Банковский документ в информационном обществе: тенденции и перспективы
(Рассолов И. М.) ("Банковское право", 2010, N 4) Текст документаБАНКОВСКИЙ ДОКУМЕНТ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ <*>
И. М. РАССОЛОВ
Рассолов Илья Михайлович, заведующий кафедрой информационного, предпринимательского и торгового права Российского государственного торгово-экономического университета, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина, доктор юридических наук.
В статье рассматриваются актуальные особенности документирования в банковской сфере. Указываются вопросы электронного документооборота, не решенные в рамках российского законодательства на настоящий момент. Автор раскрывает тенденции и характерные черты использования электронных банковских документов, обозначает проблемы, связанные с переходом от бумажного к смешанному и электронному документообороту.
Ключевые слова: банковский документ, документирование, электронный документооборот, электронная цифровая подпись, межбанковские информационные сети.
The article considers topical peculiarities of documentation in bank sphere; notes the issues of electronic documentation turnover which have not been solved within the frames of Russian legislation at present. The author reveals the tendencies and characteristic features of use of electronic bank documents; determines the problems related to transfer from paper to mixed and electronic documentation turnover.
Key words: bank document, documenting, electronic documentation turnover, electronic digital signature, inter-bank information networks.
Формирование информационного общества в России связано с факторами, которые затрагивают сферу обращения разнообразной банковской информации. Банковский документ может быть рассмотрен нами в нескольких значениях: - как объект банковского (межбанковского) оборота; - как объект информационных правоотношений; - как предмет внешнего мира; - как доказательство наличия или отсутствия какого-либо факта (в прямом переводе с латыни "documentum" означает "свидетельство" или "доказательство"). В различных словарях русского языка слово "документ" выступает также в различных смыслах: как деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-либо; как письменное свидетельство о чем-нибудь; как удостоверение, официальная бумага, свидетельствующая о личности предъявителя; как письменное свидетельство о каких-либо исторических событиях, фактах <1>. На сегодняшний день особое значение приобретают ценные бумаги в бездокументарной форме, а также электронные платежные средства. -------------------------------- <1> См., например: Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. С. П. Обнорского. М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1953. С. 147; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 172.
Процесс документирования в банковской сфере имеет ярко выраженные тенденции. Во-первых, изменяются сами носители информации. Мир идет по пути уплотнения информационных потоков. Поэтому состав и структура ресурсов документальной информации тоже меняются. Во-вторых, банковский документооборот обогащается традициями каждой отдельно взятой страны. В-третьих, новые экономические отношения способствуют увеличению международного влияния на сферу оборота документированной информации, где наблюдаются процессы унификации и стандартизации. В-четвертых, здесь можно выделить все большее количество информационных отношений, осложненных иностранным элементом (носящих международный характер). Это особенно заметно в процессе осуществления межбанковских расчетов, интернет-банкинге. Для банковской документации важной особенностью выступают ее формы и объем, а также особенности того органа или учреждения, где она циркулирует. Понятия ОРД (организационно-распорядительная документация), ОКУД (Общероссийский классификатор управленческой документации), ЕГСД (единая государственная система делопроизводства) сегодня не могут работать с такой же силой, как в прошлом веке. Например, ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. N 28 <2>, выделяет среди аналоговых документов следующие: -------------------------------- <2> М.: ИПК "Издательство стандартов", 1998.
