Информационная сфера общества как объект правового регулирования
(Петренко Н. И., Тимофеев С. М.) ("Информационное право", 2010, N 4) Текст документаИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Н. И. ПЕТРЕНКО, С. М. ТИМОФЕЕВ
Петренко Николай Иванович, профессор Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации, доктор юридических наук.
Тимофеев Сергей Михайлович, аспирант Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации.
В статье рассматривается информационная сфера общества как автономная подсистема современного социума и объект государственно-правового регулирования, анализируются ее структура и элементы.
Ключевые слова: общество, информационная сфера общества, информация, информационные отношения, когнитивно-информационная деятельность, информационная инфраструктура, информационная культура, государственно-правовое регулирование.
Informatizational sphere of society as an object of legal regulation S. M. Timofeev, N. I. Petrenko
The article considers informational sphere of society as an autonomous sub-system of contemporary socium and object of state-law regulation, analyses its structure and elements.
Key words: society, informational sphere of society, information, informational relations, cognitive-information activity, informational infrastructure, informational culture, state-law regulation.
Общество является сложным объектом для научного познания. В социальной философии, социологии, социальной психологии и ряде других наук социально-гуманитарного профиля разрабатываются основные характеристики современного общества. Их научный инструментарий, выводы и достижения имеют методологическое значение для юридической науки. В работах зарубежных авторов Л. Берталанфи, Т. Парсонса, К. Бейли, Н. Лумана; работах ученых советского периода второй половины XX в. И. В. Блауберга, В. Н. Садовского, А. И. Уемова, Э. Г. Юдина; в исследованиях современных российских ученых П. В. Алексеева, В. С. Барулина, А. А. Давыдова, М. Н. Руткевича, С. В. Соколова, А. Н. Чуракова получили развитие представления об обществе как социальной системе, представляющей собою целостность, в которой объединены сложными и разнообразными связями индивиды, социальные институты и другие элементы структуры общества. Социальная реальность представляет собою целостную саморазвивающуюся систему, продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности людей, объединенных общими интересами. Субстанциональную основу общества составляет совместная деятельность людей как форма их активного отношения к окружающему миру. Содержанием этой деятельности является целесообразное осмысление, изменение и преобразование окружающего мира. В социальной философии выделяют четыре элемента всякой человеческой деятельности: это люди, физические вещи, символы и связи между ними. Объективно существующая необходимость их постоянного воспроизводства обусловливает основные типы, формы общественной деятельности, образующие основные структуры в общественной системе. Отсюда можно выделить, соответственно, четыре области, сферы общественной деятельности: материальную, духовную, регулятивно-управленческую и социально-гуманитарную. В своей совокупности они обеспечивают необходимые условия любой человеческой деятельности и создают вместе с тем предпосылки жизнеспособности общества в целом. Причем каждому виду человеческой деятельности соответствует своя специфическая сфера общественной жизни с собственной внутренней структурой и наличием их отдельных форм. Сфера как общенаучное понятие обозначает и характеризует крупную часть социального бытия. Обычно выделяют духовную, социальную, экономическую и политическую сферы жизни общества, в каждой из которых осуществляется вид социальной деятельности, имеющей свою специфику и назначение. Такой подход выделения четырех сфер общества в целом соответствовал рамкам традиционного аграрного и индустриального общества, в которых основная трудовая деятельность сосредотачивалась, соответственно, в сельском хозяйстве и в промышленности. С повышением роли информации и информационной деятельности в новейшей истории вполне оправдано выделять и информационную сферу общества. С середины XX в. в Японии, США и других развитых странах стала развиваться социологическая и футурологическая концепция информационного общества как разновидность теории постиндустриального общества. Это одна из теоретических моделей для описания качественно нового этапа общественного развития. Н. В. Литвак насчитал шесть групп концепций информационного общества, от документалистов начала XX в. до виртуалистов XXI в. <1>. Основные характеристики информационного общества получили свое развитие в трудах таких зарубежных ученых, как Р. Айрис, Д. Белл, У. Дайзар, Г. Кан, Р. Коэн, М. Кастельс, Дж. Мартин, Е. Масуда, Т. Стоуньер, О. Тоффлер, А. Турен, А. Этцони, Ж. Эллюль и др. Их выводы опирались на реальные процессы массового распространения интеллектуального творческого труда, возрастания объема научного знания и информации, применяемых в производстве, на заметном преобладании в структуре экономики сферы услуг, науки, образования и культуры. -------------------------------- <1> См.: Литвак Н. В. К вопросу о классификации концепций информационного общества // Социологические исследования. 2010. N 8. С. 3 - 12.
