Административно-правовое регулирование муниципальных информационных отношений

(Соколова О. С.) ("Административное и муниципальное право", 2010, N 9) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

О. С. СОКОЛОВА

Соколова Ольга Сергеевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина, филиал в г. Вологде.

В статье исследуется федеральное законодательство, регулирующее муниципальные информационные отношения. Выявлена необходимость системного нормативного регулирования данных правоотношений, четкого определения состава компетенции муниципальных образований в информационной сфере и закрепления ее в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Поднимаются проблемы нормативного обеспечения основ электронного муниципального управления.

Ключевые слова: муниципальные информационные ресурсы и системы, электронный муниципалитет, состав компетенции муниципальных образований, цифровое неравенство муниципальных образований, информационная открытость деятельности органов местного самоуправления, муниципальные информационные услуги, информационное обеспечение муниципального контроля, модернизация информационного обеспечения муниципального управления.

Administrative law regulation of municipal information relations O. S. Sokolova

The article studies the federal legislation regulating municipal information relations. The author underlines the need in a systemic regulation of such legal relations as well as in a clear definition of competence of municipal organizations in the information sphere and legislation of these positions in the Federal law "On general principals of organization of local self-government in the Russian Federation". The author also raises the issues on legal regulation of the basis of electronic municipal government.

Key words: municipal information resources and systems, electronic municipality, competence of municipal organizations, digital inequality of municipal organizations, transparency of activity of local self-government, municipal information services, information support of municipal control, modernization of information support of municipal government.

Решение сложных, многофункциональных задач муниципального управления немыслимо без использования современных информационных технологий, которые позволяют оперировать комплексной многоплановой информацией, включающей взаимоувязанные характеристики земельных и природных ресурсов, элементов градостроительства, местной и региональной инфраструктуры, сведения о деятельности хозяйствующих субъектов, экологическую и социально-демографическую информацию, персональные данные населения муниципальных образований, иные категории информации <1>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Система муниципального управления" (под ред. В. Б. Зотова) включен в информационный банк согласно публикации - Питер Пресс, 2007 (издание третье, дополненное и переработанное). ------------------------------------------------------------------ <1> См.: Рыжков В. И. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие. Дальневосточная академия государственной службы. // http://www. dvags. ru/uk/5.3.php; Туликов А. В. Особенности правового обеспечения "жизненного цикла" государственных и муниципальных информационных систем // Конфликты в информационной сфере: правовые аспекты: Материалы теоретического семинара сектора информационного права ИГП РАН. М., 2009. С. 92; Зотов В. Б. Система муниципального управления. СПб., 2008. С. 423.

Модернизация информационного обеспечения государственного управления, реализуемая в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия" <2> на федеральном и региональном уровне, - процесс, который должен быть тесно взаимосвязан и с реализацией проектов "электронных муниципалитетов", разработанных и осуществляемых отдельными муниципальными образованиями, и со стратегией административной реформы в целом. Между совершенствованием структуры деятельности органов исполнительной власти и архитектурой электронного управления должна иметь место синхронная связь <3>, в том числе и на муниципальном уровне. -------------------------------- <2> См.: Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. (ред. от 10.09.2009) "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)" // СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531. <3> См.: Бачило И. Л. Информационное право. М., 2009. С. 317.

Без формирования единой системы нормативно-правового регулирования муниципальных информационных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровне модернизация информационного обеспечения муниципального управления невозможна. Так, в Резолюции VI Всероссийской научно-практической конференции "Муниципальные информационные системы: достижения, проблемы, перспективы", проходившей 23 - 24 октября 2008 г. в г. Екатеринбурге, было отмечено: "Тормозом в создании и внедрении муниципальных информационных систем являются низкие темпы адаптации федеральных законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих информационное взаимодействие различных органов власти и управления; отсутствие законодательной поддержки развития инфраструктуры информационного обслуживания населения; закона о государственном регистре населения и ряда других законов. Проблема межведомственного взаимодействия между разными уровнями власти системно не решена..." <4>. -------------------------------- <4> http://www. acsit. ru/conf2008.shtml

