Информационные технологии, используемые в жилищной сфере

(Лейба А.) ("Жилищное право", 2014, N 5) Текст документа

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ

А. ЛЕЙБА

Лейба Алексей, юрисконсульт ООО "Уралводоканал".

Широкое использование информационных технологий в повседневной жизни одновременно и упростило решение различных вопросов, и стало причиной возникновения новых. Например, что делать, если отправленный через Интернет платеж в адрес поставщика услуги не поступил, обязано ли ТСЖ отвечать гражданину на запрос по поводу информации, если последняя уже размещена на сайте, заменяет ли электронная заявка в Роспотребнадзор подачу обращения в бумажной форме? Попробуем найти ответы на эти вопросы в настоящей статье.

Различные информационные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь: появилась возможность зарегистрировать через Интернет право собственности на жилое помещение, зарегистрироваться по месту жительства и даже получить паспорт. Платежи, в том числе и за жилищно-коммунальные услуги, также возможно совершать в электронной форме, не выходя из дома, что существенно экономит силы и время. А для управляющих компаний, ТСЖ и жилищных кооперативов Правительством РФ утвержден стандарт раскрытия информации на своих интернет-сайтах. Однако с появлением новых технологий появились и новые вопросы: куда обращаться в случае, если платеж в адрес поставщика услуги, отправленный через Интернет или банкомат, не поступил; обязано ли ТСЖ отвечать гражданину, обратившемуся к нему за предоставлением информации, уже размещенной на сайте ТСЖ, и если при этом запрос сформулирован нечетко. За последние годы существенно возросло количество услуг, предоставляемых в электронной форме, однако, например, при оплате жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) через Интернет и банкоматы существуют определенные недостатки: так, при переводе денежных средств они часто "теряются" ввиду технических сбоев, вызванных различными причинами (отключение электроэнергии, заражение компьютеров и иного оборудования вирусами и т. п.), за перевод средств могут взиматься и огромные комиссии, о которых отсутствует какая-либо информация. Практика. Истец обратилась в суд с иском к ОАО "Сбербанк России" о взыскании денежных средств, процентов за пользование ими и компенсации морального вреда, указав, что 06.12.2011 в филиале N 9038/01715 она произвела оплату коммунальных платежей через банковское устройство самообслуживания. При этом денежные средства терминалом были приняты, но ввиду произошедшего сбоя зачислены не были, что подтверждалось чеком ОАО "Сбербанк России" и ответчиком не оспаривалось. За возвратом денежных средств она в этот же день обратилась в банк, и сотрудники отделения Сбербанка России заверили ее, что данная проблема будет решена в месячный срок и денежные средства будут ей возвращены, однако ответчик этого так и не сделал. Решением мирового судьи судебного участка N 259 района Марьино г. Москвы от 10.05.2012 исковые требования были удовлетворены частично. Ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение мирового судьи в части взыскания морального вреда, однако суд апелляционной инстанции изменил решение мирового судьи только в части взыскания с ответчика государственной пошлины, указав следующее. Поскольку ответчиком услуга по зачислению денежных средств была оказана ненадлежащим образом и денежные средства в счет оплаты ЖКУ не поступили в результате технического сбоя, мировой судья правомерно сослался на ст. 4, 13, 28, 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" и обоснованно пришел к выводу, что с ответчика надлежит взыскать в пользу истца денежные средства, перечисленные им через банковский терминал (Апелляционное определение Люблинского районного суда г. Москвы от 09.07.2012 N 11-158012). Более подробно об услугах, предоставляемых в электронной форме, а также о проблемах, с которыми можно столкнуться на практике, будет рассказано ниже.

РЕГИСТРАЦИЯ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

В настоящее время у всех граждан России есть возможность обратиться в УФМС России с заявлением о регистрации по месту жительства или о снятии с регистрационного учета через Интернет, а именно через Единый портал государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) по адресу www. gosuslugi. ru. Это стало возможным с принятием Постановления Правительства РФ от 11.11.2010 N 885, которым были внесены изменения в Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденные Постановлением Правительства от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации граждан). Заявление о регистрации по месту жительства в форме электронного документа, а также копии иных документов (удостоверяющих личность и являющихся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение) могут быть представлены в отсканированном виде через Единый портал, при этом, конечно же, сохраняется и обычный порядок регистрации.