Многие российские исследователи (Г. Т. Артамонов, В. М. Глушков, И. С. Мелюхин, Н. Н. Моисеев, К. К. Колин, А. В. Соколов, А. И. Ракитов, А. Д. Урсул и др.) также обращают внимание на то, что принципиальным отличием информационного общества от иных состоит в том, что основным общественным богатством и средством обмена становится уже не столько вещественный продукт и капитал, сколько информация, информационная инфраструктура, роль субъектов информационной деятельности. Именно в информационной сфере общества развиваются эти новые процессы и отношения, которые в перспективе должны стать основой качественно нового цивилизационного развития. В современной России говорить о сложившемся информационном обществе пока еще рано, но объективные факторы и общие закономерности его становления и развития обозначились достаточно отчетливо, нашли свое отражение в целом ряде концептуальных и программных документов государства, в соответствующих нормативных актах, и юридическая наука должна исследовать эти процессы. В этой связи следует более пристальное внимание уделить категории "информационная сфера общества", содержание которой характеризует, раскрывает направленность и многообразие деятельности государства в этой сфере общества. Результативность теоретико-правового подхода к исследованию информационной сферы общества во многом зависит от методологической вооруженности теории государства и права, использования современного философского инструментария научного познания. Так, если изначально информацию рассматривать как своеобразный предикатор информационной сферы общества и порождение интеллекта, имеющую разные формы своего материального и нематериального выражения, то вполне оправданно опираться в ее анализе на когнитивно-информационную теорию как методологию гуманитарного познания, разработанную О. М. Медушевской. И ход рассуждений при этом выглядит следующим образом. С этих философских позиций информационная сфера общества закрепляет в себе материально-вещественный след совокупного когнитивного феномена человеческого мышления, проявляющегося в деятельности. В этом социуме человек постепенно формирует свою информационную среду как пространство, в котором реализуется его способность опосредованного информационного обмена по вертикали и горизонтали своих связей и отношений. Это сфера проявления специфической человеческой способности обмена информацией через посредство целенаправленно созданных единиц интеллектуального (информационного) продукта. Опосредованный информационный обмен осуществляется через материальный продукт, который представляет собой результат целенаправленной человеческой деятельности - осознанного поведения индивида. Через информационный обмен осуществляется социальная когнитивная адаптация, вхождение индивида в информационную среду (сферу) общества посредством способности воплощать идею мышления в вещь и способности распознавать в структуре созданной вещи ее назначение и смысл создания, распознавать идею другого индивида, ориентироваться в информационной сфере как среде его развития. В этой способности фиксировать информацию вовне и распознавать информацию, зафиксированную в вещи, содержится ключевой момент в становлении личности и социума. В информационном обмене между индивидом и социумом центральное значение имеет факт и феномен преобразования мысли (динамической информации) в вещь (информацию статическую). Накопление информации в вещественных единицах составляет содержание прогресса в истории. Можно предположить, что человеческое общество всегда было информационным и его "открытие" в последние десятилетия достаточно условно, как и само название "информационное общество". С философских когнитивно-информационных позиций исторический процесс есть процесс взаимодействия индивидов, осуществляющих свою целенаправленную деятельность в рамках эволюционного глобально единого информационного пространства как актуализированной части информационной сферы общества. Здесь необходимо также отметить, что для юридической науки большое методологическое значение имеет понятие деятельности как феномена, поддающегося нормативно-правовому и управленческому воздействию. Деятельность в информационной сфере в когнитивно-информационном понимании - это способ существования человека (самореализация индивида), преобразующего энергию своего замысла посредством последовательного воплощения в ряд целенаправленно созданных интеллектуальных продуктов <2>. Такой подход позволяет сформулировать методологически правильный и более глубокий подход к пониманию информационной сферы общества. -------------------------------- <2> См.: Медушевский А. Н. Когнитивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания // Вопросы философии. 2009. N 10. С. 70 - 72.
