Направления развития гражданско-правового регулирования электронной торговли в России и за рубежом
(Соболь И. А.)
("Общество и право", 2010, N 3)
Текст документа
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
И. А. СОБОЛЬ
Соболь Игорь Александрович, соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права Северо-Осетинского государственного университета.
Рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся современных тенденций развития гражданско-правового регулирования электронной торговли (под которой автором понимается экономическая деятельность, осуществляемой посредством современных коммуникационных технологий) в России за рубежом. Исследованы отдельные действующие международные и зарубежные нормативно-правовые акты в данной сфере отношений.
Ключевые слова: гражданско-правовое регулирование, тенденции развития, электронная торговля, информационная сеть Интернет, сделки, международно-правовое регулирование.
Some issues relating to contemporary trends in civil-legal regulation of electronic commerce (under which the author understands the economic activities carried out by means of modern communication technologies) in Russia and abroad. We investigate some existing international and foreign regulations in the sphere of relations.
Key words: civil-legal regulation, development trends, e-commerce, information network Internet transactions, international legal regulation.
С появлением глобальной информационной сети Интернет многие аспекты нашей жизни претерпели значительные изменения, в частности появилась возможность быстро передавать информацию в любую точку земного шара. Это свойство сети открыло широкие горизонты для использования ее в коммерческих целях и привело к возникновению так называемой электронной коммерции - экономической деятельности, осуществляемой посредством современных коммуникационных технологий [1]. Иными словами, на современном этапе общественного развития сеть Интернет становится не только главным средством массовой информации, но и той средой, в которой возможно осуществление коммерческих операций.
Одной из особенностью сделок, заключаемых в сети Интернет, является то, что при заключении таких сделок контрагентами используются новые ранее не известные науке гражданского права способы идентификации (установления личности) контрагентов: регистрация учетной записи на сервере, обмен письмами электронной почты и сообщениями служб мгновенного обмена сообщениями, использование электронной цифровой подписи, а также комплексная идентификация (использование нескольких способов идентификации одновременно).
Договорные отношения, заключаемые в результате сделок, совершенных Интернете, являются разновидностью договорных отношений вообще, поэтому к ним применимы общие классификации всех договорных гражданско-правовых отношений. В то же время их отличительной особенностью является присутствие определенного электронного элемента, осложняющего их правовое регулирование.
Субъектами договорных отношений, возникающих в сети Интернет, могут быть все субъекты гражданского права (физические и юридические лица, публично-правовые образования), особых требований к ним с правовой точки зрения не предъявляется, а действуют общие положения, определяющие их правоспособность и дееспособность. Хотя фактически участие в таких договорных отношениях, как правило, требует использования тех или иных технических и программных средств, данное условие не является обязательным и не ограничивает субъектный состав исследуемых отношений, однако при этом имеются существенные особенности идентификации субъектов указанных договорных отношений.
Специалисты отмечают, что Интернет не может действовать без правовой регламентации. Интернет в этом смысле необходим всем (и юристам в том числе) и не ставит под сомнение концептуальные основы современного права [2].
Благодаря новым техническим решениям возрастает число сделок, осложненных иностранным элементом (трансграничные сделки). Их увеличение является прямым следствием активного использования компьютерных технологий, отражает общую тенденцию глобализации мировых хозяйственных рынков. Учет интернационального аспекта в законодательстве проявляется прежде всего в том, что национальное законодательство начинает вбирать в себя опыт регулирования аналогичных отношений зарубежных стран. Последнее, как отмечается в юридической литературе [3], существенным образом повышает значение сравнительно-правовых исследований в данной сфере отношений.
Отсутствие нормативно-правового регулирования в исследуемой сфере отношений негативно сказывается на развитии социальных и экономических процессов в обществе. Специальные правовые нормы, регулирующие Интернет, уже создаются в рамках внутригосударственного права отдельных стран. Наглядным примером является Закон Республики Казахстан от 10 июля 2009 г. N 178-IV 3PK "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей" [4] (вступил в силу с 3 августа 2009 г.). Целью принятия данного Закона является совершенствование системы государственного регулирования отношений, связанных с распространением на территории страны информации посредством информационно-коммуникационных сетей; в соответствии с нормами этого Закона, все интернет-ресурсы (веб-сайты, чаты, блоги, интернет-магазины, электронные библиотеки и так далее) приравнены к средствам массовой информации с соответствующей уголовной, гражданской и административной ответственностью, которую несут традиционные СМИ [5].
Представляется, что разработчики данного Закона не стали решать вопросы, которые традиционно встают перед разработчиками разного рода проектов, предусматривающих правовое регулирование отношений в сети Интернет. А именно: что есть Интернет, какова его правовая природа, какова политика конкретного государства в сфере Интернета, где есть пределы возможного правового регулирования, каково юридическое определение территории Интернета и возможна ли применительно к нему территориальная привязка в плане национальной юрисдикции? Разработчики решили поставленную задачу в предельно упрощенном, технократическом ключе, однако не учли, что на сегодняшний день в практике других государств такое всеобъемлющее законодательное регулирование как внутренних, так и внешних интернет-ресурсов не привело к успеху. Жесткий контроль осуществляется только в тоталитарных и авторитарных странах, в значительной мере ограничивших с помощью административных мер доступ своих граждан в Интернет. Для демократического государства, гарантирующего своим гражданам право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом (формулировки из текста Конституции Республики Казахстан), такой путь является неприемлемым.
Что касается стран так называемого дальнего зарубежья, то до недавнего времени в законодательстве Соединенных Штатов Америки в области Интернета действовали две основные правовые нормы, принятые в 1996 г. ("Telecommunications Act of 1996" как дополнения к Федеральному закону "Communications Act of 1934" в виде нового параграфа 230 "Охрана личного блокирования и защита от оскорбительных материалов") и касающиеся содержания информационных ресурсов в Интернете [6].
