Актуализация вопросов информатизации деятельности судебных, правоохранительных и иных государственных органов на современном этапе

(Макаров А. В., Чеботарева А. А.) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2012, N 7) Текст документа

АКТУАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНЫХ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ <*>

А. В. МАКАРОВ, А. А. ЧЕБОТАРЕВА

Макаров Андрей Владимирович, декан юридического факультета Забайкальского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

Чеботарева Анна Александровна, заведующая кафедрой Забайкальского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Акцентируется внимание на важности реализации современной государственной информационной политики в направлении получения гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам и прежде всего на вопросах формирования электронного правосудия в России и ее отдельных регионах.

Ключевые слова: информатизация, электронное государство, электронное правительство, концепция электронного правосудия, доступность информации о деятельности судов.

The authors draw attention to importance of realization of contemporary state information policy with regard to receipt by citizens and organizations of advantages from application of information and telecommunicational technologies at the account of ensuring equal access to information resources and above all the issues of formation of electronic justice in Russia and some of its regions.

Key words: informatization, electronic state, electronic government, conception of electronic justice, accessibility of information on activities of courts.

Юридический факультет Забайкальского государственного университета стремится не только жить в русле научных и образовательных достижений, но и определять перспективу, тенденции развития юриспруденции в регионе. Стало хорошей традицией ежегодное проведение на базе ЗабГУ научно-практических конференций, семинаров и круглых столов с участием государственных и политических деятелей, представителей судебных, правоохранительных органов, научной общественности и студентов. 9 декабря 2011 г. в Забайкальском государственном университете была проведена совместно юридическим факультетом ЗабГУ и Четвертым арбитражным апелляционным судом под эгидой Ассоциации юристов России Международная научно-практическая конференция "Информатизация деятельности судебных, правоохранительных и иных государственных органов: подходы к реализации и перспективы развития". Выбор общей научной направленности конференции был не случаен, поскольку проблемы информатизации государственных структур, судебных, правоохранительных органов наряду с устранением компьютерной безграмотности населения весьма актуальны для современной России и являются на данный момент одной из приоритетных задач в стране и нашем регионе. О повышении внимания к данной тематике можно судить и по масштабам нормотворчества в области правового регулирования проблем информации и информатизации. Прежде всего государственная программа Российской Федерации N 1815-р "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", принятая 20 октября 2010 г. <1>, направлена на получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе. Немаловажно, что данная программа напрямую выводит на проблему обеспечения прав и свобод человека в электронном государстве. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2010. N 46. Ст. 6026.

В проекте Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года подчеркнуто, что "в информационном обществе взаимодействие органов власти с гражданами и организациями, оказание государственных и муниципальных услуг прежде всего ориентированы и строятся на принципах виртуального дистанционного контакта с использованием различных форм электронного взаимодействия, а также электронных документов. При этом основным средством и инструментарием исполнения органами государственной и муниципальной власти своих функций и реализации предоставления (оказания) услуг являются электронный документооборот, а также юридически значимые механизмы электронного, в том числе межведомственного, взаимодействия" <2>. -------------------------------- <2> Проект Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года // Единый портал электронной демократии. URL: http:// e-democratia. ru/ s/ blog/ msg? textId=10292940.

Реализуемая в современной России концепция осуществления государственного управления, характерная для информационного общества, - концепция электронного государства - базируется на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Если говорить об основных характеристиках данной концепции, то это прежде всего направленность на потребности граждан, экономическая эффективность, открытость для общественного контроля и инициативы. Наряду с построением правового, конституционного, социального государства провозглашаемая сегодня задача - построение государства электронного. При этом под информатизацией понимают организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Именно этот процесс приводит к появлению разных подходов к правовому регулированию, вызывает немало научных дискуссий. При этом острота взаимодействия реального и виртуального в пространстве Интернета не ослабевает. Согласимся с утверждением П. У. Кузнецова <3>: одной из самых актуальных задач юридической науки в настоящее время является мобилизация теоретических и методологических исследований, направленных на осмысление новых информационных феноменов и на разработку соответствующих им правовых инструментов (понятий, конструкций, институтов и т. д.), что в научном теоретическом анализе далеко не всегда находит адекватное отражение. Это объясняется скорее новизной и скоростью внедрения ИКТ, а также недостаточной рефлексией научных исследований в области общей юриспруденции и теории информационного права, потенциально сфокусированных на современное осмысление информационной парадигмы современности. -------------------------------- <3> См.: Кузнецов П. У. Социальная миссия электронного государства: ценности и терминологические проблемы // Информационное общество и социальное государство: Сб. науч. работ. М.: ИГП РАН; ИПО "У Никитских ворот", 2011. С. 14.