Категория "информационная сфера общества" является сравнительно новой для теории государства и права и не имеет пока четкого устоявшегося содержания, хотя получила широкое распространение в научном обороте и обыденной жизни. В справочной литературе в этом отношении предлагаются различные трактовки информационной сферы общества. Так, в Глоссарии по информационному обществу последнее понимается в нескольких значениях: 1) сфера экономики, занятая производством, обработкой, хранением и распространением информации и знаний; 2) совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений <3>. -------------------------------- <3> См.: Глоссарий по информационному обществу. М., 2001.
По мнению К. К. Колина, информационная сфера включает в себя всю искусственно созданную человеком знаковую среду, которая окружает людей в современном обществе <4>. -------------------------------- <4> См.: Колин К. К. Социальная информатика. М.: Академический Проект, 2003. С. 336.
В учебной литературе нередко понятия "информационная среда" и "информационная сфера" используются как синонимы. Например, А. В. Шевченко полагает, что информационная среда - это среда, в которой создается, хранится, обрабатывается и распространяется информация и осуществляются все формы информационного взаимодействия в обществе, обеспечивающие его существование и функционирование как единого социального организма <5>. П. У. Кузнецов, раскрывая системный характер информационной сферы, выделяет такие ее компоненты, как информационные ресурсы, телекоммуникации и субъекты - участники информационной деятельности <6>. -------------------------------- <5> См.: Шевченко А. В. Управление безопасностью информационных процессов: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 127. <6> См.: Кузнецов П. У. Системные проблемы правового обеспечения информационной сферы // Право и политика. 2001. N 6.
Известный специалист по информационному праву В. А. Копылов предложил следующую модель информационной сферы, состоящую из двух частей. Основная часть связана с обращением информации, а вторая часть информационной сферы призвана обеспечивать это обращение. В них он выделяет пять предметных областей: создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения; создания и применения средств и механизмов информационной безопасности; область производства и распространения исходной и производной информации; область поиска, получения и потребления информации; формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг <7>. Д. В. Грибанов активно разрабатывает теорию кибернетического пространства <8>. -------------------------------- <7> См.: Копылов В. А. Информационное право. М.: Юристъ, 2005. <8> См.: Грибанов Д. В. К вопросу о правовой теории кибернетического пространства // Государство и право. 2010. N 4. С. 57 - 62.
Легальное определение информационной сферы было дано в Федеральном законе от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (с изменениями от 30 июня 2003 г.), который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации". В ст. 2 утратившего силу закона было зафиксировано: "Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации". Примечательно, что в новом Федеральном законе упоминания об информационной сфере уже не содержится. А. И. Рожкова в своем диссертационном исследовании, посвященном теоретическим аспектам правового регулирования информационной сферы, рассматривает ее как особую область правового регулирования, образованную совокупностью информации, информационной инфраструктуры и информационных правоотношений <9>. Представляется, что наряду с названными можно выделить и другие содержательные элементы информационной сферы общества. Но прежде всего необходимо определиться с искомой дефиницией. -------------------------------- <9> См.: Рожкова А. И. Теоретические аспекты правового регулирования информационной сферы: Автореф. канд. дис. Тамбов, 2005.