Спустя год ее участники отметили ускорение темпов информатизации местного самоуправления и повторно констатировали правовые пробелы в законодательстве, регулирующем муниципальные информационные отношения: "Электронный муниципалитет представляет собой основу информационного общества, без которого невозможно полноценное функционирование электронного правительства в Российской Федерации". Конференция показала, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию и отсутствие законодательно закрепленных за органами местного самоуправления полномочий в сфере информационных технологий, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях и предприятиях продолжается процесс целенаправленной информатизации с учетом вектора развития, задаваемого на федеральном уровне <5>. -------------------------------- <5> Резолюция VII Всероссийской научно-практической конференции "Муниципальные информационные системы: достижения, проблемы, перспективы" 28 - 30 октября 2009 г., г. Екатеринбург // http://commit. ekburg. ru/win/download/67/.

Поэтому первоочередным в рамках изучения системы административно-правового регулирования муниципальных информационных отношений представляется исследование федеральных источников. В настоящее время насчитываются более сотни федеральных нормативных актов, регулирующих муниципальные информационные отношения. Базовым источником федерального уровня является Федеральный закон от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <6> (далее - Закон об информации). -------------------------------- <6> См.: СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

Муниципальное образование в данном Законе определяется как обладатель информации (ч. 1 ст. 6), полномочия которого реализуют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления обязаны предоставлять информацию о своей деятельности (ч. 5 ст. 8); порядок делопроизводства и документооборота в органах местного самоуправления должен соответствовать требованиям, разработанным для федеральных органов исполнительной власти Правительством РФ (ч. 2 ст. 11). Органы местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 12 данного Закона участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий, создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации. Требования к государственным информационным системам распространяются и на муниципальные информационные системы, что закреплено в ч. 4 ст. 13 Закона об информации. Основанием для создания муниципальной информационной системы является решение органа местного самоуправления (п. 2 ч. 1 ст. 13). Данным Законом в ч. 4 ст. 8 установлены также категории информации, доступ к которым не может быть ограничен, причем перечень этот дискретным не является. К категории общих источников федерального уровня следует отнести в первую очередь Федеральный закон от 27 июля 2006 г. "О персональных данных" <7>(далее - Закон о персональных данных). -------------------------------- <7> См.: СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.

Дефинитивная часть данного Закона (ст. 3) к операторам персональных данных относит в том числе и муниципальные органы. В соответствии с ч. 3 ст. 10 обработка персональных данных о судимости может осуществляться муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством РФ. Статья 13 устанавливает особенности обработки персональных данных как в государственных, так и в муниципальных информационных системах персональных данных. К числу их относится создание таких систем только в случаях, установленных федеральными законами; возможность использования различных способов обозначения принадлежности персональных данных конкретному субъекту (то есть идентификационных кодов личности); использование данных государственного регистра населения, который пока в стране не создан. Давно ожидаемой в обществе новеллой информационного права, относящейся к числу общих источников, регулирующих муниципальные информационные отношения, следует отнести Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <8>. Закон определяет принципы, способы и формы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, порядок предоставления запрашиваемой информации и ответственность за нарушения норм Закона. -------------------------------- <8> См.: Российская газета. 2009. 13 февраля.

Не менее ожидаем для хозяйствующих субъектов был недавно принятый Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <9>. Информационное обеспечение муниципального контроля реализуется в нескольких группах отношений, возникающих по поводу информационного взаимодействия: -------------------------------- <9> См.: СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.

