Классификация субъектов защиты несовершеннолетних от воздействия вредной информации

(Безугленко О. С.) ("Информационное право", 2011, N 2) Текст документа

КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ <*>

О. С. БЕЗУГЛЕНКО

-------------------------------- <*> Статья рекомендована кафедрой административного и финансового права Белгородского университета потребительской кооперации (протокол N 6 от 17 января 2011 г.).

Безугленко Ольга Сергеевна, старший преподаватель кафедры административного и финансового права юридического факультета Белгородского университета потребительской кооперации.

В статье охарактеризован правовой статус субъектов, осуществляющих защиту несовершеннолетних от воздействия вредной информации, а также обозначены некоторые проблемные моменты законодательного регулирования этой области отношений.

Ключевые слова: вредная информация, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы общественного контроля, защита несовершеннолетних, информационная психологическая безопасность.

Classification of subjects of protection of minors from influence of harmful information O. S. Bezuglenko

The article characterizes legal status of subjects effectuating protection of minors from influence of harmful information and also notes certain controversial issues of legal regulation of this sphere of relations.

Key words: harmful information, agencies of state power, agencies of local self-government, agencies of public control, protection of minors, informational psychological security.

Проблема защиты несовершеннолетних от агрессивного негативного воздействия современных средств массовой информации является одной из наиболее актуальных проблем отечественного законодательства. Экранная фантазия воплощается в жизни в форме насилия по отношению к окружающим, в том числе по отношению к родственникам и близким. Культ силы, эгоизма, вседозволенности, безнравственности, пренебрежительного отношения к человеку и общечеловеческим ценностям, национальной культуре и ментальности становятся краеугольным камнем "гуманитарной интервенции" в отношении традиционных обществ <1>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья В. Н. Лопатина, О. В. Пристанской "О проекте Федерального закона "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию" включена в информационный банк согласно публикации - "Информационное право", 2007, N 4. ------------------------------------------------------------------ <1> Лопатин В. Н., Пристанская О. В. О проекте Федерального закона "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию" // Информационное право. 2008. N 11. С. 19.

По мнению профессора В. Н. Лопатина, особое место среди объектов защиты в системе обеспечения информационной и национальной безопасности занимает защита от воздействия вредной информации, в том числе и защита несовершеннолетних граждан от воздействия информации, способной нанести вред их здоровью и нравственному развитию. В отличие от случаев, когда государство должно создавать условия для доступа к информации и защиты информации с ограниченным доступом, здесь государство должно создавать условия для защиты самого человека и общества от вредоносного влияния определенного рода информации <2>. -------------------------------- <2> Цыганков В. Д., Лопатин В. Н. Психотропное оружие и безопасность в России. М.: Синтег, 1999. С. 145.

В связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который вступает в законную силу 1 сентября 2012 г., органы, осуществляющие такую защиту в пределах своей компетенции, можно классифицировать на: - государственные органы, осуществляющие процедуру лицензирования, регистрации и стандартизации в сфере массовой информации (Федеральная служба технического и экспортного контроля, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций); - федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по: контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, в сфере информационных технологий, в сфере защиты прав потребителей, в сфере рекламы, в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности; оказанию государственных услуг в сфере информационных технологий, в области создания, развития и использования систем телевизионного вещания и радиовещания, в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций; - органы местного самоуправления, в пределах своей компетенции осуществляющие контроль и надзор в сфере распространения информации, способной нанести вред здоровью и развитию несовершеннолетних. К примеру, на основании принятого Закона Белгородской области от 13.12.2000 N 122 (в ред. от 21.07.2008) "О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области"; - органы, осуществляющие общественный контроль за распространением информации, способной нанести вред здоровью и нравственному развитию детей; - в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации с 1 сентября 2009 г. в России Президентом РФ утверждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка <3>. В области защиты детей от информации, способной нанести вред их здоровью и нравственному развитию, данное должностное лицо наделяется широким комплексом контрольных и надзорных функций по проведению проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, в получении от них соответствующих разъяснений, а также по привлечению в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. -------------------------------- <3> Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 36. Ст. 4312.

