Договор об оказании информационных услуг в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды

(Дорохова Н. А.) ("Информационное право", 2010, N 3) Текст документа

ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Н. А. ДОРОХОВА

Дорохова Н. А., аспирант кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии имени О. Е. Кутафина.

В статье проводится анализ договора об оказании информационных услуг в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. На основании положений законодательства и с учетом деловой практики предлагается дефиниция данного договора, дается его характеристика, рассматриваются условия договора, его стороны, а также ответственность сторон.

Ключевые слова: информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, договор на услуги по информационному обеспечению, информация общего назначения, специализированная информация, передача информации.

Contract of rendering informational services in the sphere of hydro-meteorology and monitoring of environment N. A. Dorokhova

The article deals with the analysis of information services agreement in the sphere of hydrometeorology and environmental monitoring. There are presented definition of this agreement, its legal characteristic, terms of the agreement, parties to this agreement and liability of contracting parties. The article is written regarding to applicable legislation and business practice.

Key words: information in the sphere of hydro-meteorology and monitoring of environment, contract of rendering informational services, information of general purpose, specialized information, transmission of information.

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. "О гидрометеорологической службе" <1> регулирует отношения по передаче разных видов информации в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды: общего назначения и специализированной. Первая доводится до пользователей по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (п. 3 ст. 17 Закона). Порядок передачи такой информации по запросам пользователей в данном Законе не раскрывается. Соответственно, действуют общие правила об ответах на обращения граждан, закрепленные в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" <2>, они же применяются и к пользователям - юридическим лицам. Кроме того, на территории субъектов РФ действуют соглашения между территориальными подразделениями Росгидромета и органами государственной власти <3>. Интересно отметить, что в законодательстве других стран порядок регулирования передачи информации определен непосредственно в экологическом законодательстве <4>, что представляется более верным. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 19 июля 1998 г. "О гидрометеорологической службе" // Собрание законодательства РФ. 1998. N 30. Ст. 3609. <2> Федеральный закон от 2 мая 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060. <3> См., напр., Соглашение о взаимодействии и организации предоставления государственных услуг в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (экологического мониторинга) на территории Санкт-Петербурга. URL: http:// adm. meteo. nw. ru/ NWUGM/ upr. htm. <4> См., напр., Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. "Об охране окружающей среды" // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. N 10. Ст. 97. Согласно ст. 74-4 Закона информация общего назначения предоставляется обладателем экологической информации по заявлению гражданина или юридического лица, не являющегося государственным органом или государственной организацией, безвозмездно в течение 10 дней со дня получения заявления.

Специализированная информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды согласно п. 3 ст. 17 Закона "О гидрометеорологической службе" предоставляется пользователям на основе договора. В п. 5 Положения от 15 ноября 1997 г. об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды <5> указывается, что таким договором является договор на услуги по информационному обеспечению. -------------------------------- <5> Постановление Правительства от 15 ноября 1997 г. "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. Ст. 5410. Далее - Положение об информационных услугах.

Услугодателями по данному договору являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях <6> (далее - Положение о лицензировании) под данной деятельностью понимается деятельность, включающая: определение метеорологических, климатологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды; определение уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства; подготовку и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении; формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Среди лицензионных требований и условий можно выделить: передачу соответствующей информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и наличие у соискателя лицензии оборудования, приборов и документации, необходимых для осуществления деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. -------------------------------- <6> Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также выполнении работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления" // Российская газета. 2006. N 191.

