Жилье для молодых семей: условия, механизм и вопросы обеспечения

(Максимчук И. В., Мальцев Р. Н.) ("Юрист", 2009, N 11) Текст документа

ЖИЛЬЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ: УСЛОВИЯ, МЕХАНИЗМ И ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

И. В. МАКСИМЧУК, Р. Н. МАЛЬЦЕВ

Максимчук И. В., начальник управления по жилищной политике администрации Волгограда, кандидат экономических наук, действительный муниципальный советник Волгоградской области 1-го класса.

Мальцев Р. Н., главный специалист отдела нормотворческой деятельности и представительства в судебных органах управления по жилищной политике администрации Волгограда.

Статья посвящена реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", отражает перспективы, условия и механизм улучшения молодыми семьями своих жилищных условий, содержит ответы на часто задаваемые вопросы по реализации Программы. Ключевые слова: жилье, молодая семья, Жилищный кодекс, орган местного самоуправления.

The article deals with realization of sub-program "Provision of Young Families with Housing" of the federal target-oriented program "Housing" for 2002 - 2010 within the framework of national project "Moderate and Comfortable Housing for Citizens of Russia" reflects the prospects, conditions and mechanism of improvement by young families of their housing conditions, contains answers to frequently asked questions with regard to realization of the program. Key words: housing, young family, Housing Code, agency of local self-government <*>. -------------------------------- <*> Maksimchuk I. V., Malcev R. N. Housing for Young Families: Conditions, Mechanism and Issues of Guarantees.

С 2002 г. в нашей стране реализуется подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Ранее, еще Постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ", предусматривалось, что от здоровья супругов и от социально-экономических и бытовых условий жизни молодой семьи, от окружающей ее природной и культурной среды, в целом от образа ее жизни зависят сохранение генофонда наций и народов РФ, физическое и духовное здоровье новых поколений. С этой целью предполагалось разработать и осуществить государственные программы поддержки молодых семей, предусматривающие меры по решению острых бытовых проблем таких семей, прежде всего в период строительства и приобретения собственного жилья. Жилищный вопрос для молодых семей не перестает быть актуальным и в наше время. В сущности, любая молодая семья не имеет достаточных средств для приобретения собственного жилья по договору купли-продажи, сомневается в долевом строительстве и может надеяться только на помощь родителей и государства в обеспечении жильем. Остается ипотека... Однако сейчас, в условиях финансово-экономического кризиса, даже при помощи родителей, родственников и собственных средств, банки отказывают большинству молодых семьей в выдаче ипотечного кредита. К примеру, на 16 сентября 2009 г. ипотеку в Волгограде предоставляют 20 ипотечных банков, предлагающие 112 ипотечных программ и ставки в диапазоне 11,00 - 24,00% годовых по рублевым кредитам и 7,35 - 19,00% годовых по валютным кредитам. Однако еще в начале финансовой нестабильности в октябре 2008 г. банков, работающих с ипотекой в Волгограде, было 29, ипотечных программ - 225, а ставки колебались в диапазоне 10,00 - 21,00% годовых по рублевым кредитам и 8,20 - 23,00% годовых по валютным кредитам. Отсутствие у большинства молодых семей денежных средств на первоначальный взнос и высокие процентные ставки не позволяют рассчитывать на ипотечный кредит. В этих условиях особую роль приобретают социальные выплаты на приобретение или строительство жилья. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. (далее - подпрограмма) направлена на реализацию одного из приоритетных направлений Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома. Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В рамках реализации подпрограммы Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. (далее - Правила). Детально рассмотрим условия и механизм реализации подпрограммы.

I. КТО МОЖЕТ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПОДПРОГРАММЫ

Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. До 1 марта 2005 г., т. е. до вступления в силу ныне действующего Жилищного кодекса РФ, основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий содержались в ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР. В частности, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались следующие граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади; 7) по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР. В настоящее время согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размера нормы предоставления, установленной данным органом. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378. С учетом изложенного сейчас перечень категорий граждан, которые могут быть признаны в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, сократился по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Также условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии, устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ. В настоящее время администрацией Волгоградской области указанный правовой акт не принят.

II. РАЗМЕР СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ

Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет: - для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м; - для семьи численностью 3 и более человека, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на 1 человека. Расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:

СтЖ = Н x РЖ,

где: СтЖ - расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты; Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями, установленными в пункте 10 Правил; РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 11 Правил. Пунктом 9 Правил установлена минимальная планка размера социальной выплаты: - 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей; - 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более. Однако социальная выплата состоит из средств федерального, областного и местного бюджетов. Таким образом, в каждом муниципальном образовании размеры социальных выплат различны. В частности, Законом Волгоградской области от 9 января 2007 г. N 1404-ОД "Об Областной целевой программе "Жилище" на 2007 - 2010 годы" предусмотрено, что размер социальной выплаты составляет: - не менее 45 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы для молодых семей, не имеющих детей; - не менее 50 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы для молодых семей, имеющих одного ребенка или двух детей; - не менее 60 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями подпрограммы для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более (далее - неполные молодые семьи), а также для молодых семей, имеющих троих и более детей. Согласно решению Волгоградской городской Думы от 27 февраля 2008 г. N 58/1469 "О Комплексной муниципальной целевой программе "Жилище" на 2008 - 2010 годы" доля местного бюджета в размере социальной выплаты молодой семье составляет 5%. Таким образом, в Волгограде доля федерального бюджета в размере социальной выплаты молодой семье составляет 29%, областного бюджета - от 11 до 26% в зависимости от категории семьи, местного бюджета - 5%. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты при формировании списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2009 г. установлен Постановлением главы Волгограда от 29 августа 2008 г. N 1707 в размере 28 тыс. 850 руб. С учетом приведенных данных таблица размеров социальных выплат для молодых семей Волгограда выглядит следующим образом.