- контролирующих органов местного самоуправления и подконтрольных хозяйствующих субъектов; - контролирующих органов местного самоуправления и органов, осуществляющих государственный контроль (надзор); - контролирующих органов местного самоуправления и органов прокуратуры. В категорию общих источников федерального уровня, регулирующих муниципальные информационные отношения, следует отнести федеральные законы, устанавливающие специальные правовые режимы информации ограниченного доступа, которая может использоваться в сфере муниципального управления. К ним следует отнести, помимо упомянутого выше Закона о персональных данных, Закон РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" <10>, Федеральный закон от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне" <11>, Закон РФ от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности" <12>, Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) <13>, Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. "О кредитных историях" <14> и другие федеральные законы, определяющие правовой статус отдельных видов конфиденциальной информации. -------------------------------- <10> См.: СЗ РФ. 1993. N 41. Ст. 8220. <11> См.: СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283. <12> См.: СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492. <13> См.: Российская газета. 2008. 31 декабря. <14> См.: СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 44.

Формирование правовых основ электронного документооборота в сфере муниципальных информационных отношений заложено в Федеральном законе от 10 января 2002 г. "Об электронной цифровой подписи" <15>, ст. 5 которого запрещает использование не сертифицированных средств электронной цифровой подписи и созданных ими ключей электронных цифровых подписей, в том числе в органах местного самоуправления. -------------------------------- <15> См.: СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 177.

Значительная часть норм специальных федеральных законов, регулирующих информационные отношения в сфере муниципального управления, устанавливает обязанности органов местного самоуправления по предоставлению информации. Например, это предоставление сведений для формирования списков народных заседателей <16>, информации о ходе реализации региональных адресных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства <17>, данных об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о рекламе <18>, предоставление информации саморегулируемым организациям, необходимой для осуществления ими функций, возложенных федеральными законами <19>, направление административных данных (официальной документированной информации органов местного самоуправления в связи с осуществлением ими административных функций) в Федеральную службу статистики <20>, и т. д. -------------------------------- <16> Статья 4 Федерального закона от 2 января 2000 г. "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции" // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 158. <17> Статья 22 Федерального закона от 21 июля 2007 г. "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799. <18> Статья 34 Федерального закона от 13 марта 2006 г. "О рекламе" // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232. <19> Статья 6 Федерального закона РФ от 1 декабря 2007 г. "О саморегулируемых организациях" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076. <20> Статья 2 Федерального закона РФ от 29 ноября 2007 г. "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6043.

Права органов местного самоуправления по получению информации закреплены также в нормах федеральных законов, однако здесь примеры не так многочисленны. Отметим среди них право получения информации для формирования списка присяжных заседателей <21>, право регулярного получения кадастровых сведений <22>, право использования информационных ресурсов ГАС "Выборы" органами местного самоуправления для решения задач, не связанных с выборами и референдумом <23>. -------------------------------- <21> Статья 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3528. <22> Статья 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017. <23> Статья 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172.

В группе специальных федеральных законов следует выделить такие источники, которые устанавливают правовые основы функционирования муниципальных информационных систем в конкретной сфере муниципального управления. В первую очередь это относится к муниципальным информационным системам обеспечения градостроительной деятельности - их создание отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов, следовательно, является обязательным. В ст. ст. 56 - 57 Градостроительного кодекса РФ <24> определены цели создания таких систем, порядок формирования и содержание размещаемой в них информации, режим доступа к сведениям, содержащимся в этих системах. -------------------------------- <24> Градостроительный кодекс РФ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.

Федеральным законом N 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <25> в ст. 16 предусмотрено создание официального сайта муниципального образования для размещения информации о размещении заказов. -------------------------------- <25> См.: СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.

Среди подзаконных нормативно-правовых актов федерального уровня, регулирующих муниципальные информационные отношения, следует выделить ряд постановлений Правительства РФ. 26 ноября 2008 г. была принята новая редакция Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" <26>, которая четко устанавливает перечень сведений, размещаемых на официальных сайтах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет. -------------------------------- <26> См.: СЗ РФ. 2003. N 7. Ст. 658.

