Зарубежный опыт формирования единого информационного пространства в сфере исполнительного производства

(Дмитриев В. В.) ("Международное публичное и частное право", 2012, N 2) Текст документа

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА <*>

В. В. ДМИТРИЕВ

Дмитриев Вадим Владимирович, заместитель руководителя Управления федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу.

В статье анализируется зарубежный опыт формирования единого информационного пространства в сфере исполнительного производства. Рассматриваются основные общие тенденции и особенности национального законодательства зарубежных стран, указывается их значение для развития российского законодательства. Выводы автора могут быть использованы в правотворческой деятельности.

Ключевые слова: единое информационное пространство, исполнительное производство, судебные исполнители, информационные технологии, нормы права.

The article analyses foreign experience of uniform information field in the sphere of enforcement proceedings. The main general trends and specific features of national law are considered, shows their importance for development of Russian legislation. The author's conclusions can be used in law-making activity.

Key words: uniform information field, enforcement, enforcement officers, information technologies, norms of the laws.

Созданная в 2004 г. Федеральная служба судебных приставов на сегодняшний день является одним из наиболее динамично развивающихся органов исполнительной власти в Российской Федерации. В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 1555-р "О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде" и от 8 сентября 2010 г. N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" одним из основных направлений развития является формирование единого информационного пространства в сфере исполнительного производства. В связи с этим весьма актуальным представляется анализ соответствующего зарубежного опыта. Зарубежный опыт исполнительного производства являлся предметом исследования многих ученых, среди которых следует назвать В. В. Яркова, В. А. Гуреева, О. В. Исаенкову, И. В. Решетникову и других. Вместе с тем проведенный ими анализ посвящен главным образом общей организации деятельности органов принудительного исполнения, а также процессуальным аспектам исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов. Задачей же настоящего исследования является изучение положений законодательства об исполнительном производстве в области информационного права. В развитых зарубежных странах единое информационное пространство в сфере исполнительного производства рассматривается как неотъемлемая составная часть единого информационного пространства органов государственной власти. Об этом свидетельствуют законодательные акты, принятые в целях развития межведомственного электронного документооборота. Данные законодательные акты предусматривают создание информационных систем, интегрированных со всеми органами, обладающими сведениями о должнике и его имуществе. Наиболее наглядным примером является Финляндия, где в соответствии с комплексной реформой Закона "Об исполнительном производстве" с 2004 г. действует единая информационная система взысканий. Данная система позволяет в режиме реального времени обмениваться информацией с органами государственной власти (органы криминальной полиции, исправительные учреждения, суды, прокуратуры и т. д.) без направления письменных запросов. Таким образом, судебный пристав, находясь на рабочем месте, может в режиме реального времени получить информацию из всех реестров имущественных прав и проверить состояние банковских счетов должника. Более того, проверка по нескольким реестрам производится автоматически уже в момент передачи дела судебному исполнителю. Информационная система включает в себя реестр принудительных взысканий, который состоит из национального каталога и локально поддерживаемых реестров. Стороны исполнительного производства регулярно информируются через информационную систему взысканий о полученных суммах по делу и других фактах. При этом любое лицо имеет право получить от местных органов принудительного исполнения выписку из реестра принудительных взысканий в отношении указанного им гражданина или организации. Подобные единые информационные системы созданы и в других зарубежных странах. Так, в Швеции существует единый электронный регистр принудительного исполнения (REX). Данный регистр содержит информацию обо всех исполнительных производствах и также позволяет без направления письменных запросов получать сведения из целого ряда имущественных регистров: налогового, торгового, транспортного и т. д. Особенностью шведского информационного законодательства в рассматриваемой сфере является, в частности, то, что в профилактических целях сведения о должнике удаляются из регистра принудительного исполнения только через три года после погашения долга. Межведомственная система электронного управления документами (Joint Electronic Document Management System - FESD) реализована в Дании. Создана база данных XML-Infostructurebase, связывающая между собой различные государственные структуры. При отсутствии данной базы каждому государственному ведомству при попытке осуществить интеграцию с какой-либо другой стороной пришлось бы начинать работу с нуля. Наличие же такой базы позволяет повторно использовать уже существующие схемы и технические решения. Как показывает анализ зарубежного опыта, одним из важнейших направлений правового обеспечения единого информационного пространства в сфере исполнительного производства является законодательное закрепление понятия "электронный документ" и придание электронным документам юридической силы. Так, в Финляндии с 1 января 2000 г. вступил в силу Закон "Об использовании электронных технологий в государственных учреждениях". В соответствии с указанным Законом "электронный документ - это электронное сообщение, которое влияет на постановку или обработку некоторого вопроса или на управление решениями. При необходимости представления какого-либо вопроса в письменной форме он может быть представлен в виде электронного документа или сообщения и передан в государственное учреждение посредством электронного обмена данными. При этом электронный документ считается доставленным с момента его фиксации в системе получателя и получения доступа к содержащейся в нем информации" <1>. -------------------------------- <1> The Act on Electronic Service in the Administration. 2000 // Ministry of Justice Finland. URL: http://www. om. fi/2838.php

