IT на службе права

(Брюллов М.) ("ЭЖ-Юрист", 2013, N 44) Текст документа

IT НА СЛУЖБЕ ПРАВА

М. БРЮЛЛОВ

Максим Брюллов, юрист, г. Пермь.

Юриспруденция в настоящее время буквально пронизана IT-технологиями. Получение различного рода услуг в электронном виде очень удобно и, кроме того, существенно экономит время, силы и денежные средства граждан и юридических лиц. Но это только первые шаги в интерактивном пространстве.

IT в юридической деятельности

В последнее время развитию информационных технологий государство уделяет много внимания, о чем говорят внесенные в федеральное законодательство многочисленные изменения. Кроме того, все больше государственных услуг (регистрация по месту жительства, получение паспорта, запись на прием в государственные органы, запрос и получение различных документов и т. п.) предоставляется в электронной форме, создана система "Открытое правительство". Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее - Закон об информации) информационные технологии (IT-технологии) - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов. Юриспруденция в настоящее время буквально пронизана IT-технологиями, и одним из главных достижений в этой области является создание справочно-правовых систем (СПС). Сейчас появляется множество мобильных СПС, предназначенных для КПК, iPhone, iPad. Еще одной IT-технологией, широко используемой в юридической деятельности, является автоматизированная информационная система (АИС). Она представляет собой базу данных, в которую можно вносить информацию, а затем ею пользоваться. Р. Амелин отмечает, что "действия АИС в настоящее время могут приобретать значение юридических фактов, то есть напрямую создавать и прекращать юридические права и обязанности (чаще всего такими действиями являются создание, изменение или удаление записи в базе данных, например, в реестре индивидуальных предпринимателей, объектов недвижимости, договоров передачи исключительных прав на интеллектуальную собственность и т. д.), хотя формально в такой ситуации юридическими фактами выступают те или иные действия государственного или муниципального служащего" <1>. -------------------------------- <1> Амелин Р. В., Чаннов С. Е. Автоматизированная информационная система как источник права // Информационное право. 2008. N 2.

Наиболее известными среди АИС в настоящее время являются ГАС "Правосудие", а также ГАС "Выборы", использование которой регулируется Федеральным законом от 10.01.2003 N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе РФ "Выборы". Еще одним из IT-достижений является использование электронных документов, электронного документооборота и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Например, в ч. 3 ст. 75 АПК РФ закреплено, что документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием сети Интернет, а также документы, подписанные электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены АПК РФ, другими федеральными законами, иными НПА или договором либо определены в пределах своих полномочий ВАС РФ. Также возможна подача электронных документов в суд. Так, Приказом от 12.01.2011 N 1 ВАС РФ утвердил Временный порядок подачи документов в арбитражные суды РФ в электронном виде, который разработан в целях реализации положений АПК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ"; данные изменения предусматривают возможность подачи документов в арбитражные суды в электронном виде посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте ВАС РФ). Но данная возможность ограничена перечнем документов, к которым такой порядок применяться не может. К ним, в частности, относятся ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов и заявления об обеспечении имущественных интересов или об обеспечении иска. К еще одной IT-технологии можно отнести видеоконференцсвязь (далее - ВКС), которая начала применяться в уголовном судопроизводстве, а затем распространилась и на арбитражный процесс. А Федеральный закон N 66-ФЗ "О внесении изменений в ГПК РФ", вступивший в силу 26.04.2013, закрепил порядок использования ВКС и в гражданском судопроизводстве. ВКС удобна тем, что сторона, находящаяся на значительном расстоянии от суда, рассматривающего спор, имеет возможность участвовать в процессе. Например, посредством использования систем ВКС арбитражный суд может заслушать объяснения лиц, участвующих в деле (ст. 81 АПК РФ), свидетельские показания (ст. 88 АПК РФ), пояснения эксперта по его заключению и ответы на дополнительные вопросы (ч. 3 ст. 86 АПК РФ).