В п. 6 данного Постановления Правительством РФ рекомендовано органам местного самоуправления принять меры по обеспечению доступа граждан и организаций к информации о своей деятельности с учетом настоящего Постановления. Выполнение данной рекомендации позволит адаптировать сайты органов местного самоуправления к требованиям Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", который вступает в силу с 1 января 2010 г. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района), в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных) является одним из показателей оценки эффективности деятельности органов этих муниципальных образований в соответствии с Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" <27>. -------------------------------- <27> См.: СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 2003.

В рамках реализации стратегии построения электронного государственного управления Правительством РФ принято Постановление от 25 декабря 2007 г. "О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям" <28>. Для предоставления государственных услуг в электронной форме используются ресурсы общероссийского государственного информационного центра, доступ к которым предоставляется и органами местного самоуправления на основании договоров, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти - балансодержателем ресурсов центра. -------------------------------- <28> См.: СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6627.

Правовым основам документооборота, установленным для федеральных органов исполнительной власти Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти" <29> согласно ч. 2 ст. 11 Закона об информации, должны соответствовать правила делопроизводства и документооборота, установленные органами местного самоуправления в пределах их компетенции. -------------------------------- <29> См.: СЗ РФ. 2009. N 25. Ст. 3060.

Правительством РФ установлен правовой статус двух федеральных информационных ресурсов, предусматривающих систематизацию сведений о муниципальных образованиях, их уставах, а также принимаемых муниципальных нормативных правовых актах <30>. -------------------------------- <30> См.: Приказ Минюста РФ от 14 февраля 2008 г. "Об утверждении Положения об организации работы по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований РФ в электронном виде" // БНА. 2008. N 15; Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2008 г. "О введении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" // СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4301.

Таким образом, нормативное регулирование муниципальных информационных отношений на федеральном уровне представляет немалый объем, включает и федеральные законы, и подзаконные нормативные акты, по содержанию исключительно многообразно и касается как общих сфер информационных отношений, так и отдельных сфер муниципального управления. В этой связи приходится признать парадоксальным практически полное отсутствие норм информационной тематики в базовом Федеральном законе от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <31> (далее - Закон о местном самоуправлении). Правовое регулирование муниципальных информационных отношений осталось без внимания законодателя и носит фрагментарный характер. -------------------------------- <31> См.: СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Непосредственно о систематизированных информационных ресурсах в Законе о местном самоуправлении говорится лишь в отношении ведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, что отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов (п. 15 ч. 1 ст. 15, п. 26 ч. 1 ст. 16). Кроме того, к вопросам местного значения отнесена деятельность в сфере архивного дела (п. 17 ч. 1 ст. 14, п. 16 ч. 1 ст. 15, п. 22 ч. 1 ст. 16). Косвенно информационный аспект деятельности органов местного самоуправления закреплен еще в нескольких нормах Закона о местном самоуправлении: п. 7 ч. 1 ст. 17 к числу полномочий органов местного самоуправления относит учреждение печатного средства массовой информации, а ч. 3 ст. 68 допускает возможность его соучреждения несколькими муниципальными образованиями; ч. 4 ст. 65 устанавливает обязанность территориальных органов ФНС РФ предоставлять финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования. В действительности муниципальные информационные отношения более многообразны, чем это следует из приведенных выше норм Закона о местном самоуправлении. Еще в 1996 г. в отдельных субъектах Федерации на уровне муниципальных образований начали реализовываться стратегии "электронного управления" <32>. -------------------------------- <32> См.: Постановление администрации Нижегородской области от 11 марта 1996 г. "Об утверждении Программы информатизации органов управления Нижегородской области" // http://www. vasilievaa. narod. ru/mu/diplom/5.php.

