Возможности и границы использования средств массовой информации в управлении миграционными процессами
(Егупов А. В.) ("Миграционное право", 2010, N 4) Текст документаВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
А. В. ЕГУПОВ
Егупов А. В., старший научный сотрудник отделения правовых основ обеспечения экономической безопасности НИО Академии экономической безопасности МВД России, кандидат социологических наук.
Никогда общественное мнение не было более мощным, часто используемым и управляемым, как в наше время. Это стало возможным в результате разветвления средств массовой информации, их доступности широкой общественности, которая нуждается в этих средствах, чтобы изложить свои взгляды и найти им поддержку. Можно говорить о фактическом со стороны СМИ контроле над всей культурой, так как, пропуская ее через свои фильтры, они выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. В силу своей многофункциональности средства массовой информации являются главным инструментом для распространения любого сообщения, а также воздействия на общественное сознание <1>. -------------------------------- <1> Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2009. С. 115.
Так как проблемы миграции сохраняют актуальность и свой острый дискуссионный характер, то для ньюсмейкеров они притягательны. Достаточно взять срез информации в СМИ о положении мигрантов в разных странах всего за несколько дней, чтобы констатировать, что тема миграции занимает ведущее место в новостной панораме. Мировая информационная сеть всегда полна сообщениями, имеющими прямое отношение к рассматриваемой тематике. Вся европейская пресса полна статьями о миграции и положении мигрантов. Достаточно просмотреть номера главных общенациональных газет за несколько месяцев, чтобы убедиться в том, что интерес к миграционной теме устойчив. Нет ни одного сектора политической и общественной жизни, который не соприкасался бы с вопросами миграции, это и вопросы юстиции, проблемы благосостояния государства в самом широком смысле, здравоохранения, образования, демократии как таковой, культуры. Журналисты горячо обсуждают, например, готовность датских властей платить мигрантам в случае их возвращения на свою родину пенсию, составляющую 75% от пенсии, которую они могут получить в Дании. Или же они быстро реагируют на возникшую в российском парламенте дискуссию по поводу того, нужны ли Российской Федерации мигранты, и если да, то в каком количестве, а главное - качестве. На страницах различных периодических изданий то и дело звучат вопросы: нужны ли ежегодные квоты, которые способны подправить стремительно ухудшающуюся демографическую ситуацию; как приток мигрантов отразился и будет отражаться на худо-бедно функционирующей социальной системе и т. д. СМИ реагируют на проблему обустройства границ с целью прекращения потока нелегально поступающих товаров, торговлю наркотиками, а главное - нелегальную миграцию. СМИ напоминают о прекращении выдачи миграционных карт на местах для проживающих и работающих в РФ мигрантов, уточняя, что теперь они станут выдаваться только на границе. СМИ подсказывают, с какой даты существовавший ранее безвизовый режим с Польшей становится визовым, и сетуют на то, что это создает большие неудобства для граждан обеих стран, ранее без труда пересекавших границу <2>. -------------------------------- <2> URL: http:// www. gazeta. ru/ lenta. shtml?! 84394.
Анализ материалов, помещаемых в СМИ, позволяет прийти к заключению, что поток этой информации нарастает одновременно с нарастанием потока мигрантов. Адекватно оценивая способности СМИ в области информационного "конструирования" образа "чужих", есть все основания констатировать, что не всегда они подают материал в миротворческом дискурсе. Напротив, их потенциал могут использовать как средство разжигания социальных конфликтов. Бесспорно то, что СМИ оказывают мощное воздействие на массовое сознание. В информационную эпоху обыватель получает представление о том или ином народе не столько на основе личных контактов и впечатлений (которые, как правило, весьма ограниченны), сколько из сообщений СМИ, к тому же зачастую транслируемых общественным сознанием в искаженном виде. Такое конструирование, в частности подача этнически окрашенной информации на фоне экономического неблагополучия, политической нестабильности в ряде регионов, оказывает на людей психотравмирующее действие, формируя чувство настороженности, страха, недоверия к мигрантам, особенно определенных национальностей <3>. -------------------------------- <3> Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2009. С. 224.