подлинник - первый и единичный экземпляр документа; дубликат - повторный экземпляр подлинника, имеющего юридическую силу; копия - документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, но не имеющий юридической силы; заверенная копия - копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляются реквизиты, придающие ей юридическую силу; выписка-копия части документа, оформленная в установленном порядке (например, выписка из банковского счета клиента). Приведенная выше классификация не всегда согласуется с реалиями современного электронного документооборота. Если все экземпляры электронного документа подписаны одинаковым аналогом подписи, например электронной цифровой подписью, имеют ли они равное юридическое значение? Если воспользоваться приведенной выше терминологией, установленной ГОСТ Р 51141-98, возникает вопрос: что же есть подлинник электронного документа? Все экземпляры документа или только первый? Отличаются ли между собой подлинник и оригинал? Если два файла выполнены в разных форматах, например в. txt и. doc, то они равнозначны? Если все же они идентичны, то по каким признакам? Ведь двоичные символы разных форматов явно отличаются между собой. Если два файла не равнозначны, то чем один формат лучше другого? На эти и другие вопросы сегодня трудно дать однозначные ответы, опираясь на существующие нормы российского законодательства. Кроме того, здесь следует выделить несколько важных тенденций. Во-первых, электронный документ, как правило, направлен в будущее, он соединяет в реальном времени и в интерактивном режиме стороны между собой, а также с другими лицами и иными источниками информации, при таких условиях, которые в корне отличаются от бумажной формы представления информации. Таким образом, сетевые договоры <3>, заключаемые через банковские терминалы, более полно регулируют договорные отношения контрагентов, чем традиционные договоры купли-продажи (например, Мастер-Банк в день продает посредством банкоматов примерно 20 - 25 авиационных билетов). -------------------------------- <3> Эта категория была введена нами в доктрину, и она наиболее полно отражает суть электронных сетевых обменов; она также является равнозначной и переводится без потери смысла на другие языки. В широком смысле сетевой договор представляет собой соглашение двух и более лиц, направленное на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей, вытекающее из деятельности субъектов с использованием сетей различной природы на основе принципов равенства сторон и приоритета интересов потребителей информации. В узком смысле сетевой договор есть особое обязательство, определяющее субъективные права и обязанности договорных контрагентов в сфере электронного документооборота (торгового оборота).
Во-вторых, электронный банковский документ может существовать как в пассивной, так и в активной форме. Пассивная форма электронного документа характерна тогда, когда он сохраняется и жестко привязан к своему носителю. Активная или динамическая форма возникает тогда, когда документ передается по каналам связи или обрабатывается. Поэтому для электронного документа не всегда имеет принципиальное значение физическое местонахождение материального носителя. Следует отметить, что вместо законов об электронной цифровой подписи в ряде стран действуют законы об электронном документе. В качестве примера приведем Закон Республики Таджикистан от 10 мая 2002 г. N 51 "Об электронном документе" <4>, Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 357-3 "Об электронном документе" <5>, Закон Украины от 22 мая 2003 г. N 851-IV "Об электронном документе и электронном документообороте" <6>. С 30 июня 2000 г. в США действует Закон "Об электронных подписях в международной и национальной торговле" <7>, многие положения которого могут быть взяты на вооружение российским законодателем. -------------------------------- <4> См. в кн.: Шамраев А. В. Правовое регулирование информационных технологий (анализ проблем и основные документы). М.: Статут; Интертех; БДЦ-пресс, 2003. С. 502 - 508. <5> Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 2000. N 3. Ст. 27. <6> Голос Украины. 2003. N 119. 27 июня. В украинском Законе наиболее полно дано определение электронного документа, информационного посредника, электронного документооборота. <7> Electronic Signatures in Global and National Commerce Act // URL: http:// www. ftc. gov/ os/ 2001/ 06/ esign7.php.
