Запрещенные сайты: найти и обезвредить

(Николаев В.) ("ЭЖ-Юрист", 2014, N 16-17) Текст документа

ЗАПРЕЩЕННЫЕ САЙТЫ: НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ

В. НИКОЛАЕВ

Виталий Николаев, студент, г. Москва.

Мировой опыт свидетельствует о целесообразности вмешательства в глобальную сеть для пресечения распространения в ней негативного контента. Российский законодатель до определенного времени оставался в стороне, лишь изредка регулируя подобного рода проблемы. Сегодня мы являемся свидетелями заметной активизации властных структур в сфере обеспечения безопасного пребывания граждан во Всемирной паутине.

Ограничение доступа

Федеральный закон от 28.07.2012 N 139-ФЗ внес в Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ст. 15.1, в которой был установлен Единый реестр доменных имен (далее - Реестр), содержащий информацию, запрещенную к распространению в Российской Федерации. Изменениями, внесенными Законом N 139-ФЗ, установлены четыре основания включения доменных имен и сетевых адресов в Реестр. К таковым относятся интернет-ресурсы, содержащие: - материалы с порнографическим изображением несовершеннолетних; - информацию о разработке и об использовании наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и т. п.; - материалы, пропагандирующие совершение суицида, а также способы самоубийства; - сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия). Обязанности по мониторингу Сети и занесению информации в Реестр возложены на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 о едином реестре сайтов контрольные полномочия были переданы Роскомнадзору, поскольку на него возложена обязанность по созданию и ведению Реестра. Изменения в Законе N 149-ФЗ вступили в силу с 1 ноября 2012 года и вызвали неоднозначные мнения. С резкой критикой положений о внесудебной блокировке веб-ресурсов выступили крупные интернет-сервисы (например, URL: http://googlerussiablog. blogspot. ru), Российская ассоциация электронных коммуникаций (URL: http://raec. ru) и активисты "Пиратской Партии России". Последние заявили, что под видом защиты детей нам подсовывают очередную попытку цензуры (URL: http://pirate-party. ru), и даже создали свой сайт, на котором информируют общество о правовых изменениях в области Интернета. С момента запуска Реестра в списке побывало более 14,5 тыс. сайтов, а на 1 ноября 2013 года числилось 3,4 тыс. ресурсов, пропагандирующих наркоманию, призывы к самоубийству и содержащих изображения детской порнографии (URL: http://rkn. gov. ru). Следует сказать, что занесенные в Реестр сайты исключаются после выполнения требований Роскомнадзора по удалению противоправной информации. На 13 января 2014 года в черном списке содержалось уже 2798 ресурсов, из которых 213 распространяли информацию о суициде, 274 размещали материалы, содержащие детскую порнографию, а остальные пропагандировали наркоманию (URL: http://rkn. gov. ru).

Под одну гребенку

Проведение вышеуказанных мероприятий весьма полезно, с этим никто не спорит. Однако исследование показало, что под блокировку стали попадать владельцы добросовестных сайтов, не содержащих запрещенную информацию. Дело в том, что из-за некорректной методики блокировки ресурса, используемой большинством операторов, под запрет попало более 35 тыс. сайтов (URL: http://rublacklist. net), имеющих схожий с блокируемым правонарушителем IP-адрес. Избрание такого пути операторами связи объясняется минимальной затратностью. Данный способ является самым простым, что позволяет запретить конкретный диапазон IP-адресов на любом оборудовании. Такую ситуацию можно было наблюдать до издания распоряжения Роскомнадзора от 23.07.2013 N 18 "О рекомендациях по организации и техническим решениям по ограничению операторами связи доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Из анализа положений документа следует, что, как показала практика и результаты обсуждений с участием представителей связи, операторов и заинтересованных лиц, организованных на информационном ресурсе министерства www. WeCanTrust. net., целесообразным считается блокировать конкретную страницу с запрещенной информацией, а не весь сайт. Данное положение, конечно, воспринимается очень позитивно, тем не менее этот документ носит рекомендательный характер и домены владельцев добросовестных сайтов по-прежнему блокируются заодно с запрещенными (URL: http://rublacklist. net). Определенную озабоченность со стороны критиков вызывают отдельные положения межведомственного Приказа от 11.09.2013 "Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений о включении сайтов в сеть Интернет, в Единый реестр доменных имен". Согласно п. 5.4 данного Приказа устанавливаются дополнительные критерии, позволяющие включать в Реестр сайты, размещающие описание запрещенной информации, доменное имя, указатель страницы или сетевой адрес такого ресурса. При этом черный список сайтов закрыт от посторонних глаз, и Роскомнадзор не публикует его перечень. Но сейчас появились интернет-ресурсы, проводящие общественный мониторинг и размещающие информацию (доменное имя, указатели страниц(-ы) сайта или сетевой адрес в Интернете) о блокированных ресурсах. По нашему мнению, публикация правозащитниками подобных списков недопустима. Такой своеобразный каталог лишь заинтересовывает пользователя и понуждает к действиям. Ведь даже с помощью указателя интернет-ресурса опытные пользователи могут обойти ограничение и узнать, какие материалы распространял внесенный в Реестр сайт. Так, поисковые системы сохраняют на своих серверах доступные для индексирования страницы и, используя кэш, можно просмотреть сайт, попавший под запрет. Поэтому ввиду имеющихся технических условий обхода блокировок полагаем, что такие ресурсы в дальнейшем окажутся вне закона.

А как у них?