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости", вступившим в силу 01.10.2013, впервые предусмотрена возможность зарегистрировать право на квартиру, жилой дом, комнату и иную недвижимость через Интернет. Подать можно как заявления о государственной регистрации прав на жилые помещения, так и заявления об исправлении технических ошибок. В настоящее время предусмотрена возможность заказывать через сеть Интернет и выписки из ЕГРП, получать их из Росреестра в электронном виде, а также получать в электронном виде информацию об уже зарегистрированных правах (ограничениях) и уведомления о приостановлении государственной регистрации.

ОПЛАТА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ И БАНКОМАТЫ

В соответствии с п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги как наличными денежными средствами, так и в безналичной форме (в т. ч. со счета или без его открытия, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет). Оплату ЖКУ можно осуществить через Интернет на Едином портале либо через различные сервисы банков (например, Сбербанк-онлайн) пользователями соответствующих карт, которые позволяют совершать расходные операции. Все действия по подключению этих сервисов достаточно подробно описаны на сайтах коммерческих банков. Самый распространенный способ оплаты ЖКУ - оплата через банкомат: отправить денежные средства в адрес поставщика можно, например, со своей банковской карты, что сокращает материальные и временные затраты.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ УПРАВЛЯЮЩИМИ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ НА СВОИХ ИНТЕРНЕТ-САЙТАХ

Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 был утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее - Стандарт раскрытия информации, Стандарт), касающийся УК, а также ЖСК, ЖК и ТСЖ, которые осуществляют управление домами без заключения договора управления с управляющей организацией. Стандарт устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию этими организациями, порядку, способам и срокам ее раскрытия, особенностям раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных ЖК РФ. Судебная практика показывает, что УК и ТСЖ за нераскрытие информации на сайте подвергаются административным штрафам по ст. 7.23.1 КоАП РФ (Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу N А53-13865/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 по делу N А46-8536/2013). Заслуживает отдельного внимания в связи с этим и электронная переписка между гражданами и УК, ТСЖ по вопросам предоставления информации, раскрываемой в соответствии со Стандартом. Раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса, а также запроса в электронном виде (в этом случае информация предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 5 рабочих дней). В том случае, если запрашиваемая информация уже раскрыта в необходимом объеме на сайте в сети Интернет, ТСЖ, УК или ЖСК вправе, не раскрывая ее вновь, сообщить потребителю адрес сайта, где она была размещена. Стандартом установлено, что УК и ТСЖ также обязаны сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в МКД, - адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация. В то же время управленцам необходимо иметь в виду, что нарушение установленных Стандартом сроков для направления ответов не является длящимся правонарушением и сроки давности для привлечения к административной ответственности истекают по прошествии 2-х месяцев со дня регистрации обращения (ст. 4.5 КоАП РФ). Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный за нарушение законодательства о защите прав потребителей, не может быть применен в этих случаях, поскольку в соответствии со Стандартом под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения), а не только потребителей услуг УК. Кроме того, потребитель не может быть лишен права на получение информации из-за неточности используемых им формулировок (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по делу N А28-3296/2013).

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ В РОСПОТРЕБНАДЗОР ПРИ НЕКАЧЕСТВЕННЫХ УСЛУГАХ

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является специализированным органом государственной власти по контролю качества предоставления населению в том числе ЖКУ, куда можно обратиться с заявлением в электронном виде путем заполнения специальной формы на сайте. Как указано в письме Роспотребнадзора от 14.11.2012 N 01/12810-12-32 "Об отдельных актуальных аспектах нормативно-правового регулирования жилищных отношений и функциях Роспотребнадзора в сфере ЖКХ", все обращения граждан рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Однако следует иметь в виду, что п. 12.10 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452, закреплены дополнительные основания для отказа в рассмотрении интернет-обращения: указание автором недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа; поступление дубликата уже принятого электронного сообщения; некорректность содержания сообщения; невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи, если для них установлен специальный порядок рассмотрения.

НЕДОСТАТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ, И ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

При всей привлекательности вышеперечисленных технологий у них, как я уже упоминал ранее, есть и существенные недостатки. Общим недостатком предоставления услуг в электронной форме является наличие системных ошибок при создании сайтов и порталов государственных услуг, в связи с чем сильно затрудняется поиск нужной услуги (информации) <1>. -------------------------------- <1> См.: Данюк Г. Г. Проблемы оказания государственных услуг гражданам на основе технологий электронного правительства в социальной сфере // Медицинский альманах. 2011. N 3(16). С. 13 - 16.

При подаче в электронном виде документов на регистрацию по месту жительства нужно учитывать, что гражданам в любом случае необходимо лично посетить ФМС РФ с оригиналами ранее представленных документов для подписания заявления о регистрации по месту жительства и проставления соответствующей отметки в паспорте. Практика работы ФМС России в части регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства часто вызывает судебные споры. Приведу один пример. Практика. О. А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий отделения по району Солнцево УФМС России по г. Москве в ЗАО и ГУ "ИС района Солнцево", указав, что ему было отказано в приеме документов на регистрацию и регистрации по месту пребывания на срок до 6 месяцев, несмотря на то что при обращении им были представлены паспорт, заявление о регистрации по месту пребывания, а также заявление собственника жилья О. Д.В., предоставляющего помещение О. А.В. В качестве причины отказа послужило то, что заявитель не представил документ о праве собственности на жилое помещение. В тот же день О. А.В. обратился в отделение по району Солнцево УФМС России по г. Москве в ЗАО с заявлением о регистрации по месту пребывания, однако также получил отказ по этой же причине. Впоследствии он подал повторное заявление через Единый портал, и в тот же день его заявлению был присвоен статус "Дело успешно подано". Позже статус его заявления был обновлен на статус "Принято. Заявителю необходимо явиться в УФМС для представления документов о собственности на жилое помещение", и предоставляющий О. А.В. жилое помещение О. Д.В. по телефону был вызван в УФМС для представления документов о государственной регистрации права собственности. Заявителем также были представлены копии уведомлений, полученные через Единый портал (распечатки страниц). Кроме того, О. Д.В. было предъявлено свидетельство о государственной регистрации права на квартиру, однако заявителю было выдвинуто требование о представлении письменного согласия остальных собственников квартиры на регистрацию О. А.В. по месту пребывания. Суд признал действия отделения УФМС незаконными на основании ч. 1 ст. 27 Конституции РФ, ч. 1 ст. 288 ГК РФ, п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (в ред. от 28.07.2012) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", поскольку в силу закона согласие собственников жилого помещения, находящегося в совместной собственности, на распоряжение жилым помещением предполагается. Кроме того, заявителем для регистрации по месту пребывания были представлены все необходимые документы и каких-либо других документов для регистрации по месту пребывания, помимо представленных заявителем, не требуется, т. к. от одного из собственников жилого помещения - О. Д.В. - получено согласие на регистрацию О. А.В. по месту пребывания (решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 09.08.2012 по делу N 2-1634/12). Этот пример показывает, что, с одной стороны, электронное обращение способствует доказыванию в суде обстоятельств, на которые ссылается заявитель, с другой - обращения в электронной форме не имеют никаких преимуществ (в административном плане) перед бумажной формой. Кроме того, Правила регистрации граждан в действующей редакции допускают ситуацию, когда регистрация лица по месту пребывания может быть осуществлена без согласия собственника жилья с правом последующего ее аннулирования по заявлению собственника <2>. -------------------------------- <2> См.: Васькин В. В., Мустафин Р. Р. Электронная регистрация по месту жительства и право собственности // Жилищное право. 2011. N 2; Тарасьянц Е. В. Юридические аспекты использования научно-технических достижений для совершенствования административных процедур в области миграции // Миграционное право. 2011. N 2.