Подобный этнический окрас, связывание миграционных проблем и межэтнических отношений и их привязка к острым социальным проблемам имеют место и в региональных изданиях. По мнению населения, негативная информация о приезжих разжигает национальную вражду, т. е. население осознает негативные последствия некорректного поведения СМИ в отношении иноэтничных мигрантов, его дестабилизирующую роль. Таким образом, этнизация представлений населения России о миграции становится фактором формирования и закрепления мигрантофобии. В отличие от экономического фактора, он не материален, но играет вполне реальную материальную роль в формировании общественного мнения. Анализ отношения россиян к малоизвестным им этническим общностям прямо указывает на существенную роль информационного конструирования в развитии ксенофобии. Вместе с тем заметны и границы этого конструирования - все же самый высокий уровень этнофобии проявляется не к виртуальным для русских людей национальностям (как бы их ни ругали в прессе), а к известным: к чеченцам, к цыганам, и к иноэтническим мигрантам из стран СНГ, прежде всего, к азербайджанцам и выходцам из стран Средней Азии. И по отношению к этим группам мы можем говорить о сочетании двух взаимосвязанных факторов формирования этнофобии: с одной стороны, о реальной культурной дистанции, т. е. о степени фактического различия во внешних признаках, поведении, культуре, образе жизни разных этнических общностей, а с другой - и об информационном конструировании. Оба фактора усиливают друг друга. В информационную эпоху люди руководствуются представлениями о том или ином народе, почерпнутыми не столько на основе своих личных впечатлений и контактов (они всегда весьма ограниченны), сколько из сообщений прессы, зачастую искажаемых при дальнейшей трансляции в общественном мнении. Роль такой информации особенно велика по отношению к сравнительно новым для данной территории группам. Скажем, азербайджанцев сегодня обвиняют в том, что они захватили все городские рынки, взвинчивают цены, изгоняют "чужих" торговцев и т. д. Однако обычный русский покупатель, придя на рынок, вряд ли отличит азербайджанца от других народов Кавказа. Информацию о захвате рынков "гостями" он получает из СМИ, которые вольно или невольно искажают реальную картину распределения представителей этнических групп в рыночном бизнесе. Прессу просто не интересует тот факт, что подавляющую часть рынков в стране все же контролируют представители этнического большинства. Не только журналисты, но и официальные лица в региональных управлениях милиции поддерживают представления о том, что чуть ли не вся розничная сеть торговли наркотиками состоит только из цыган. Чем же объясняют официальные лица такое почти тотальное засилье цыган? Насколько же велика это диаспора? Во всем Советском Союзе насчитывалось всего около 200 тыс. цыган, а в России менее 150 тыс. И сегодня это одна из самых малочисленных этнических общностей в России. К тому же зона активности цыган в этой сфере сжимается. Они проживают на окраинах городов, в рабочих районах и обслуживают соответствующую часть населения. В таких популярных ныне местах распространения наркотиков, как ночные клубы и дискотеки, рестораны, сауны и бильярдные, университеты и другие учебные заведения, цыгане - большая редкость. То есть массовые представления об этническом составе наркоторговцев сильно мифологизированы. Данные милицейской статистики и материалы судебных дел показывают, что и в наркопреступности этнические меньшинства представлены в незначительном количестве. Криминальные группировки становятся все более многонациональными. Массовое сознание способно к избирательному восприятию информации. Например, в силу того что российское сознание сохраняет иерархичность, то позиция Правительства и особенно первых лиц государства и слышится дальше, и оценивается весомее, чем мнение обозревателя малотиражки. Так, решительные и недвусмысленные выступления против антисемитизма Президента страны, безусловно, оказали существенное влияние на него. По этой и по ряду других причин самые массовые и влиятельные органы российских СМИ проявляют в целом высокий уровень корректности по отношению к рассматриваемой этнической общности <4>. -------------------------------- <4> Абаимова Е. Участие местных средств массовой информации в формировании общественного мнения о вынужденных мигрантах // Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев на Северном Кавказе: Материалы Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2009. С. 218 - 219.
