Пресечь антиобщественную рекламу!
(Апарышев И.)
("ЭЖ-Юрист", 2012, N 21)
Текст документа
ПРЕСЕЧЬ АНТИОБЩЕСТВЕННУЮ РЕКЛАМУ!
И. АПАРЫШЕВ
Апарышев Игнат, референт государственной гражданской службы РФ III класса.
Социальная адаптация рекламы является важным элементом обеспечения информационной безопасности населения. В последние годы особую актуальность приобрели вопросы развития института социальной рекламы и правовой защищенности несовершеннолетних от опасной пропаганды. Эти проблемы стали поводом для модернизации законодательства о рекламе.
Информационная безопасность
Развитие коммуникационной сферы, несомненно, влечет за собой как положительные, так и негативные последствия. Сложившийся вектор прогресса информационных технологий сделал общественные процессы достаточно уязвимыми.
В последнее время актуальной становится проблема правовой защиты населения от вредного влияния информационной среды. При этом нельзя забывать, что право на получение информации распространяется не только на взрослое население, но и на несовершеннолетних.
Качество и доступность информации оказывают существенное влияние на психологическое воспитание ее потребителя. Пропаганда пьянства, потребления легких наркотиков и других одурманивающих веществ в "свободном" Интернете, компьютерных играх, книгах и сомнительных СМИ ведут к личностной деформации и формированию антиобщественных и маргинальных стереотипов поведения.
Современная российская политика обеспечения информационной безопасности направлена на создание норм, исключающих доступ опасной рекламы на широкий экран. Для гармоничного развития индивидуума необходима жесткая правовая фильтрация подобной информации.
Зарубежный опыт показывает, что наряду с законодательной инициативой стоит применять меры, направленные на пропаганду здорового образа жизни в информационной среде и образовательном процессе. Кроме того, особая роль должна уделяться обязательным социально-психологическим тренингам для несовершеннолетних и молодежи.
Актуальные проблемы
Правовые основы рекламной деятельности в РФ определяет Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 Закона N 38-ФЗ).
При этом законодательно установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Иная не допускается. В ст. 5 Закона N 38-ФЗ указаны признаки недобросовестной и недостоверной рекламы, а также приведены ограничения для тиражируемой информации.
Сегодня у российской рекламной сферы есть две наиболее актуальные проблемы:
1) правовое обеспечение информационной защиты детей;
2) место и роль социальной рекламы в информационной среде.
Современная эпоха демонстрирует правовую и социальную незащищенность несовершеннолетних в информационной среде. В связи с этим функционирование обеспечивающих норм является реальной необходимостью. Данная позиция подтверждается принципами Конвенции ООН о правах ребенка. Международное право признает, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.
Социальные фильтры
Обозначенные проблемы и международные обязательства заставили законодателя уделить этому вопросу должное внимание. Так, был принят Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", вступающий в законную силу с 1 сентября 2012 года. Отметим, что большая часть норм Закона N 436-ФЗ является практическим выражением Конвенции ООН о правах ребенка. Реализация нового закона будет способствовать оказанию помощи родителям в воспитании детей, а также формированию незыблемости нравственных и духовных гарантий несовершеннолетних.
Кроме того, ст. 6 Закона N 38-ФЗ четко определены ограничения, обеспечивающие защиту детей от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе.
В конечном счете роль социального фильтра под жестким контролем государства будут выполнять родители и воспитатели детей и подростков.
До недавнего времени социальная реклама была уделом районных газет и малобюджетных телеканалов. Сегодня эта категория рекламы стала серьезным блоком многих уважаемых печатных изданий и федерального телевидения.
В соответствии со ст. 10 Закона N 38-ФЗ социальная реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства. Как показали многочисленные социальные опросы, широкое распространение в 2011 году роликов, содержащих антирекламу общественно опасных явлений, запомнилось многим россиянам.
Существуют законодательные инициативы о том, что порядка 10% рекламного времени должно отводиться социальной рекламе. Вероятно, что она станет точечным способом борьбы государства за здоровый образ жизни населения. При этом вкупе с другими методами социальная реклама будет важным элементом государственного обеспечения информационной безопасности своих граждан.
Модернизация законодательства
Последним этапом социально-правовой адаптации современного законодательства о рекламе стало принятие Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе".
Статья 3 Закона N 218-ФЗ внесла изменения в Закон N 38-ФЗ, которые коснулись рекламы алкогольной продукции. В связи с признанием пива алкогольной продукцией и подведением его под требования Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" ст. 22 Закона N 38-ФЗ была признана утратившей силу.
На наш взгляд, данное нововведение окажет исключительно положительное влияние на сокращение пивного алкоголизма, так как повсеместная реклама пива, заполонившая все отечественные СМИ, стала уже не просто проблемой, а, скорее, национальной катастрофой.
Также законодатель ставит в приоритет информационную осведомленность своих граждан. Теперь в рекламе алкогольной продукции необходимо будет указывать сведения о наличии в продукте биологически активных добавок и витаминов. При этом установлен запрет на использование образов людей и животных, в том числе выполненных с помощью мультипликации (анимации).
Жесткие ограничения
Ужесточение требований произошло и на транспорте. Запрет рекламы алкогольной продукции коснулся не только всего общественного транспорта, но и зданий и сооружений, обеспечивающих его функционирование. В данном случае речь идет об остановках, перронах и вокзалах.
Кроме того, реклама алкогольной продукции разрешается только в печатных изданиях, не предназначенных для несовершеннолетних. Она не может быть размещена на первой и последней полосах газет, на первой и последней страницах и обложках журналов. А также в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Особое внимание необходимо уделить и тому, что теперь на законодательном уровне нельзя будет рекламировать проведение стимулирующих мероприятий, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции.
Отметим, что с учетом необходимости соблюдения переходного периода и проведения подготовительных мероприятий все вышеуказанные новшества вступают в законную силу уже с 23 июля 2012 года.
------------------------------------------------------------------
Название документа