Обзор нового законодательства
(Хаустов Д. В.) ("Экологическое право", 2010, N 5) Текст документаОБЗОР НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <*>, <1>
Д. В. ХАУСТОВ
Обзор подготовлен Хаустовым Д. В., доцентом кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидатом юридических наук.
Федеральный закон от 26 апреля 2010 г. N 66-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <2>
Усилена защита прав хозяйствующих субъектов при проведении внеплановых выездных проверок. Установлено, что внеплановая выездная проверка всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (а не только относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, как это было установлено ранее) при получении органами государственного или муниципального контроля информации о возникновении угрозы причинения или причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, памятникам истории и культуры, безопасности государства, а также информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера может быть проведена контрольными органами только после согласования с органами прокуратуры по месту деятельности проверяемых лиц.
Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" <3>
Участники гражданского или уголовного процесса получили право на денежную компенсацию в случае чрезмерного затягивания процесса. Нарушением права на судопроизводство в разумный срок определено, в частности, превышение трехлетней продолжительности гражданского процесса в суде или арбитражном суде и превышение четырехлетней продолжительности производства по уголовному делу (при условии, что подозреваемые или обвиняемые установлены) вне зависимости от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования или органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов. Обратиться с заявлением о присуждении компенсации в вышестоящий суд могут истцы, ответчики, третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, как установлено законом, "исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека".
Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" <4>
Установлен порядок рассмотрения дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Новые главы, подробно регламентирующие соответствующие процедуры, включены в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. В законе указано, что обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе с заменой судьи, а также рассмотрение дела различными инстанциями не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу. В то же время с двух до трех месяцев увеличены сроки рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и должностных лиц, дел об оспаривании решений административных органов и дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Также увеличены сроки рассмотрения судами дел об административных правонарушениях - с 15 дней до двух месяцев. В Бюджетный кодекс Российской Федерации внесены новые положения, регламентирующие осуществление выплат на основании судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Установлен размер пошлины, уплачиваемой при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок; для физических лиц он составляет 200 рублей, для организаций - 4000 рублей.
Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" <5>
С 1 июля 2010 г. устанавливается административная ответственность за нарушение прав граждан и организаций на информацию о деятельности государственных органов. В частности, неправомерный отказ в предоставлении гражданину или организации информации, предусмотренной федеральными законами, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 3000 рублей. Установлена ответственность за нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления, а также за неразмещение в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, когда обязанность по размещению данной информации предписана федеральным законом. Незаконное взимание платы за предоставление вышеуказанной информации повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 рублей. Рассмотрение данной категории дел отнесено к компетенции судей, а возбуждение дел будет осуществляться прокурором.
Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <6>
Установлено, что кадастровая оценка недвижимости будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В указанный Закон включена новая глава, регулирующая государственную кадастровую оценку и устанавливающая порядок принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки (соответствующими полномочиями наделены исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые могут передавать эти полномочия органам местного самоуправления), порядок формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, порядок определения кадастровой стоимости, составления отчета об определении кадастровой стоимости и экспертизы такого отчета, порядок утверждения результатов определения кадастровой стоимости, их опубликования, а также, в частности, порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (предусматривающий в том числе возможность рассмотрения таких споров в специальных комиссиях, порядок работы которых подробно регламентирован). Большинство указанных положений вступит в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Закона; в отношении их установлены переходные положения, в соответствии с которыми текущая процедура государственной кадастровой оценки земель не изменяется. С 1 января 2011 г. вступит в силу изменение, внесенное в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", устанавливающее, что порядок расчета инвентаризационной стоимости подлежащего налогообложению недвижимого имущества устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (в настоящее время им является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, подведомственная Минэкономразвития России). В Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся, в частности, порядка оценки земельных участков. Установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. До внесения изменений Земельный кодекс Российской Федерации предписывал при определении рыночной стоимости земельного участка устанавливать его кадастровую стоимость в процентах от рыночной стоимости.
Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <7>
С 1 января 2011 г. усиливается административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности. Значительно увеличен размер административного штрафа, налагаемого за указанное правонарушение (соответствующая статья КоАП РФ - ст. 9.1 - приравнивает к нарушению требований промышленной безопасности и нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов). Так, размер штрафа, налагаемого на граждан, может составлять от 2000 до 3000 рублей (в действующей редакции Кодекса - от 1000 до 1500 рублей), штрафа, налагаемого на должностных лиц, - от 20 000 до 30 000 рублей (сейчас - в десять раз меньше, от 2000 до 3000 рублей), налагаемого на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей (сейчас - также в десять раз меньше, от 20 000 до 30 000 рублей). Аналогичным образом увеличены размеры штрафов, назначаемых за нарушение требований промышленной безопасности при обороте взрывчатых веществ и за грубые нарушения условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов промышленной безопасности, ответственность за которые установлена ч. 2 и 3 ст. 9.1. Кроме этого, на должностных лиц можно будет накладывать наказание в виде дисквалификации на общий срок от шести месяцев до двух лет; этот срок дифференцирован в частях ст. 9.1. Индивидуальные предприниматели за указанные правонарушения будут нести ответственность как юридические лица. В настоящее время они могут быть привлечены к административной ответственности только за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, и на них можно налагать штраф в размере от 3000 до 4000 рублей или приостанавливать их деятельность на срок до девяноста суток. Нарушения требований промышленной безопасности включены в перечень административных правонарушений, в отношении которых установлен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности (один год со дня совершения правонарушения, а не два месяца, как это предусмотрено в отношении большинства административных правонарушений). С указанной даты будет изменен порядок применения упомянутого наказания в виде приостановления деятельности субъекта правонарушения. Установлено, что назначать это наказание смогут не только судьи, как это установлено в настоящее время, но и другие органы и должностные лица, указанные в Кодексе; отменено ограничение приостановления деятельности максимальным сроком (в настоящее время - пять суток). Более подробно регламентирована процедура наложения этого вида наказания.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" <8>
Установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии. Федеральный закон "О теплоснабжении" регулирует также вопросы использования, создания, функционирования и развития систем теплоснабжения, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений и городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. Закон устанавливает принципы, методы и порядок регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов власти разных уровней в области регулирования цен в сфере теплоснабжения. Подробно регулируются отношения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, в т. ч. устанавливается порядок подключения к системе теплоснабжения, а также содержание, порядок заключения и исполнения договора теплоснабжения. Установлен также статус, порядок создания и деятельности саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения, в полномочия которых входит выдача организациям теплоснабжения - членам саморегулируемых организаций свидетельств о допуске к осуществлению определенных видов деятельности в сфере теплоснабжения.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О теплоснабжении" <9>
Вносятся изменения в действующее законодательство. В частности, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнен положением, согласно которому в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделяются в том числе полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении". В Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" включено положение, определяющее, что проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду осуществляется ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Кроме того, изменения внесены также в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в Федеральный закон "Об электроэнергетике", в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <10>
С 1 января 2011 г. в России появится процедура медиации в качестве официального способа урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица (медиатора). С помощью медиатора можно урегулировать споры, возникающие из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также возникающие из трудовых и семейных правоотношений. Процедура медиации не может применяться к коллективным трудовым спорам, а также спорам, возникающим из упомянутых гражданских, трудовых и семейных правоотношений, в случае если такие споры затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы. Процедура медиации может применяться в процессе рассмотрения дела в суде или третейском суде, и в случае принятия сторонами решения о применении процедуры медиации рассмотрение дела в суде или третейском суде откладывается. Достигнутое в результате процедуры медиации медиативное соглашение представляет собой гражданско-правовую сделку. Медиативное соглашение, достигнутое после передачи спора в суд или третейский суд, может быть утверждено судом или третейским судом в качестве мирового соглашения. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Организацию проведения процедуры медиации могут осуществлять юридические лица, для которых такая деятельность должна быть одной из основных. Рассматриваемым Законом регулируются некоторые общие вопросы осуществления процедуры медиации, в частности содержание соглашения о ее проведении, порядок соблюдения ее конфиденциальности, сроки проведения процедуры и основания ее прекращения, а также порядок оплаты деятельности по проведению процедуры медиации. Определены функции саморегулируемых организаций медиаторов, которые могут создаваться медиаторами.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" <11>