В формировании этнических фобий, чувства настороженности к мигрантам, страхов и разочарования существенную роль играют разнообразные проявления социального неблагополучия в различных его формах - от роста коррупции и других форм преступности до периодически повторяющихся невыплаты зарплат и пенсий и, наконец, серьезных экономических кризисов. Все это сыграло весьма существенную роль в формировании чувства настороженности, страхов и разочарования населения. Особенно велики они у жителей населенных пунктов, экономическая база которых восстанавливается медленнее, чем в крупных городах. Все это объясняет результаты социологических исследований, показывающих, например, что при общем чрезвычайно высоком уровне подозрительности и отрицательного отношения к иноэтническим мигрантам такое отношение в малых и средних городах выражено сильнее, чем в крупных, и особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Этнические фобии обладают высокой инерционной устойчивостью и могут долго удерживаться в массовом сознании даже после исчезновения реальных политических причин, их породивших. При этом ксенофобия неуправляема в том смысле, что она не может быть направлена только на одну этническую общность и, как правило, распространяется на широкий спектр "чужих народов". Средства массовой информации могут "подать" миграционные проблемы в определенном ракурсе, например только тогда, когда происходит какой-либо инцидент, связанный с крупными межнациональными конфликтами или же с очередным задержанием незаконных мигрантов. Как только резонанс вокруг этих скандальных проблем затихает, в СМИ считают, что раз конфликт исчерпан, то и проблем нет. Однако это не так. Конфликт, получивший огласку на всю страну, напоминает крик души. Необходимо больше внимания уделять миграционным проблемам. Пусть эти проблемы кажутся на первый взгляд незначительными и легкоразрешимыми, но именно они в конечном итоге и "взрываются" громкими скандалами. Несправедливо также и то, что чаще в СМИ предпочитают публиковать скандальные материалы, связанные с преступной деятельностью небольших групп мигрантов, что подрывает доверие коренных жителей ко всей этнической группе. В СМИ напрочь отсутствуют материалы о тех мигрантах, которые честно трудятся, принося немалую пользу стране и региону. Такое освещение способствует формированию агрессивного отношения к тем людям, которые по тем или иным причинам вынуждены были покинуть свою родину в поисках мирной жизни <5>. -------------------------------- <5> Гудков Л. Д. Динамика этнофобии в России последнего десятилетия: Доклад на конференции "Национальные меньшинства в Российской Федерации" (Москва, 2 - 3 июня 2008 г.). С. 212.
Средства массовой информации должны отмечать не только тот негатив, который привносят отдельные мигранты, но и все благоприятное, что связано с их притоком и зачастую даже не замечается. В российских СМИ не хватает именно положительных характеристик мигрантов. Вряд ли кто из социологов не согласится признать неизбежную маргинализованность мигрантов. Изначальное неравенство возможностей для социального старта нередко выталкивает мигрантов в криминальную нишу. Культурологизаторский подход рассмотрения этой проблемы в СМИ способствует тому, что со стороны основного населения следует "демонизация" облика мигрантов, наделение их врожденными преступными наклонностями. ("Своих бандитов мало. Импортируем чужих".) Обывателя не интересует, что при детальном подходе тезис "Все иммигранты - преступники" и другие ему подобные не верифицируются. СМИ информационно конструируют определенный образ мигрантов: мигрантов-наркоторговцев, мигранток-проституток, мигрантов-воров и т. д. Неприятие преступной деятельности распространяется на группу мигрантов, с которой отождествляют известного преступника. Излюбленный инструмент манипуляции общественным сознанием - большие цифры, подтверждающие, например, интенсивную иммиграцию чужаков, быстрое увеличение их численности за счет традиционно большого количества детей в семьях. Дональд Горовитц называет это "страхом исчезновения", реакцией на очевидную либо ожидаемую опасность. Нагнетание чувства, что "скоро будет поздно", боязнь поглощения другой группой представляют собой типичный синдром тревожности. С таким синдромом недалеко и до провозглашения радикальных политических лозунгов <6>. -------------------------------- <6> Паин Э. А. О механизмах формирования этнофобии и мигрантофобий // Проблемы миграции и опыт ее регулирования в полиэтничном Кавказском регионе. Москва-Ставрополь, 2010. С. 185 - 189; Гудков Л. Д. Динамика этнофобии в России последнего десятилетия: Доклад на конференции "Национальные меньшинства в Российской Федерации" (Москва, 2 - 3 июня 2008 г.). С. 207.
