Доступ к информации: правовые гарантии

(Терещенко Л. К.) ("Журнал российского права", 2010, N 10) Текст документа

ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ

Л. К. ТЕРЕЩЕНКО

Терещенко Людмила Константиновна - заместитель заведующего отделом административного законодательства и процесса ИЗиСП, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации.

Статья посвящена вопросам правового регулирования доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и муниципальных органов. В статье исследуется принцип информационной открытости деятельности государственных и муниципальных служащих, анализируются способы доступа граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также раскрываются правовые гарантии доступа к информации.

Ключевые слова: информация, доступ к информации, публичная власть, Интернет, электронное правительство, запрос.

Access to the information: legal guarantees L. K. Tereshchenko

Article is devoted to questions of legal regulation of access of citizens to the information on activity of public authorities and municipal bodies. The principle of an information openness of activity of the state and municipal employees is investigated in article; ways of access of citizens to the information on activity of state structures and local governments are analyzed, and legal guarantees of access to the information reveal also.

Key words: the information, access to the information, the public power, the Internet, the electronic government, inquiry.

Современное общество заинтересовано в развитии прозрачности и открытости государственного управления. Широкий доступ к информации о государственных и муниципальных органах расширяет возможности оценивать их деятельность. Наибольший объем информации, представляющей интерес для общества, отдельных граждан и организаций, аккумулируется в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. Не случайно идея прозрачности начала реализовываться практически во всех странах с исполнительной ветвью власти. Повышение открытости органов исполнительной власти позволяет достичь сразу нескольких целей. Во-первых, сделать государство (в том числе и российское) более демократичным, информационно открытым и "прозрачным" для граждан. Во-вторых, повысить эффективность деятельности государственного аппарата, так как мировой опыт показывает, что непрозрачная, а следовательно, безответственная власть неэффективна. В-третьих, установить общественный контроль над властью. Только общественный контроль позволит повысить ответственность государственных и муниципальных служащих за свою деятельность, сделает более эффективной борьбу с коррупцией, растратами, со злоупотреблением должностным положением. Доступ к информации важен не только для граждан: не меньший интерес к открытости принятия решений проявляет и бизнес, которому исключительно важно своевременно получить информацию по широкому кругу вопросов - от проведения конкурсов по государственным и муниципальным заказам до информации о порядке и условиях получения лицензии, разрешения и т. п. Государство обеспечивает прозрачность деятельности своих органов различными законодательными нормами. К ним относятся нормы о публичной отчетности органов государственной власти и муниципальных органов; принятие процедур и правил, позволяющих населению и бизнес-структурам получать информацию об организации, о функционировании и процессах принятия решений этими органами, в том числе о решениях, затрагивающих интересы тех или иных субъектов; упрощение административных процедур для облегчения публичного доступа к компетентным органам, принимающим решения; опубликование информации, в том числе размещение ее в сети Интернет, и др. В России реализация права на получение достоверной информации рассматривается как одна из основных мер по предупреждению коррупции, которые предусмотрены Национальным планом противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг. <1>. Правовые гарантии доступа к информации являются юридической основой системы антикоррупционного контроля за деятельностью государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества. -------------------------------- <1> Утвержден Президентом РФ 31 июля 2008 г.

