Enjuiciamiento Civil. <6> Ley 34/2002, de 11 de Julio, de servicios de la sociedad de la informacion y de comercio electronico. <7> Ley 7/2010, de 31 de marzo, General de la Comunicacion Audiovisual.

Органический закон 1/1996 от 15 января "О юридической защите несовершеннолетних" (далее - Закон 1/1996) <8> - базовый нормативный правовой акт, регулирующий отношения по охране прав молодежи и детей в Испании. Применительно к Интернету п. 2 ст. 5 Закона 1/1996 устанавливает, что родители, воспитатели и органы государственной власти должны следить за тем, чтобы получаемая несовершеннолетними информация соответствовала конституционным принципам. Пункт 3 ст. 5 Закона 1/1996 обязывает компетентные ведомства страны наблюдать за тем, чтобы публикуемая в СМИ информация, предназначенная для несовершеннолетней аудитории, не наносила детям вреда, в частности не содержала сцен насилия, унижения человеческого достоинства, дискриминации и т. п. -------------------------------- <8> Согласно Декларации о правах ребенка 1989 г. и внутреннему законодательству Испании совершеннолетие наступает в возрасте 18 лет.

Наиболее детально вопросы пользования Интернетом, в том числе в контексте обеспечения безопасности несовершеннолетних, закреплены в Законе 34/2002 от 11 июля "Об услугах информационного сообщества и электронной торговле" (далее - Закон 34/2002). Так, п. 1d ст. 8 Закона 34/2002 предусматривает возможность принятия ограничительных мер в виде прекращения "услуги информационного общества" <9> или удаления данных, если нарушены принципы защиты прав несовершеннолетних. При этом в п. 1 ст. 8 оговаривается, что "только судебные органы могут принимать предусмотренные в данной статье меры, если, согласно Конституции и соответствующим законам, касающимся прав и свобод, их принятие относится исключительно к компетенции судебных органов". -------------------------------- <9> Услуга информационного общества - используемое в испанском законодательстве широкое понятие, включающее в себя любую услугу, предоставляемую на платной основе электронным путем. Под него подпадают интернет-магазины, электронные СМИ, провайдеры хостинга, доступа к Интернету, поисковые системы и т. д.

Для тех случаев, когда лицо, предоставляющее услугу с незаконным содержимым, зарегистрировано за пределами Испании, но в одном из государств ЕС или Европейского экономического пространства (ЕЭП) <10>, п. 2 - 4 ст. 8 Закона 34/2002 описывают процедуры взаимодействия с этими странами для принятия ограничительных мер. Если же услуга, содержащая нарушения, оказывается из-за пределов ЕС/ЕЭП, то, согласно п. 2 ст. 11 Закона 34/2002, на основании решения компетентного органа допускается возможность закрытия доступа к ней из Испании. -------------------------------- <10> ЕЭП состоит из стран ЕС и Исландии, Лихтенштейна и Норвегии.

Пункт 2 ст. 8 Закона 34/2002 обязывает "лиц, предоставляющих услуги информационного общества" <11>, сотрудничать с компетентными органами. В частности, с соответствующего разрешения суда они должны предоставлять данные, необходимые для установления лица, чьи услуги предположительно содержат нарушения. В свою очередь, п. 1 ст. 36 Закона 34/2002 устанавливает обязанность провайдеров услуг передавать компетентным ведомствам <12> всю необходимую информацию и оказывать необходимое сотрудничество, например предоставлять беспрепятственный доступ к оборудованию, документации и др. -------------------------------- <11> "Лицо, предоставляющее услуги информационного сообщества" - термин испанского законодательства, включает юридических и физических лиц. <12> В частности, речь идет о министерствах науки и технологий; промышленности, туризма и торговли; компетентных региональных ведомствах, а также в соответствующих случаях - о судебных органах.

