Краткий научно-практический комментарий норм, регулирующих жилищное обеспечение военнослужащих и членов их семей, согласно проектам новых военных законов (Начало)
(Воробьев Е. Г.) ("Военно-юридический журнал", 2010, N 2) Текст документаКРАТКИЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ЖИЛИЩНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ, СОГЛАСНО ПРОЕКТАМ НОВЫХ ВОЕННЫХ ЗАКОНОВ
Е. Г. ВОРОБЬЕВ
Воробьев Е. Г., доцент, кандидат юридических наук.
Введение
Жилищная тема для военнослужащих - наиболее острая и животрепещущая. Поэтому неудивительно постоянное обращение к ней, в том числе и посредством комментариев к действующему законодательству. В качестве наиболее известных можно назвать такие издания, как, например, "Жилищные права и льготы граждан в России" <1>, "Жилищные права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" <2>, "Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" <3>, "Жилищная энциклопедия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" <4>, "Право военнослужащих на жилище" <5>. Однако указанные издания вышли достаточно давно, а потому требуют внимательного сличения с новым законодательством, отражающим кардинальное обновление системы жилищно-правовых отношений, произошедшее с момента введения в действие Жилищного кодекса РФ 2004 г. (далее - ЖК РФ). В условиях новой жилищной политики государства, начавшейся с 1 марта 2005 г., вышли следующие издания: учебник по жилищному праву <6>, "Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" <7>, российский военно-правовой сборник N 4 "Актуальные вопросы жилищного обеспечения военнослужащих" <8>, "Жилищное обеспечение военнослужащих" <9>, "Справочник по жилищным вопросам для жилищных комиссий, военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" <10>. Остальные работы не столь масштабны и представляют собой разовые научные публикации, как правило, по отдельным правовым вопросам в указанной области. -------------------------------- <1> Пчелинцева Л. М., Пчелинцев С. В. Жилищные права и льготы граждан в России: Комментарий законодательства и практики с приложением федеральных законов и иных нормативных правовых актов и документов. М.: Изд-во НОРМА, 2001. <2> Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Жилищные права военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М.: За права военнослужащих, 2001. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" (постатейный) А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева включен в информационный банк согласно публикации - "За права военнослужащих", 2005 (издание четвертое, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <3> Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". М.: За права военнослужащих, 2003. <4> Кудашкин А. В., Фатеев К. В. Жилищная энциклопедия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М.: За права военнослужащих, 2003. <5> Пчелинцева Л. М. Право военнослужащих на жилище: Теоретические аспекты и проблемы реализации. М.: Изд-во "НОРМА", 2004. <6> Кудашкин А. В. Жилищное право: Учебник. М.: РОД "За права военнослужащих", 2005. С. 218 - 262. <7> Кудашкин А. В. Жилищное обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М.: За права военнослужащих, 2005. <8> Актуальные вопросы жилищного обеспечения военнослужащих: Российский военно-правовой сборник. N 4. М.: За права военнослужащих, 2005. <9> Белов В. К. Жилищное обеспечение военнослужащих. Государственные жилищные сертификаты и накопительно-ипотечная система: Юридический справочник. М.: За права военнослужащих, 2006. <10> Кудашкин А. В. Справочник по жилищным вопросам для жилищных комиссий, военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. М.: РОД "За права военнослужащих", 2009.