Каждый из представленных органов власти в той или иной мере может оказывать влияние на распространение информации деструктивного толка, информации, разжигающей вражду и насилие, информации, призывающей к ведению экстремистской деятельности. Разрабатывая и принимая нормативные правовые акты федерального и регионального масштаба в области защиты от воздействия вредной информации, данные органы тем самым способствуют развитию здоровой психики у детей. Современные СМИ слишком перенасыщены негативной информацией, и принятие Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", по нашему мнению, окажет положительное влияние на процедуру опубликования таких сведений в средствах массовой информации. Федеральный закон обозначает также компетенции органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в данной сфере деятельности, что является одним из действенных способов решения проблем правовой защиты несовершеннолетних. Кроме того, в связи с принятием указанного Закона в Российской Федерации должен быть создан специализированный государственный орган исполнительной власти, осуществляющий непосредственный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; его полномочия и компетенция уже обозначены, как на федеральном, так и на региональном уровне. По словам Д. А. Медведева, при современном уровне развития массовых коммуникаций и информационных технологий родители и учителя зачастую не имеют возможности оградить детей от негативной и вредной для них информации. Переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки <4>. Согласно Закону, оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии. Данные органы наделяются контрольными функциями по определению соответствия информационной продукции требованиям возрастной классификации <5>. -------------------------------- <4> URL: http://www. rg. ru. <5> URL: http:// www. medialaw. ru/ publications/ zip/ 128/ 3.php.

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, относятся: 1) разработка и реализация единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; 2) разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции; 3) установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, предусмотренной законодательством; 4) государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, относятся разработка и реализация региональных программ обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции <6>. -------------------------------- <6> Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 1. Ст. 48.

Для выполнения функций по контролю за соблюдением требований законодательства в области защиты несовершеннолетних от воздействия информации, способной нанести вред их здоровью и развитию, и решению проблем в данной области, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны осуществлять контроль и надзор за распространением вредной информации, в установленном порядке и следующих формах: - мониторинга содержания информационной продукции и установленного порядка ее распространения, как на федеральном, региональном, так и на местном уровне; - регулярных плановых проверок деятельности юридических и физических лиц по выполнению требований действующего информационного законодательства, в частности в отношении информации, распространяемой посредством СМИ, информационно-коммуникационных технологий и интернет-сайтов; - проверки деятельности юридических и физических лиц по выполнению требований законодательства на основании жалоб и заявлений граждан и организаций в отношении распространения информации, содержащей переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, которая может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки; - целевые проверки деятельности юридических и физических лиц по выполнению требований действующего информационного законодательства, на основании материалов подведомственных контролирующих органов, по заявлениям и запросам органов государственной власти и их должностных лиц. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Зарегистрированные в установленном Федеральным законом порядке общественные объединения и иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований законодательства в области защиты несовершеннолетних от воздействия информации, способной нанести вред их здоровью и развитию. Общественный контроль осуществляется за: - соответствием деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их учреждений действующему, иному законодательству Российской Федерации о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию; - соблюдением международных обязательств Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию; - эффективностью системы государственного регулирования в указанной сфере; - исполнением нормативных правовых актов в указанной сфере <7>. -------------------------------- <7> URL: http:// www. medialaw. ru/ publications/ zip/ 128/3.php.

Органы общественного контроля вправе: - осуществлять мониторинг оборота указанной информационной продукции; - создавать системы сбора информации по жалобам и обращениям граждан и организаций (горячие линии); - предоставлять сведения о нарушениях законодательства в сфере оборота информации федеральным органам исполнительной власти и органам субъектов Российской Федерации, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением законодательства; - обращаться в органы государственного контроля (надзора), а также в суд и прокуратуру с заявлениями о фактах нарушения законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию <8>. -------------------------------- <8> Бачило И. Л. Информационное право: Учебник для вузов. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 134.

Таким образом, наделение субъектов, осуществляющих защиту несовершеннолетних от воздействия вредной информации, государственными полномочиями позволит в дальнейшем использовать информационные коммуникации и информационное пространство исключительно в целях воспитания несовершеннолетних с заботой об их здоровье и нравственном развитии.

------------------------------------------------------------------

Название документа