Упорядочение судебной практики применения Закона РФ о средствах массовой информации

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Интеллектуальная собственность)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010)

Текст документа

УПОРЯДОЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ

ЗАКОНА РФ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП",

Интеллектуальная собственность)

Информационное письмо N 154

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 25 июня 2010 года

Юридическая фирма "Гольцблат БЛП" сообщает, что принято Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - Постановление, Закон о СМИ), которым упорядочен целый ряд правил, применяемых при рассмотрении дел о деятельности СМИ.

В особенности обращаем внимание на следующие нововведения, содержащиеся в Постановлении:

1. Редакция сайта в сети Интернет, зарегистрированного в качестве СМИ, не будет нести ответственность за размещенные на сайте без предварительного редактирования комментарии читателей (п. 5 ч. 1 ст. 57 Закона о СМИ, п. 23 Постановления). Комментарии читателей материалов сайта приравниваются к авторским произведениям, идущим в эфир без предварительной записи. Однако в случае поступления обращения Роскомнадзора, установившего, что размещенные комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации, редакция вправе удалить их с сайта либо отредактировать. Если же редакция этого не сделает и такие комментарии останутся доступными для пользователей сайта, правило об освобождении от ответственности применяться не будет.

Таким образом, у редакции отсутствует обязанность предварительно редактировать тексты читательских комментариев, но она несет ответственность за их содержание в случае, если имело место упомянутое обращение Роскомнадзора, однако редакция комментарии не удалила или не отредактировала.

2. В соответствии с п. 10 Постановления отказ в регистрации средства массовой информации по мотивам несоответствия его названия действительности является незаконным, так как название не подлежит оценке с точки зрения соответствия действительности, поскольку служит средством идентификации на рынке СМИ. Название может оцениваться только на предмет наличия злоупотребления свободой массовой информации в смысле ч. 1 ст. 4 Закона о СМИ.

3. Важной является позиция, высказанная относительно возможности отказа в регистрации СМИ на основании п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона о СМИ, то есть в случае, когда регистрирующим органом ранее зарегистрировано СМИ с теми же названием и формой распространения массовой информации. В п. 10 Постановления говорится, что Закон о СМИ понимает под тем же названием СМИ такое название, которое буквально совпадает с зарегистрированным ранее, но не название, сходное до степени смешения с ранее зарегистрированным. Соответственно, регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации СМИ, если его название является схожим с уже существующим названием, но не идентичным ему; проблема введения потребителей в заблуждение должна решаться соответствующими способами, предусмотренными действующим законодательством (обращение в антимонопольный орган, в суд).

4. В этой связи в п. 10 Постановления также подчеркивается, что следует различать форму и вид распространения массовой информации. Так, периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма и кинохроникальная программа представляют собой разные формы распространения массовой информации, в то время как газета, журнал, сборник, альманах, бюллетень являются разными видами одной формы распространения массовой информации - периодического печатного издания. Соответственно, например, газета и альманах с одинаковыми названиями не могут существовать одновременно.

5. В разъяснениях п. 6 Постановления, касающихся применения ст. 27 Закона о СМИ к сайтам в сети Интернет, отмечается, что по действующему законодательству сайты не подлежат обязательной регистрации как СМИ. Однако подчеркивается, что в случае, если такая регистрация произведена по желанию учредителя, на сайт распространяется требование о необходимости указывать выходные данные, в частности наименование зарегистрировавшего органа и регистрационный номер. В противном случае лица, осуществляющие распространение массовой информации через зарегистрированный как СМИ сайт, могут быть привлечены к ответственности за нарушение порядка объявления выходных данных СМИ.

6. В Постановлении также затронуты вопросы, касающиеся регулирования деятельности СМИ законодательством о рекламе. В соответствии с позицией, отраженной в п. 6 Постановления, к сайтам в сети Интернет не применяются правила распространения рекламы в теле - и радиопрограммах, установленные Федеральным законом "О рекламе". Соответственно, при наличии конфликтной ситуации невозможно ссылаться на статьи 14 и 15 данного Федерального закона. Однако в отношении зарегистрированных как СМИ сайтов применяются общие правила распространения рекламы в СМИ, установленные Федеральным законом "О рекламе", с учетом особенностей распространения информации через телекоммуникационные сети. В частности, важно иметь в виду положения ст. 5 данного Федерального закона при осуществлении рекламной деятельности посредством сайтов с официальным статусом СМИ.

Название документа