Истоки популярности освещения научных проблем в вопросах жилищного обеспечения военнослужащих следует искать в тех правовых хитросплетениях, с которыми авторам неизбежно приходится сталкиваться. Существующие в настоящее время правила, сконцентрированные главным образом в ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе), в Федеральном законе "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон о НИС) и в ряде подзаконных нормативных правовых актов, представляют собой весьма запутанную, можно сказать, "лоскутную", далекую от упорядоченности систему правовых норм. Объяснение такому беспорядку в правовом материале лежит в истории вопроса. С момента принятия первой редакции Закона о статусе в 1993 г. и до настоящего времени правовые нормы всех указанных источников многократно изменялись и дополнялись, но должным образом ни разу не упорядочивались, вследствие чего сохранили на себе следы всех этапов правового регулирования жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей за более чем 15-летний период. В результате этого среди правовых норм о жилищном обеспечении военнослужащих в настоящее время встречаются и внутренне противоречивые нормы, и "пробелы" в регулировании, и многочисленные нормы-декларации, и нормы-дублеры, и нормы-рудименты от более не существующих правил или же правил, оставшихся "жить" в военном законодательстве в их прежнем наполнении и юридическом содержании, вопреки измененным "родственникам" в других отраслевых законах и проч. По указанным причинам любое обращение к вопросу о возможном совершенствовании военного законодательства, в том числе в части жилищного обеспечения военнослужащих, заслуживает самого пристального внимания. Подобный интерес должна вызвать и информация, помещенная на интернет-сайте "Военное право" <11>, где уже довольно давно размещены проекты новых Федеральных законов "О военной службе Российской Федерации" <12> и "О воинской обязанности граждан Российской Федерации" <13>. Первые комментарии к различным частям этих проектов опубликованы в текущих номерах журнала "Право в Вооруженных Силах". -------------------------------- <11> Субпортал "Военное право" разработала и поддерживает региональная общественная организация "За права военнослужащих", которая представляет свои проекты: журналы "Право в Вооруженных Силах", электронное периодическое издание "Военное право", книги серии "Право в Вооруженных Силах - консультант", выпуски "Юридической энциклопедии для военнослужащих", сетевой журнал "Военное право". URL: http://www. voennoepravo. ru. <12> URL: http://www. voennoepravo. ru/node/3545. <13> URL: http://www. voennoepravo. ru/node/3544.
Согласно представленному там же сообщению, проектные законы планировалось ввести в силу уже с 1 января 2010 г. взамен действующих в настоящее время Федеральных законов "О статусе военнослужащих" и "О воинской обязанности и военной службе". В то же время по результатам законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2009 г. <14> и согласно примерной программе законопроектной работы на период весенней сессии 2010 г. <15> среди вопросов, подлежащих первоочередному рассмотрению по разделу обороны и безопасности, рассмотрение указанных законопроектов не значится. Поэтому очевидно, что в случае продолжения законотворческой деятельности в обозначенном направлении временные границы разработки и принятия новых законов будут существенно сдвинуты на более поздние сроки. -------------------------------- <14> Щукин А. В. О законопроектной работе Комитета Государственной Думы по обороне в период осенней сессии 2009 года // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 12. С. 6 - 12. <15> URL: http://www. duma. gov. ru/.
Однако для военных правоведов в данном случае важны не столь конкретные временные рубежи, сколько тот факт, что инициатива коренного обновления военного законодательства (независимо от того, получит она сейчас реальное воплощение в жизнь или нет) создает благоприятные возможности для дополнительного осмысления наиболее актуальных вопросов военного строительства, в том числе в отношении базисных положений о статусе военнослужащих. Самое время с учетом имеющихся теоретических наработок и правоприменительной практики, накопленных за более чем пятнадцатилетний период, вынести на широкое обсуждение свои аргументированные научно-практические предложения по возможному совершенствованию военно-правового регулирования как в целом, так и по отдельным вопросам. Весьма значима именно заблаговременность и долгосрочность такого обсуждения, если припомнить, что основной порок современной законотворческой деятельности заключается в необъяснимой стремительности при принятии новых законов, келейности в их обсуждении, невосприимчивости к общественному мнению и к имеющимся научным достижениям. Так, например, только в период кратковременного "бойкота" работы Государственной Думы ФС РФ депутатами фракций, "проигравшими" выборы 11 октября 2009 г., по выражению М. Озеровой, Дума в лице оставшихся единороссов работала весьма "ударными темпами": 15 октября было рассмотрено в среднем восемнадцать законов в час, в 16 октября - десять законов в час <16>. Не нужно быть правоведом для того, чтобы понять, какое качество законов может быть при таком подходе. -------------------------------- <16> Озерова М. 10 законов в час: С такой скоростью работают единороссы-стахановцы // Московский комсомолец. 2009. 17 октября.