В п. 3 ст. 12 Закона 34/2002 установлено, что лица, предоставляющие услуги информационного общества, должны "информировать о существующих инструментах фильтрации и ограничения доступа к определенному содержимому в Интернете, являющемуся нежелательным или потенциально вредным для молодежи и детей". Согласно п. 4 ст. 12 Закона 34/2002, провайдеры услуг обязаны уведомлять клиентов о возможной ответственности, которые те понесут в случае использования предоставляемых им услуг в незаконных целях. Статьи 13 - 17 Закона 34/2002 подробно рассматривают случаи, при которых лица, предоставляющие информационные услуги, могут быть в зависимости от тяжести нарушения привлечены к ответственности (гражданской, уголовной или административной). Так, согласно ст. 14 Закона 34/2002, операторы сетей и интернет-провайдеры при передаче их пользователями незаконных данных будут нести ответственность, если они сами выступили источником таких данных, внесли в них изменения (кроме автоматических изменений технического характера) или выбрали адресатов. Статья 15 Закона 34/2002 называет основания привлечения к ответственности лиц, предоставляющих услуги временного копирования данных. В частности, они не имеют права вносить изменения в получаемую для копирования информацию, предоставлять более широкий, чем предусмотрено изначально, доступ к ней и т. п. В ст. 16 Закона 34/2002, рассматривающей случаи привлечения к ответственности лиц, предоставляющих услуги хранения данных, критерием привлечения к ответственности выступает осведомленность о незаконности хранимой ими информации. Аналогичный критерий установлен и для лиц, предоставляющих услуги поисковых систем или указывающих ссылки, через которые пользователи могут найти незаконную информацию (ст. 17 Закона 34/2002). Согласно п. 1 ст. 18 Закона 34/2002, "органы государственной власти путем координации и консультаций должны способствовать подготовке и применению корпорациями, ассоциациями или организациями предпринимателей, профессионалов или потребителей Кодексов поведения по вопросам, регулируемым настоящим Законом". При этом п. 2 ст. 18 Закона 34/2002 отмечает, что "особенно должна учитываться защита несовершеннолетних". Предусмотрено, что эти Кодексы, в частности, могут включать процедуры обнаружения и изъятия незаконной информации, общие критерии классификации и маркировки содержимого. В ст. 38 - 41 Закона 34/2002 перечисляются ограничительные меры и ответственность за нарушения. Так, неисполнение решения компетентного органа о закрытии доступа к Интернету, прекращении передачи или размещения данных или любой другой услуги в случае, если компетентный орган принял соответствующее постановление на основании ст. 11 Закона 34/2002 настоящего Закона, считается особо тяжким нарушением и наказывается штрафом от 150 до 600 тыс. евро (п. 2b ст. 38 и п. 1a ст. 39 Закона 34/2002). За отказ допустить уполномоченных инспекторов к оборудованию или документации (п. 1 ст. 36 Закона 34/2002), что классифицируется как тяжкое нарушение, налагается штраф в размере от 30 до 150 тыс. евро (п. 3g ст. 38 и п. 1b ст. 39 Закона 34/2002). Отсутствие информации об инструментах контроля рассматривается как нарушение небольшой тяжести и карается штрафом до 30 тыс. евро (п. 4a ст. 38 и п. 1c ст. 39 Закона 34/2002). При этом повторное совершение двух или более особо тяжких нарушений в течение трех лет, при условии вступления соответствующего решения в законную силу, может привести (в зависимости от тяжести преступления, общественного резонанса, количества потерпевших и т. п.) к запрету деятельности в Испании совершившего нарушение лица сроком до двух лет (п. 1a ст. 39 Закона 34/2002). Кроме того, в зависимости от обстоятельств соответствующие решения компетентных органов могут быть опубликованы в официальном бюллетене Испании (п. 2 ст. 39 Закона 34/2002). Для тех случаев, когда нарушитель зарегистрирован за пределами ЕС/ЕЭП, доступ к его услугам из Испании может быть заблокирован сроком до двух лет при особо тяжких нарушениях, до года - при тяжких и до полугода - при нарушениях небольшой тяжести (п. 3 ст. 39 Закона 34/2002). Статья 41 Закона 34/2002 предусматривает возможность введения временных мер на период расследования нарушения. В частности, п. 1a этой статьи допускает временную приостановку деятельности лица, предоставляющего услуги информационного общества, временное закрытие его представительств; п. 1b - опечатывание и изъятие средств обработки и хранения информации, любого другого оборудования, а также документации, п. 1c - публикацию информации о возможных нарушениях. В этой же статье указывается возможность принятия указанных мер в срочном порядке (для немедленной защиты прав потерпевших), еще до возбуждения дела (п. 4). Однако они должны быть подтверждены, изменены или отменены в течение пятнадцати дней с момента их принятия и могут быть обжалованы в установленном законом порядке. При этом для приведенных мер всегда делается оговорка: во всех случаях должны уважаться принцип пропорциональности наказания совершенному нарушению (п. 3); а также гарантии, нормы и предусмотренные законодательством механизмы защиты прав на личную и семейную тайну, свободу выражения и информации. Кроме того, если, согласно Конституции и соответствующим законам, касающимся прав и свобод, регулирование деятельности или прав относится к компетенции судебных органов, только они вправе принимать предусмотренные в ст. 41 меры (п. 2). Генеральный закон 7/2010 от 31 марта об аудиовизуальной коммуникации (далее - Закон 7/2010) охватывает сферы телевидения и радио, однако его действие распространяется также на Интернет, в частности, для интернет-трансляций. Статья 7 Закона 7/2010, посвященная защите прав несовершеннолетних, устанавливает ограничения на трансляцию информации, которая может нанести серьезный вред физическому, ментальному или моральному развитию детей. Это касается сцен порнографии и насилия, потенциально вредной рекламы (в частности, призывающей к пластической хирургии, похудению) и т. п. Указанная статья предусматривает обязательную маркировку не предназначенной для несовершеннолетних теле/аудиопродукции и устанавливает допустимые часы ее трансляции. Общенациональное законодательство органично дополняется актами, принимаемыми на региональном уровне <13>. Так, в Автономном сообществе Мадрид действует Закон 5/2002 от 27 июня о наркотической зависимости и других вредных пристрастиях <14>, согласно ст. 2 которого запрещена реклама табака и алкогольных напитков в Интернете, СМИ, целевая аудитория которых - несовершеннолетние. Закон 12/2008 от 3 июля о всесторонней защите детей и подростков автономного сообщества Валенсия <15> обязывает операторов телекоммуникационных сетей принимать технические и юридические меры по защите детей от вредной информации (ст. 72) и т. д. -------------------------------- <13> Согласно Конституции, страна делится на 17 автономных сообществ, наделенных широкими полномочиями, в том числе в законодательной области. <14> Ley 5/2002, de 27 de junio, sobre Drogodependencias y otros Trastornos Adictivos. <15> LEY 12/2008, de 3 de Julio, de proteccion integral de la infancia y la adolescencia de la Comunita Valenciana.