Отметим, что на сегодняшний день есть услугодатели - юридические лица различных организационно-правовых форм, например ГУ "Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации", автономная некоммерческая организация "Уральское гидрометеорологическое агентство", ОАО "СВЯТОГОР", ООО "Севергазпром", ФГУП "Экологический центр ЗАТО Минатома России". Услугополучатели по договору - любые субъекты, например правительства субъектов РФ, жилищно-коммунальные службы (МУП "Жилищно-эксплуатационное управление" и т. п.), авиаперевозчики, морские порты и др. Предметом рассматриваемого договора являются действия услугодателя по информационному обеспечению - обработка и передача информации, либо только передача (например, в случае передачи сведений о прогнозе погоды). Обработка подразумевает совершение различных логических (синтез, анализ, тематическая сортировка) и математических (осуществление расчетов) операций с информацией. Передача - предоставление соответствующих сведений в бумажном или электронном виде непосредственно либо через различные средства связи. Совершение указанных действий является основной обязанностью услугодателя. Более подробно данная обязанность раскрывается в договоре. Так, например, в Договоре по обеспечению специализированной гидрометеорологической информацией ГУ "Чукотское УГМС" закреплено, что услугодатель производит расчеты специализированной гидрометеорологической информации и доводит контрагенту полученную информацию по взаимно согласованным средствам связи (телефон, электронная почта, телеграф и т. п.) <7>. Если по договору предусмотрено выполнение нескольких действий с различными видами специализированной информации и в разные сроки, например в государственном контракте с участием ГУ "Чукотское УГМС", то можно закрепить обязанность услугодателя представлять краткие информационные отчеты о выполненных действиях <8>. -------------------------------- <7> Договор по обеспечению специализированной гидрометеорологической информацией ГУ "Чукотское УГМС" от 06.08.2008 // Архив ГУ "Чукотское УГМС". <8> Государственный контракт на оказание услуг для государственных нужд по теме: "Получение оперативной фактической и прогностической специализированной гидрометеорологической информации". Чукотский автономный округ. 19.04.2006 // Архив ГУ "Чукотское УГМС".

Объектом договора является специализированная информация в соответствующей области. На основании ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" <9> можно сделать вывод, что это - сведения (данные) о состоянии земли, недр, почвы, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного, животного мира и иных организмов, озонового слоя атмосферы и околоземного космического пространства, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов, а также об оценке и прогнозе изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997 г., говорится только об окружающей природной среде и воздействии на нее, т. е. из объема специализированной информации исключаются сведения о состоянии антропогенных объектов. Отметим, что вопрос о понятии окружающей среды является дискуссионным: некоторые авторы поддерживают ее легальное определение <10>, другие отмечают неоправданное включение в понятие окружающей среды антропогенных объектов <11>. Подробный анализ данных точек зрения выходит за рамки настоящей работы, здесь же заметим, что в силу ст. 115 Конституции РФ постановления Правительства РФ издаются в соответствии и на основании федеральных законов. В п. 1 ст. 17 Закона "О гидрометеорологической службе" говорится о предоставлении информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении. На основании данной нормы можно сделать вывод о том, что в состав специализированной информации возможно включение сведений о состоянии антропогенных объектов, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, например атомных станций, предприятий, работающих с опасными химическими веществами и т. п. -------------------------------- <9> Федеральный закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" // Российская газета. 2002. N 6. <10> Васильева М. И. Новое в Федеральном законе "Об охране окружающей среды": Комментарий. М., 2002. С. 5 - 6. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья С. А. Боголюбова "Новый Федеральный закон "Об охране окружающей среды" включена в информационный банк согласно публикации - "Журнал российского права", 2002, N 6. ------------------------------------------------------------------ <11> Боголюбов С. А. Новый Федеральный закон "Об охране окружающей среды" // Экологическое право. 2002. N 2. С. 19; Бринчук М. М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. N 9.

Помимо указанного выше представляется, что сведения, составляющие содержание специализированной информации, необходимы для рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, значимы для экологических <12>, а также иных прав и интересов услугополучателей, т. е. являются частью экологической информации. -------------------------------- <12> Выпханова Г. В. Правовая категория "экологическая информация": дискуссионные вопросы // Экологическое право. 2008. N 3 // СПС "КонсультантПлюс".