Проблему указанных недостатков в нормотворчестве осознают и самими депутаты <17>, и юристы-ученые <18>, и просто граждане, на себе ощущающие все нормативные изъяны и противоречия таких эрзац-законов. Многие известные юристы, например В. Блажеев (ректор МГЮА) и М. Барщевский (полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации), критикуют подобное положение дел, указывая на то, что: -------------------------------- <17> Владимиров Д. Закон о хорошей работе: спикер СФ предлагает заставить парламентариев трудиться честнее // Российская газета. 2007. 27 июня. <18> Ямшанов Б. Ошибки в законе. Эксперты бьют тревогу: каждый седьмой правовой акт нуждается в исправлении // Российская газета. 2007. 7 декабря.
- самое страшное, когда нет никакого научного плана развития законотворческого процесса, который протекает как бы по ситуации, чисто утилитарно; - забыты лучшие примеры законотворчества, когда законы создавались многолетним трудом ученых и практиков, зато потом действовали десятилетия без изменений; - недопустима формула, принятая сейчас: давайте, мол, примем закон, а потом, если возникнут какие-то проблемы, мы его быстренько подкорректируем <19>. -------------------------------- <19> Элита по наследству: Без юриста сегодня никуда... // Российская газета. 2009. 23 июля.
Следовательно, обмен мнениями по поводу предложенных законопроектов будет весьма полезным, если это поможет донести до законодателя истинное положение дел в обществе, подсказать "узкие места" и "пробелы" в законах для более адекватного правового регулирования в области обороны и безопасности государства с учетом справедливого баланса публичных и частных интересов. В рассуждениях, предлагаемых читателю далее, предмет рассмотрения вышеупомянутых проектов заужен лишь рамками правового регулирования жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей, что и было обозначено в названии статьи. Несмотря на такую "узость", актуальность предлагаемой темы, как затрагивающей одно из наиболее значимых социально-экономических прав защитников Отечества, позволяет надеяться на высокую заинтересованность большей части аудитории "Военно-юридического журнала". Прежде чем приступить к непосредственному анализу предлагаемых изменений (а закон в новом виде предполагает именно содержательные изменения, ибо в противном случае он будет законом прежним, независимо от его новой формы), представляется необходимым определиться с выбором цели и методов. Вопрос может быть поставлен следующим образом: для чего и каким образом исследовать новые нормы? Целью данного комментария следует полагать научно-практическую оценку сложившегося состояния правового регулирования жилищного обеспечения военнослужащих и целесообразности предлагаемых в проектах нормативных коррективов. При выборе методов правовые нормы следовало бы исследовать с двух позиций: практической и научно-теоретической. Практический подход заключается, прежде всего, в применении метода сравнительного исследования, когда новые правила, предлагаемые в проектах, надо сличать с действующими в настоящее время нормами и устоявшейся правоприменительной практикой. Однако научно-теоретический подход не может ограничиться лишь простым сравнением-констатацией. Он предполагает применение также методов системного и исторического анализа как новых, так и старых правил, диалектический взгляд на протекающие правовые явления. Это значит, что нормы проектов надлежит рассмотреть как целостную систему правил, причем как внутриотраслевую, так и межотраслевую. Необходимо выявить тенденции развития законодательства в области жилищно-правового регулирования и соответствие этих тенденций реальным общественным процессам, обозначить не только проблемы, но и предложить законодателю если не их решение, то хотя бы возможные направления для этого. В целом же следует стремиться к тому, чтобы максимально приблизиться к соединению практической и научно-теоретической сторон исследования существа настоящего и будущего закона, не забывая при этом и о прошлом его содержании, и об общественных явлениях, им охватываемых. Определившись с целью и методами, можно приступить к непосредственному изложению отдельных положений проектов Федеральных законов "О воинской обязанности граждан Российской Федерации" и "О военной службе Российской Федерации", в части норм, регламентирующих жилищное обеспечение военнослужащих и членов их семей. Выбранные нормы проектов приводятся полностью. Нормы действующего законодательства воспроизведены как полностью, так и частично, в кратком их изложении или даже без такового в зависимости от меры их совпадения или несовпадения с предлагаемыми новыми правилами. В отличие от традиционных подходов, когда в комментарии дается дополнительное детальное пояснение комментируемых норм, нами избран весьма редкий научно-проблемный подход. Он предполагает, в частности, что читателю уже известны и понятны основные правила регулирования жилищных отношений с участием военнослужащих и членов их семей, а потому все внимание должно быть сконцентрировано на освещении и анализе главным образом проблемных вопросов комментируемого закона и практики его реализации. Нужно учесть также фактор ограничения объема материала в соответствии с требованиями к публикациям в периодических изданиях.