Немалый интерес к заявленной проблематике Международной конференции "Информатизация деятельности судебных, правоохранительных и иных государственных органов: подходы к реализации и перспективы развития" ее участники высказали уже на этапе подготовки. Внимание к правовым проблемам в серьезнейших процессах информатизации очевидно, как очевидно и то, что каждый из нас начинает осознавать свой новый статус, свое новое положение в информационном пространстве. Это хороший знак, и проведение подобных конференций является важным шагом в формировании единого информационного пространства страны. В работе конференции активное участие приняли представители высших учебных заведений Китая и Монголии. Вот как ситуацию, складывающуюся в Китае, оценила Гао Цицзюнь, заместитель партийного секретаря Маньчжурского института Университета Внутренней Монголии (в оригинальном переводе самих китайцев): "Как известно, информатизация как современное течение в истории непреодолима. Но для такой развивающейся страны, как Китай, глубина исследований важных вопросов информатизации недостаточна. Что такое информатизация, для чего она нужна, какова ее цель и другие основные вопросы - в этом мы еще некомпетентны. Но китайское правительство уделяет большое внимание теории информатизации и исследовательским работам, при этом активно конденсирует общественные силы на многостороннее исследование закономерности развития информатизации. Информатизация повсеместно вводится в планы развития судебными и правоохранительными органами. В Китае процесс построения информатизации уже на стадии осуществления, но нам нужно больше международных передовых теорий и опыта". Таковы ожидания и настрой наших соседей. Сегодня мы много слышим о преимуществах использования информационных технологий в государственном управлении, в избирательном процессе, в процессах информатизации судов, о преимуществах универсальной электронной карты и т. д. Но наряду с очевидными плюсами обнаруживаются не менее серьезные проблемы. В числе участников проведенной Международной конференции Управление Судебного департамента в Забайкальском крае, Забайкальский краевой суд, Арбитражный суд Забайкальского края, Четвертый арбитражный апелляционный суд, прокуратура Забайкальского края, Департамент информатизации и связи Забайкальского края, Адвокатская палата Забайкальского края, Монгольский национальный университет, Педагогический университет Пекинского национального университета, Пекинский университет коммуникаций, Маньчжурский институт Университета Внутренней Монголии (КНР, г. Маньчжурия), представители юридической общественности Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области. На конференции был рассмотрен наиболее актуальный комплекс вопросов "Электронная Россия: о ходе реализации государственной программы "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" и программы "Электронное Забайкалье" о перспективах введения электронного голосования, о проблемах и перспективах внедрения электронного документооборота, о значении информационной безопасности в процессах информатизации, о предоставлении государственных услуг в электронном виде, об информатизации деятельности органов прокуратуры, информационных технологиях в деятельности правоохранительных и контролирующих органов. В числе приоритетных направлений конференции были вопросы построения электронного правосудия, предварительные итоги реализации федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. N 583 <4>, проблемы реализации вступившего в силу с 1 июля 2010 г. Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" <5>. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2006. N 41. Ст. 4248. <5> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6217.

На современном этапе развития науки и техники особое значение приобретает интеграция информационных технологий в те сферы жизни, от которых напрямую зависит стабильное существование общества и его граждан. Если говорить о праве как об основном социальном регуляторе, то внедрение технологий, позволяющих наиболее эффективно кодифицировать, анализировать, применять и исполнять правовые нормы, является необходимым условием совершенствования правовой системы как в России, так и за рубежом. Сущность концепции электронного правосудия заключается в осуществлении судами Российской Федерации своей деятельности в рамках электронного документооборота с использованием электронных банков данных. Нельзя не согласиться со следующим утверждением: "...открытость суда общественному наблюдению и контролю является условием справедливости процесса. Если суд выступает как элемент гражданского общества, призванный служить пространством диалога на языке права между государством и личностью, он, по определению, открыт общественному контролю и заинтересован в информировании народа о своей деятельности" <6>. Как справедливо отмечал русский правовед П. И. Люблинский, "суд есть явление, связанное только с правом" <7>. -------------------------------- <6> Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации / Отв. ред. И. Ю. Богдановская. М.: Юстицинформ, 2009. С. 265. <7> Люблинский П. И. Суд и права личности // Судебная реформа. М., 1915. Т. 2. С. 1.