Осветив пределы вмешательства отечественных властей в российский сегмент Интернета, обратимся к мировому опыту и приведем систематизированный перечень запрещенных к распространению в глобальной сети материалов. Согласно исследованию Фонда развития гражданского общества <1> зарубежные страны блокируют следующую информацию: -------------------------------- <1> Доклад Фонда развития гражданского общества "Фильтрация контента в Интернете: задачи, тенденции и методы. Анализ мировой практики". URL: http://civilfund. ru. 25 апреля 2013 года. - сообщения политического характера (Вьетнам, Китай); - сайты, подрывающие экономику (США, ОАЭ, Оман); - материалы, нарушающие семейные ценности и социальные нормы (Саудовская Аравия, Иран и другие мусульманские страны); - ресурсы экстремистских и террористических движений, веб-сайты мошенников (Южная и Северная Корея, Грузия); - интернет-инструменты для обхода блокировок (Китай, Куба). Из представленных категорий видно, что Россия практикует либеральное отношение к интернет-ресурсам, ограничивая доступ лишь к наиболее опасным материалам, распространяемым в Рунете.

Другие законодательные инициативы

В настоящее время имеются законодательные инициативы по расширению оснований включения в Единый реестр доменных имен интернет-ресурсов. Так, Законодательное Собрание г. Санкт-Петербурга 27 ноября 2013 года внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект N 395531-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В пункт 1 ч. 5 ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ предлагается внести новое основание, позволяющее включать в Реестр сайты с информацией о жестоком обращении с животными. Из пояснительной записки следует, что распространение подобных сведений и призывов негативно сказывается на психике детей и взрослых, а материалы Интернета содержат своего рода "пособие" по физическому уничтожению бродячих животных. Парламентарий М. Дегтярев внесенным в Госдуму законопроектом от 25.12.2013 N 417093-6 "О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предлагает ограничить доступ к веб-сайтам на территории России, в которых "происходит общение педофилов и осуществляется пропаганда педофилии". В пояснительной записке законопроекта утверждается, что на подобных ресурсах происходит общение аморальных личностей, размещается инструкция по совращению детей и варианты ухода от ответственности. Также приводится статистика, свидетельствующая о росте насильственных преступлений в отношении детей. В пояснительной записке к еще одному законопроекту от 21.01.2014 N 432935-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" по вопросу ограничений распространения негативного влияния деятельности астрологов, гадалок, магов, спиритов, экстрасенсов и иных лиц, осуществляющих аналогичные действия под различными наименованиями (знахарь, колдун, ясновидец, провидец, эксперт, специалист, консультант и другие)", внесенному депутатом Государственной Думы М. Сердюком, говорится, что в "информационном пространстве колдовство, астрология, гадание, магия, спиритизм и т. п. услуги, ни с точки зрения науки, ни с точки зрения здравого смысла, не могут нормально восприниматься" (URL: http://www. asozd. duma. gov. ru). Отмечается также, что подобная деятельность порождает у граждан, в том числе детей, неверное понимание медицинской помощи и влечет к отказу от лечения у специалистов. Как видим, законодатели всерьез взялись за увеличение оснований внесения интернет-ресурсов в Единый реестр доменных имен. Проведение профилактических мероприятий, конечно, хорошо, но необходимо учитывать специфику Интернета, которая позволяет обойти практически любые ограничения, так как сама глобальная сеть не принадлежит никому и регулируется зачастую лишь на национальном уровне. Изучая богатый опыт зарубежных стран по данному вопросу, можно прийти к выводу, что многообразие различных фильтров рассчитано в первую очередь на рядовых пользователей Интернета и не представляет особых затруднений для технических специалистов. Так, исследование, проведенное в Гарвардском университете, показало, что средства обхода ограничений во Всемирной паутине "сложны в применении и обладают недостатками, поэтому на практике ими пользуются не менее 2% пользователей страны" <2>. -------------------------------- <2> The Berkman Center for Internet and Society, "2011 Circumvention Tool Evaluation", 2011. Цит. по докладу Фонда развития гражданского общества. Указ. соч.

Что касается каких-либо дополнительных запретов, то Президент РФ уже неоднократно заявлял: "Интернет - это пространство свободы, там невозможно ничего ограничить и запретить... Общество может и должно ограничить себя от чего? От педофилии, от детской порнографии, от распространения наркотиков и от обучения суицидам. Но ведь только эти три-четыре позиции, на которые мы обратили внимание и указали на них в законе, и что, там сразу все закрывается? Нет!" <3>. Или: "В целом баланс найден... Взять целиком и все закрутить, как это присутствует в других странах, это явный перебор... Интернет - это одна из сфер нашей жизни. Загнать совсем его в прокрустово ложе и невозможно технически, и неправильно морально" <4>. -------------------------------- <3> URL: http://www. kremlin. ru. <4> URL: http://ria. ru.

Слова главы государства вызывают оптимизм. Нельзя "душить" данную Сеть, здесь нужно действовать аккуратно. Стоит вспомнить, что за то время, пока не существовало подобных ограничений в Интернете, у нас появились собственные социальная сеть и поисковая система, сопоставимые с иностранными аналогами, платежные системы и другое. Установление жесткого контроля в то время подорвало бы становление Сети. Создание черных списков сайтов, по нашему мнению, имеет своей целью ограждение несовершеннолетних от "негатива и грязи" в сети Интернет <5>. Заградительная политика государства - это, конечно, хорошо, но первостепенной завесой от негативного потока информации Всемирной паутины служат родительская забота и воспитание. А предпринятые законодателем шаги будут эффективны лишь вкупе с другими законами, предусматривающими ответственность тех лиц, кто опубликовал запрещенную информацию. -------------------------------- <5> ВЦИОМ. Пресс-выпуск N 2075. "Единый черный список сайтов: за и против". URL: http://wciom. ru.

------------------------------------------------------------------

Название документа