Состав семьи Размер социальной выплаты (руб.)

2 человека (молодые супруги) 545 265

1 молодой родитель и ребенок 727 020

3 человека (молодые супруги и ребенок) 778 950

4 человека 1 038 600

III. ПРОЦЕДУРА ПОЛУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ВЫПЛАТЫ МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ - УЧАСТНИЦЕЙ ПОДПРОГРАММЫ

Для наглядности представим последовательную схему приобретения жилого помещения с использованием средств социальной выплаты. 1. Молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление о включении в состав участников подпрограммы и документы, предусмотренные п. 15 Правил.

Подача Представление свидетельства заявления в банк, открытие банковского Молодая счета и оформление кредита 1 семья 3

>

2 Выдача свидетельства V V Перечисление денежных средств V Орган Продавец продавцу жилья местного жилья самоуправления < 6 Банк

/\ Перечисление 5 субсидии /\ Подача банком заявки на 4 перечисление субсидии

Схема приобретения жилого помещения с использованием средств социальной выплаты <1>

2. Органом местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат семьям, утвержденным в списке претендентов на получение социальных выплат, выдается свидетельство, в котором указывается размер социальной выплаты. При получении свидетельства молодая семья информируется о порядке и условиях получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству. 3. Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы (далее - Банк). 4. Банк в течение 5 рабочих дней с даты получения документов осуществляет проверку содержащихся в них сведений и в течение 1 рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об остатке суммы основного долга и остатке задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом) направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов или уплаты оставшейся части паевого взноса. 5. Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от Банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, Банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем орган местного самоуправления в указанный срок письменно уведомляет Банк. 6. Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения Банком распоряжения распорядителя счета о перечислении Банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, в том числе путем оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, работ (товаров, услуг) по созданию объекта индивидуального жилищного строительства либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена жилищного накопительного кооператива. Перечисление указанных средств является основанием для исключения органом местного самоуправления молодой семьи - участницы подпрограммы из списков участников подпрограммы. Порядок и условия реализации каждого этапа регулируются Правилами и правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Кроме того, дополнительная информация может быть получена на официальных интернет-сайтах органов местного самоуправления. К примеру, подробная информация для молодых семей Волгограда размещена на интернет-сайте управления по жилищной политике администрации Волгограда http://www. zhil. volgadmin. ru. При прохождении каждого из вышеперечисленных этапов у молодых семей возникает множество вопросов. Ответы на самые популярные из них позволят молодым семьям избежать ошибок и сэкономить время. На приобретение какого жилья можно получить деньги по этой программе? Выплаты по данной подпрограмме предоставляются для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, они могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Какой документ подтверждает право на участие в данной программе? Право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством, которое не является ценной бумагой. Кто выдает такой документ? Где его можно получить? Выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья включена в список участников подпрограммы. Есть ли у данного свидетельства ограничение по сроку действия? Срок действия свидетельства составляет не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве. Сколько раз молодая семья может получить помощь от государства на улучшение жилищных условий? Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз. Сейчас стоимость жилья - величина непостоянная. Если цена на жилье изменилась, можно ли получить доплату? Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия. Какие факторы могут повлиять на изменение размера социальной выплаты? Молодой семье - участнице подпрограммы при рождении (усыновлении) 1 ребенка предоставляется дополнительная социальная выплата в размере не менее 5 процентов расчетной стоимости жилья, которая определяется в соответствии с Правилами. Что нужно сделать молодой семье, чтобы стать участником программы? Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по утвержденной форме в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета. Как долго рассматриваются представленные документы? Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в поданных документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. При получении свидетельства молодая семья информируется о порядке и условиях получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству. По каким причинам могут отказать в участии в данной программе? Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи имеющимся требованиям; б) непредставление или представление не в полном объеме указанных документов; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Можно ли подать документы повторно в случае отказа? Повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа. В заключение стоит отметить, что согласно Протоколу N 1 от 19 мая 2009 г. <2> заседания конкурсной комиссии Министерства регионального развития РФ по проведению отборов в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. 80 субъектов РФ признаны победителями конкурсного отбора для участия в реализации подпрограммы в 2009 г. -------------------------------- <2> Официальный сайт Министерства регионального развития РФ http://www. minregion. ru.

За время реализации Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" администрацией Волгограда 552 молодые семьи признаны участниками подпрограммы, выдано 217 свидетельств, подтверждающих право молодых семей на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, на общую сумму 68 146,19 тыс. руб., еще 32 свидетельства планируется выдать в текущем году. Широкое распространение подпрограммы в регионах, востребованность молодыми семьями социальных выплат на приобретение или строительство жилья свидетельствуют о необходимости продления срока действия подпрограммы после 2010 г.

Название документа