При заказе выписки из ЕГРП поданные в электронной форме заявления в этих случаях подписываются усиленной электронной подписью (ЭЦП) заявителя, при этом средства ЭЦП должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством РФ и совместимы со средствами ЭЦП, применяемыми Росреестром. Кроме того, положения законодательства о возможности зарегистрировать право на квартиру, жилой дом, комнату и иную недвижимость через Интернет требуют дополнительного нормативного разъяснения от Минэкономразвития РФ и Росреестра, поэтому в полной мере в настоящее время они не применяются. Необходимо также учитывать, что путем заполнения специальной формы заявления через официальный сайт Роспотребнадзора не могут быть отправлены длинные тексты, копии различных документов, фотографии и другие допустимые вложения. В случае с электронными денежными переводами необходимо обеспечивать и защиту информации (например, паролей), в связи с чем Банк России с определенной периодичностью публикует письма с некоторыми рекомендациями. Так, одним из последних является письмо от 05.08.2013 N 146-Т "О рекомендациях по повышению уровня безопасности при предоставлении розничных платежных услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет". На основании изложенного можно прийти к следующим выводам: 1. В случаях, если платеж за услуги, отправленный через Интернет или банкомат, не поступил, необходимо незамедлительно (т. е. в кратчайшие сроки) обратиться в тот банк, который принимает и переводит платежи поставщику этих услуг (информация о банке должна быть размещена на терминале). 2. В том случае, если запрашиваемая информация уже раскрыта в необходимом объеме на сайте ТСЖ, УК или ЖСК в сети Интернет, последние вправе, не раскрывая ее вновь, сообщить потребителю адрес сайта, где она была размещена. При этом, поскольку потребитель является в этих правоотношениях более слабой стороной, а также зачастую не является специалистом в этой области, неточность используемых им в запросе формулировок не может лишать его права на получение необходимой информации. Распоряжением Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р даже была утверждена Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года. Однако, на наш взгляд, для увеличения привлекательности электронных (онлайн) услуг необходимо стимулировать граждан к их получению в такой форме, например, их предоставлением с существенной скидкой или (в зависимости от стоимости этих услуг) бесплатно. Также необходимо преодолеть "цифровое неравенство", существующее между центром и регионами РФ, и сделать электронные услуги доступными для каждого.

Список литературы, использованной автором при подготовке статьи

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный закон от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" // СЗ РФ. 29.07.2013. N 30 (часть I). Ст. 4083. 2. Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства от 17.07.1995 N 713 (в ред. от 21.05.2012) // СЗ РФ. 24.07.2005. N 30. Ст. 2939. 3. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 (в ред. от 27.03.2013) "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 01.08.2005. N 31. Ст. 3233. 4. Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 (в ред. от 22.07.2013) "Об утверждении Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" // РГ. N 222. 01.10.2010. 5. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в ред. от 19.09.2013) // СЗ РФ. 30.05.2011. N 22. Ст. 3168. 6. Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р "Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года" // СЗ РФ. 18.11.2013. N 46. Ст. 5954. 7. Письмо Роспотребнадзора от 14.11.2012 N 01/12810-12-32 "Об отдельных актуальных аспектах нормативно-правового регулирования жилищных отношений и функциях Роспотребнадзора в сфере ЖКХ" // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2013. Февраль. N 2 (часть II). 8. Письмо Банка России от 05.08.2013 N 146-Т "О рекомендациях по повышению уровня безопасности при предоставлении розничных платежных услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет" // Вестник Банка России. 14.08.2013. N 43.

Судебная практика

1. Апелляционное определение Люблинского районного суда г. Москвы от 09.07.2012 N 11-158012 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс". 2. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу N А53-13865/2013 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс". 3. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 по делу N А46-8536/2013 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс". 4. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 по делу N А28-3296/2013 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс". 5. Решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 09.08.2012 по делу N 2-1634/12 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

------------------------------------------------------------------

Название документа