С 1 января 2011 г. в процедуре гражданского судопроизводства будет учитываться появление нового института - процедуры медиации. В Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О третейских судах в Российской Федерации" внесены новые нормы, устанавливающие возможность и порядок обращения сторонами по рассматриваемому делу в целях урегулирования спора к посреднику - медиатору. Медиаторы включены в перечни лиц, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей. В Гражданский кодекс Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми заключение сторонами соглашения о проведении процедуры медиации определено одним из оснований приостановления течения срока исковой давности.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <12>
Регламентирована деятельность государственных и муниципальных органов, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этих органов (предоставление государственных и муниципальных услуг). Установлены, в частности, требования к взаимодействию государственного или муниципального органа с заявителем, в качестве которых определен запрет требовать от заявителя документов и информации, не предусмотренных законом либо находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, а также требовать от заявителя согласований, связанных с обращением в иные государственные и муниципальные органы. Ряд статей Закона определяет возможность и порядок установления платы за предоставление государственных и муниципальных услуг. Установлены требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Определен состав сведений, включаемых в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг, ведение которых предусмотрено законом.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" <13>
Введено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов за вред, причиненный авариями, возникшими при их эксплуатации. Новый Закон определяет понятия "потерпевшие", "авария на опасном объекте", "владелец опасного объекта". Установлено, что владелец опасного объекта обязан за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта. В случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию ввод опасного объекта в эксплуатацию не допускается. Страховая сумма по договору обязательного страхования составляет в зависимости от типа опасного объекта от 10 миллионов рублей до 6 миллиардов 500 миллионов рублей. Размеры страховых выплат определены от 25 тысяч рублей до двух миллионов рублей. Страховые тарифы, их структура и порядок применения при расчете страховой премии, а также правила обязательного страхования будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" <14>
Внесены уточнения, в частности, в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений". Кроме того, установлена ответственность за причинение вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте или в результате аварии гидротехнического сооружения (владелец опасного объекта обязан обеспечить выплату компенсации гражданам в сумме не более 2 миллионов рублей). Установлена административная ответственность за эксплуатацию объекта (за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта) в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии. Данное правонарушение повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 20 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. Закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением отдельных положений.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" <15>
Внесены многочисленные изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, из которых наиболее значимые изменения касаются участия в рассмотрении арбитражных дел арбитражных заседателей, подведомственности дел арбитражным судам и порядка осуществления арбитражных процедур в электронной форме. Установлено, что арбитражные заседатели могут быть привлечены к рассмотрению дел в арбитражных судах первой инстанции по обоснованному ходатайству стороны в связи с особой сложностью дела или необходимостью использования специальных знаний в сфере экономики, финансов, управления. Кандидатуры арбитражных заседателей, в отличие от действующего порядка, не будут выбираться сторонами по делу, а будут определяться из списка арбитражных заседателей, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда. Установлен ряд условий, при которых в случае неявки заседателей судья вправе рассмотреть дело единолично. В АПК РФ внесен ряд норм, регулирующих применение в судопроизводстве компьютерных технологий, в частности устанавливающих возможность представления в арбитражный суд документов (в том числе исковых заявлений, апелляционных, кассационных и надзорных жалоб) в электронном виде, посредством заполнения формы, размещенной на сайте суда. В Кодекс также включена статья, регулирующая участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи. Установлена обязанность протоколирования судебных заседаний с использованием средств аудиозаписи. Другие изменения, внесенные в Кодекс, касаются, в частности, перечня документов, прилагаемых к исковому заявлению, процедур решения вопроса о судебных расходах, возможности и порядка изложения судьями особых мнений на разных стадиях арбитражного процесса. Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <16>
Уточнены полномочия и организация деятельности саморегулируемых организаций в сфере капитального строительства. Изменения в значительной части касаются полномочий саморегулируемых организаций по обеспечению качества и безопасности различных видов работ в капитальном строительстве. Так, в частности, Градостроительный кодекс дополнен нормами, устанавливающими минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации и свидетельств о допуске к работам по организации строительства (требования к квалификации работников строительной или проектной организации), которые должны содержаться в документах, разрабатываемых и утверждаемых саморегулируемой организацией. Саморегулируемым организациям предоставлено право осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Внесены изменения в порядок ведения реестра членов саморегулируемой организации и порядок ведения соответствующим государственным органом государственного реестра саморегулируемых организаций. Внесены изменения в порядок управления саморегулируемой организацией, в частности, снят запрет на занятие должности руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в течение двух сроков подряд.
Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 г. N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" <17>
Руководство деятельностью Ростехнадзора будет осуществлять Правительство Российской Федерации. Также установлено, что на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору возложены функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технологического и атомного надзора. При этом функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Росприроднадзору.