Принцип информационной открытости был закреплен в России Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию", п. 3 которого установлено, что этот принцип выражается в: доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан; создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает в качестве одного из принципов регулирования открытый доступ к информации, открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации (ст. 3). В юридической литературе в основном оперируют понятиями открытости, гласности, публичности и прозрачности, наряду с которыми используется термин "транспарентность". В отраслевом законодательстве указанные понятия применяются как основополагающие принципы. Новый термин "транспарентность", заимствованный из зарубежной практики, тесно связан с публичностью, открытостью, доступом к информации, но, по сути, ближе всего к терминам прозрачности и доступности. Открытость органов государственной и муниципальной власти, а следовательно, и информированность общества обеспечиваются принятием законодательных актов о доступе к информации, предусматривающих механизмы подобного доступа. Россия прошла длительный путь, вырабатывая свою модель законодательного регулирования доступа к информации. Поиск модели правового регулирования доступа к информации начался в 90-е гг. прошлого века, но получил окончательное законодательное выражение только в настоящее время. После принятия Конституции РФ, которая закрепила право на информацию, и упомянутого Указа Президента РФ 1993 г. прошли годы до принятия законов, регулирующих доступ к информации о деятельности государственных органов. Однако еще до принятия этих законов отдельные нормы, направленные на обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, уже нашли свое закрепление как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Одним из первых федеральных законов, содержащих нормы о доступе к информации, стал Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", утративший силу в связи с принятием в 2006 г. Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который закрепил принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Непосредственно к доступу информации относятся установленные принципы свободы поиска, получения, передачи информации любым законным способом; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации. Законы о доступе к информации о деятельности государственных органов были приняты в последние годы и в определенной степени стали этапом на пути выработки национальной модели защиты права доступа к информации. Речь идет о Федеральных законах от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" дополнительно установлены принципы достоверности информации и своевременности ее предоставления; свободы распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 4). Согласно ст. 2 указанного Закона его действие распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Вместе с тем следует обратить внимание, что законодательство ряда стран, оперируя понятием "публичная администрация", расширяет круг структур, к информации которых доступ возможен. Это не только государственные органы и органы местного самоуправления, но и государственные и муниципальные учреждения, юридические лица публичного права - все структуры, которые финансируются из государственного бюджета и выполняют публичные функции. Такой подход представляется более верным. Российское законодательство определяет способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 6 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"). К ним относятся: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другие способы, предусмотренные законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами. Как видим, этот перечень открытый: допускается, что нормативными правовыми актами государственных органов, правовыми актами муниципальных органов могут быть установлены и другие способы доступа. Приведенные способы доступа не равнозначны. К важнейшим среди них следует отнести опубликование информации и получение ее по запросу пользователя. Под запросом в российском Законе понимается обращение пользователя в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" детально перечисляет те положения, которые должны содержаться в запросе (ч. 2 ст. 18). Однако они касаются информации о заявителе, но не содержания запроса. Государственным органам и органам местного самоуправления предоставлено право уточнять содержание запроса (ч. 8 ст. 18). Запрос как способ доступа к информации представляет собой процедуру, участники которой обладают законодательно установленными правами и обязанностями. Устанавливаемые требования к запросу о получении информации, срокам и порядку рассмотрения запроса, к ответу на запрос косвенным образом могут ограничить доступ к информации. В связи с этим Совет Европы рекомендует минимизировать формальные требования к запросам в государственные органы, чтобы снять ненужные препятствия для получения информации. По российскому законодательству обращаться с запросом может пользователь информации - гражданин (физическое лицо), организация (юридическое лицо), общественное объединение, осуществляющее поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. К пользователям Закон относит также государственные органы и органы местного самоуправления. Пользователь может обращаться с запросом как непосредственно, так и через своего представителя. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией уставной деятельности. Вместе с тем следует учитывать норму Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (п. 3 ст. 8), согласно которой пользователь информации имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, доступ к которой неограничен. Наряду со способами доступа российское законодательство предусматривает разные формы запроса. Основная форма - письменная, но допускается и устная (при личном приеме или по телефону), а также разновидность письменного запроса - запрос в электронной форме. Если же в законодательном акте не предусмотрен способ предоставления информации, то, исходя из приведенного в ст. 6 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" перечня, органу власти следует выбрать способ, наиболее приемлемый и адекватный конкретной ситуации. Но в любом случае форма предоставления информации должна быть удобна потребителю информации. От избранной формы запроса зависит и форма ответа на запрос. На устный запрос информация предоставляется также в устной форме, а при подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение 10 дней со дня получения указанного запроса. Еще один аспект, связанный с доступом к информации, - платность доступа, которая может рассматриваться как ограничение доступа к информации. Действительно, платность или бесплатность предоставления информации, размер платы могут существенно ограничить равный доступ к информации, поскольку только те, кто могут заплатить, смогут и пользоваться правом на информацию. Предусмотрено, что плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством РФ объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством РФ. Вместе с тем Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определил, что установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 9 ст. 8). Названный Закон устанавливает (ч. 8 ст. 8), что бесплатно предоставляется информация: о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица; иная установленная законом информация. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" вносит в данный перечень уточнения и добавления. Бесплатно предоставляется информация о деятельности этих органов (ст. 21), предоставляемая в устной форме. Федеральным законом могут быть установлены случаи и условия установления платы. Развитие информационных технологий позволяет выстраивать отношения государства и общества на принципиально новом уровне. Информационные технологии дают возможность гражданам не только получать информацию, но и взаимодействовать с государственными структурами, получать государственные услуги в электронном виде. В условиях развития информационно-коммуникационных технологий процесс доступа к информации упрощается. Пользователь информации может послать запрос дистанционно, в сущности, в любое время и из любого места, где есть компьютер, подключенный к сети Интернет, что сокращает временные затраты. В практику вошло новое понятие "электронное правительство". Государственные структуры реализуют порталы как единые точки доступа к информации и услугам в соответствии с потребностями пользователей. Именно настроенность на интересы пользователя позволяет оптимизировать деятельность государственных структур. При этом основополагающий принцип можно сформулировать следующим образом: электронное правительство должно быть доступно каждому и в любом месте. Не случайно одной из универсальных услуг связи является услуга доступа к сети Интернет. Использование преимуществ Интернета по обеспечению информационной открытости органов власти можно усилить путем создания для пользователей наиболее благоприятных условий, в частности увеличить количество пунктов общественного доступа к государственным информационным ресурсам. В Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г. <2> последнее определяется как новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Однако, как отмечают российские исследователи, не стоит сводить электронное правительство только к его технической составляющей <3>. -------------------------------- <2> Одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 632-р. <3> См.: Яковлева Е. А. Электронное правительство: теоретические модели и политическая стратегия российского электронного правительства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006; Туровец В. В. Преобразование информационной системы государственного управления на основе концепции электронного правительства: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005; Поворова Е. А. Проблемы управления информацией в государственных органах исполнительной власти // Информационное право. 2008. N 2; Стырин Е. М. Региональное электронное правительство в России // Вестник МГУ. Серия 21: Управление. 2006. N 1. С. 71.

Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" вводит понятие официального сайта государственного органа или органа местного самоуправления. Под ним понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления (ст. 1). Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (ст. 13) устанавливает, что информация о государственных органах, размещаемая в сети Интернет, должна содержать информацию об органе, в том числе: наименование, структуру, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов справочных служб; сведения о полномочиях, задачах, функциях структурных подразделений с указанием нормативных правовых актов, которые их определяют (такая же информация предоставляется о подведомственных организациях); сведения о руководителях государственных органов и органов местного самоуправления, его структурных подразделений; перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций; сведения об учрежденных средствах массовой информации. Информация, представляемая в Интернете, перечисляется в Законе наиболее подробным образом. Ее перечень сопоставим с той информацией, которая представляется на веб-сайтах зарубежных органов. Как уже отмечалось, запрос в государственные органы и органы местного самоуправления может быть подан в виде электронного документа - электронного сообщения, подписанного электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи. В свою очередь, под электронным сообщением понимается информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети (п. 10 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Такой документ равнозначен документу, подписанному собственноручной подписью (если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе). Актуален вопрос о степени открытости органов власти. За последние десятилетия отношение человечества к информации кардинально изменилось. Информация и свобода стали восприниматься как синонимы. Нередко встречаются утверждения о том, что в информационном обществе вся информация должна быть открытой. Пожалуй, это некоторое преувеличение: всегда останутся виды информации, доступ к которым будет ограничен, причем такое ограничение во многих случаях непосредственным образом связано с защитой прав и свобод человека. Представляется, что сохранит свою значимость общее правило: открытость не может быть абсолютной, но она должна быть необходимой и достаточной. В Рекомендации о доступе к официальным документам, принятой в 2002 г. Комитетом министров Совета Европы, сформулирован основной принцип доступа: государство должно гарантировать право каждого на доступ к запрашиваемым официальным документам, которые находятся у публичных властей. Изначально этот принцип распространялся не на все ветви власти, исключение составляли законодательные и судебные органы. С течением времени указанный подход уточнялся. Декларация Комитета министров Совета Европы о европейской политике в области новых информационных технологий, принятая в мае 1999 г., уже предусматривает обеспечение доступа к официальным текстам решений национальных и международных судебных органов, обеспечение прозрачности правосудия с использованием новых информационных технологий. Российская Федерация придерживается установленных международных подходов к открытости судебной информации. Статьей 4 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" определены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов. Ими являются: 1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления; 3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом; 4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов; 5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов. Как видим, из общего правила, обеспечивающего открытость информации о деятельности судов, в самих принципах заложены исключения, связанные с необходимостью соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, прав организаций на защиту их деловой репутации. Кроме того, доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Библиографический список

Поворова Е. А. Проблемы управления информацией в государственных органах исполнительной власти // Информационное право. 2008. N 2. Стырин Е. М. Региональное электронное правительство в России // Вестник МГУ. Серия 21: Управление. 2006. N 1. Туровец В. В. Преобразование информационной системы государственного управления на основе концепции электронного правительства: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005. Яковлева Е. А. Электронное правительство: теоретические модели и политическая стратегия российского электронного правительства: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

Название документа