Анализ законодательной базы показал, что можно выделить следующие свойства банковских документов: обращаемость, доступность для банковского (межбанковского) оборота, стандартность и серийность, регулируемость и признание государством их юридической силы, ликвидность и др. По форме и характеристике носителя в настоящее время можно выделить: бумажный (традиционный); смешанный (преобладает в настоящее время); электронный (безбумажный) документооборот. По сфере осуществления выделяют: - внутренний или локальный - документооборот, осуществляемый в рамках отдельного предприятия, организации. Он ориентирован преимущественно на составление внутренних документов; - внешний, имеющий прямые и обратные связи с внешними документами. Для банковской сферы характерен административный (он же внутренний и внешний банковский, ориентирован на работу самого банковского учреждения) и операционный, связанный с обслуживанием клиентов банка. Итак, новейшие технологии активно воздействуют на сферу документирования. Современный этап характеризуется следующими особенностями: 1) сегодня характерно сочетание бумажного и электронного документооборота в банковской сфере; в среднесрочной перспективе можно будет прогнозировать постепенный перевод одной формы в другую путем создания цифровой копии бумажных документов; возможно также дублирование этих форм при одновременном хождении документов в банковском обороте; впоследствии отказ от бумажной формы представления и замена ее преимущественно электронной формой; 2) осуществляется подготовка банковских служащих, умеющих эффективно трудиться и обучить полученным навыкам в сфере высоких технологий других работников. Это также касается банковских юристов, которые изрядно погрязли в бумагах. Во главу угла должно быть поставлено умение начальников управлений, отделов, операционистов, кассиров и контролеров пользоваться новейшими технологиями; 3) меняются структура и формы самих электронных документов, осуществляется процесс их унификации и международной стандартизации. Например, это весьма ощутимо в сфере бухгалтерского документооборота. Электронный документооборот наиболее разработан в банковской, налоговой, таможенной сфере, сфере связи и массовых коммуникаций, а также в сфере дистанционного образования. Однако даже передовые с точки зрения использования электронных документов организации в основном сканируют традиционный документ, а не создают первичный электронный. Следует отметить, что сочетание бумажного и электронного документов в делопроизводстве приводит к эффекту дублирования и значительно уплотняет массив документов. Поэтому встает вопрос не только о хранении традиционных, но в первую очередь об обеспечении сохранности и безопасности электронных документов. Для того чтобы иметь адекватное представление о состоянии документооборота в сфере управления, необходимо выработать на государственном уровне четкие индикаторы, соответствующие целям информационного обеспечения органов власти. Действующий Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" <8> заложил основы регламентации отношений по электронному документообороту. Однако один Закон не может решить многочисленные правовые проблемы в данной сфере. В практической плоскости остаются нерешенными задачи информационного обеспечения как частного сектора, так и сферы государственного управления. Иногда то или иное министерство или ведомство не знает, что делает в сфере документооборота другое государственное учреждение, расположенное на соседней улице. Для банковского сектора следует активнее ставить и решать проблемы организационного, технического и финансового свойства. Это обусловлено следующими этапами внедрения информационных технологий: 1) развитие банковских (межбанковских) информационных сетей; 2) их интеграция в едином информационном пространстве; 3) обеспечение оперативного документального обмена между государственными каналами поступления документированной информации с негосударственными каналами; 4) обеспечение необходимого уровня информационной безопасности банковских (межбанковских) обменов. -------------------------------- <8> Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 127.
Для перехода к смешанному документообороту в большем масштабе, чем сегодня, необходимы унификация форм документов, программ их обработки, уменьшение цены на технические средства обработки данных.
Название документа Интервью: На вопросы читателей отвечает С. В. Алексеев ("Спорт: экономика, право, управление", 2010, N 3) Текст документа
НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ С. В. АЛЕКСЕЕВ
С. В. АЛЕКСЕЕВ
Алексеев Сергей Викторович, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.