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2010 г. N 209 "О внесении изменения в Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" <18>
Уточнены требования к содержанию задания на проектирование объекта капитального строительства, представляемого в Минэкономразвития России в составе документов в целях проведения проверки эффективности инвестиционного проекта. Согласно дополнению, внесенному в Правила проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, задание на проектирование объекта капитального строительства должно содержать основные технико-экономические характеристики объекта, с указанием, как теперь установлено, предельной стоимости строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта капитального строительства.
Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)" <19>
В соответствии с данными Правилами об эффективности осуществления государственного и муниципального контроля необходимо будет отчитаться перед Правительством Российской Федерации. Правительством Российской Федерации утверждены Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Доклады ежегодно подготавливаются уполномоченными на осуществление контроля федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Минэкономразвития России подготавливает сводный доклад о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля за отчетный год и представляет его в Правительство РФ. Сведения, содержащиеся в докладах, являются общедоступными и размещаются на официальных сайтах органов исполнительной власти в сети Интернет, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, включаемых в доклады, предусмотрен приложением к Правилам подготовки докладов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 232 "О некоторых полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений" <20>
Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области лесных отношений приводятся в соответствие с действующим законодательством. В частности, установлено, что Рослесхоз будет проводить до 1 января 2012 г. государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда, если эти участки находятся в границах лесничеств и лесопарков или если полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Лесным кодексом, у них изъяты в установленном порядке.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 234 "О внесении изменений в Положение об особенностях проведения государственной экологической экспертизы проектной документации олимпийских объектов, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения" <21>
Расширен перечень олимпийских объектов, в отношении которых государственная экологическая экспертиза должна проводиться в сокращенные сроки.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. N 235 "О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" <22>
Установлены требования к новому разделу проектной документации на объекты капитального строительства. В состав разделов проектной документации, утвержденный Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87), включен раздел 10.1 "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов". В текстовой части этого раздела проектной документации должны содержаться, в частности, перечень мероприятий по обеспечению соблюдения определенных требований энергетической эффективности, обоснование выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений с целью обеспечения объекта требованиями энергетической эффективности, перечень требований энергетической эффективности, которым объект должен соответствовать при вводе в эксплуатацию и на определенные сроки в процессе эксплуатации. В графической части раздела должны содержаться схемы расположения на объекте капитального строительства (в зданиях, строениях и сооружениях) приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2010 г. N 245 "О внесении изменений в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений" <23>
Определены новые работы и услуги, начать осуществление которых юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе в уведомительном порядке. Правительство Российской Федерации определило конкретные работы и услуги, относящиеся к указанным видам предпринимательской деятельности, начать осуществление которых юридические лица и предприниматели вправе в уведомительном порядке. Такими работами и услугами являются: "производство хлеба и мучных кондитерских изделий длительного и недлительного хранения", "производство молочных продуктов", "производство фруктовых и овощных соков", "производство растительных и животных масел и жиров", "производство сахара", "производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов", "производство безалкогольных напитков, кроме минеральных вод".
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 263 "Об органе по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия автомобильной техники требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" <24>
Ростехрегулирование наделено полномочиями по осуществлению предусмотренной законодательством процедуры технического регулирования. Установлено, что полномочия по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия автомобильной техники требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. N 609), осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" <25>
С помощью данного документа Правительство Российской Федерации приводит свои нормативные правовые акты в соответствие с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Изменения, связанные в основном с приведением отдельных формулировок, используемых в актах Правительства Российской Федерации, в соответствие с данным Законом, внесены, в частности, в Положение о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 г. N 273, в Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569, в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 689 "О государственном земельном контроле", а также в акты Правительства РФ, касающиеся лицензирования отдельных видов деятельности. Признаны утратившими силу Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 916 "Об утверждении Положения о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков" и Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2002 г. N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" с внесенными в них изменениями.
Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 336 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" <26>
Министерство экономического развития Российской Федерации будет противодействовать избыточному административному регулированию предпринимательской деятельности. В частности, установлено, что проекты нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, которыми регулируются отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в области оценки соответствия и в области безопасности процессов производства, подлежат направлению в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия. Разногласия федерального органа исполнительной власти, подготовившего проект нормативного правового акта, и Минэкономразвития России рассматриваются в Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Соответствующие изменения внесены в Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, в Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, а также в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437.
