Законодательное регулирование рекламной деятельности в российском государственно-правовом пространстве: вопросы юридической ответственности

(Карягина А. В.)

("Реклама и право", 2010, N 1)

Текст документа

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ:

ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

А. В. КАРЯГИНА

Карягина А. В., соискатель Ростовского юридического института МВД РФ, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Таганрогского института управления и экономики.

В современных условиях развития социально-экономического и правового пространства, увеличения потока импорта и экспорта товаров народного потребления актуализируется вопрос об обеспечении экономической безопасности государств и защите прав потребителей. В таких условиях реклама влияет на импортно-экспортные операции в масштабах государства, формирует покупательский спрос, мотивацию поведения субъектов предпринимательской деятельности, создает стиль и деловую репутацию фирме либо коммерческой организации, определяет рынок покупательской активности населения на отечественные или зарубежные товары. Качественная реклама несомненно может оказать влияние на наполненность рынка потребления определенным видом товара. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" устанавливает, что реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему или его продвижению на рынке.

Категория "реклама", обозначающая публичную презентацию какой-либо профессиональной деятельности человека, прочно вошло в обиход россиян. Постепенно пространство рекламной деятельности расширялось, и сегодня нет ни одного человека, который бы избежал или не ощущал ее воздействия. В результате государство пытается взять этот вид бизнеса под свой контроль.

Государственная политика в области рекламы направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, в том числе на предотвращение и пресечение рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц либо вред чести, достоинству и деловой репутации граждан.

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. "О рекламе" устанавливает общие и специальные к ней требования.

При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться правила о государственном языке РФ. Реклама не должна содержать указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или местного самоуправления либо их должностными лицами; на то, что товар произведен с использованием тканей эмбриона человека; демонстрацию процессов курения и потребления алкогольной продукции.

Также в рекламе не допускается:

- использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, а также рекламы, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники;

- указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

- указание на лечебные свойства, т. е. положительное влияние на течение болезни, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг.

Не допускается реклама товаров, производство или реализация которых запрещены законодательством РФ. Запрещается также реклама товаров и услуг, являющихся наказуемыми в уголовном или административном порядке: реклама покупки или продажи органов или тканей человека; наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров; взрывчатых веществ и материалов (за исключением пиротехнических изделий); товаров, подлежащих государственной регистрации или обязательной сертификации (в случае отсутствия таковой); товаров, на производство или реализацию которых требуется получение лицензии или иных специальных разрешений (в случае отсутствия таких разрешений).

Реклама не должна побуждать граждан к насилию и жестокости, совершению противоправных действий, формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым товаром, или осуждать их, иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного и иного транспорта. Не так давно появился запрет на размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных тетрадях и дневниках.

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Эту рекламу можно назвать неэтичной.

Скрытой признается реклама, оказывающая неосознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи), а также иными способами. Она нередко присутствует в радио-, теле-, видео-, аудио - и кинопродукции, а также в иной информации, формально распространяемой не в целях рекламы. Скрытая реклама запрещена.

Большую общественную опасность представляет и заведомо ложная реклама, вводящая потребителей в заблуждение в результате отсутствия в ней части существенной информации о рекламируемом товаре или способе его приобретения и использования. Однако из Закона от 13 марта 2006 г. "О рекламе" исключено понятие "заведомо ложная реклама". Вместе с тем сходная по содержанию норма закреплена в его ч. 7 ст. 5: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Несмотря на то что понятие из Закона исключили, проблема, связанная с данной дефиницией, осталась. Опасность заведомо ложной рекламы заключается в том, что под видом продукции высшего качества происходит реализация товаров более низкого сорта или под видом оказания одной услуги лицу фактически оказывается другая, гораздо ниже оплачиваемая услуга. Заведомо ложная реклама дает искаженную информацию. Побуждая приобрести тот или иной товар, воспользоваться какой-либо услугой, такая реклама зачастую приводит своих потребителей в состояние стресса, а порой и к психическим заболеваниям, вызванным стрессом, полученным в результате, например, крушения финансовой пирамиды и потери вложенных средств.

Действующий Закон "О рекламе" предусматривает административную и гражданско-правовую ответственность за нарушение положений закона. По общему правилу скрытая реклама, т. е. реклама, которая оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не создает оснований для привлечения к уголовной ответственности. Обозначенная разновидность рекламы используется в радио-, теле-, видео-, аудио - и кинопродукции.

Как правило, не влечет уголовной ответственности и неэтичная реклама, т. е. реклама, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали, порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; порочит государственные символы (флаги, гербы, гимны), национальную валюту РФ или иного государства, религиозные символы, порочит какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность или профессию либо товар.

Согласно ч. 5 ст. 38 Закона за умышленное нарушение законодательства РФ о рекламе федеральными законами могут быть установлены иные меры ответственности, нежели административные и гражданско-правовые. По всей видимости, указанная норма предполагает возможность наступления уголовной ответственности за умышленное нарушение рекламного законодательства.

Ранее в России действовала ст. 182 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность, в том числе лишение свободы на срок до двух лет, за заведомо ложную рекламу, т. е. за использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб, которая была отменена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ. Санкции УК РФ за заведомо ложную рекламу предусматривали штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательные работы на срок от 80 до 240 часов, либо арест на срок от двух до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет, в зависимости от тяжести последствий, причиненных заведомо ложной рекламой. Уголовное наказание за заведомо ложную рекламу применялось в тех случаях, когда такая реклама вызвала для потребителя рекламы значительный материальный ущерб. Во всех остальных случаях за заведомо ложную рекламу предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц - в размере от 40 до 50 МРОТ, на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.

У специалистов, ведущих практическую деятельность в хозяйственной сфере, наличие данных уголовных санкций никогда не вызывало вопросов. Это связано с тем, что меры гражданско-правовой защиты и административной ответственности далеко не всегда позволяют эффективно решить задачу по реальной защите прав и интересов потребителей и добросовестных конкурентов, так как в большинстве они носят имущественный характер и рассчитаны на добросовестных участников гражданского оборота, обладающих достаточным имуществом, для того чтобы отвечать им по своим обязательствам (в том числе деликтным). В реальной практике часто приходится иметь дело с индивидуальными предпринимателями либо с фирмами-однодневками, которые, как правило, такового имущества не имеют либо на него невозможно обратить взыскание. По мере развития рыночных отношений в литературе высказывались предложения по совершенствованию редакции ст. 182 Уголовного кодекса РФ. Поэтому вызывает недоумение позиция законодателя, отменившего с декабря 2003 г. уголовную ответственность за заведомо ложную рекламу. К сожалению, отмена уголовной ответственности за данные деяния привела к тому, что противоправные, социально вредные деяния остались без должной реакции со стороны государства и тем самым оказались без должной защиты в экономической сфере важнейшие конституционные права личности и основополагающие принципы конституционного строя.

Анализ судебной практики также показывает, что проблема ответственности за рекламу, не отвечающую требованиям законодательства, остается актуальной. Решение указанной проблемы потребует комплексных мер. Так, посредством создания наблюдательного или экспертного совета, в качестве ограничивающего и корректирующего механизма, сократится (а в идеале будет ликвидировано) количество неэтичной, скрытой, недобросовестной, недостоверной и наиболее опасной заведомо ложной рекламы. В случае обнаружения такого вида нарушения, как заведомо ложная реклама, при условии ее умышленного создания, распространения и причинения значительного ущерба полагаем необходимым внести в уголовный закон изменения, устанавливающие меры ответственности в виде штрафных санкций, обязательных работ, ареста или лишения свободы, в зависимости от тяжести последствий.

Название документа