Сегодня журналистика не только освещает деятельность социальных институтов, но и влияет на нее. Миграционные процессы не являются исключением. СМИ способны повлиять на их урегулирование. Благоприятного результата в решении миграционных проблем удастся добиться в том случае, если миграционные службы и Правительство будут тесно сотрудничать со СМИ. Очень важно, чтобы их сотрудничество исключало конкуренцию. Средства массовой информации должны прекратить погоню за скандалами и сенсациями, так как этим они часто подрывают политику, проводимую миграционной службой и Правительством. Умелое управление и использование четвертой ветви власти позволят государству формировать общественное мнение, преследуя как общегосударственные интересы, так и интересы отдельно взятых регионов. Основными направлениями в формировании общественного мнения о мигрантах должны стать: разрушение стереотипа "мигрант - преступник"; информирование населения о социально-экономических выгодах, которые можно извлекать из миграции при умелом управлении ею; пропаганда и развитие интереса к различным культурам, представителями которых являются мигранты, и т. д. Итак, средства массовой информации являются мощным фактором формирования негативных стереотипов населения России в отношении мигрантов. СМИ сегодня обладают огромными возможностями как в упрочении стабильности социума (в том числе и этнополитической), так и в раздувании различных фобий. Все, о чем было сказано выше, - это лишь малый элемент системы управления миграцией, которая должна быть подкреплена законодательной базой, развитой структурой государственных, общественных и международных организаций. Система должна носить целостный характер, а ее части гармонично развиваться и взаимодействовать. Эффективное влияние на общественное мнение через СМИ возможно лишь при стабильном экономическом развитии региона, надежной системе общественной безопасности, достижении социального равенства населения, уже проживающего в регионе. Многофункциональность СМИ предопределила их значимость для осуществления управления миграционными процессами. Предоставляя массовой аудитории информацию о миграции, СМИ позволяют людям определенным образом ориентироваться как во внешней, так и во внутренней миграционной ситуации. Информационно конструируя образы мигрантов, СМИ формируют стереотипы и мифологемы о миграции. Вызывая эмоциональные реакции, средства массовой коммуникации мобилизуют общественное мнение, тем самым воздействуя на него. Диапазон воздействия очень широк, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. В целом с учетом основных функций массовой коммуникации ее социальная сущность сводится к тому, что это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности. Кроме того, СМИ могут способствовать интеграции общества. По этой причине массовая коммуникация есть важная составляющая механизма управления. Успешно используя средства массовой информации, различные структуры миграционного управления получают мощнейшее средство взаимодействия с управляемыми субъектами для решения возникающих проблем.
Название документа Вопрос: Организация намерена разместить рекламу на автомобиле, который находится в ее собственности. Рекламируемый бренд принадлежит этому же юридическому лицу. Какую регистрационную процедуру необходимо пройти для размещения рекламы на транспортном средстве? Какие санкции предусмотрены за размещение незарегистрированной рекламы? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Организация намерена разместить рекламу на автомобиле, который находится в ее собственности. Рекламируемый бренд принадлежит этому же юридическому лицу. Какую регистрационную процедуру необходимо пройти для размещения рекламы на транспортном средстве? Какие санкции предусмотрены за размещение незарегистрированной рекламы?
Ответ: Совершение регистрационных действий, связанных с размещением рекламы на транспортных средствах, законодательством РФ не предусмотрено.
Обоснование: В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) любая информация о том или ином объекте рекламирования (товаре, средстве его индивидуализации, изготовителе или продавце товара, результатах интеллектуальной деятельности либо мероприятии), размещенная в том числе на автомобиле, подпадает под понятие рекламы независимо от способа ее нанесения. Исключением являются отличительные знаки, указывающие на принадлежность транспортных средств каким-либо лицам (ч. 4 ст. 20 Закона N 38-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 38-ФЗ размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником этого средства или уполномоченным лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство. Поскольку в рассматриваемой ситуации юридическое лицо является одновременно рекламодателем и собственником транспортного средства, заключение договора не требуется. Законодательством РФ не предусмотрена обязанность совершать какие-либо регистрационные действия для размещения рекламы на транспортных средствах.
Е. Н.Акиньшин Юрисконсульт ООО "Прадо. Бизнес консультант" Подписано в печать 03.11.2010
Название документа Вопрос: В Интернете опубликована статья, порочащая деловую репутацию общества. Данный текст является перепечаткой аналогичной статьи, опубликованной ранее в печатном СМИ. Кто является надлежащим ответчиком по иску об опровержении порочащих деловую репутацию сведений и возмещении убытков? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: В Интернете опубликована статья, порочащая деловую репутацию общества. Данный текст является перепечаткой аналогичной статьи, опубликованной ранее в печатном СМИ. Кто является надлежащим ответчиком по иску об опровержении порочащих деловую репутацию сведений и возмещении убытков?