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 417 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на прокладку подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе Российской Федерации и Правил выдачи разрешений на проведение буровых работ для целей, не связанных с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и добычей минеральных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации" <27>
Определен порядок выдачи разрешений на прокладку подводных кабелей и трубопроводов и на проведение буровых работ на континентальном шельфе Российской Федерации. В частности, в соответствии с утвержденными Правилами выдачи разрешений на прокладку подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе Российской Федерации для получения разрешения российские и иностранные заявители направляют в Росприроднадзор заявку с приложением необходимых документов. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в течение 4 месяцев со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов согласовывает условия и трассу прокладки подводных кабелей и трубопроводов с уполномоченными министерствами и ведомствами (при необходимости также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации), представляет в Правительство Российской Федерации заключение о возможности выдачи разрешения и об условиях выдачи этого разрешения, оформляет и направляет заявителю разрешение. Передача разрешения другому лицу, не являющемуся заявителем, не допускается. В выдаче разрешения может быть отказано в случаях, указанных в Правилах. Выдача разрешений на проведение буровых работ для целей, не связанных с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и добычей минеральных ресурсов континентального шельфа, осуществляется также на основании заявки, подаваемой в Росприроднадзор.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 478 "О внесении изменения в Правила проведения государственной кадастровой оценки земель" <28>
Уточнена периодичность проведения государственной кадастровой оценки земель. Из текста Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316) исключена формулировка, устанавливавшая, что государственная кадастровая оценка земель проводится не чаще одного раза в 3 года. В то же время сохранена регламентация минимальной периодичности проведения государственной кадастровой оценки земель - она должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <29>
Документ определяет порядок подготовки ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Утвержденными Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов..., в частности, уточняется понятие органов государственного контроля (надзора) и органов муниципального контроля, обязанных подготавливать и представлять в органы прокуратуры ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, - к таким органам отнесены уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Установлено также, что территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, региональные и муниципальные контрольные органы должны подготавливать планы ежегодных поверок в порядке, установленном определенными нормами Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", и что федеральные органы исполнительной власти обязаны включать в свои ежегодные планы проведения проверок сведения утвержденных планов территориальных органов. Утверждена типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подготавливаемого органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля, предусматривающая включение в план, в частности, сведений об органах контроля (надзора), с которыми проверка проводится совместно. Признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. N 847, ранее устанавливавшее порядок согласования планов проверок с органами прокуратуры и утвердившее форму сводного плана проведения плановых проверок.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 490 "О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений" <30>
Определены ставки платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право их заключения. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений. Утвержденные по субъектам Российской Федерации ставки платы составят 1, 5 и 10 рублей за 1 га охотничьего угодья. Ставка платы в размере 10 рублей установлена, в частности, для Республики Адыгея, Республики Карелия, Республики Татарстан, Архангельской, Астраханской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Московской областей и Ненецкого автономного округа. Самая низкая ставка платы определена, в частности, для Республики Саха (Якутия), Кемеровской, Магаданской, Омской, Тюменской областей, Чукотского автономного округа.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 553 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 385-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" <31>
Определены федеральные органы исполнительной власти, участвующие в подготовке документов, необходимых для применения и исполнения принятых технических регламентов. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией разрабатывают проекты правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия (эти правила и методы исследований утверждаются впоследствии Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию). Дополнения, устанавливающие полномочие по разработке проектов упомянутых правил и методов исследований, включены в положения о некоторых федеральных органах исполнительной власти - в положения о Минздравсоцразвитии России, Минтрансе России, Минрегионе России, Минэнерго России, Минприроды России, Минкомсвязи России, Минпромторге России, Росрыболовстве, Минсельхозе России и Росалкогольрегулировании.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 615 "О предельном максимальном размере платы за выдачу органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации, кадастрового паспорта здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" или в переходный период его применения" <32>
Правительство Российской Федерации приводит свою нормативно-правовую базу по вопросам кадастрового учета объектов недвижимости в соответствие с изменениями в законодательстве. Установлено, что предельный максимальный размер платы за выдачу органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" или в переходный период его применения, кадастрового паспорта такого объекта составляет 500 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц. В связи с этим признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 732, установившее аналогичный предельный максимальный размер платы, но за выдачу не кадастрового паспорта, а выписки из учетно-технической документации о таких объектах недвижимости. Обязанность представлять для государственной регистрации объектов недвижимого имущества именно кадастровый паспорт объекта и обязанность органов или организаций, осуществляющих хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или объекте незавершенного строительства, выдавать кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества была установлена Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 334-ФЗ, внесшим соответствующие изменения в Федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и "О государственном кадастре недвижимости".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2010 г. N 637-р <33>
Установлено, что печатным изданием, осуществляющим опубликование извещения о проведении аукциона по продаже земельных участков для жилищного строительства, является официальный бюллетень Росимущества "Государственное имущество".
