Изменения в финансовом и налоговом законодательстве по использованию электронных документов
(Руднев Н. А., Исхакова Э. М.) ("Финансовое право", 2011, N 8) Текст документаИЗМЕНЕНИЯ В ФИНАНСОВОМ И НАЛОГОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ <*>
Н. А. РУДНЕВ, Э. М. ИСХАКОВА
-------------------------------- <*> Rudnev N. A., Iskhakova E'.M. Changes in financial and tax legislation on use of electronic documents.
Статья посвящена рассмотрению новаций финансового и налогового законодательства, касающихся введения и форм использования целого ряда соответствующих электронных документов.
Ключевые слова: электронный документ, электронная отчетность, электронный документооборот, налоговое уведомление, банк.
The article is devoted to consideration of novations of financial and tax legislation relating introduction and forms of use of a number of relevant electronic documents.
Key words: electronic document, electronic records, electronic documents' turnover, tax notification, bank.
Использование электронных документов в финансовой и налоговой сфере происходит в различных формах и видах: традиционные компьютерные файлы, каталоги (текстовые и графические), различные сетевые интернет-каталоги при интернет-сессиях, электронная почта, сообщения в мобильных телекоммуникационных сетях (текстовые и графические), программы, радиотехнические сигналы и т. д. По версии DMA (Document Management Alliance), на рынке систем управления документами (DMC - Document Management System) под документом понимается множество различных форм, которые могут быть переведены в цифровую форму. Виртуальный документ представляет собой совокупность информационных объектов, создаваемую в результате взаимодействия с информационной системой (например, Интернетом). Структура электронных документов в DMA стандартизирована, например ISO 8879, ISO 9613 <1>. -------------------------------- <1> См. подробнее: Головин С. И., Андреев А. Г. Безопасность в киберпространстве, или России необходим Информационный кодекс // Закон и право. 2003. N 8. С. 49 - 54.
В зарубежной практике уделяется особое внимание правовому регулированию электронного документооборота, а также более точному определению понятия "электронный документ". В Типовом законе ЮНСИТРАЛ <2> "Об электронной торговле", одобренном 16 декабря 1996 г. Резолюцией A/51/628 на 85-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, используется термин, который можно перевести как "информационное сообщение" или "сообщение данных", а также как "информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, оптических или аналогичных средств, включая электронный обмен данными, электронную почту, телекс или телефакс, но не ограничиваясь ими" <3>. При таком подходе электронный обмен данными раскрывается как электронная передача информации от компьютера к компьютеру в соответствии с согласованными стандартами структуры информации. -------------------------------- <2> Комиссия ООН по праву электронной коммерции. <3> URL: http:// www. duma. gov. ru/ infocom/ input7_1/ un_el-com. htm.
В России термин "электронный документ" (ЭД) на нормативном уровне фактически впервые был определен как "носитель информации и записанные на нем данные, предназначенные для использования человеком" в Положении ЦБ РФ от 19 июля 2000 г. N 116-П "О Единой системе классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСКК ТЭИ) Банка России". Легальное определение термина "электронный документ" появилось в 2002 г. в Федеральном законе "Об электронной цифровой подписи". В нем он определялся как "документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме" <4>. -------------------------------- <4> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Предлагаются различные классификации электронного документа. Например, по форме существования (электронные документы, существующие в компьютерной системе, могут быть классифицированы на материальные и виртуальные), по источнику происхождения (электронные документы, создаваемые пользователем и самой электронной средой); по содержанию (электронные документы могут быть файлами, содержащими текстовую информацию, графику, анимацию, видеоряд, а также информацию, записанную специальными кодами или обозначениями), по степени защищенности (открытые/закрытые электронные документы) <5>. -------------------------------- <5> Федосеева Н. Н., Шилова Д. А. Понятие и сущность электронного документа // Юрист. 2008. N 5.
Документы, подготовленные с применением аппаратно-программных средств микропроцессорной техники, постепенно приобретают на законодательном уровне статус полноценных доказательств, хотя в различных отраслях права они имеют разное наименование. Статьей 71 ГПК РФ они определены как "иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным... способом". В арбитражном процессе в качестве письменных доказательств признаются "документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом", полученные "посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также документы, подписанные электронной цифровой подписью" (ст. 75 АПК РФ). И хотя законодатель в этом определении, как справедливо отмечает Н. А. Иванов, "обратил внимание лишь на форму предоставления информации данного класса документов, отличающую его от других документов, но даже при поверхностном рассмотрении оно характеризуется своей некорректностью и далеко не полностью раскрывает разбираемое понятие" <6>. -------------------------------- <6> Иванов Н. А. Электронные документы как доказательства в арбитражном и гражданском процессе // Администратор суда. 2009. N 2.