Масштабы информатизации муниципалитетов в последние годы уже иные. Так, специализированное муниципальное учреждение "Информационный центр г. Нижнекамска" (Татарстан) решает следующие задачи: 1. Внедрение и сопровождение муниципальной геоинформационной системы. 2. Внедрение и сопровождение системы электронного документооборота, в которой работают и взаимодействуют между собой уже более пятидесяти организаций, в том числе администрация Нижнекамского муниципального района. 3. Разработка и внедрение городской системы "АСУ-город" для мониторинга энерговодопотребления в бюджетных организациях. 4. Техническая поддержка рабочих мест аппарата муниципального образования, а также монтаж и обслуживание локальных сетей бюджетных организаций. 5. Разработка и поддержка официального городского сайта, коммерческое изготовление веб-сайтов как муниципальная информационная услуга. 6. Разработка и внедрение проекта "Школьный интернет", призванный объединить информационно-методические ресурсы учебных заведений города, значительно удешевить и в то же время максимально обезопасить доступ к интернет-ресурсам самих учащихся. 7. Разработка и внедрение единой муниципальной сети передачи данных, основанной на различных видах системы передачи данных. 8. Создание и сопровождение реестра муниципальных информационных ресурсов. 9. Кроме того, данное учреждение обеспечивает мероприятия по защите информации, созданию генплана, экологическому мониторингу, благоустройству города и т. д. Созданы профильные отделы технической поддержки, сетей передачи данных, СУБД и программирования, геодезии и картографии, защиты информации <33>. -------------------------------- <33> http://www. egd. skb. ru/index. php? menu_id=52137&show_id=522

Активно строится информационный фундамент электронного муниципалитета г. Череповца. Для реализации городской комплексной программы "Информатизация и развитие телекоммуникаций" <34> создано муниципальное учреждение "Центр муниципальных информационных ресурсов и технологий (ЦМИРиТ)". Информационное пространство муниципального управления г. Череповца включает следующие информационные ресурсы и системы: -------------------------------- <34> http://cmirit. cherepovetscity. ru

1. Муниципальная геоинформационная система (МГИС), состоящая из следующих подсистем: "Население города"; "Аренда недвижимости"; "Реестр муниципальной собственности"; "Адресный реестр"; "Адресный план"; "Аренда земельных участков"; "Реестр муниципальных служащих"; "Земельный кадастр"; "Кадастр инженерных сетей"; "Единая квитанция"; "Обмен информацией о платежах с банками города"; "Расчет начислений и учет платежей"; "Продажа льготных проездных билетов". 2. Муниципальная информационная система учета мониторинга и анализа системы сбалансированных целевых показателей работы муниципальных органов. 3. Регистрация обращений и заявлений граждан. 4. Регистрация постановлений и распоряжений мэрии города. 5. Назначение выплат и пособий гражданам. 6. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 7. Приватизация жилых помещений муниципального жилищного фонда. МУ ЦМИРиТ имеет международный сертификат ISO 9001 - 2001. Учреждением налажен обмен информацией с рядом территориальных органов и федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время перед городским округом ставятся задачи формирования системы электронных административных регламентов, внедрения технологий предоставления услуг в электронной форме и формирования "электронного муниципалитета" Череповца. Опыт Череповца используется во многих регионах России. Достаточно этих двух примеров, чтобы продемонстрировать полное несоответствие объема нормативно-правового регулирования муниципальных информационных отношений в Законе о местном самоуправлении и реального масштаба информатизации тех муниципальных образований, которые в качестве приоритета развития определили именно модернизацию информационного обеспечения муниципального управления. Исследование федеральных источников правового регулирования муниципальных информационных отношений позволяет сделать ряд следующих выводов. 1. Федеральное регулирование носит несистемный характер. Нормы базовых законов в сфере информации и специальные нормы информационной тематики отдельных федеральных законов не взаимосвязаны. Права и обязанности как органов местного самоуправления, так и муниципальных образований в целом взаимно не соотнесены с соответствующими правами и обязанностями органов государственной власти, что может существенно затруднять информационный обмен между уровнями государственного и муниципального управления. 2. Федеральное законодательство в информационной сфере никоим образом не соотнесено с Законом о местном самоуправлении. Регулирование в данном Законе вопросов деятельности органов местного самоуправления в сфере информатизации не отражает задач, стоящих перед муниципальными образованиями в сфере информатизации, не стимулирует муниципалитеты к системной деятельности по формированию основ "электронного муниципального управления". Это порождает "цифровое неравенство" между отдельными муниципальными образованиями, форсирующими данный процесс, и основной массой муниципальных образований, пассивных в сфере информатизации, и, соответственно, создает цифровое неравенство среди граждан на территориях различных муниципальных образований. 3. Вопрос об определении объема и содержания "информационной компетенции" в составе компетенции муниципальных образований является сугубо практическим, поскольку от этого зависит решение вопроса об источниках финансирования соответствующей деятельности. Так, например, существенно отличается механизм финансирования процессов информатизации в рамках собственной компетенции (вопросы местного значения - обязательное финансовое обеспечение за счет средств местного бюджета); в рамках делегированной компетенции (наделение отдельными государственными полномочиями - финансирование посредством субвенций из бюджетов делегирующих уровней, соответственно субъекта РФ федерального бюджета); в рамках дополнительной компетенции (решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения - не обязательное, а возможное финансирование из местного бюджета) и т. д. <35>. -------------------------------- <35> О проблемах дифференциации состава компетенции муниципальных образований см: Гриценко Е. В. Разграничение и передача полномочий в системе публично-властных отношений // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 2. С. 83 - 85; см.: Хабриева Т. Я. Муниципальная реформа в правовом измерении // Журнал российского права. 2008. N 3. С. 8; Бялкина Т. М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2006. N 10. С. 47.