А теперь - комментарий
Проект Федерального закона "О воинской обязанности граждан Российской Федерации" Статья 40. Материальное обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и граждан, призванных на военные сборы 6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и граждане, призванные на военные сборы, размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов. За указанными лицами сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу (на военные сборы). Они не могут быть сняты с учета в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Комментарий. Прежде чем приступить к рассмотрению данной нормы, есть смысл заострить внимание на одном весьма важном обстоятельстве. В отличие от действующего сейчас военного законодательства, в проектах предложено разделить регулирование статуса военнослужащих: нормы о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих по призыву разместить в комментируемом законе, а правовые вопросы статуса всех остальных категорий военнослужащих урегулировать в другом законе, комментарии которого представлены далее. Данное предложение представляется хотя и допустимым, но нецелесообразным, так как такое нормативное разделение однородных, по сути, правил о едином статусе военнослужащих следует рассматривать как отступление от общепринятой юридической техники. Результатом такого отступления станут такие негативные проявления, как неизбежная избыточность норм вследствие их дублирования, наличие большого числа отсылочных и бланкетных норм (предполагающих обращение к другим нормам, в том числе и в иных законах), возможные коллизии норм одного закона с нормами другого закона, неполнота охвата правового регулирования (пробелы в регулировании) и т. п. изъяны. Что же до комментируемого правила, то особые гарантии сохранения жилищных прав военнослужащих по призыву (ранее именуемых военнослужащими срочной службы) существовали и в советское время, и в условиях современной России. Однако новая норма, несмотря на ее внешнее сходство с действующей в настоящее время, на самом деле существенно отличается от существующей. Поэтому есть смысл привести последнюю полностью. Согласно п. 11 ст. 15 Закона о статусе, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по призыву, размещаются в соответствии с требованиями общевоинских уставов. За военнослужащими - гражданами, проходящими военную службу по призыву, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нетрудно заметить, что: - во-первых, место категории "курсанты" заняла категория "граждане, призванные на военные сборы". Вполне резонен вопрос о том, целесообразно ли вводить подобные жилищные гарантии именно этим лицам ввиду непродолжительности самих военных сборов (предельно - от 2 до 4 месяцев) при сохранении всех прав в связи с очевидно временным отсутствием по месту жительства; - во-вторых, указанная выше замена привела к тому, что категория курсантов военных образовательных заведений оказалась "забытой". Примечательно, что данное право-гарантия для курсантов вообще не упомянуто в проектах новых военных законов. Между тем многочисленность таких военнослужащих, длительность их учебы в период учебы (от 4 до 5 лет), а также предполагаемое последующее изменение их места жительства после окончания образовательного заведения для долгосрочной службы в должности офицера (не менее 5 лет) как раз и требует особых гарантий сохранения их жилищных прав, возникших до поступления в военный вуз; - в-третьих, институт нуждающихся "в улучшении жилищных условий" для анализируемой категории граждан в проекте предлагается заменить институтом нуждающихся в жилых помещениях "по договорам социального найма". Авторами проектов, следовательно, предлагается "заузить" основания нуждаемости по сравнению с имеющимися в настоящее время, которые охватывают все возможные формы жилищного обеспечения. Закрепление в законе указанного положения в том виде, в котором оно предложено, приведет, например, к утрате права на улучшение жилищных условий путем увеличения площади служебного жилого помещения родителем-военнослужащим по контракту, членом семьи которого является призывник. Иными словами, анализируемая норма далека от должного охвата общественных потребностей. Проект Федерального закона "О военной службе Российской Федерации" Статья 14. Права военнослужащего 1. Военнослужащий имеет право на: ...14) жилищное и социально-бытовое обеспечение... Комментарий. Предлагаемая норма - новелла, однако, несмотря на ее новизну, она не несет сколь-нибудь значимой юридической нагрузки. Во-первых, право на жилищное обеспечение, как и большинство иных декларируемых в комментируемой норме прав, получает основное юридическое закрепление и детализацию в последующих нормах проекта; во-вторых, предлагаемое "новое" право на социально-бытовое обеспечение в последующих нормах проекта не закрепляется и не регламентируется каким-либо конкретным образом. Как следствие, анализируемая норма становится нормой-аннотацией прав военнослужащих, поэтому выглядит юридически бесполезной, а потому излишней. Статья 66. Правовые основы предоставления государственных гарантий 6. Оскорбление военнослужащего, насилие, угроза применения насилия к военнослужащему, посягательство на его жизнь, здоровье, честь, достоинство, репутацию, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие его права в связи с исполнением им обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Комментарий. Правозащитники могут рукоплескать, но особой практической пользы от п. 6 ст. 66 проекта ждать не приходится. Положительно то, что вместо прежней достаточно абстрактной гарантии правовой и социальной защищенности военнослужащих (ст. 3 Закона о статусе) в проекте предлагается поименовать те права, гарантии и компенсации, которые наиболее часто нарушаются. Однако достижение этой правильной, по сути, цели правового регулирования возможно не путем их более детальной декларации в виде перечисления, а совсем иным образом: разработкой и закреплением в законе соответствующих правовых механизмов, введением дополнительных правовых санкций в отношении нарушителей, установлением конкретных мер восстановления нарушенных прав. Ничего подобного проект не содержит. Для подтверждения наших выводов проанализируем, каким образом может быть обеспечена, например, защита от посягательства на жилищные права военнослужащего в форме бездействия государства по его предоставлению при переезде к новому месту службы. Это самая типичная, наиболее распространенная ситуация. Однако, кроме существующих и сейчас форм временного размещения бесквартирных военнослужащих: путем аренды жилых помещений у частных лиц для предоставления бесквартирным военнослужащим (на практике применяется крайне редко); посредством компенсационных выплат за наем (поднаем) жилых помещений самими военнослужащими в размерах, не покрывающих основной массы денежных затрат; путем временного предоставления общежитий или помещений маневренного фонда (которых зачастую просто нет), в проекте ничего не предложено. Но все эти меры представляют собой лишь некие дополнительные компенсации со стороны государства-должника, а отнюдь не его ответственность как субъекта, системно не исполняющего своего публичного обязательства перед бесквартирными военнослужащими и членами их семей. Где же правовые основы гарантий, анонсируемые в предлагаемой норме? Статья 67. Право на свободу передвижения и выбор места жительства 1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащим с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащего в расположении воинской части, его выезд за пределы гарнизона, на территории которого он проходит военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащего за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Военнослужащий имеет право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащего и членов его семьи (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы. 3. Военнослужащий при увольнении с военной службы имеет право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Комментарий. Проект полностью повторяет существующую в настоящее время норму ст. 6 Закона о статусе, а поэтому вполне приемлем и в таком виде. Между тем представляется, что правила об ограничении права на свободу передвижения и выбора места жительства для военнослужащих в период их службы не должны по-прежнему отдаваться на откуп подзаконному правовому регулированию (нормами общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ). Такой вывод вытекает из конституционного требования о возможном ограничении прав и свобод человека и гражданина только на основании федерального закона и только в соответствующих конституционно значимых целях (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Проект, таким образом, предполагает содержательную доработку и детализацию данной нормы в указанном направлении для регулирования непосредственно законом вопросов соотношения места службы и места жительства, возможности изменения места жительства с учетом конкретных публичных ограничений. Также не менее актуальным, а потому требующим дополнительной правовой регламентации механизма реализации является вопрос о праве на выбор места жительства после увольнения с военной службы. Так как более детально это право будет освещено далее (см. комментарий к п. п. 22, 23 ст. 76 проекта), в этом месте ограничимся лишь указанием на такую необходимость. Статья 72. Отпуска, предоставляемые военнослужащему 15. Отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток предоставляется военнослужащему в случаях: ...