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1039-р <34>
Одобрена Стратегия развития геологической отрасли до 2030 г. Стратегия определяет приоритетные направления развития геологической отрасли на ближайшие двадцать лет. Основной целью развития отрасли является формирование высокоэффективной, инновационно ориентированной системы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы. В этой связи приоритетными определены, в частности, следующие направления: совершенствование системы государственного управления геологическим изучением недр и воспроизводством минерально-сырьевой базы, повышение инвестиционной привлекательности развития отрасли, совершенствование научно-технического обеспечения геологоразведочных работ, создание условий для внедрения инновационных технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1292-р <35>
Одобрена Концепция развития государственного мониторинга земель сельскозяйственного назначения и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 г. Согласно Концепции государственный мониторинг сельскохозяйственных земель осуществляется в целях предотвращения выбытия земель, сохранения и вовлечения их в сельскохозяйственное производство, разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв, обеспечения государственных органов, включая органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный контроль, юридических и физических лиц, сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности, достоверной информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных земель и их фактическом использовании. В Концепции определены основные направления работ по развитию государственного мониторинга сельскохозяйственных земель, порядок формирования и использования государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях, ожидаемые результаты реализации мероприятий по развитию государственного мониторинга. Утвержден план первоочередных мероприятий по реализации Концепции.
Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2010 г. N 170 "О внесении изменений в Порядок проведения единого государственного экзамена, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 57"
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июля 2010 г. Регистрационный N 17858 <36>
Порядок проведения ЕГЭ претерпел изменения. В частности, к числу лиц, которые могут быть допущены к участию в ЕГЭ, отнесены также граждане, имеющие среднее (полное) образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств. Для выпускников с ограниченными возможностями при подаче заявления на участие в ЕГЭ предусмотрено требование представления заключения психолого-медико-педагогической комиссии либо справки об установлении инвалидности в целях определения необходимых условий проведения ЕГЭ. Одновременно установлено, что питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур в аудиториях во время экзамена могут быть организованы также для участников ЕГЭ, обучавшихся, в частности, по состоянию здоровья на дому, а также в оздоровительных образовательных учреждениях. Уточнены правила, касающиеся повторного допуска к сдаче ЕГЭ, - к экзамену могут быть допущены также лица, не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам, а также лица, результаты ЕГЭ которых были отменены. Количество и места расположения пунктов проведения ЕГЭ теперь определяются исходя из потенциального количества участников ЕГЭ, а не времени их доставки к пункту, как это было ранее. Поправки коснулись также сроков проверки экзаменационных работ (уточнено, что сроки обработки бланков ЕГЭ исчисляются в календарных днях, а для экзаменов, проведенных в дополнительные сроки, срок их обработки должен составлять не более трех календарных дней).
Приказ Минюста России от 29 марта 2010 г. N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций"
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 апреля 2010 г. Регистрационный N 16857 <37>
Утверждены новые: формы отчетов о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества; отчет об объеме получаемых общественным объединением денежных средств и иного имущества, о целях и фактическом их расходовании; отчет о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, расходовании денежных средств и использовании имущества; формы отчетов структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации. Новые формы отчетов подлежат применению после признания утратившими силу отдельных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212, которыми установлены действующие в настоящее время формы отчетности некоммерческих организаций.
Приказ Минюста России от 1 апреля 2010 г. N 77 "Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований"
Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 апреля 2010 г. Регистрационный N 16868 <38>
Утверждена форма заключения по результатам антикоррупционной экспертизы. Форма заключения разработана в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов". Территориальные органы Минюста России будут осуществлять обеспечение проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ при мониторинге их применения, уставов муниципальных образований при их государственной регистрации и проводить антикоррупционную экспертизу. Результаты проведения экспертизы отражаются в заключениях, оформленных на бланке территориального органа согласно форме, содержащейся в приложении к Приказу. При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов заключения должны направляться в орган государственной власти, принявший акт, а их копии - в органы прокуратуры.
Название документа