В Финляндии заявление о принудительном исполнении может быть подано не только в письменной форме судебному приставу-исполнителю, но и электронным сообщением, доставляемым в местный орган исполнительной власти, либо электронным сообщением, переданным через техническую ссылку в общенациональную информационную систему принудительных взысканий. После инициирования исполнительного производства в адрес должника автоматически направляется соответствующее уведомление, идентифицирующее задолженность и содержащее необходимую контактную информацию. Аналогичные положения, предусматривающие электронную форму заявления о возбуждении исполнительного производства и автоматическое уведомление должника, содержатся и в законодательстве других стран. Так, в Дании реализована система e-Books, назначение которой - замена посылки бумажных писем в традиционных почтовых конвертах на пересылку электронных документов через защищенный почтовый ящик. Таким образом, обеспечивается официальное уведомление о получении документа, имеющего юридически значимый статус. Каждый почтовый ящик ассоциирован с уникальным идентификационным номером гражданина, который за ним закреплен пожизненно. В Чехии 1 июля 2009 г. вступил в силу Закон "Об электронном делопроизводстве и автоматической конверсии документов", который вводит в обращение специальные электронные информационные ящики. Данный Закон определяет электронный информационный ящик как "электронное пространство, которое предназначено к доставке или отправке корреспонденции в отношении государственных органов, а также к пересылке электронных документов для физических и юридических лиц". Электронные ящики были в обязательном порядке созданы для всех органов государственной власти, в том числе судебных приставов-исполнителей. В США формирование единого информационного пространства в сфере органов юстиции и судопроизводства началось еще в первой половине 1990-х годов. Комиссия Верховного суда США официально включила в Концепцию развития судебной системы страны главы о переходе от бумажного документооборота к электронному. В 1995 - 1996 гг. были приняты Закон "О снижении бумажного документооборота" и Закон Клинджера - Коэна "О реформе использования информационных технологий". В соответствии с данными Законами как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов были сформированы единые базы данных, инструментарий электронного документооборота между разными ведомствами, унифицированные форматы документов и программное обеспечение. Важнейшим шагом стало создание Управления по делам информации и регулирования для непосредственного осуществления политики унификации процессов сбора, обработки и защиты информации на уровне всех правительственных учреждений. Вместе с тем особенностью США является делегирование некоторых информационных полномочий по исполнению судебных решений как взыскателям, так и частным коллекторским компаниям. Коллекторы имеют доступ к информационным базам данных большинства штатов и помогают взыскателю выявить имущество должника. Анализ зарубежного опыта свидетельствует не только об общих тенденциях, но и о различных подходах к организации межведомственного электронного документооборота. Так, в Австрии, Испании, Португалии и Нидерландах доступ к закрытым базам данных государственных органов для судебных исполнителей возможен только в судебном порядке. Например, в Нидерландах суд может санкционировать доступ в ограниченном объеме после того, как решение по делу станет окончательным, если будет установлено, что в базе данных хранится информация, касающаяся должника. В Испании соответствующее заявление в суд может быть представлено взыскателем. В то же время в абсолютном большинстве других европейских стран упомянутый доступ не требует участия суда. Предоставление судебным исполнителям права на самостоятельное получение сведений в электронном виде характерно для законодательства Швеции, Словении, Болгарии, Эстонии, Германии, Бельгии, Венгрии, Израиля и других стран. Данный подход доказал свою эффективность на практике. Так, в Швеции более 75% исполнительных производств по гражданским делам оканчиваются в течение трех месяцев <2>. -------------------------------- <2> Хесс Б. Системы принудительного исполнения // Исполнительное производство: традиции и реформы / Под ред. Р. Ван Рее, А. Узелач, В. О. Аболонина, В. В. Яркова. М., 2011. С. 72.