Функции обеспечения безопасного пользования несовершеннолетними лицами Интернетом в Испании распределены между компетентными судебными и правоохранительными органами <16>, министерствами <17>, Уполномоченным по правам ребенка. Так, например, 12 сентября 2013 г. национальная полиция и испанское представительство компании Google заключили соглашение о сотрудничестве по проблеме безопасности детей в Интернете. "С момента подписания соглашения национальная полиция становится полноправным консультантом Google в вопросах защиты несовершеннолетних при использовании интернет-технологий. Для запуска инициативы на этой неделе встретились генеральный директор национальной полиции Игнасио Косидо и руководитель представительства компании Google в Испании Барбара Наварро. Совместные действия обеих организаций будут направлены на помощь родителям, учителям и детям в организации безопасного пребывания молодых людей в интернет-пространстве. В рамках соглашения учителя более 5000 школ станут слушателями курсов "Принципы безопасности детей в Интернете", организованных национальной полицией. Кроме того, испанская полиция задействует свои профили в различных социальных сетях, чтобы информировать и просвещать молодых людей о правильном использовании Интернета, о его передовой практике и бдительности в отношении любых рисков или мошенничества. На оперативном уровне национальная полиция начнет внедрять агентов, специализирующихся на технологических преступлениях. Миссия этих сотрудников будет заключаться в пресечении новых форм преступности, таких, как кибератаки, взломы, мошенничество и детская порнография. Google же, в свою очередь, будет предоставлять полезную информацию, рекомендации, стандарты и инструменты безопасности через свой веб-сайт" <18>. -------------------------------- <16> К ним относятся Бригада по расследованию технических преступлений Национальной полиции, Группа по телекоммуникационным преступлениям Национальной гвардии и т. д. <17> Министерства науки и технологий; образования; промышленности, туризма и торговли. <18> См.: URL: http://www. espanarusa. com/article. sdf/ru/news/tecnologia/419068.