На страницах предыдущих номеров журнала Вы начали рассказ о тенденциях и перспективах юридического упорядочения в нашей стране турнирного покера, до недавнего времени входившего во Всероссийский реестр видов спорта. При этом Вы указали на необходимость принятия в России специального федерального законодательства об интеллектуально-коммерческих играх. Каковы социально-экономические, политические, юридические и иные последствия создания и реализации данного законодательства? Действительно, в связи с выведением турнирного покера, которым увлекается в России свыше 3 млн. граждан, из Всероссийского реестра видов спорта необходимо ввести в правовое поле этот не урегулированный на данный момент участок общественных отношений путем принятия поправок в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее также - законодательство об интеллектуально-коммерческих играх). Ведь интеллектуально-коммерческие игры, прежде всего турнирный покер, - это умственные игры между людьми, которые способствуют интеллектуальному развитию населения, являются способом коммуникации, отдыха, полезной и приятной формой организации времяпрепровождения граждан, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, фактором, формирующим свойства личности, а также средством отвлечения населения от его насущных проблем и борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому за последние годы место интеллектуально-коммерческих игр в системе ценностей современной культуры резко возросло. Интеллектуально-коммерческие игры как неотъемлемый элемент современной культуры, социальный феномен, достойное увлечение, уважаемое и почетное дело приобретает все большую популярность и распространение в России. Упорядочение и законодательная регламентация интеллектуально-коммерческих игр в России позволят наиболее эффективно регламентировать и контролировать деятельность всего сообщества любителей турнирного покера; способствовать отвлечению людей от порочных занятий, таких, как алкоголизм, наркомания, преступность (сейчас приоритетная цель государства - сохранить здоровье нации), создать условия для организации полезного проведения досуга гражданами, направленного на развитие интеллектуальных способностей граждан; создать дополнительные доходы в бюджеты, а также обеспечить дополнительные отчисления покерной индустрии на развитие спортивной отрасли и другие социально значимые явления; создать дополнительные рабочие места; уменьшить количество нелегальных игорных заведений и будут способствовать борьбе с ними; способствовать развитию туризма в России за счет проведения международных турниров; создадут условия для подготовки высококвалифицированных игроков, в частности для представления интересов РФ на международных соревнованиях, тем самым повысят международный авторитет России. Принятие поправок об интеллектуально-коммерческих играх в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ потребует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", касающихся лицензирования интеллектуально-коммерческих игр. В целях обязать физических лиц самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ от их участия в интеллектуально-коммерческих играх необходимо дополнить часть 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ пунктом 8 в следующей редакции: "Физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами интеллектуально-коммерческих игр, - исходя из сумм таких выигрышей". В целях освободить организаторов интеллектуально-коммерческих игр от обязанности применения контрольно-кассовой техники необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
На кого будет распространяться действие поправок об интеллектуально-коммерческих играх? Поправки будут распространять свое действие на: - организаторов и заведения интеллектуально-коммерческих игр; - лиц (игроков), играющих в интеллектуально-коммерческие игры, турнирных судей и других участников интеллектуально-коммерческих игр; - органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное регулирование и контроль в сфере интеллектуально-коммерческих игр.
Какие федеральные органы исполнительной власти будут осуществлять государственное регулирование интеллектуально-коммерческих игр? Государственное регулирование деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр должно осуществляться Правительством Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством РФ на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию и контролю в данной сфере, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции. Передовой зарубежный опыт, а также российская практика успешного регулирования смежных видов деятельности свидетельствуют о том, что наиболее эффективными федеральными органами исполнительной власти, которые бы осуществляли функции по нормативно-правовому регулированию и контролю данной деятельности (далее - уполномоченные органы), являются Министерство финансов России и Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов.