Ответ: Надлежащими ответчиками являются средство массовой информации, первоначально опубликовавшее статью, и владелец сайта в Интернете.
Обоснование: На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или ином лице, ее распространяющем, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица (п. п. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ). Надлежащими ответчиками по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации являются авторы не соответствующих действительности порочащих сведений, а также лица, распространившие эти сведения (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"). Под распространением информации следует понимать в том числе размещение таких сведений на сайте в сети Интернет (абз. 2 п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 N 3). Следовательно, надлежащими ответчиками по иску об опровержении порочащих деловую репутацию сведений и возмещении убытков являются средство массовой информации, первоначально опубликовавшее статью, и владелец сайта в сети Интернет.
О. М.Кабанов Эксперт КонсультантПлюс Подписано в печать 03.11.2010
Название документа Вопрос: В руках посторонней организации оказались распечатки телефонных звонков и тексты sms-сообщений физического лица, которые данная организация использует, чтобы вмешиваться в его личную жизнь. Что можно предпринять? Возможно ли наказать оператора сотовой связи? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: В руках посторонней организации оказались распечатки телефонных звонков и тексты sms-сообщений физического лица, которые данная организация использует, чтобы вмешиваться в его личную жизнь. Что можно предпринять? Возможно ли наказать оператора сотовой связи?
Ответ: Гражданин вправе обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении виновных лиц к уголовной (административной) ответственности. Привлечь оператора сотовой связи к гражданско-правовой ответственности гражданин сможет лишь в том случае, если докажет его вину в нарушении законодательства о персональных данных.
Обоснование: В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 53 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией. Такие сведения подлежат защите в соответствии с законодательством РФ. Конфиденциальность информации - это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", далее - Закон об информации). Соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является обязательным (ч. 2 ст. 9 Закона об информации). К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента (абз. 2 п. 1 ст. 53 Закона о связи). Согласно абз. 4 п. 2 ст. 53 Закона о связи предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с согласия абонентов, предоставленного в письменной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В рассматриваемом случае оператор сотовой связи выступает в качестве оператора персональных данных (см. п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", далее - Закон о персональных данных). По общему правилу ст. 7 Закона о персональных данных операторы и третьи лица, получающие доступ к таким данным, должны обеспечивать их конфиденциальность данных. Оператор при обработке персональных данных обязан принимать необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий (ч. 1 ст. 19 Закона о персональных данных). В рассматриваемой ситуации субъект персональных данных (гражданин, в чью личную жизнь произошло вмешательство) имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке (ч. 2 ст. 17 Закона о персональных данных). В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда"). Таким образом, если гражданин намерен требовать возмещения морального вреда от оператора сотовой связи, он должен доказать его вину в разглашении персональных данных. Выполнить данное требование закона на практике гражданину будет крайне сложно. Тот факт, что его персональные данные были разглашены, сам по себе не говорит о том, что оператор нарушил правила их хранения или обработки. Добиться возмещения убытков, причиненных разглашением персональных данных, гражданину будет еще сложнее. Для этого необходимо доказать не только вину оператора, но и размер таких убытков (ст. 15 ГК РФ). Кроме того, необходимо учитывать, что лица, виновные в нарушении требований Закона о персональных данных, несут также уголовную (ст. ст. 137, 272 УК РФ) и административную (ст. ст. 5.39, 13.11, 13.14 КоАП РФ) ответственность. Гражданин вправе обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.
А. Н.Максимов К. ю.н., Эксперт КонсультантПлюс Подписано в печать 03.11.2010
Название документа Вопрос: В рекламе ресторана, опубликованной в журнале, без согласия автора была использована фотография. Должна ли организация, которой принадлежит ресторан, нести ответственность за нарушение авторских прав, если она утвердила представленный издательством журнала макет рекламы? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: В рекламе ресторана, опубликованной в журнале, без согласия автора была использована фотография. Должна ли организация, которой принадлежит ресторан, нести ответственность за нарушение авторских прав, если она утвердила представленный издательством журнала макет рекламы?