Развитие информационных технологий

Федеральный закон от 02.10.2012 N 166-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривает создание и функционирование с 10.01.2014 единой АИС, предназначенной для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Оператором и собственником этой АИС будет Федеральная нотариальная палата. Система включает в себя несколько реестров: удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний; удостоверенных доверенностей и уведомлений об отмене доверенностей; открытых наследственных дел; удостоверенных брачных договоров; уведомлений о залоге движимого имущества. Из них только два реестра будут носить публичный характер: реестр уведомлений о залоге, к которому будет обеспечиваться доступ и через Интернет, а также реестр удостоверенных завещаний и уведомлений об отмене завещаний, который будет обладать свойствами публичности лишь после открытия завещаний. Сведения, полученные нотариусами, должны передаваться в вышеуказанные реестры в течение двух рабочих дней со дня совершения соответствующего нотариального действия. Исключения предусмотрены для уведомлений о залоге движимого имущества: такая информация включается в реестр в день обращения заявителя в течение одного часа с момента обращения или в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления (в зависимости от вида полученного уведомления). Указ Президента РФ от 04.03.2013 N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" касается общественных инициатив в области социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления. Однако направлять общественные инициативы с использованием вышеуказанного интернет-ресурса и голосовать за них могут только граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные во ФГИС "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Федеральный закон от 07.06.2013 N 112-ФЗ (более известный как Закон об открытых данных) внес изменения в Закон об информации. А также в Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" были введены такие понятия, как "открытые данные" и "единая система идентификации и аутентификации". С момента вступления этого Закона в силу общедоступная информация в сети Интернет может размещаться в машиночитаемом формате в форме открытых данных, в том числе данных о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, при этом информация размещается с учетом требований законодательства РФ о государственной тайне и персональных данных. Наличие открытых данных снижает какие-либо барьеры для компаний на рынке информации и позволяет небольшим компаниям, у которых отсутствует возможность приобретать необходимые данные за плату, получать эти данные свободно и бесплатно. И пожалуй, самые множественные поправки были внесены в 2013 году в законодательство о государственной регистрации. После принятия Федерального закона от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости", вступившего в силу 01.10.2013 (за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 01.01.2014), впервые появляется возможность зарегистрировать право на квартиру, дом, земельный участок и иную недвижимость через Интернет. При этом сокращается и срок государственной регистрации с 30 до 18 календарных дней. Данный Закон устанавливает, что государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется по выбору правообладателя, либо свидетельством о государственной регистрации прав, либо выпиской из ЕГРП, при этом в форме документа на бумажном носителе в обязательном порядке оформляется только свидетельство. В настоящее время предусмотрена возможность заказывать через сеть Интернет выписки из ЕГРП, а также получать их в электронной форме, подавать заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технических ошибок, а также возможность направления заявителям различных предусмотренных законом уведомлений (например, о приостановлении регистрации) в электронной форме. Поданные в электронной форме заявления в этих случаях подписываются усиленной электронной подписью заявителя. Установлена также возможность ведения ЕГРП только на электронных носителях, а у заявителей даже есть право не представлять документ об уплате госпошлины, при этом в дальнейшем в случае отсутствия информации у регистрирующего органа об уплате госпошлины документы, необходимые для государственной регистрации прав, не принимаются и возвращаются заявителям в строго регламентированном порядке. Предполагается, что данные изменения будут способствовать увеличению доли электронных услуг, в чем заслуга Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав", утв. распоряжением Правительства РФ от 01.12.2012 N 2236-р. Кроме того, существуют различные правовые сайты и интернет-порталы. Так, 04.07.2013 заработал портал "Видеодума", на котором доступны видеозаписи рассмотрения всех вопросов на пленарных заседаниях ГД РФ шестого созыва, видеозаписи парламентских слушаний, круглых столов и других мероприятий палаты, а в тестовом режиме уже запущен портал "Электронный бюджет". Хотелось бы отметить, что Минюст России в октябре 2013 года разработал проект Федерального конституционного закона (ФКЗ), который предусматривает возможность трансляции судебных заседаний КС РФ с использованием сети Интернет. При этом законопроект предусматривает два вида такой трансляции в зависимости от инициаторов ее проведения: по инициативе КС РФ (или с разрешения председательствующего в судебном заседании) и по ходатайству иных заинтересованных лиц, поданному в письменном виде, в виде электронного документа, включая заполнение формы на официальном сайте КС РФ. Проект ФКЗ уже размещен на официальном сайте regulation. gov. ru в сети Интернет для общественного обсуждения.

Создание Правительственной комиссии

Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 735 Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления была преобразована в Правительственную комиссию по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, председателем которой стал Д. Медведев, а его заместителями - вице-премьеры А. Дворкович и С. Приходько. Помимо этого, в Комиссию входят М. Абызов - Министр РФ, возглавляющий Совет по открытым данным, созданный специально для координации деятельности по внедрению открытых данных, и Б. Титов - Уполномоченный по защите прав предпринимателей (всего в Комиссии 22 человека). К задачам Комиссии относятся следующие: повышение открытости деятельности органов государственной власти и получение обратной связи от граждан и организаций; обеспечение конкурентоспособности российской экономики и улучшение условий ведения предпринимательской деятельности на основе применения информационных технологий; повышение качества образования, оказания медицинской помощи, социальной защиты населения, содействия развитию культуры и средств массовой информации на основе информационных технологий. Как видно из поставленных задач, на Комиссию возлагаются большие надежды, а повышение качества жизни напрямую связано с развитием информационных технологий (как следует из названия Комиссии).

На перспективу

Итак, можно сделать следующий вывод. Информация исключена Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой гражданского кодекса Российской Федерации" из объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), но, поскольку "оборот" информации является частью нашей жизни, дополнения и изменения, внесенные в последнее время в федеральное законодательство, достаточно актуальны. В настоящий момент получение различного рода услуг в электронном виде является очень удобным средством и, кроме того, существенно экономит время, силы и денежные средства граждан и юридических лиц. Как отмечает А. Дидикин, "проект "Открытое правительство" может стать основой для создания в будущем новых для России механизмов взаимодействия экспертного сообщества, институтов гражданского общества и органов власти" <2>. -------------------------------- <2> Дидикин А. Б. "Открытое правительство" в механизме взаимодействия гражданского общества и государства: формирование правовой модели и ее противоречия // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 1.

------------------------------------------------------------------

Название документа