Особый интерес представляет предусмотренное законодательством многих зарубежных стран (Германии, Англии, Уэльса, Португалии, Дании, Испании, Франции, Нидерландов, Швеции и др.) публичное раскрытие самим должником информации о своем имуществе и имущественных правах. Должник обязан представить судебному приставу соответствующую декларацию. При этом законодательством указанных зарубежных стран установлены жесткие санкции за отказ от декларирования имущества либо предоставление недостоверных сведений. Например, в Нидерландах данное деяние наказывается тюремным заключением на срок до двух лет. Анализ зарубежного опыта показывает, что единое информационное пространство в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов характеризуется также наличием интернет-сервиса, позволяющего в добровольном порядке быстро и удобно оплатить наиболее распространенные категории долгов - коммунальные платежи, налоги и т. д. Это значительно снижает нагрузку на судебных исполнителей. Указанный сервис интегрирован в единую систему оказания государственных услуг в электронном виде. Так, соответствующие подразделы имеются на Центральном правительственном портале Великобритании (direct. gov. uk), а также на порталах государственных услуг США (usa. gov), Канады (servicecanada. gc. ca), Бельгии (belgium. be) и других стран. Представляет интерес зарубежный опыт продажи арестованного имущества путем проведения электронных торгов, что позволяет привлечь максимальное количество участников, минимизировать случаи возврата с реализации и коррупционные проявления. Так, в Германии с 2009 г. действует Закон "Об интернет-аукционе в рамках исполнительного производства". Платформа аукциона в Интернете круглосуточно доступна для каждого пользователя. В Армении в соответствии с Законом "О публичных торгах" с 2006 г. функционирует система "онлайн-аукцион". Торги также проводятся с помощью общедоступной интернет-платформы, где размещаются объявления о продаже, поступают предложения от покупателей, и в режиме реального времени проходит сам аукцион. Участники аукциона имеют возможность самостоятельно, без какого-либо контакта с судебным исполнителем, регистрироваться и участвовать в аукционе посредством информационной системы ArCa. Проведенный анализ свидетельствует о том, что имеется значительный и разнообразный зарубежный опыт формирования единого информационного пространства в сфере принудительного исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов. Несмотря на имеющиеся в каждой стране особенности национального законодательства, наблюдается общая тенденция создания и развития таких элементов единого информационного пространства в указанной сфере, как единые информационные системы, юридически значимый электронный документооборот органов принудительного исполнения как с другими ведомствами, так и со сторонами исполнительного производства, информационно-платежные сервисы, продажа арестованного имущества на электронных торгах. Вместе с тем зарубежный опыт пока используется в России не в полном объеме. Перечисленные выше компоненты единого информационного пространства находятся в стадии тестирования либо разработки соответствующих законопроектов. Пример целого ряда иностранных государств убедительно показывает, что формирование единого информационного пространства в рассматриваемой сфере невозможно силами одного органа принудительного исполнения, без надлежащей координации и жесткого контроля данного процесса на правительственном уровне.

Литература

1. Зайцев Р. В., Тони Ю. Общая характеристика исполнительного производства Финляндии // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2008. N 6. С. 327 - 335. 2. Исполнительное производство: традиции и реформы / Под ред. Р. Ван Рее, А. Узелач, В. О. Аболонина, В. В. Яркова. М.: Инфотропик медиа, 2011. 3. Линна Т. Комплексная реформа Закона об исполнительном производстве // Исполнительное производство в Финляндии и России: Взгляды. Хельсинки, 2004. С. 124 - 128. 4. Лукина В. А. Зарубежный опыт предоставления государственных услуг // Социология власти. 2010. N 2. С. 210 - 218. 5. Наджарян Р. В. Проблемы обеспечения юридической силы документа в условиях применения информационных технологий // Правовые вопросы связи. 2010. N 1. С. 22 - 28. 6. Фишер Н. О необходимости реформирования исполнительного производства в Германии // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2010. N 7. С. 399 - 416. 7. Andenas M. Hess B. Oberhammer P. Enforcement Agency Practice in Europe. London: British Institute of International and Comparative law, 2005.

Название документа