Ответ: Да, ответственность несет рекламодатель. Однако по данному вопросу существует и иная позиция.
Обоснование: В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 1259 ГК РФ фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, относятся к объектам авторских прав. Автор произведения или иные правообладатели имеют исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Правообладатель может передавать исключительное право другим лицам. Это установлено п. 1 ст. 1270 ГК РФ. В силу пп. 9, 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ перевод или другая переработка произведения; доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения), считаются использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). То есть переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. Право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано правообладателем в порядке, предусмотренном ст. ст. 1234, 1235 и 1241 ГК РФ (см. абз. 3 п. 31 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Согласно абз. 3 п. 1 ст. 1229 ГК РФ использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без согласия правообладателя является незаконным. Ответственность за это нарушение установлена Гражданским кодексом РФ и другими законами. В Гражданском кодексе РФ также указаны случаи, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации допускается без согласия правообладателя иными лицами. В рассматриваемом случае права автора фотографии были нарушены, поскольку фотография была незаконно переработана и доведена до всеобщего сведения. В силу пп. 5 и 7 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) ресторан и издательство журнала признаются рекламодателем и рекламораспространителем соответственно. Защита авторских прав обеспечивается на основании ст. ст. 1250 - 1254 и 1300 - 1301 ГК РФ, однако ответственность рекламодателя и рекламораспространителя за нарушение авторских прав, а также порядок разграничения такой ответственности ни в Законе о рекламе, ни в Гражданском кодексе РФ прямо не установлены. Исходя из определения понятий "реклама" и "рекламодатель", содержащихся в ст. 3 Закона о рекламе, можно сделать вывод, что ответственность за нарушение авторских прав в случае незаконного использования в макете рекламы фотографии несет рекламодатель как лицо, которое определило содержание рекламы и которому принадлежит рекламный макет (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.01.2010 по делу N А45-4604/2009, от 22.12.2009 по делу N А45-4077/2009). В то же время имеется и противоположная позиция (см. Определение ВАС РФ от 21.11.2007 N 15414/07 по делу N А40-64454/06-93-537). По данному делу суд установил факт незаконного, без получения разрешения истца, использования фотографии путем ее воспроизведения ответчиком, который распространял журнал и осуществил переработку фотографии, разместив на ней рекламу товаров. Суд взыскал за это нарушение компенсацию, однако признал недоказанным факт предоставления ответчику спорной фотографии самим рекламодателем. То есть в данном случае суд указал на отсутствие вины рекламодателя в нарушении авторских прав автора фотографии. Однако в соответствии с п. 3 ст. 1250 ГК РФ отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. В частности, публикация решения суда о допущенном нарушении (пп. 5 п. 1 ст. 1252 ГК РФ) и пресечение действий, нарушающих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет.
А. В.Князев Директор ООО "Юридическая компания "Гриффин" Подписано в печать 03.11.2010
Название документа Вопрос: Грузовой автомобиль во время парковки повредил крыльцо продовольственного магазина, расположенного на первом этаже жилого дома. Может ли организация, которой принадлежит этот магазин, самостоятельно обратиться с запросом в ГИБДД, чтобы по регистрационному номеру автомобиля установить его владельца и привлечь его к ответственности? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Грузовой автомобиль во время парковки повредил крыльцо продовольственного магазина, расположенного на первом этаже жилого дома. Может ли организация, которой принадлежит этот магазин, самостоятельно обратиться с запросом в ГИБДД, чтобы по регистрационному номеру автомобиля установить его владельца и привлечь его к ответственности?
Ответ: ГИБДД может отказать организации в предоставлении такой информации.