Какие юридические принципы должны лечь в основу законодательства об интеллектуально-коммерческих играх? Основу законодательства об интеллектуально-коммерческих играх должны составить следующие принципы: 1) единство нормативной правовой базы по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр на всей территории Российской Федерации; 2) сочетание государственного регулирования отношений в области организации и проведения интеллектуально-коммерческих игр с саморегулированием таких отношений организаторами интеллектуально-коммерческих игр; 3) установление государственных гарантий прав граждан на занятия интеллектуально-коммерческими играми; 4) обеспечение права каждого на свободный доступ к занятиям интеллектуально-коммерческими играми как к условиям самореализации и развития умственных способностей личности; 5) использование интеллектуально-коммерческих игр для организации полезного и приятного досуга граждан, в профилактике вредных привычек и асоциальных форм поведения, формировании здорового образа жизни населения, разностороннем интеллектуальном совершенствовании граждан. Создание полезных форм проведения свободного времени гражданами является важнейшей составляющей государственной политики. В одном из своих выступлений на тему оздоровления нации Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: "Нужны новые программы, которые обеспечат нормальный человеческий досуг и воспитание, когда люди знают, чем себя занять". Этой теме было посвящено заседание Государственного Совета "О молодежной политике в Российской Федерации" 17 июля 2009 года в Кремле; 6) содействие развитию всех видов и составных частей интеллектуально-коммерческих игр с учетом их уникальности, социальной и образовательной функций; 7) взаимосвязь движения интеллектуально-коммерческих игр с соревновательной деятельностью и физкультурно-спортивным движением; 8) направленность на организацию на территории Российской Федерации национальных и международных соревнований по интеллектуально-коммерческим играм; 9) обеспечение эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения российскими игроками высоких результатов на национальных и международных соревнованиях; 10) стимулирование участников интеллектуально-коммерческих игр за достижение высоких турнирных результатов на официальных национальных и международных соревнованиях; 11) обеспечение безопасной организации и проведения интеллектуально-коммерческих игр для участников интеллектуально-коммерческих игр, а также других субъектов интеллектуально-коммерческих игр; 12) обеспечение проведения научных исследований в области интеллектуально-коммерческих игр. Поощрение исследовательской работы на национальном и международном уровнях, направленной на улучшение понимания комплекса вопросов, связанных с содержанием и порядком интеллектуально-коммерческих игр, правилами интеллектуально-коммерческих игр, их совершенствованием и унификацией, выявлением, анализом и предотвращением случаев их нарушения; 13) учет направленности национального и международного движения интеллектуально-коммерческих игр на сближение между людьми, консолидацию общества, укрепление мира и международного сотрудничества; 14) обеспечение развития нравственной и этической базы интеллектуально-коммерческих игр, распространения и соблюдения ценностей и правил справедливой игры и соревнования. В законодательстве об интеллектуально-коммерческих играх следует установить обязанность организаторов интеллектуально-коммерческих игр делать обязательные отчисления на социально значимые, в том числе физкультурно-спортивные, нужды государства в соответствии с правилами и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Какие требования к интеллектуально-коммерческим играм должны предусматриваться рассматриваемыми поправками? Какая-либо игра для того, чтобы получить статус интеллектуально-коммерческой игры, должна быть в официальном порядке признана уполномоченным органом. Порядок признания утверждается уполномоченным органом. Интеллектуально-коммерческая игра должна содержать следующие признаки: - игра должна способствовать интеллектуальному развитию способностей человека; - участники игры соревнуются исключительно между собой (организатор игры не может быть участником игры); - результат игры в большей степени обусловлен интеллектуальными качествами соревнующихся (т. е. не основан на риске), что подтверждается математическим заключением учреждения, аккредитованного уполномоченным государственным органом по надзору в сфере образования и науки в качестве учреждения высшего профессионального образования либо в качестве научно-исследовательского учреждения; - в игре присутствует соглашение о выигрыше, денежные средства являются инструментом игры; - игра должна иметь собственные правила, используемое оборудование и инвентарь. Интеллектуально-коммерческая игра может иметь разновидности, дисциплины. Специфика дисциплин должна быть закреплена в правилах интеллектуально-коммерческой игры. Официальное признание игры оформляется решением уполномоченного органа. Уполномоченный орган ведет соответствующий реестр интеллектуально-коммерческих игр и их дисциплин. Правила интеллектуально-коммерческих игр подлежат обязательному утверждению уполномоченным органом. Налоговым кодексом РФ должен устанавливаться объект налогообложения для каждого вида интеллектуально-коммерческих игр, в частности, для покера это покерный стол.