необходимости совершения юридических действий по оформлению и государственной регистрации ипотеки при предоставлении государственного целевого жилищного займа; необходимости оформления и государственной регистрации права собственности на жилые помещения, в том числе приобретаемые с использованием государственных жилищных сертификатов... Комментарий. Среди перечня традиционных дополнительных отпусков по личным обстоятельствам, предусмотренных действующим военным законодательством (п. 10 ст. 11 Закона о статусе), проектом предлагается ввести новые особые отпуска, обусловленные необходимостью прохождения процедур оформления военнослужащими своих прав на постоянное жилье при его приобретении в собственность посредством государственных жилищных сертификатов или через накопительно-ипотечную систему. Данное нормативное предложение представляется целесообразным, учитывающим объективную потребность военнослужащих, участвующих в данных формах жилищного обеспечения. Однако еще более целесообразным представляется разработка и нормативное закрепление такого правового механизма, который как раз бы освобождал военнослужащего от этих самых процедур, о чем мы уже писали на страницах "Военно-юридического журнала" <20>. Ведь большинство военнослужащих, имеющих право на приобретение жилья за счет государственных денежных средств, на современном жилищном рынке представляют собой дилетантов с большими деньгами, легкую добычу для разного рода аферистов-риелторов, липовых застройщиков, коммерсантов под личиной юристов-консультантов по недвижимости, коррумпированных чиновников всех мастей и проч., "пасущихся" на этом сверхприбыльном Поле чудес... По большому счету вот где требуется особая правовая защита военнослужащих, а не в предоставлении им отпусков длительностью 10 дней. За это время, кстати, подобрать нормальное жилье весьма проблематично, чаще всего невозможно, а что до жилищных прав на жилые помещения, то их до конца так и не оформишь и не зарегистрируешь (поинтересуйтесь у тех, кто этим уже занимался). -------------------------------- <20> Воробьев Е. Г. Федеральное законодательство о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: к вопросу о предмете правового регулирования // Военно-юридический журнал. 2009. N 2.
Следовательно, государство должно позаботиться о правовом урегулировании не только выделения денег, но и о создании механизма их гарантированной реализации без всяких рисков для военнослужащих, т. е. необходимо нормативно обеспечить осуществление жилищных прав военнослужащих от начала и до конца. И многочисленный институт "тыловых" чиновников-профессионалов (как военных, так и гражданских) должен быть задействован для этой государственно значимой цели. Статья 74. Дополнительные выплаты 2. При переезде военнослужащего на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части ему производятся выплаты: ...подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего - гражданина, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилых помещений) в другие населенные пункты. Выплата указанного пособия военнослужащему, проходящему военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где к его денежному довольствию установлены коэффициенты (районный, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях), производится с учетом указанных коэффициентов... Комментарий. Предлагаемая норма в таком же виде установлена в п. 3 ст. 13 Закона о статусе. Указанные выплаты - денежная сторона изменения места жительства военнослужащего и членов его семьи при переезде в связи с новым назначением или увольнением со службы. Данное правило предложено повторить без изменений в правовом регулировании, с чем можно согласиться.
(Продолжение см. "Военно-юридический журнал", 2010, N 3)
Название документа