Из буквального толкования Положения об информационных услугах следует, что содержание специализированной информации составляют сведения, не включенные в объем информации общего назначения <13>. К последней относятся сведения, указанные в Приложении к данному акту: оперативно-прогностическая информация (информация о стихийных гидрометеорологических явлениях, прогнозы погоды на 1 - 3 суток по территориям субъектов РФ и др.), аналитическая и режимно-справочная информация (обзор фонового состояния окружающей природной среды, Годовой обзор состояния озонового слоя и др.). -------------------------------- <13> Согласно п. 2 приложения к Приказу Министерства природных ресурсов и экологического контроля Приднестровской Молдавской Республики "Об утверждении Положения об информации в сфере гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды, порядке ее распространения Приднестровской Молдавской Республики" от 14 июня 2004 г. N 129. Зарегистрирован Министерством юстиции Приднестровской Молдавской Республики 22 июля 2004 г. Регистрационный N 2855. URL: http:// zakon-pmr. com/ DetailDoc. aspx? document.

В деловой практике к специализированной относят также информацию, указанную в Приложении к Положению об информационных услугах в случае, когда она конкретизирована сторонами (по срокам предоставления, территории, в отношении которой предоставляется и т. п.). Судебная практика подтверждает правомерность такого подхода. Так, ФАС Западно-Сибирского округа признал информацию о фактической погоде по г. Салехарду (предоставляется два раза в сутки) и прогнозе погоды по округу на месяц специализированной, так как данное условие было конкретизировано (по сроку и по территории) и информация предоставлялась по договору возмездного оказания услуг и за плату <14>. В качестве примера специализированной информации можно привести сведения о фоновых концентрациях определенных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и краткую климатическую характеристику для подготовки проекта ПДВ <15>; расчет средних значений (температуры воздуха, атмосферного давления), количества осадков и др. по оперативным данным одной метеостанции по одному показателю за сутки, декаду, месяц; информационно-аналитические материалы с комментарием специалиста за одни сутки по одному муниципальному образованию о запрашиваемых метеорологических условиях <16>; ежедневные таблицы уровней воды по состоянию на восемь часов; консультации о развитии половодья и паводков. Вид специализированной информации, ее объем и сроки передачи указываются в тексте договора или в приложениях к нему. -------------------------------- <14> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.01.2002 N Ф04/237-446/А81-2001 // СПС "КонсультантПлюс". <15> Образец письма-запроса на выдачу фоновых концентраций и краткой климатической характеристики для подготовки проекта ПДВ ГУ "Московский ЦГМС-Р". URL: http:// www. ecomos. ru/ kadr21/ obra_doc. doc. <16> Прейскурант на предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении ГУ "УГМС Республики Татарстан". URL: http:// www. tatarmeteo. ru/ price. html.

Законодательством могут быть установлены и определенные требования к распространению информации общего назначения. Так, п. 8 Положения об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды закрепляет положение о том, что при распространении (перепечатке) информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды, полученной на законных основаниях от организаций и учреждений Росгидромета, а также при коммерческом распространении созданной на ее основе производной информации делается обязательная ссылка на источник получения информации. Определенные ограничения могут быть предусмотрены и договором. Например, государственный контракт с участием ГУ "Чукотское УГМС" предусматривает обязанность услугополучателя не передавать без согласования с услугодателем полученную по контракту информацию третьим лицам. Условия о цене и сроке требуют отдельного рассмотрения, которое объем настоящей статьи не позволяет сделать. Условие о качестве включает как требования к процессу оказания услуги, так и к его результату. При этом в договоре требования к качеству процесса оказания услуги могут раскрываться посредством отсылки к нормативным документам, действующим в соответствующей области. Так, в Договоре на возмездное оказание информационных услуг ГУ "Чукотское УГМС" закреплено, что услугодатель осуществляет информационное обслуживание в соответствии с требованиями действующих наставлений, указаний и других нормативных документов по авиаметеорологическому обеспечению полетов гражданской авиации, а также с требованиями технического регламента Всемирной метеорологической организации (приложение 3 ИКАО) в случаях осуществления воздушными судами контрагента международных полетов <17>. Поясним, что в приложении 3 ИКАО в том числе закреплено, что в сводки по аэродрому включаются данные о приземном ветре, видимости, дальности видимости на взлетно-посадочной полосе, существующих условиях погоды и облачности, температуре воздуха и точки росы и атмосферном давлении, и выпускаются они каждый час или каждые полчаса; прогнозы по аэродрому включают данные о приземном ветре, видимости, условиях погоды, облачности и температуре и выпускаются каждые три или шесть часов со сроком действия от 9 до 24 часов <18>. Отметим, что нарушением требований к процессу оказания услуги будет являться совершение ошибок в расчетах, неверное применение соответствующих методик <19> при анализе информации и т. п. -------------------------------- <17> Договор на возмездное оказание информационных услуг ГУ "Чукотское УГМС" от 01.04.2006 // Архив ГУ "Чукотское УГМС". <18> Приложение 3 "Метрологическое обеспечение международной аэронавигации" к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) / Технический регламент. Т. II: Метеорологическое обслуживание международной аэронавигации (ВМО-N 49). URL: http://www. icao. int. <19> РД 52.18.595-96 Федеральный перечень методик выполнения измерений, допущенных к применению при выполнении работ в области мониторинга загрязнения окружающей природной среды. Утв. Госстандартом РФ 20.12.1996, Росгидрометом 15.12.1996 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений. ГОСТ Р 8.563-96, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 23.05.1996 N 329. М.: ИПК "Издательство стандартов", 2002; ИУС "Государственные стандарты". 2003. N 10; ИУС "Государственные стандарты". 2004. N 1.