Вопросы обеспечения безопасного пользования несовершеннолетними Интернетом регулярно обсуждаются в законодательном собрании Испании. Из последних представляющих интерес инициатив парламентариев - введение института скрытого агента в Сети (март 2011 г.); принятие национального плана по повышению осведомленности родителей о проблемах безопасности несовершеннолетних в Интернете (март 2012 г.). В Испании нет специального закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию <19>. Вместе с тем в национальном законодательстве с учетом международного и европейского опыта закреплены положения, нацеленные на обеспечение безопасного пользования Интернетом, в том числе несовершеннолетними. В частности, предусматриваются довольно высокие штрафы для нарушителей (до 600 тыс. евро), допускается блокирование доступа из Испании к зарегистрированным вне ЕС/ЕЭП сайтам и др. -------------------------------- <19> Например, в отличие от Российской Федерации. Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 01.07.2013. N 26. Ст. 3208.

Усилия государства по обеспечению прав несовершеннолетних в Интернете подкрепляются активной деятельностью неправительственных организаций (НПО). Так, активно действуют НПО: "Фундасьон Алиа", "Протехелес" и др. Их работа включает регулярные доклады, акции по привлечению внимания общественности, разработку программного обеспечения по фильтрации, отслеживанию и блокированию вредной информации (программы "Флоренсио", "Сибералиа", "Алерта") и т. д. Однако, как показывает статистика, острота проблемы не ослабевает <20>. Кроме детской порнографии, в фокусе общественности такие темы, как угрозы и домогательства в адрес несовершеннолетних, особенно в соцсетях, пропаганда образа жизни, приводящего к анорексии и булимии, наркоугроза. Существующие проблемы делают задачу обеспечения безопасности Интернета для несовершеннолетних одной из актуальных для Испании. -------------------------------- <20> Так, по данным "Фундасьон Алиа", на 2011 г. Испания - вторая в мире (после США) страна по объему хранящихся в Интернете архивов с порнографией несовершеннолетних.

Литература

1. Безугленко О. С. Классификация субъектов защиты несовершеннолетних от воздействия "вредной" информации // Информационное право. 2011. N 2. 2. Бекяшев К. А., Бекяшев Д. К. Международное публичное право: Сборник документов. М.: Проспект, 2009. 3. Белицкая А. Защита несовершеннолетних от вредного воздействия информационной среды в законодательстве постсоветских стран // Законодательство и практика масс-медиа. 2006. N 7 - 8. 4. Кобзева С. В. Сравнительно-правовой анализ регулирования оборота вредной информации в телерадиовещании и кинопрокате // Информационное право. 2010. N 2. 5. Рыдченко К. Д. Генезис института правовой защиты детей от вредоносной информации // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. N 3.

------------------------------------------------------------------

Название документа