Обоснование: В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к ней либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Организация имеет право на получение от государственных органов информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой для взаимодействия с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности (п. 3 ст. 8 Закона об информации). Ограничение доступа к информации может устанавливаться федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 1 ст. 9 Закона об информации). Транспортные средства, принадлежащие физическим и юридическим лицам и обладающие определенными техническими характеристиками, регистрируются в органах ГИБДД согласно п. 1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила регистрации). Законодательство не относит сведения регистрационного учета о владельцах транспортных средств к информации ограниченного доступа. Следовательно, данные сведения могут быть запрошены заинтересованным лицом в органах ГИБДД. В то же время нужно учитывать, что орган ГИБДД при решении вопроса о предоставлении данной информации будет прежде всего руководствоваться п. 52 Правил регистрации, в соответствии с которым сведения о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах, собственниках и владельцах транспортных средств на основании письменного запроса выдаются: а) судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, судебным приставам-исполнителям в связи с осуществлением ими функций по исполнению судебных актов или актов других органов, а также налоговым, таможенным и другим органам и лицам в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; б) подразделениям Госавтоинспекции при выполнении возложенных на них задач. Так как законодательство не содержит прямого указания на то, что сведения о владельце транспорта могут быть предоставлены третьему лицу (организации, которая не является владельцем данного транспортного средства), орган ГИБДД может отказать в предоставлении запрошенных сведений (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 18.01.2010 N КГ-А40/14517-09). Кроме того, если владельцем автомобиля является физическое лицо, представление запрошенных сведений может рассматриваться как нарушение требования об обеспечении конфиденциальности персональных данных гражданина (ст. ст. 3, 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"). В данной ситуации для установления лица, причинившего ущерб, организации имеет смысл обратиться в орган внутренних дел с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, например, по ст. 12.28 КоАП РФ (нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах). По делу может быть проведено административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ), в ходе которого должностное лицо, осуществляющее производство, вправе будет направить в орган ГИБДД запрос (ст. 26.9 КоАП РФ).
Н. Б.Тихонова Эксперт КонсультантПлюс Подписано в печать 03.11.2010
Название документа Вопрос: Индивидуальный предприниматель, занимающийся разработкой ПО и предоставляющий услуги по ЭВМ, собирается организовать портал и продавать с него рекламные места (баннеры и рекламные блоки). Обязан ли предприниматель зарегистрировать его как СМИ? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Индивидуальный предприниматель, занимающийся разработкой ПО и предоставляющий услуги по ЭВМ, собирается организовать портал и продавать с него рекламные места (баннеры и рекламные блоки). Обязан ли предприниматель зарегистрировать его как СМИ?
Ответ: Нет, не обязан. Законодательство не требует регистрации СМИ для размещения баннеров и рекламных блоков в сети Интернет.
Обоснование: Согласно абз. 3 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон N 2124-1) под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. В той же статье приводится определение массовой информации, которая определяется как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (абз. 2 ст. 2 Закона N 2124-1). Учитывая вышеизложенное, распространение баннеров относится к деятельности СМИ. Но если мы обратимся к определению продукции средств массовой информации, то придем к иному выводу. Под такой продукцией понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио - или видеозаписи программы (абз. 6 ст. 2 Закона N 2124-1). Из толкования данной нормы можно прийти к выводу о том, что распространение баннеров и рекламных блоков в сети Интернет к продукции СМИ не относится. Как указал Пленум ВС РФ в своем Постановлении от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", государственная регистрация средства массовой информации поставлена в зависимость от распространения продукции средства массовой информации. Поскольку при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет отсутствует продукция средства массовой информации, то по действующему законодательству сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации.
С. В.Богатов Генеральный директор ООО "Румайлекс" Подписано в печать 03.11.2010
Название документа Вопрос: Есть ли в законодательстве ограничения по времени на установку рекламной конструкции? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Есть ли в законодательстве ограничения по времени на установку рекламной конструкции?
Ответ: Да, законодательство содержит временные ограничения, связанные как со сроками монтажа рекламной конструкции, так и со сроками действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Обоснование: Согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на пятилетний срок, по окончании которого обязательства сторон по договору прекращаются. Исключение из этого правила составляет договор на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. В соответствии с п. 5.4 ст. 19 Закона N 38-ФЗ временными рекламными конструкциями признаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и иных подобных мест, другие аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев. Кроме того, закон устанавливает ограничения по срокам монтажа (возведения) рекламной конструкции. Согласно пп. 3 п. 18 ст. 19 Закона N 38-ФЗ в случае, если в течение года со дня выдачи разрешения рекламная конструкция не установлена, то органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа принимается решение об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции.
О. И.Сингур Кандидат юридических наук, директор Департамента правового консультирования ЗАО "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем" Подписано в печать 03.11.2010
Название документа