Правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере информатизации

(Илюхина Е. А.) ("Правовые вопросы связи", 2012, N 1) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Е. А. ИЛЮХИНА

Илюхина Е. А., зав. кафедрой государственных и уголовно-правовых дисциплин НОУ ВПО МОИУП, кандидат юридических наук, доцент.

В Российской Федерации одна из форм народовластия обеспечивается через деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. В юридическом понимании эта деятельность основана на полномочиях органов местного самоуправления, к которым относятся закрепленные нормами муниципального права за органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций на территории муниципального образования. Деятельность органов местного самоуправления обеспечивается на основе различного рода информации. Количество нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения, связанные с информацией в различных сферах жизни общества, по некоторым подсчетам, превышает 500. Эффективная работа государственных и муниципальных органов зависит от качества информации и ее правового регулирования. Поэтому в настоящее время весьма актуален анализ законодательства, регулирующего информационные правоотношения в процессе реализации органами местного самоуправления своих полномочий, способы защиты и доступа к информации, а также ответственность за нарушения в сфере информации. К наиболее важным принципам, отражающим особенности информационных отношений, относятся такие, как свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Особенность данных принципов правового регулирования, на наш взгляд, объясняется тем, что они затрагивают конституционные права граждан. Поэтому государство на законодательном уровне обязано гарантировать их соблюдение с учетом установленных принципов регулирования <1>. -------------------------------- <1> Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон N 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. Ст. 3 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Информация может являться объектом публичных, в т. ч. муниципальных, правоотношений. Соответственно, обладателем такой информации будет муниципальное образование. Как обладатель информации орган местного самоуправления вправе разрешать или ограничивать доступ к информации; использовать информацию, в т. ч. распространять ее, по своему усмотрению; защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами; осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий <2>. -------------------------------- <2> Там же. Ст. 6.

Участники правоотношений, как граждане, так и юридические лица, имеют право получать интересующую их информацию в органах местного самоуправления. Законом устанавливаются случаи, когда недопустимо ограничение доступа к информации, обладателем которой является муниципальный орган. Так, не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия органов местного самоуправления, информацию о состоянии окружающей среды и др. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным для органов местного самоуправления является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение. В рамках деятельности органов местного самоуправления при реализации возложенных на них полномочий муниципальные служащие и иные работники получают информацию, которая подлежит защите и не должна разглашаться. Такого рода информация образует государственную тайну, коммерческую тайну, иную профессиональную тайну (например, тайну усыновления). Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Закон не исключает предоставления подобной информации. Однако информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. Органы местного самоуправления обладают как общими полномочиями (разработка и реализация целевых программ применения информационных технологий, создание информационных систем и др.), так и специальными полномочиями в области информации. Так, защита персональных данных лица осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". Указанным Законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой органами местного самоуправления, а также не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (например, избирательные комиссии). Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к физическому лицу <3>. Поскольку муниципальные органы создают в пределах своих полномочий муниципальные информационные системы персональных данных, то Закон устанавливает особенности обработки персональных данных в таких информационных системах. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных. Органы местного самоуправления или муниципальные органы при обработке персональных данных обязаны принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий. -------------------------------- <3> О персональных данных: Федеральный закон N 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. Ст. 3 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Органы местного самоуправления обладают специальными полномочиями в области документирования информации и архивного дела. Так, согласно Федеральному закону от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" органы местного самоуправления могут определять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра муниципального образования <4>. Органы местного самоуправления муниципального района и городского округа обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов. Речь идет о полномочиях в области архивного дела. -------------------------------- <4> Там же.

Согласно Федеральному закону от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" управление архивным делом в муниципальных образованиях осуществляют органы местного самоуправления. При этом они обязаны обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, предоставлять создаваемым ими архивам здания и (или) помещения, отвечающие нормативным требованиям хранения архивных документов и условиям труда работников архивов. Владельцем архивных документов муниципального архива является орган местного самоуправления, осуществляющий владение и пользование архивными документами и реализующий полномочия по распоряжению ими в пределах, установленных законом или договором. К полномочиям муниципального образования в области архивного дела Федеральным законом отнесено хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов органов местного самоуправления, муниципальных архивов, музеев, библиотек, архивных фондов муниципальных организаций <5>. При этом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования. -------------------------------- <5> Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон N 125-ФЗ от 22 октября 2004 г. Ст. 4 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Законом устанавливаются некоторые особенности правового положения архивных документов, находящихся в собственности муниципальных образований. Так, в случае приватизации муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в т. ч. документы по личному составу, остаются в муниципальной собственности. Специальные полномочия предусмотрены в области средств массовой информации. Органы местного самоуправления могут выступать учредителями печатных средств массовой информации. Печатное средство массовой информации создается для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации <6>. -------------------------------- <6> О средствах массовой информации: Закон РФ N 2124-1 от 27 декабря 1991 г. Ст. 7 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Российское законодательство гарантирует право на получение информации о деятельности органов местного самоуправления. Выбор того или иного способа доступа к информации зависит от реальных технических возможностей муниципального образования, а также от существующих местных исторических, культурных и иных традиций. Тот факт, что на территории муниципального образования проживают люди разных поколений (возрастных категорий), различного образовательного уровня и навыков владения современными средствами коммуникаций, может определять форму предоставления информации о деятельности органов местного самоуправления. В связи с этим обстоятельством информация о деятельности органов местного самоуправления может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в т. ч. в виде электронного документа <7>. -------------------------------- <7> Конституция Российской Федерации. Ст. 29; Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон N 8-ФЗ от 9 февраля 2009 г. Ст. 7 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Для обеспечения доступа к информации органы местного самоуправления определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. На муниципальном уровне должны быть установлены права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц (регламенты), порядок предоставления информации о деятельности органов местного самоуправления по запросу. Для эффективного выполнения полномочий, связанных с получением информации, государство обеспечивает защиту права на доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения полномочий на органы местного самоуправления возлагается ответственность. Гражданско-правовая ответственность наступает, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю информацией были причинены убытки. Защита прав юридических и физических лиц может осуществляться в административно-правовом и уголовно-правовом порядке <8>. -------------------------------- <8> Кодекс РФ об административных правонарушениях N 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. Ст. 5.39, ст. 13.28; Уголовный кодекс РФ N 63-ФЗ от 13 июня 1996 г. Ст. 140, ст. 287 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Для предотвращения совершения правонарушений в сфере информации необходимо своевременно выявлять недобросовестные действия должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих путем установления контроля и надзора. Контроль должны осуществлять руководители органов местного самоуправления согласно определенной процедуре. Для этого на муниципальном уровне разрабатывается и утверждается специальный нормативно-правовой акт, регулирующий порядок осуществления контроля за деятельностью органов местной власти. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения реализуется через сферу информационных отношений, которые обеспечивают связь между данными органами власти и населением. Поэтому эффективность муниципальной деятельности как показатель качества жизни населения муниципального образования напрямую зависит от принятия нормативно-правовых актов в сфере информатизации.

------------------------------------------------------------------

Название документа