С учетом высказанных в научной литературе мнений и анализа действующего законодательства можно дать следующее определение информационной сферы общества как объекта государственно-правового регулирования. Информационная сфера общества - это относительно обособленная подсистема общества, в рамках которой осуществляется специфическая когнитивно-информационная человеческая деятельность по воспроизводству информационных основ жизни общества на базе производства новых информационных продуктов, услуг и технологий. Она теснейшим образом связана с другими сферами общества, но является автономной, поскольку в ее рамках осуществляется специализированная информационно-когнитивная деятельность, которая составляет субстанциональную основу этой подсистемы общества. Пока приходится констатировать, что основная заслуга в разработке проблематики информационной сферы общества принадлежит представителям информационного права. У теории государства и права, призванной заниматься разработкой методологии научного познания государственно-правовых явлений, исследованием их фундаментальных закономерностей и основного понятийно-категориального аппарата юридической науки здесь пока недостаточно прочные позиции. Теоретико-правовой анализ информационной сферы требует формализации ее структуры, выделения элементов ее содержания (подсистем). Первыми элементами и подсистемами информационной сферы являются информация и информационные отношения (правоотношения). Их понятие, сущность и юридические свойства подробно исследованы в трудах теоретиков права и представителей информационного права И. Л. Бачило, А. Б. Венгерова, Г. В. Емельянова, Т. В. Закупень, З. З. Зейналова, В. З. Когана, В. А. Копылова, В. Н. Лопатина, С. В. Малахова, В. Б. Наумова, М. М. Рассолова, С. И. Семилетова, С. Ю. Соболя, О. В. Танимова, М. А. Федотова и др. Деятельность, как отмечалось ранее, всегда являлась важнейшим социальным системообразующим признаком. Поэтому важным элементом информационной сферы является деятельность (инициативная, служебная, коммерческая) различных субъектов (государство, органы государственной и муниципальной власти, физические и юридические лица), связанная с поиском, созданием, накоплением, переработкой, распределением и использованием информации в целях удовлетворения своих потребностей. Деятельность субъектов информационной сферы в наибольшей мере поддается государственно-правовому регулированию, правовому и управленческому воздействию современного государства. Характеристика информационной сферы связана с выделением ее технико-технологической, коммуникативной основы: информационной индустрии и информационной инфраструктуры, которые во многом определяют уровень информационного развития общества. Информационная инфраструктура - это система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. Она включает в себя совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи и обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам общества. Ее сердцевиной является национальная информационно-телекоммуникационная инфраструктура (ИТИ), призванная обеспечить создание единого информационного пространства России, ее последовательное вхождение в европейскую и глобальную информационную инфраструктуру. Элементами информационной сферы являются наука (информационная наука) и информационная культура. Наука характеризует интеллектуальный потенциал общества, возможности формирования достаточного информационного ресурса общества, является условием, элементом и результатом когнитивно-информационной деятельности. Информационная культура как часть общей культуры связана с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, закономерностей функционирования информационной сферы общества, о месте человека в этих процессах. В узком смысле слова информационная культура больше характеризует информационную среду и профессиональные (когнитивно-информационные) качества субъектов информационной деятельности. В информационной сфере общества следует выделить институциональную регулятивно-управленческую подсистему, которую составляют прежде всего информационное законодательство и государство как универсальный регулятор социальных процессов. Они способны функционально глубоко проникать в информационную сферу общества (проблема установления пределов правового регулирования и пределов государственной деятельности в этой сфере), устанавливая нормативные правила поведения и осуществляя управленческое воздействие на общественные информационные отношения. Таким образом, информационная сфера общества как первичное системообразующее понятие для юридической науки является сложным, комплексным междисциплинарным объектом научного исследования и государственно-правового регулирования. Закономерности развития и функционирования информационной сферы общества во многом обусловливают структуру информационного права, информационного законодательства, наличие соответствующих государственных учреждений и организаций, ответственных за информационное развитие общества, определяют их управленческую деятельность. Теория государства и права должна способствовать правильному определению приоритетов правового регулирования и государственной деятельности в информационной сфере общества.
Название документа