Как будет осуществляться лицензирование деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр? Заведения интеллектуально-коммерческих игр могут быть открыты исключительно на основании лицензии, выданной организатору на право осуществления деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр. Лицензия дает право организатору на открытие исключительно одного заведения интеллектуально-коммерческих игр. Эта норма направлена на недопущение открытия сетей заведений, оформленных на одного организатора и пользующихся его лицензией. Претендент на получение лицензии должен соответствовать ряду требований. В силу специфики интеллектуально-коммерческих игр к их организаторам предъявляются особые требования, которые должны гарантировать финансовую состоятельность организатора, его безупречную репутацию, социальную значимость его бизнеса, а также должны препятствовать "отмыванию" денежных средств, способствовать предотвращению возможных негативных социальных последствий. Повышенные требования преследуют цель оградить рынок от недобросовестных предпринимателей, существенно ограничить количество заведений, что позволит эффективно контролировать их деятельность. Основные требования: - организаторами интеллектуально-коммерческих игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации; - в уполномоченный орган должны быть переданы сведения об учредителях юридического лица организатора и о конечных выгодополучателях, если учредителем является юридическое лицо; - стоимость чистых активов организатора в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр не может быть менее 30 миллионов рублей; - может быть установлен разовый сбор за выдачу лицензии - 1 миллион рублей. Срок действия лицензии - 5 лет.
Каковы требования к деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр? Не менее жесткими должны быть требования к деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр в действующих заведениях, т. е. к владельцам лицензий. Организатор, прошедший сложную процедуру получения лицензии, осуществляет деятельность по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр в строгом соответствии со специальными требованиями (лицензионными требованиями). К числу таких требований должны относиться: обязательная идентификация (необходимость предъявления документа, удостоверяющего личность) и регистрация посетителей (игроков). При этом посетителями не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет. Информация о посетителе и его финансовых операциях должна храниться не менее трех лет; требования к размещению заведений интеллектуально-коммерческих игр. Не более 1 (одного) заведения разрешается открывать в населенных пунктах с населением менее 500 000 человек. На населенные пункты с населением свыше 500 000 человек вышеуказанное ограничение не распространяется (при этом, если население города уменьшилось, но открыто несколько заведений, они продолжают функционировать); требования к помещению заведений интеллектуально-коммерческих игр. Площадь помещения для проведения интеллектуально-коммерческих игр не может быть менее чем 500 квадратных метров. Необходимость оборудовать помещение видеозаписывающей системой, позволяющей фиксировать процесс игры, действия посетителей и сотрудников заведения; требования к количеству оборудования и к оборудованию. В заведении интеллектуально-коммерческих игр должно располагаться не менее 20 единиц оборудования для игр (под единицей оборудования следует понимать установленный для каждой конкретной игры объект налогообложения, например, для покера это покерный стол). Оборудование для интеллектуально-коммерческих игр подлежит обязательной сертификации.
Предусматриваются ли какие-нибудь особые требования к рекламе деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр? Необходимо внести дополнения в главу 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе". Внести отдельную статью о рекламе интеллектуально-коммерческих игр, установив для них ряд ограничений. В частности, данная реклама не должна обращаться к несовершеннолетним; создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано; данная реклама должна допускаться в теле - и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени.
Какие финансовые особенности и специфика налогообложения деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр заложены в поправки? Учитывая специфику деятельности по организации и проведению интеллектуально-коммерческих игр, для нее необходимо установить особое налогообложение. Каждый организатор интеллектуально-коммерческих игр обязан при открытии заведения и в процессе его функционирования регистрировать в уполномоченном органе объекты налогообложения, которые он использует в своей деятельности (например, для покера это покерные столы). Налоговая база определяется как общее количество соответствующих объектов налогообложения. Налоговым периодом является календарный месяц. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 000 рублей. Финансовые особенности деятельности, как уже вкратце отмечалось выше, предполагают следующие условия. Обязать физических лиц самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ от их участия в интеллектуально-коммерческих играх, т. е. освободить организаторов интеллектуально-коммерческих игр от обязанности налоговых агентов. Освободить организаторов интеллектуально-коммерческих игр от обязанности применения контрольно-кассовой техники. Включить организаторов интеллектуально-коммерческих игр в список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом в понятии Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", дополнив статью 5 данного Закона следующим содержанием: "Организации, организующие и проводящие интеллектуально-коммерческие игры, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет".
Название документа