Что касается требований к результату оказания услуг в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, представляется, что специализированная информация должна отвечать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к информации такого рода. Полагаем, что в качестве таковых могут выступать следующие требования к экологической информации: достоверность; полнота; своевременность; приспособленность или подготовленности к использованию; наличие необходимой формы; доступность и проверяемость <20>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник М. М. Бринчука "Экологическое право" включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <20> Бринчук М. М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2005. С. 192; Дубовик О. Л. Экологическое право: Учебник. М.: Проспект, 2009. С. 213.

Представляется, что качество информационных услуг при предоставлении прогнозов и рекомендаций на их основе в рассматриваемой области нельзя ставить в зависимость от того, оправдался ли данный прогноз. Заметим, что в некоторых договорах содержится условие об исключении имущественной ответственности услугодателя за несоответствие прогноза и рекомендаций, выданных на его основе, фактическому состоянию природной среды. Например, в договоре на возмездное оказание информационных услуг с участием ГУ "Чукотское УГМС" закреплено, что услугодатель предоставляет услугополучателю прогностическую часть информации об ожидаемом состоянии природной среды в вероятностной форме и не несет материальной ответственности за несоответствие прогноза и рекомендаций, выданных на его основе, фактическому состоянию природной среды. Мы считаем данное условие правомерным, так как надлежащее исполнение обязательства не может быть поставлено в зависимость от неподконтрольных человеку явлений окружающей среды. Законодательством не предусмотрены специальные правила об ответственности по договору об оказании информационных услуг, следовательно, действуют соответствующие общие положения части первой ГК РФ (п. 3 ст. 401 и др.) и санкции, предусмотренные договором. Так, п. 8.5 публичной оферты ГУ "Гидрометцентр России" <21> предусматривает в случае предоставления ненадлежащим образом услугополучателю прогноза погоды продление срока действия договора на количество дней, в течение которых было ненадлежащее предоставление. -------------------------------- <21> Публичная оферта ГУ "Гидрометцентр России" от 15.01.2008 URL: http:// meteoinfo. ru/ oferta.

Закрепленное в Положении об информационных услугах наименование рассматриваемого договора - "Договор на услуги по информационному обеспечению" - слишком широкое и не отражает его специфики. На наш взгляд, упомянутый договор целесообразнее назвать договором об оказании информационных услуг в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. С учетом проведенного исследования отдельных элементов договора дадим его определение. По договору об оказании информационных услуг в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды услугодатель обязуется совершить действия по обработке и передаче либо только по передаче специализированной информации в соответствующей области, а услугополучатель обязуется оплатить эти услуги.

Название документа