Первая норма определяет, что ни провайдер, ни пользователь интерактивной компьютерной услуги не несут ответственности за содержание информации, публикуемой другим провайдером. Вторая норма снимает с провайдера всякую ответственность за действия по ограничению доступа к информации, которую он расценивает как оскорбительную, пропагандирующую насилие и т. д. Хотя данные подходы являлись довольно либеральными, вместе с тем, общественная реакция на них отличалась неоднозначностью, в основном они расценивались как вмешательство в "суверенитет" интернет-пользователей.
Нормативно-правовыми актами, существенно влияющими на правовые нормы европейских стран в области Интернета, являются нормативные документы Европарламента и Совета Европы. Среди этих документов следует выделить Директиву "Об обработке персональных данных и защите частных интересов в области телекоммуникации" и Директиву "О ряде правовых аспектов электронной коммерции на внутреннем рынке", которые составляют основу европейской законодательной базы в области Интернета с позиций обмена информацией и электронной коммерции.
Кроме США, вопросы регулирования Интернета решаются во многих национальных законодательствах. Аргентина, Канада, Колумбия, Дания, Италия, Люксембург, Малайзия, Южная Корея, Австралия, Сингапур приняли соответствующие законы или подготовили свои законопроекты в этой области.
Следует упомянуть такой нормативный документ, как Унифицированные правила поведения для обмена торговыми данными по телесвязи (ЮНСИД/UN CID), принятые в Париже 22 сентября 1987 г. на 51-й сессии Исполнительного совета МТП (публикация МТП N 452). Данный документ нельзя непосредственно отнести к сфере Интернет, однако он относится "к более широкой сфере информационных магистралей" [7]. Дело в том, что документ относится к обмену торговыми данными между контрагентами, которые используют протоколы телесвязи.
В апреле 1988 г. ЕЭК приняла Правила ООН по международному компьютерному обмену для управления, коммерции и транспорта - United Nations Rules for Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport (UN/EDIFACT). Они определяются как "межкомпьютерная передача коммерческих или административных актов с использованием согласованной структуры банка данных по этим актам". Это означает, что указанные Правила предназначены для обеспечения коммуникации между компьютером отправителя информации и компьютером адресата на языке, который компьютер последнего воспринимает; применение этих правил факультативно [8].
Отметим также Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, принятый 28 мая 1996 г. - 14 июня 1996 г. в Нью-Йорке, который является своеобразным эталоном для национального законодательства различных стран. В Австралии, Колумбии, Корее, Сингапуре, Словении, Ирландии, Бермудских островах, штате Иллинойс (США), Филиппинах, Франции приняты законодательные акты, основанные на Типовом законе.
Перечисленные международно-правовые документы напрямую не могут применяться в деятельности российских субъектов хозяйственной деятельности, однако их универсальный характер позволяет рассматривать их как деловые обыкновения, использующиеся в электронной коммерции.
Одной из наиболее сложных считается проблема адаптации действующих международных конвенций (соглашений) к отношениям с использованием электронного обмена данными. Препятствием могут стать нормы, предписывающие использование документов в письменной форме или устанавливающие необходимость подписи на документе.
На сегодняшний день в юридической литературе предложены несколько путей адаптации международных конвенций и соглашений к условиям электронной торговли [9].
Основополагающим правовым актом в России должен стать Федеральный закон "Об электронной торговле", целью которого должно быть закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю, определение правил совершения сделок с использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи (электронной цифровой подписью), и т. д.
Кроме того, представляется верным высказанное в современное юридической литературе [10] мнение о том, что в связи с глубоко инновационным, новаторским и техническим характером сети Интернет, а также с целью выработки и определения понятий, используемых в виртуальной среде и их правового режима, во избежание неоднозначного применения правовых норм, необходимым является разработка и принятие специального Федерального закона "Об основах государственной политики Российской Федерации в области Интернет". В этом Законе следует закрепить сферу его применения, определить соответствующие основные понятия, в том числе такие, как "Интернет", "доменное имя", "интернет-сайт", "электронная почта" и др., а также классифицировать субъектов правоотношений применительно к сети.
Литература
1. Васильева Н. М. Налоговые и таможенные аспекты правового регулирования сделок с информационными продуктами, осуществляемых посредством сети Интернет, в Российской Федерации // Налоги. 2007. N 1.
2. См.: Рассолов И. М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М.: Норма, 2009; Rapport du groupe preside par Lasserre Bruno: L'Etat les technologies de information. Vers une administration a acces pluriel. P., 2000.
3. Семилютина Н. Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели). М.: Волтерс Клувер, 2005.
4. Закон Республики Казахстан от 10 июля 2009 г. N 178-IV 3PK "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информационно-коммуникационных сетей" // Казахстанская правда. 22.07.2009.
5. Дзагоев Т. В. Определение местонахождения стороны сделки как способ предотвращения гражданско-правовых нарушений в сети Интернет // Современное право. 2009. N 12.
6. Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики) / Под ред. М. М. Рассолова, В. Д. Элькина, М., 2007.
7. Дашян М. С. Право информационных магистралей (Law of information highways): вопросы правового регулирования в сфере Интернет. М.: Волтерс Клувер, 2007.
8. Курбатов М. А. Электронная передача информации на базе международного стандарта ООН ЭДИФАКТ. М., 1991. С. 200.
9. См.: Зажигалкин А. В. Международно-правовое регулирование электронной коммерции: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2005; Карев Я. А. Правовое регулирование и использование электронных документов в договорных отношениях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
10. Рыков А. Ю. Гражданско-правовое регулирование сделок в глобальной компьютерной сети Интернет: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 14.
Название документа