Мало того, чтобы правосудие свершилось, люди должны быть уверены, что это произошло в действительности. Поэтому информационная открытость судов является гарантией провозглашенной в ст. 19 Международного пакта, ст. 10 Европейской конвенции свободы каждого "получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей" <8>. -------------------------------- <8> Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации. С. 267.

Судопроизводство в России широко начало использовать современные достижения информационных технологий во всех органах судебной власти в субъектах Российской Федерации, включая и мировую юстицию. Именно поэтому работа одной из секций конференции была посвящена вопросам обеспечения информационной открытости деятельности судов, проблемам организации работы сайтов судов, публикации судебных актов в системе Интернет, технологиям аудиозаписи, технологиям применения видеоконференцсвязи, вопросам автоматизации систем судебного делопроизводства, проблемам электронного документооборота, применяемого в арбитражных судах, подачи исковых заявлений и жалоб в электронной форме. Особое внимание участники конференции уделили вопросам реализации Приказа ВАС РФ от 12 января 2011 г. "Временный порядок подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде" (в редакции изменений, внесенных Приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. N 42) <9>. -------------------------------- <9> Сайт ВАС РФ. URL: http:// www. arbitr. ru/ vas/ in/ poryadok_dok_ el_vide.

В Забайкальском крае активно и полно используют существующие электронные инструменты в рамках концепции электронного правосудия Арбитражный суд Забайкальского края, Четвертый арбитражный апелляционный суд, Забайкальский краевой суд, представители которых в рамках проведенной конференции делились опытом и подходами к решению проблем правоприменения. Представленные доклады участников конференции свидетельствуют о том, что сегодня для судопроизводства актуальны как никогда: открытость и доступность; формирование информационных ресурсов, включая ход судебных заседаний; организация оперативного доступа к информационным ресурсам в рамках формирования единого информационного пространства арбитражных судов, федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей; реализация новых требований судебного законодательства; оперативная организация мониторингов и аналитической работы на больших массивах консолидированной информации от всех участников информационного пространства. Участниками конференции в представленных докладах не только подняты существующие проблемы информатизации деятельности судебных, правоохранительных и иных государственных органов, но и предлагаются конкретные практические решения, которые будут полезны на путях построения полноценного электронного государства. И это тем более важно в условиях, когда вхождение России в единое мировое информационное пространство ставит серьезные вопросы перед отечественной юриспруденцией. Наиболее успешная реализация поставленных задач возможна при активном сотрудничестве и взаимодействии, что, в свою очередь, создаст необходимые предпосылки для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Согласимся, что сегодня государство, внедряя информационные технологии в арбитражный процесс, а в перспективе и в гражданское судопроизводство, реализуя модели электронного правосудия в целом, должно ставить в качестве стратегической задачи изменение взаимоотношений между государством и обществом, между судом как ветвью государственной власти и остальными гражданами. Все это требует глубокого теоретического исследования проблемы внедрения электронных технологий в гражданское и арбитражное судопроизводство для выработки научных рекомендаций по совершенствованию процессуального законодательства, по повышению эффективности правоприменительной практики <10>. -------------------------------- <10> См.: Решетняк В. И. К вопросу об электронном правосудии в арбитражном и гражданском судопроизводстве. URL: http://justicemaker. ru.

Как справедливо полагает И. А. Приходько, "идея правого и справедливого суда является одной из немногих, объединяющих все слои общества" <11>. Высокий профессионализм, независимость, беспристрастность, справедливость, законность, открытость, доступность, эффективность, легитимность - это те требования, которые предъявляются к системе правосудия со стороны гражданского общества. -------------------------------- <11> См.: Приходько И. А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского госуниверситета, 2005. С. 9.

Название документа