Проанализируем информационный характер некоторых вступивших в действие с 1 января текущего года новаций финансового и налогового законодательства, касающихся введения и форм использования целого ряда соответствующих электронных документов. В сфере рынка ценных бумаг федеральный закон с начала текущего года уточнил порядок раскрытия и предоставления информации <7>. Завершена экспертиза операторов электронных площадок, отбираемых в целях проведения открытых аукционов в электронной форме <8>. Оператором электронной площадки определено юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории РФ, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов. -------------------------------- <7> Федеральный закон от 04.10.2010 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг и отдельные законодательные акты Российской Федерации". <8> Информационное сообщение Минэкономразвития РФ от 04.10.2010 "О завершении экспертизы операторов электронных площадок".
В истекшем году завершен прием отчетности в электронной форме, подготовленной с использованием программы "Электронная анкета ФКЦБ России" <9>. В последующем профессиональные участники рынка ценных бумаг электронную форму отчетности должны будут подготавливать с использованием актуальной версии программы ("Электронная анкета ФСФР России"), размещенной на сайте в Интернете, адрес которого указан в информационном письме. -------------------------------- <9> Информационное письмо ФСФР РФ от 14.12.2010 "Об окончании приема отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, подготовленной с помощью программы "Электронная анкета ФКЦБ России".
Федеральная служба по финансовым рынкам уточнила порядок (разъяснила отдельные вопросы) ведения реестра владельцев ценных бумаг <10>. В Приказе указаны возможные типы открываемых лицевых счетов владельцев ценных бумаг (эмиссионный счет эмитента, лицевой счет эмитента и лицевой счет зарегистрированного лица), основания открытия того или иного счета, в том числе перечень оснований для открытия лицевых счетов зарегистрированных лиц - владельцев, номинальных держателей ценных бумаг, залогодержателей, доверительных управляющих, доверительных управляющих правами и нотариусов. -------------------------------- <10> Приказ ФСФР РФ от 29.07.2010 N 10-53/пз-н "О некоторых вопросах ведения реестра владельцев ценных бумаг". Зарегистрирован в Минюсте РФ 11.10.2010 N 18683.
С начала этого года участники "конкурсов инвесторов" должны быть проинформированы о расходах и рисках, которые влекут операции на рынке ценных бумаг <11>. С учетом норм законодательства о рекламе и защите конкуренции ФСФР РФ полагает, что информация о проведении конкурсов инвесторов российскими фондовыми биржами может рассматриваться как реклама. -------------------------------- <11> Письмо ФСФР РФ от 23.11.2010 N 10-ВМ-02/26658 "О проведении конкурсов инвесторов профессиональными участниками рынка ценных бумаг".
С отчетности за 2011 г. вводятся новые правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности <12>. Информацию по сегментам обязаны раскрывать организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. Иные организации применяют новое ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" в случае принятия ими соответствующего решения. -------------------------------- <12> Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 N 143н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010)". Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.12.2010 N 19171.
Установлен запрет на прием платежными терминалами платежей граждан, связанных с участием в лотереях <13>. Правительство РФ вправе устанавливать перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц в соответствии с Федеральным законом "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". -------------------------------- <13> Постановление Правительства РФ от 15.11.2010 N 920 "Об утверждении Перечня товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент и банковский платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц".
Для электронного документооборота особое значение имеют и некоторые изменения налогового законодательства. В этой связи следует отметить введение с января 2011 г. форматов передачи в электронном виде уведомлений, в том числе об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов налогоплательщиков <14>, требования к файлам передачи в электронном виде указанных сведений, представляемых в налоговые органы кредитными организациями в соответствии с формами уведомлений, предусмотренными Приказом ФНС РФ от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@. -------------------------------- <14> Приказ ФНС РФ от 12.11.2010 N ММВ-7-6/559@ "Об утверждении форматов представления в электронном виде уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации".
В связи с проведением подготовительных мероприятий по изготовлению бланков деклараций по налогу на доходы физических лиц отправлена на регистрацию в Минюст новая форма налоговой декларации по НДФЛ <15>. Разработаны новая форма декларации по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ), в которой учтены изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, и Порядок ее заполнения (Приказ ФНС РФ от 25.11.2010 N ММВ-7-3/654@). В случае если Приказ пройдет регистрацию в Минюсте РФ, применять новую форму декларации необходимо будет по доходам, полученным налогоплательщиками в 2010 г. -------------------------------- <15> Письмо ФНС РФ от 02.12.2010 N ШС-37-3/16791@ "О проведении подготовительных мероприятий по изготовлению бланков деклараций по налогу на доходы физических лиц".