4. Регулирование муниципальных информационных отношений является административно-правовым по своей природе, поскольку основу данного регулирования составляет система норм предписывающего характера, предусматривающая обязательное их исполнение органами местного самоуправления. Это связано со спецификой муниципальных информационных отношений, которые складываются в процессе публичного управления и участниками которых являются органы государственной власти федерального и регионального уровней. 5. В целях формирования системы нормативного регулирования муниципальных информационных отношений необходимо исследование системы региональных и муниципальных источников информационного права, их взаимосвязи с федеральными источниками; определение общих принципов регулирования, что будет являться основой гармонизации законодательной базы в сфере муниципальной информатизации.

Библиографический список

1. Бачило И. Л. Информационное право: Учебник для вузов. М., 2009. 2. Бялкина Т. М. Проблемы компетенции органов местного самоуправления // Журнал российского права. 2006. N 10. 3. Гриценко Е. В. Разграничение и передача полномочий в системе публично-властных отношений // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 2. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Система муниципального управления" (под ред. В. Б. Зотова) включен в информационный банк согласно публикации - Питер Пресс, 2007 (издание третье, дополненное и переработанное). ------------------------------------------------------------------ 4. Зотов В. Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд. СПб., 2008. 5. Информационное право и становление основ гражданского общества в России: Материалы теоретического семинара по информационному праву / Отв. ред. И. Л. Бачило. М.: ИГП РАН, 2008. 6. Конфликты в информационной сфере: правовые аспекты: Материалы теоретического семинара Сектора информационного права ИГП РАН. М.: ИГП РАН, 2009. 7. Правовое регулирование организации и осуществления местного самоуправления / Под общей редакцией В. А Савицкого. М., 2009. 8. Правовые понятия и категории в контексте информационного права: Материалы теоретического семинара по информационному праву / Отв. ред. И. Л. Бачило. М., 2006. 9. Пылин В. В. Муниципальное право. СПб., 2007. 10. Рыжков В. И. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие. Дальневосточная академия государственной службы // http://www. dvags. ru/uk/5.3.php. 11. Саак А. Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления: Учебник для вузов. СПб., 2009. 12. Тедеев А. А., Усанов В. Е. Электронное государство. М., 2008. 13. Хабриева Т. Я. Муниципальная реформа в правовом измерении // Журнал российского права. 2008. N 3.

Название документа