Вводятся в действие новые формы уведомлений о наличии счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами РФ <16>. Российские организации, предприниматели и физлица обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии), а также об изменении реквизитов счета (вклада) в иностранной валюте в банке, расположенном за пределами РФ (Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"). В связи с этим ФНС РФ утверждены формы соответствующих уведомлений. Признан утратившим силу Приказ ФНС РФ от 10.08.2006 N САЭ-3-09/518@, которым были утверждены ранее действующие формы уведомлений. -------------------------------- <16> Приказ ФНС РФ от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@ "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации". Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.10.2010 N 18746.
В переходный период электронные сообщения банков об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов налогоплательщиков будут приниматься налоговыми органами как в старом, так и в новом формате <17>. -------------------------------- <17> Письмо ФНС РФ от 14.10.2010 N МН-37-6/13300@ "О порядке передачи сведений об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета со дня вступления в силу указания Банка России от 18 мая 2010 г. N 2446-У".
Введены положения, обязывающие налоговые органы предоставлять для осуществления контроля информацию, необходимую для проверки соблюдения организациями установленных требований для правомерного применения пониженных тарифов. Кроме того, в оговоренных законом случаях налоговые органы будут участвовать в проводимых органами контроля выездных проверках <18>. -------------------------------- <18> Федеральный закон от 16.10.2010 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Уточнены порядок и содержание информации, которой органы и агенты валютного контроля обмениваются в процессе валютного контроля <19>. Установлен перечень документов (в копиях), которые уполномоченные банки и Внешэкономбанк обязаны передавать таможенным и налоговым органам по их запросам в течение определенных сроков. -------------------------------- <19> Федеральный закон от 15.11.2010 N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля".
С нового года сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, должны быть сообщены банком в электронном виде в течение трех дней после дня получения решения налогового органа <20>. Внесено изменение в п. 5 ст. 76 НК РФ, предусматривающее продление срока предоставления банком в налоговый орган информации об остатках денежных средств налогоплательщика при приостановлении операций по этому счету до трех дней. -------------------------------- <20> Федеральный закон от 03.11.2010 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 76 и 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Утверждена новая, объединенная форма налогового уведомления по транспортному и земельному налогу, а также по налогу на имущество физических лиц <21>. Налоговое уведомление теперь формируется сразу по трем налогам в зависимости от наличия у налогоплательщика соответствующих объектов налогообложения: по транспортному, земельному, а также налогу на имущество физических лиц. Признан утратившим силу Приказ ФНС РФ от 31.10.2005 N САЭ-3-21/551@ "Об утверждении форм налоговых уведомлений". -------------------------------- <21> Приказ ФНС РФ от 05.10.2010 N ММВ-7-11/479@ "Об утверждении формы налогового уведомления". Зарегистрирован в Минюсте РФ 09.11.2010 N 18916.
В заключение следует подчеркнуть, что в целом задачи совершенствования правового регулирования в сфере действия финансового и налогового законодательства во многом зависят от того, каким образом они могут быть реализованы в пространстве использования современных информационных технологий. Их наличие, возможность практического применения, доступность и эффективность в сочетании с информационно-правовыми нормами электронного документооборота, базами и банками данных, обеспечения средствами защиты информации определяют интерес законодателя в эффективном разрешении ряда экономических и управленческих проблем. Сегодня, когда во всех странах приняты и реализуются концепции и стратегии информационного общества, включающие использование электронного документооборота и электронной подписи, в отечественной практике, как свидетельствуют приведенные выше примеры последних изменений в финансовом и налоговом законодательстве, принципиально решаемым становится вопрос о сочетании электронного и бумажного документа. Вместе с тем приходится констатировать, что до настоящего времени ни отечественное, ни зарубежное законодательство не выработало достаточно удовлетворительного определения термина "электронный документ", что создает известные трудности в правовом регулировании соответствующих отношений. Требует также совершенствования практика правового регулирования процессов сочетания бумажного и электронного документов, перевода одной формы в другую путем создания электронных копий бумажных документов, дублирования этих форм при одновременном их хождении в обороте, замены бумажной формы электронной, а также разработки новых форм доступа к информации и представления документов через сайты, порталы и терминалы. Все это определяет особую значимость задач подготовки профессионалов в данной сфере правоотношений, в том числе повышения теоретического и методического уровня преподавания в вузе курса информационного права, как для юридической, так и для других специальностей.
------------------------------------------------------------------
Название документа